Формирование единого информационного пространства мирового хозяйства

Введение

Ведущие страны уделяют большое внимание информационной сфере, так как видят в этом большие перспективы. Осознав всю сущность «информационного общества», которая раскрыта во второй главе, становится ясно что XXI век станет веком глобальных перемен, информатизация уже внесла изменения практически во все сферы жизни человека и те страны которые сейчас осознают важность этого процесса, в перспективе достигнут высоких, как социальных, так и экономических показателей.

Влияние информатизации на развитие общества беспрецедентно, его масштабы столь значительны и глубоки, что влекут за собой кардинальные изменения практически во всех сферах человеческой деятельности.

На мой взгляд, трудно взвесить, чего в процессах информатизации больше — положительного или отрицательного, четких критериев для этого не существует. Тяжелая физическая работа в не слишком комфортабельных условиях, но с уверенностью, что она будет постоянным источником существования доя тебя и твоей семьи, с одной стороны, или интеллектуальный труд в комфортабельном офисе, но без уверенности в завтрашнем дне. Что лучше? Конечно, вряд ли стоит уподобляться английским рабочим, ломавшим в конце XVIII века станки, лишавшие их работы, но правительство и общество обязаны помнить об отрицательных социальных последствиях информатизации и научно-технического прогресса в целом и искать компенсационные механизмы.

Целью данной работы является изучение формирование единого информационного пространства мирового хозяйства.

Объектом исследования является мировое хозяйство.

Предметом исследования являются процесс информатизации.

1. Информатизация обществ

На сегодняшний день условием для развития экономической системы становится трансформация и модернизация современного общества вызванная обширным, глубоким проникновением современных информационных технологий во все сферы деятельности общества, особенно в ее экономическую составляющую. При этом происходящие в настоящее время процессы трансформации общественного развития, под влиянием новейших информационных технологий, столь фундаментальны и глобальны, что, кроме положительного влияния, закономерно несут с собой серьезные проблемы, угрозы и риски в случае недооценки новых факторов и условий. Кроме того необходимо читывать, что темп и скорость преобразований настолько высоки и динамичны, что, если не принять во внимание характер происходящих глобальных изменений сегодня, завтра догнать и исправить складывающуюся ситуацию будет невозможно: не будет ни времени, ни возможностей.

1.1 Особенности формирования ЕИП

Новая экономическая система формируется в условиях функционирования информационного общества.

Под информационным обществом можно рассматривать общество, в котором информация становится основой для сдвигов в области производства, знаний, технологий, которые несет глобальная информатизация. При этом главными движущими силами становления и развития информационного общества становятся технологии получения и практического применения новых знаний в общественной жизни и производстве, а также технологии формирования, обработки, обмена и практического использования информации в целях повьппения уровня социально-экономического развития производства и общества в целом.

1.2 Проблемы развития информационного общества в России

В соответствии с указанным определением информационного общества можно выделить некоторые ключевые проблемы и условия развития информационного общества в условиях России.

Во-первых, для формирования информационного общества необходимо развертывание единого информационного пространства. В рамках информационного общества создается информационная экономика, которая связана с автоматизированной обработкой данных, обменом по каналам связи и практическим использованием информации. Эти требования диктуют необходимость создания и ведения в стране единого информационного пространства формализованных данных, когда локальные сети предприятий соединены в общую глобальную сеть.

Во-вторых, для формирования информационного общества необходимо ведение и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства формализованных данных, потому что при отсутствии данного условия не может быть организовано и обеспечено практическое осуществление процесса взаимообмена между различными объектами и субъектами информационного взаимодействия необходимой информацией.

В-третьих, для развития информационного общества его главной основой являются информационно-коммуникационные технологии, реализующие обмен информацией между всеми элементами информационного общества, базой которых на сегодняшний день является глобальная информационная сеть Интернет. Создание информационной экономики, на базе широкого внедрения цифровых методов обработки информации в различных отраслях экономики, что объективно приводит в информационном обществе к:

  • повышению скорости реакции на внешние и внутренние изменения и оперативности принятий управленческих решений;
  • повышению точности и качества выполнения непосредственных производственных операций;
  • повышению производительности производственного оборудования;
  • снижению трудоемкости человеческого труда, используемого в непосредственном производстве промышленных изделий, товаров и услуг;
  • созданию полностью автоматизированных производств за счет компьютеризации и роботизации производственных операций;
  • существенному сокращению сроков производства промышленностью конечных изделий и товаров, за счет сокращения сроков разработки, испытаний и постановки на серийное производство создаваемых промышленных изделий и товаров, а также непосредственного их серийного изготовления;
  • снижению себестоимости и повышению рентабельности производства создаваемых промышленных изделий, товаров и услуг;
  • повышению конкурентоспособности создаваемых промышленных изделий и товаров, за счет повышения их качества, а также функциональных и эксплуатационных характеристик.

Информационное общество в своем становлении и развитии базируется на знаниях, поэтому четвертым условием развития информационного общества является решение двух взаимосвязанных постоянных фундаментальных цивилизационных проблем:

 

  • прогноз развития существующих знаний во всех областях человеческой деятельности, накопленных за предшествующие периоды социально-экономического развития;
  • формирование новых знаний и их последующим практическим использованием в социально-экономической деятельности человека, в том числе с использованием технологии форсайт;
  • прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг.

 

Прогноз развития накопленных знаний осуществляется человечеством постоянно на всех этапах социально-экономического развития. При этом для осуществления прогноза существующих знаний в какой-либо анализируемой конкретной сфере человеческой деятельности использовался и продолжает использоваться информационно-логический способ, базирующийся на синтаксическом (количественном) анализе человеком обрабатываемой им информации. На результаты такого прогноза весьма существенное влияние оказывает субъективный фактор (человека-эксперта, непосредственно осуществляющего прогноз), который устранить в полной мере (для получения объективного прогноза) пока еще не удавалось.

При этом, если ранее, на всех предшествующих этапах социально­экономического развития человечества, информационно-логический способ синтаксического (^количественного) анализа обрабатываемой человеком информации был объективно предопределен (как единственно возможный способ прогноза развития существующих знаний), то в настоящее время, созданные человеком современные мощные программно-информационные комплексы и системы обработки информации различного класса и назначения, открывают возможность разработки и применения для решения указанных выше двух постоянных фундаментальных цивилизационных проблем, уже совершенно нового способа анализа информации, — семантического (т.е. смыслового) способа анализа обрабатываемых массивов синтаксической (текстовой) информации, который неизбежно сменит синтаксический способ, и который позволит, во-первых, на основе проведенного смыслового анализа обрабатываемой информации осуществлять объективный прогноз развития существующих знаний, и, во- вторых, на основе этого прогноза формировать новые знания.

Создание в России информационного общества, а соответственно информационной экономики, сопряжено и с рядом ключевых проблем. Анализ западного опыта, а также состояния развития информатизации в России, позволил нам выделить следующие ключевые проблемы формирования информационного общества.

Первой комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества, для любой страны, в том числе и для России, является проблема формирования и ведения единого информационного пространства формализованных данных.

Отсутствие же, в настоящее время, у нас в стране условий для практической реализации информационной экономики обуславливает, тем самым, вторую комплексную ключевую проблему формирования и развития информационного общества, а именно — создание всех необходимых условий для использования в производственном оборудовании и промышленных технологиях современных средств и методов цифровой обработки информации, на основе которых, может быть создана в Российской Федерации информационная экономика.

Третьей комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества в нашей стране является проблема создания и развертывания во всех регионах Российской Федерации и во всей стране в целом — необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет. При этом, в рамках решения этой комплексной ключевой проблемы, необходимо решить также проблему преодоления «цифрового разрыва» различных регионов Российской Федерации.

Данная проблема имеет две стороны своего проявления. Первая — это развертывание в стране всех необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет.

А вторая сторона — это преодоление цифрового разрыва различных групп населения, городов и регионов Российской Федерации, и связана она, во-первых, с различными их возможностями доступа к информационным технологиям и ресурсам, и использованием последних при реализации процессов своей жизнедеятельности, и, во-вторых, с разрывом информационного пространства взаимодействующих между собой автоматизированных и информационных систем различных объектов и субъектов информационного взаимодействия.

Главной причиной цифрового разрыва различных социальных групп населения (а практически основной массы социально и производственно активного населения страны) с различными возможностями доступа к информационным технологиям и их использованию при реализации процессов своей жизнедеятельности, является, прежде всего, чрезвычайно низкии уровень жизни большинства населения нашей страны в целом. И для преодоления этой стороны проблемы цифрового разрыва должно быть обеспечено, в качестве главного фактора и условия, существенное повышение жизненного уровня большинства социально и производственно активного населения страны до уровня, на котором оно будет способно стать активным субъектом информационного общества.

Четвертой же ключевой проблемой становления и развития информационного общества для любой страны, и для нашей в том числе является проблема разработки принципиально новой технологии формирования новых знаний — как базовой фундаментальной основы информационного общества.

Формирование информационного общества без должного внимания к данному процессу может создать ряд угроз. Можно классифицировать угрозы перехода России к информационному обществу, а соответственно и к информационной экономике по следующим признакам:

по характеру источников угроз:

  • внешние угрозы, источники (действия) которых находятся за пределами границ Российской Федерации;
  • внутренние угрозы, источники (действия) которых находятся на территории Российской Федерации;

по вероятности реализации:

  • реальные угрозы, которые уже осуществляются или могут осуществляться в любой момент времени;
  • потенциальные угрозы, которые могут быть реализованы при определенных условиях;
  • мнимые угрозы, которые в результате неверной оценки информации (дезинформации) интерпретируются как данность при их реальном отсутствии;

экономические угрозы — явления, процессы и действия, ведущие к деградации хозяйства Российской Федерации, снижению жизненного уровня большинства населения страны, подрыву социально-политической стабильности, утрате экономических позиций на внутригосударственном и международном рынках;

экологические угрозы:

  • непосредственные опасности нарушения устойчивости и надежности экосистем в результате человеческой деятельности или естественных катастроф, которые могут привести к необратимым изменениям окружающей природной среды;
  • информационные угрозы — факторы, создающие опасность функционированию, сохранению и развитию информационной инфраструктуры страны;

техногенные угрозы — возможные физические, химические и механические воздействия на население страны и среду обитания в результате производственной деятельности человека, а также аварий (катастроф) на предприятиях;

по масштабу (уровню) действия:

  • глобальные — в мировом масштабе;
  • региональные — в масштабе какого-либо одного региона мира;
  • субрегиональные — в масштабе нескольких регионов мира;
  • государственные — в масштабе Российской Федерации в целом;
  • локальные — в пределах одного отдельного субъекта Российской Федерации (края, области, округа).

Угрозы перехода России в информационное общество могут иметь различный характер и вызывать различные по значимости и объему последствия. В зависимости от наличия угроз изменяться и их значимость для удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также обеспечения безопасности социально-экономического развития страны в целом.

Нейтрализовать и устранить все угрозы не представляется возможным, но их можно и нужно предвидеть, попытаться снизить их влияние. Поэтому очень важным является правильное и своевременное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволит наиболее оптимально распределить ресурсы, обеспечивающие реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также безопасности социально-экономического развития Российской Федерации.

Ранжирование угроз, прогнозирование степени угроз и возможных последствий их реализации, а также мероприятия по нейтрализации угроз являют собою суть очень сложного процесса управления рисками.

Таким образом, подводя итог рассмотрению структуры и состава угроз перехода Российской Федерации в информационное общество, необходимо подчеркнуть, что их анализ и оценка по всем основным видам и сферам общественной жизни „ человеческой деятельности должны быть обязательными в деятельности соответствующих государственных структур, что позволит обеспечить своевременное и адекватное реагирование на них и их дальнейшую их нейтрализацию.

2. Формирование единого информационного пространства мирового хозяйства

Рассматривая как функционирует мировое хозяйство, мы обнаруживаем, что взаимозависимость всех государств приняла такие масштабы, которые делают бесполезными войны для решения экономических споров, а путь к всемирной интеграции — единственно возможный для человечества.

Английский историк Джон Тойнби писал, что все великие цивилизации рождались в ответ на брошенный историей вызов. Не сумев достойно ответить на него, они гибли. Сейчас такой вызов брошен цивилизации всей Земли. Это вызов экономическому сближению, следствием которого станут огромные перемены в политике, системе образования, в остальных сферах жизни.

Процесс экономического сближения имеет длительную предысторию развития человечества на планете. Для человечества все более далекие регионы оказывались доступными, и все меньше времени уходило на то, чтобы достичь самых отдаленных точек планеты. Замечено, что расцветали не те цивилизации, которые находились в благоприятных природных условиях, а те, которые занимали выгодное географическое положение, способствовавшее развитию торговых связей между странами, находились на пути следования потоков товаров или имели удобные морские порты.

В давние времена люди бороздили моря и океаны в поисках новых земель, движимые не только любознательностью, но и стремлением выгодно обменять товар. Именно экономические побуждения к выгодному товарообмену лежали в основе великих географических открытий, прокладывали первые тропы на пути возникновения мирового хозяйства.

НТП (изобретение парового двигателя, появление железных дорог, самолетов) позволил резко увеличить количество перевозимых на дальние расстояния грузов и пассажиров. Совершенствование средств коммуникаций (телеграфа, телефона, телевидения, радиовещания, охвативших всю планету), расширило информационное пространство человечества. (Телефакс, электронная почта, интернет дают возможность молниеносно наладить связь с зарубежными деловыми партнерами. Используя спутниковую связь, не выходя из своего дома, инженеры и ученые, врачи могут консультировать коллег на другом краю Земли, могут обмениваться документами, текстами, файлами, вести операции).

Технические средства, сократив расстояния между людьми, облегчили достижение комфорта, сделали жизнь полнее, интереснее, облегчают ее. Наша планета стала как бы меньше, уютнее и более обжитой для человека.

2.1 Значение ЕИП в международных экономических отношениях

Это сказалось и на отношениях между государствами. От торговли они переходят ко все более сложным формам экономических связей, все теснее переплетаются хозяйственные интересы: появляются международные фирмы и многие товары производятся из деталей, созданных в разных странах людьми, имеющими разный уровень образования и профессиональной подготовки. Новые формы разделения труда помогли «выделить» в производстве практически любого изделия простые детали и операции, не требующие высокой квалификации, и сложные, для осуществления которых необходима высочайшая квалификация.

Возникли многочисленные международные торговые фирмы, банки, созданы межгосударственные организации, координирующие торговлю, изменение валютных курсов, помощь слаборазвитым странам.

Однако, экономические международные отношения, развиваясь, вынуждены преодолевать противоречия. Складывающийся мировой рынок напоминает сеть клеток единого живого организма, повреждение части из них может привести его к гибели. Каждый из субъектов экономики — СЭ — (государство или фирма) живет своей собственной жизнью, конкурирует с другими за получение большего количества ресурсов. Но, анархичный рост одних СЭ за счет других или конкурентная борьба, наносящая серьезный ущерб какому-либо партнеру-сопернику, в условиях мирового хозяйства означает удар по самим себе.

Это связано с тем, что хозяйства многих стран срослись друг с другом, особенно это касается промышленно развитых стран. В каждой из них не менее 30 % предприятий (а в наукоемких отраслях этот процент еще выше) принадлежат иностранному капиталу. Либо это совместные с ним предприятия, либо они работают на экспорт, либо в значительной степени они зависят от импорта. Одни и те же крупные фирмы имеют и полностью принадлежащие им отделения в других странах, и совместные с местными предпринимателями из третьих стран филиалы, и кооперативные соглашения с десятками местных производителей, и тысячи фирм-субподрядчиков, работающих на них в различных государствах. В этих условиях любые правительственные экономические действия: усиление таможенных барьеров, девальвация или ревальвация валюты, изменение условий кредитования ударят не только по конкурентам из-за рубежа, но рикошетом попадут по отечественным фирмам.

Необходимость координации действий правительств усиливается наличием глобальных проблем, решать которые человечество может только совместными усилиями. В первую очередь, это экологические проблемы. Одна и та же река может протекать через территории разных стран. Вредные выбросы, осуществляемые фирмами в одном государстве, испортят питьевую воду, уничтожат ценную рыбу, нанесут ущерб здоровью людей всех близлежащих государств. Авария на Чернобыльской АЭС привела к заболеванию сотен людей на Украине, в Белоруссии, России, засорила земли Болгарии. Приходится в прямом смысле слова «всем миром» оберегать воздух, землю и воду, бороться с тяжелыми болезнями. Общей задачей является освоение космоса, изобретение технологий по утилизации бытовых и промышленных отходов, использованию вторичных ресурсов. Дороговизна многих научных исследований заставляет объединиться для их проведения десятки фирм и государств (космос, авиация).

Если прежде в экономических теориях международные производственные отношения считали вторичными, зависимыми от тех, которые существуют внутри стран-партнеров, то теперь в корне изменилась точка зрения на эти отношения. Экономические процессы, протекающие внутри каждого государства, должны «подстраиваться» под течение мирового экономического и технологического процесса, если государство не хочет, чтобы его экономика отстала от мирового уровня.

Построение глобального информационного общества — объективный процесс, ведущий к формированию единого мирового экономического пространства, взаимосвязанному функционированию мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда.

2.2 Стратегия развития информационного общества в РФ

Наша страна разделяет концептуальные положения и принципы Окинавской хартии, Декларации принципов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева,2003 — Тунис,2005) и прилагает серьезные усилия для опережающего информационного развития. Сегодня в российском обществе складывается отчетливое понимание того, что только доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Информационное развитие страны имеет для нее и важнейшее геополитическое значение.

Территория России — это естественный мост между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР). Ее размеры и огромные естественные ресурсы таят в себе громадные возможности будущего развития. Территория России должна стать регионом, объединяющим два мировых экономических центра. Путь к эффективному использованию выгодного географического положения лежит через создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры на всей территории нашей страны и, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке, без чего не удастся повернуть основные потоки экономического и культурного обмена между АТР и Европой через российскую территорию, обеспечить безопасность страны, ускоренное экономическое и социальное развитие этих регионов, усилить свое влияние на мировые и региональные дела как субъекта геополитики и важнейшего звена мирового хозяйства.

Информационное развитие предопределяет трансформацию всех существующих экономических, социальных и политических институтов. В настоящее время ИСА РАН и РИО-центром подготовлен проект Национальной стратегии информационного развития, определяющий приоритетные направления деятельности в сфере использования информационных технологий во всех областях жизни российского общества.

Как подчеркивается в проекте Национальной стратегии информационного развития России, базовые, конечные цели информационного развития состоят в следующем:

  1. Укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов.
  2. Создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением.
  3. Становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в науке и образовании в социальной и культурной сферах.
  4. Повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития на базе широкого внедрения сетевых ИКТ и расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях.
  5. Создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
  6. Предотвращение террористических и криминальных угроз в информационной сфере.

В проекте Стратегии сформулированы следующие приоритетные направления:

  1. Развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры, как технологической базы экономического, социально- политического и культурного развития страны.
  2. Развитие отечественного рынка и отрасли ИКТ для максимального удовлетворения потребности общества в высококачественной технике, программных продуктах и услугах за счет активного участия государства в создании привлекательных экономических, правовых, социальных, организационных и других условий в целях стимулирования отечественных производителей и продвижения российской продукции на внутренний и мировой рынки.
  3. Широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления, предполагающее решение следующих основных задач: интеграция в единую вертикальную сеть корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных регулярно обновляемых баз данных управленческой информации на основе электронного документооборота. Предоставление гражданам и организациям общедоступной правительственной, административной и правовой информации, повышение результативности интерактивного взаимодействия органов власти на всех уровнях системы государственного управления, а также их диалога с гражданами, с субъектами экономической деятельности и институтами гражданского общества.
  4. Выявление и анализ конкретных угроз информационной безопасности России и создание в стране единой многоуровневой общероссийской системы обеспечения информационной безопасности, в которой действуют единые правовые нормы и механизмы защиты информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных прав граждан.
  5. Обеспечение равноправного участия России в международном сотрудничестве по построению глобального информационного общества.
  6. Совершенствование и развитие нормативного правового регулирования процессов информационного развития. Важнейшими задачами здесь являются: закрепление правовых гарантий реализации конституционных прав граждан на получение информации и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также о решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы; обеспечение защиты конфиденциальной информации, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (защита персональных данных); юридическое закрепление механизмов эффективного партнерского сотрудничества государственных предприятий и организаций с коммерческими структурами, работающими на отечественном и мировом рынках ИКТ; правовое регулирование в области формирования, хранения и использования национальных информационных ресурсов и усовершенствование норм, регулирующих ответственность за правонарушения в сфере производства, хранения, распространения и использования информации; защита интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, прежде всего, прав производителей, распространителей и пользователей ИКТ, информационных продуктов и услуг.

В результате реализации стратегии можно ожидать:

  1. Устранения информационного неравенства регионов и создания условий для ускорения их социально-экономического развития. При благоприятных политических и социально-экономических сценариях развития страны этот результат может быть получен в течение 8-10 лет.
  2. Существенного повышения качества государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, реализации эффективных механизмов взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом. Этот результат может быть достигнут в течение ближайших 3-5 лет.
  3. Преобразования существующего экономического уклада в инновационную экономику, свойственную информационному обществу и базирующуюся на массовом использовании информации, знаний, перспективных инфокоммуникационных технологий, а также на существенном увеличении инвестиций в развитие науки и наукоемких технологий. При благоприятном сценарии социально-экономического развития такие преобразования могут занять 8-10 лет.
  4. Существенного повышения безопасности функционирования объектов и элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры, автоматизированных информационных систем, создания системы обеспечения безопасного функционирования объектов информационно­коммуникационной инфраструктуры и предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере. Для достижения этих результатов потребуется ориентировочно 5-8 лет.

Информационное развитие есть одна из главных предпосылок успеха в решении также актуальных текущих задач социально-экономического развития страны: формирования прогрессивной структуры экономики и существенного увеличения ВВП, роста конкурентоспособности предприятий государственного и частного сектора, создания принципиально новых возможностей для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, превращения ИКТ в фактор экономического роста. Реализация приоритетных направлений информационного развития является необходимым условием для включения российской экономики на равноправной основе в мировую систему разделения труда. Только при опережающем информационном развитии могут быть созданы и реализованы достаточные экономические условия и механизмы для создания в России современного, высоко развитого рыночного хозяйства. Особое внимание должно быть уделено комплексу мер по укреплению партнерских отношений государства, научно­образовательного сообщества, бизнеса, общественных организаций и населения в реализации стратегии информационного развития. Национальная стратегия информационного развития должна служить концептуальной основой для разработки и систематической корректировки социально- экономической политики России и формирования предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу, создания его технологического базиса.

Заключение

Сегодня условием для эволюционно-революционного развития экономической системы становится трансформация и модернизация современного общества, вызванная обширным, глубоким проникновением современных информационных технологий во все сферы деятельности общества и особенно в ее экономическую составляющую. При этом, происходящие в настоящее время, под воздействием информационных технологий, процессы трансформации общественного развития столь фундаментальны и глобальны, что, кроме положительного влияния, закономерно несут с собой серьезные проблемы, угрозы и риски в случае недооценки новых факторов и условий. Также необходимо учитывать, что темп и скорость преобразований столь высоки и динамичны, что, если не учесть характер происходящих глобальных изменений сегодня, завтра догнать и исправить складывающуюся ситуацию будет невозможно: не будет ни времени, ни возможностей.

В России информационное общество развивается относительно успешно. Принятая в 2002 году Правительством РФ Федеральная Программа «Электронная Россия 2002-2012 гг.» дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

  1. Информация всё больше становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
  2. Сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.
  3. В целом в стране растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации.
  4. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей.
  5. В общественном мнении сложилось понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.

По-моему мнению, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса, редко бывают однозначными. Рассмотрим, например, такие социальные последствия информатизации как рост производительности труда, интенсификацию труда, изменение условий труда. Все это, с одной стороны, улучшает условия жизни многих людей, повышает степень материального и интеллектуального комфорта, стимулирует рост числа высокообразованных людей, а с другой — является источником повышенной социальной напряженности. Например, появление на производстве промышленных роботов ведет к полному изменению технологии, которая перестает быть ориентированной на человека. Тем самым меняется номенклатура профессий. Значительная часть людей вынуждена менять либо специальность, либо место работы — рост миграции населения характерен для большинства развитых стран. Государство и частные фирмы поддерживают систему повышения квалификации и переподготовки, но не все люди справляются с сопутствующим стрессом. Прогрессом информатики порожден и другой достаточно опасный для демократического общества процесс — все большее количество данных о каждом гражданине сосредоточивается в разных (государственных и негосударственных) банках данных. Это и данные о профессиональной карьере (базы данных отделов кадров), здоровье (базы данных учреждений здравоохранения), имущественных возможностях (базы данных страховых компаний), перемещении по миру и т.д. (не говоря уже о тех, которые копят специальные службы). В каждом конкретном случае создание банка может быть оправдано, но в результате возникает система невиданной раньше ни в одном тоталитарном обществе прозрачности личности, чреватой возможным вмешательством государства или злоумышленников в частную жизнь. Одним словом, жизнь в «информационном обществе» легче, по-видимому, не становится, а вот то, что она несоизмеримо быстро меняет условия существования всего, что нас окружает, требует от нас мгновенной адаптации, гибкости и способности быстро изменится в нужную сторону. Проживая в самом центре описанных выше процессов, взвесить, чего в них больше — положительного или отрицательного, да и четких критериев, как мне кажется, для этого не существует. Тяжелая физическая работа вне комфортабельных условий, но с уверенностью, что она будет постоянным источником существования для тебя и твоей семьи, с одной стороны, или интеллектуальный труд в комфортабельном офисе, но без уверенности в завтрашнем дне. Конечно, не стоит уподобляться английским рабочим, ломавшим в конце XYIII века станки, лишавшие их работы, но правительство и общество обязаны помнить об некоторых отрицательных социальных последствиях информатизации и научно-технического прогресса в целом, находя компенсационные механизмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: