Манипулирование ценами и использование инсайдерской информации на финансовых рынках

На протяжении уже нескольких десятков лет основным из индикаторов состояния любого экономического субъекта — от сравнительно небольшой компании до целых континентов — является рост котировок ценных бумаг на финансовом рынке. Этот сектор представляет собой своеобразную лакмусовую бумагу всей мировой экономики: ни один экономический рост, ровно как и ни один экономический кризис не прошли, не отразившись на курсах мировых ценных бумаг. Состояние рынка ценных бумаг отражает состояние экономики в целом, что позволяет выявить тенденцию возможных изменений в будущем. И чем эффективнее регулируется рынок, тем точнее можно определить его реальное положение. Именно поэтому, любой регулятор рынка ценных бумаг в числе своих первостепенных задач ставит противодействие торговым практикам, разрушающим целостность и эффективность рынка.

Еще в начале XX века некоторые участники фондовых рынков придумывали и приводили в действие различные схемы махинаций с целью получения дополнительной выгоды. В результате осознав, что подобные операции крайне негативно сказываются не только на торговле ценными бумагами, но и на экономической стабильности в целом, регулирующие органы начали искать способы выявления и пресечения подобных действий в будущем. Однако в ответ на новые санкции регуляторов участники рынка придумывают новые способы незаконной торговли. Между тем, специфика запрещенных торговых практик, равно как и их отслеживание, не меняются, поскольку подобные практики представляют собой манипулирование ценами на рынке и использование инсайдерской (служебной) информации.

Инсайдерские сделки на рынке ценных бумаг возникают при информационной асимметрии, когда некоторые участники рынка, в данный момент владеющие еще никому не известной существенной информацией, пытаются извлечь выгоду в будущем посредством соответствующего инвестирования. Такие сделки практически всегда обеспечивают прибыль, но в силу нарушения принципа равного доступа к информации на рынке, они запрещены. Манипулятивные сделки совершаются посредством искусственного воздействия на цены обращающихся на рынке активов. Нарушается естественное рыночное ценообразование, искажение курсовых значений ценных бумаг, что, в конечном счете, заставляет остальных участников рынка покупать или продавать ценные бумаги или товары по ценам, которые не могли бы сложиться при честном ценообразовании. Потому манипулирование на рынке ценных бумаг также незаконно.

Существует множество видов и подвидов запрещенных торговых практик. Актуальность проблеме использования незаконных операций на рынке ценных бумаг России придал недавно вышедший закон № 224-ФЗ, регулирующий инсайд и манипулирование. До его принятия в российском законодательстве защита прав инвесторов и эмитентов осуществлялось посредством федерального закона от 22.04.1996 № э9-ФЗ «О рынке ценных бумаг» путем применения статей, регулирующих служебную тайну, а так же федерального закона от 29.07.04 № 98- ФЗ «О коммерческой тайне». Однако, как показывала практика, применение этих законов к инсайдерской информации, на которую распространялся режим коммерческой или служебной тайны, не помогало защитить ее от неправомерного использования. Более того, мошенничество на рынке ценных бумаг почти никак законодательно не регулировалось: инсайд и манипулирование рынком были нормой фондового рынка до середины 2010 года. Принятие закона № 224-ФЗ изменило ситуацию. На фоне непрекращающихся дискуссий по поводу эффективности этого закона и очередного усиления мирового экономического кризиса на практике инсайдеры и манипуляторы совершенствуют свою деятельность. Последней преградой на их пути стоит регулятор в лице ФСФР.

Инсайдерские сделки как следствие неправомерного использования служебной информации на рынке ценных бумаг

Одним из главных условий справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг является равный доступ участников рынка к финансовой информации. Это способствует большему доверию к рынку со стороны его участников. Любая информация считается инсайдерской, если она недоступна общественности, относится к очень существенным факторам деятельности компании, и ее опубликование могло бы значительно повлиять на изменение курса ценных бумаг на рынке. Данные еще неопубликованной финансовой отчетности, смена руководства, слияние с другой компанией — наиболее распространенные примеры инсайдерской информации. Носителями и пользователями инсайдерской информации являются инсайдеры — лица, имеющие доступ к служебной информации или непосредственно связанные с компанией-эмитентом, способные использовать закрытые от публики сведения для совершения спекулятивных сделок с ценными бумагами компании. К инсайдерам обычно относятся:

  • лица, являющиеся членами органа управления компании-эмитента либо связанного с этой компанией профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • аудиторы компании-эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • служащие госорганов, имеющие доступ к служебной информации компании-эмитента в силу служебных полномочий.

В качестве инсайдера в зависимости от специфики законодательства какой- либо конкретной страны могут выступать акционеры, различные директоры, управленческий персонал, а также родственники всех вышеуказанных лиц. Последних обычно называют вторичными инсайдерами. В частности, согласно статье 4 федерального закона . «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к инсайдерам в России принято относить:

  • эмитентов и управляющие компании;
  • организаторов торговли, различные клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации, которые занимаются осуществлением расчетов по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших инсайдерскую информацию от клиентов;
  • членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, членов ревизионной комиссии юридических лиц;
  • органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные денежные средства в финансовые инструменты, Банк России;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление вышеуказанных лиц и другие.

Неоспоримое преимущество обладателя инсайдерской информацией заключается в том, что он раньше и точнее других участников рынка может предположить вероятное изменение курса ценной бумаги эмитента в обозримом будущем.

В январе 2011 года ФСФР опубликовала перечень информации, которая в дальнейшем официально признавалась инсайдерской. К инсайду регулятор принял решение относить информацию:

  • эмитентов ценных бумаг, торгующихся на рынке ценных бумаг;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с доминирующим положением на рынке;
  • клиринговых и кредитных организаций, бирж;
  • депозитариев, брокеров и доверительных управляющих, которые занимаются операциями с финансовыми инструментами в интересах клиентов.

В список инсайдеров также вошли рейтинговые и информационные агентства. Необходимо также понимать, что к инсайдерской — или служебной — информации относятся любые факты деятельности компании, способные как-то повлиять на формирование курсовой стоимости ценных бумаг эмитента. В число таких фактов могут входить:

  • информация о готовящейся эмиссии ценных бумаг или выплате доходов по ним;
  • информация о существенных изменениях в структуре собственников/держателей ценных бумаг (к примеру, появление владельца контрольного пакета акций);
  • информация об увеличении или уменьшении стоимости активов эмитента в результате проведения разовых сделок, значительно повлиявших на прибыль / убыток компании, и т.д.

Наглядным примером существенного влияния информации на стоимость ценных бумаг компании является увеличение стоимости обыкновенных акций компании АвтоВАЗ на 17,41% 7 декабря 2012 года после появления информации в СМИ о возможном приобретении контрольного пакета акций компании концерном Renault-Nissan. 8 декабря акции показали новый рост на 5,93%, на следующий день — падение котировок, затем очередной стремительный отскок вверх, а затем бумаги медленно начали дешеветь, к 13 марта 2013 года цена закрытия обыкновенных акций компании АвтоВАЗ вернулась к отметке собственной цены открытия 7 декабря 2012 года.

Вышеизложенная информация стала известна публике 6 декабря 2012 года примерно в 18.00-18.30 по московскому времени, когда основная торговая сессия на ММВБ близилась к завершению. В конечном счете, эта информация позволила компании завершить торговый день в значительном плюсе, прибавив 1,81%. Но кто бы мог подумать, что на следующий день акции компании ждет куда больший взлет, а дневной объем торгов по сравнению с показателем предыдущего дня увеличится почти в 15 раз. Любой инсайдер мог бы приобрести акции компании не позднее второй половины дня 6 декабря 2012 года, а через 2 дня продать их под конец торгового дня, увеличив сумму своих начальных инвестиций примерно на четверть.

Безусловно, ФСФР тщательно расследовало декабрьский ажиотаж торговли акциями АвтоВАЗа. Но в результате ее внимание привлекло другое декабрьское событие, связанное с компанией. В декабре ряд СМИ со ссылкой на ООО «ЛАДА ФАВОРИТ» сообщали, что «АвтоВАЗ» объявляет об обратном выкупе своих акций у физических лиц. В сообщении была указана цена, объем выкупаемых акций и схема обратного выкупа. Пресс-служба «АвтоВАЗа» сообщила, что автоконцерн не объявлял об обратном выкупе акций и любые объявления и сообщения на эту тему не соответствуют действительности и являются провокацией. На одной из пресс-конференций заместить начальника управления информацией и мониторинга финансового рынка ФСФР Денис Гавинский заявил о выявлении возможных новых видов манипулирования, а также о наличии возможных подельников по «делу АвтоВАЗа».

Существуют следующие три наиболее типичных вида инсайдерских сделок:

  • покупка ценной бумаги инсайдером на фоне полученной им служебной информации, которая в ближайшем будущем будет позитивно интерпретирована финансовым рынком и приведет к повышению курса этой ценной бумаги;
  • продажа ценной бумаги при. прямо противоположной ситуации, когда информация, скорее всего, будет негативно воспринята участниками рынка, и курс бумаги снизится;
  • использование различных манипулятивных схем с учетом имеющейся информации.

Инсайдер всегда исходит из того, что реакция рынка на то или иное событие зачастую вполне прогнозируема. Существуют следующие примеры прогнозируемого прецедента инсайдерской сделки:

  • появление информации об улучшении финансового положения эмитента;
  • объявление об увеличении размера выплачиваемых дивидендов;
  • заявление о грядущем приобретении компании-эмитента;
  • объявление о выпуске новой продукции;
  • информирование общественности о переизбрании нового директора компании, известного своими профессиональными качествами, и т.д.

Все вышесказанные случаи сулят рост курса ценных бумаг эмитента. Соответственно, обратная информация будет, напротив, неблагоприятной для компании-эмитента и обернется снижением курса ценных бумаг. Таким образом, инсайдерская информация является одним из рычагов воздействия на цены обращающихся на рынке активов. Вместе с тем, ее использование во всех странах мира считается незаконным, так как это не соответствует принципам свободной рыночной торговли. Главной опасностью, которую таит в себе инсайд, является непредсказуемость последствий его применения.

Особенности возникновения манипулирования на рынке ценных бумаг

Манипулированием рынком называется деятельность на рынке ценных бумаг (ином финансовом рынке), целью которой является извлечение выгоды из нарушения принципа открытого и честного конкурентного установления цены, побуждение других участников рынка покупать или продавать ценные бумаги или иные товары по несправедливым ценам, которые бы не смогли сложиться на данном уровне на открытом и честном рынке.

Манипулятивные сделки искажают ценообразование торгуемых финансовых активов, которые становится невозможно объективно оценивать с применением фундаментального или технического анализа, что, в конечном счете, создает ложную информацию о ситуации на рынке и вводит в заблуждение инвесторов. В силу того, что нарушаются принципы честности, этичности и равенства возможностей инвесторов, подобные сделки принято считать запрещенными торговыми практиками.

Манипулятор — исполнитель манипулятивной сделки — может преследовать три цели:

  • повышение курса продаваемой ценной бумаги;
  • понижение курса ценной бумаги при совершении продаж без покрытия;
  • стабилизация курсовой стоимости ценной бумаги (наиболее часто используемая практика при андеррайтинге ценных бумаг).

В роли манипуляторов могут выступать различные профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, управляющие компании и т.д. Заинтересованными в манипулировании могут быть эмитенты ценных бумаг, стремящиеся установить наиболее высокую цену на собственные финансовые активы, а также инвесторы, желающие приобрести определенные ценные бумаги по наиболее низкой цене.

Манипулирование на рынке ценных бумаг может осуществляться за счет использования информации или осуществления определенных сделок. Информационное манипулирование представляет собой передачу недостоверной информации участникам рынка ценных бумаг в форме публикации заявлений, прогнозов, инвестиционных рекомендаций, распространения слухов, рекламы и т.д. К примеру, распространение новости о вероятном падений или росте курса определенной ценной бумаги на рынке для совершения впоследствии операций с более выгодной собственной позицией — наиболее широко используемый вариант информационного манипулирования. Кроме того, сокрытие существенных фактов и сведений, способных повлиять на изменение курса ценной бумаги, также принято считать информационным манипулированием.

Манипулирование, основанное на совершении сделок, заключается в деятельности брокера, дилера, заинтересованного либо аффилированного лица, которая направлена на изменение курсовой стоимости ценных бумаг, приводящей, в конечном счете, к дестабилизации ситуации на рынке ценных бумаг. Существует множество видов манипулятивных сделок на рынке ценных бумаг. Ниже представлены наиболее распространенные из них.

Корнер — манипулятивная практика, применяемая в отношении биржевых активов, торгуемых в ограниченном количестве на рынке. Манипуляторы играют на повышение и начинают скупать ценную бумагу. Игроки на понижение эту же ценную бумагу продают, полагая, что ее стоимость переоценена, и в скором времени последует ее стремительное падение. Будучи уверенными в своих прогнозах, игроки на понижение совершают продажи без покрытия, надеясь в скором времени откупить свои позиции ввиду падения курса ценной бумаги. Однако к моменту расчетов выясняется, что абсолютно все запасы ценной бумаги находятся во владении покупателей, которым игроки на понижение недавно продали ценные бумаги по завышенным ценам. В результате, продавцам ничего не остается, как выкупить эти ценные бумаги по очень высокой стоимости или пойти на урегулирование расчетов в пользу игроков на повышение. В случае, если по причине недостатков ценной бумаги на рынок выбрасываются ее новые запасы, доступ к ней становится неограниченным, а применение корнера безрезультатным.

Отчасти похожей на корнер является практика выжимания, актуальная для торговли на срочном рынке. Владелец очень значительных запасов товара скупает деривативы на этот товар. И когда наступает момент поставки товара, выясняется его ограниченность на рынке, в результате чего цена на товар растет. А собственник запасов этого самого товара начинает продавать его контрагентам, согласившимся поставить товар по более низким ценам. В результате собственник получает прибыль.

Другим вариантом манипулятивных сделок является выставление заявок, отличных от рыночных. К примеру, возможно одновременное выставление заявок на покупку и на продажу по ценам, сильно отличающимся от рыночных. Заявки противоположных сторон должны обладать схожими параметрами цен и количества бумаг. В случае исполнения подобных ордеров курс конкретных ценных бумаг вырастет или упадет в зависимости от того, какая стратегия выбрана манипуляторами: при заниженных ценах курс упадет, при завышенных повысится. Хорошим примером подобной практики является использование спаренных ордеров, исполнение которых не приводит к смене конечного собственника ценной бумаги, а лишь меняет цену. Применение подобной практики в основном происходит под конец или в начале торговой сессии, дабы установить искусственный уровень курса бумаги.

Несколько специфичной методикой влияния на курс ценных бумаг считается практика мокрых продаж, при которых не происходит смены владельца ценных бумаг, но увеличиваются обороты торговли бумагой, и, соответственно, изменяется цена. Манипулятор может одновременно размещать заявки на покупку и продажу конкретной ценной бумаги у двух разных брокеров либо может продать или купить бумагу у родственника или близкого человека. Возможен также вариант, когда брокеры объявляли цену и после заявили о завершении сделки, хотя по факту не произошло ни передачи денег, ни передачи бумаг.

Еще одна практика манипулирования — паркинг — заключается в поддержании искусственной активности в торговле ценной бумагой за счет ее перепродажи собственным контрагентам с правом выкупа по безрисковым ценам. Возможность накопления посредством вовлечения контрагентов значительных объемов ценной бумаги позволяет манипулятору таким образом влиять на цену актива. Отдельным видом манипулирования на рынке ценных бумаг принято считать создание пулов. Группа участников рынка объединяется в так называемый пул для последующего воздействия на курсовые стоимости ценных бумаг на рынке. Пулы могут действовать следующим образом:

  • искусственное повышение курса ценной бумаги выше стоимости ее приобретения либо исполнения права ее приобретения в виде опциона — открывается множество брокерских счетов, создается определенный, зачастую ложный, информационный фон, ведутся активные манипулятивные действия, описанные ранее;
  • продажа ценных бумаг на рынке по заведомо высокой цене — за счет искусственно сформированного роста курсовых значений ценной бумаги и возникшего ажиотажа на рынке пул начинает незаметно избавляться от приобретенных ценных бумаг, почти не нарушая рыночной динамики. Кроме того, пул также может воспользоваться в последующем стремительной игрой на понижение, в тот момент, когда рынок неожиданно осознает преодоление пика подъема цены бумаги;
  • приобретение опциона эмитента с целью последующего получения крупного пакета акций по фиксированной цене, и т.д.

Количество участников пула может насчитывать несколько десятков. Действует пул на основе формального соглашения на основе разделения прибыли в зависимости от доли вложенных средств каждым из участников. Далее в таблице приведены другие наиболее известные виды манипулирования.

«Накачивание» цены (Pump-and-dump) Раскручивание интереса к ценной бумаге посредством публикации хороших новостей о компании-эмитенте и последующая продажа актива по более высокой цене. Известно, что компания Enron незадолго до краха использовала данный вид манипулирования.
Завышение цены продажи (Advancing the bid) Искусственное завышение стоимости ценной бумаги для обеспечения роста ее цены
Фиксация цены закрытия (Marking the close) Покупка / продажа ценных бумаг под занавес торговой сессии с целью изменения цены их закрытия
Оговоренная сделка (Pre-arranged trade) Сделки с заранее подготовленными сроками, ценой и/или контрагентом
Исполненная сделка (Trade through) Проведение сделки по цене, отличной от наилучших цен bid/ask на рынке ценных бумаг
Опережение (Front running) Заключение брокером сделок за свой счет после того, как ему стала доступна информация о ценной бумаге, еще не известная его клиентам
Отмывание денег (Money laundering) Создание видимости того, что деньги, полученные преступным путем, имеют легальный источник.

Самым известным примером последнего вида манипулирования считается раскрытие дела об отмывании миллиардов долларов в одном из пяти крупнейших банков США. Речь идет о деньгах мексиканских наркобаронов, оцениваемых в общую сумму в 378 млрд, долларов США. Стоит отметить, что в России в последнее время все больше набирает обороты такой вид манипулирования, как кража акций со счетов у регистратора. Суть мошеннической схемы заключается в том, что злоумышленники покупают реестр любого акционерного общества и подделывают различные документы (вроде нотариальных доверенностей и даже свидетельств о смерти), дабы получить во владение контроль над дополнительным количеством ценных бумаг. Как отмечает регулятор, опознать такие манипулятивные схемы непросто, прежде всего, потому, что обычно вся незаконная деятельность становится раскрытой лишь после 3-летнего срока давности.

Чаще всего, мошенники восстанавливают по документам недействующую компанию, за которой числится значительное количество акций, назначают преемника этих акций через налоговую службу и с помощью его паспорта получают их.

Манипулирование рынком очень часто неразрывно связано с инсайдерской деятельностью, как, например, при функционировании пулов. Манипулятор может заблаговременно снизить курс ценной бумаги в преддверии опубликования положительной отчетности ее эмитента либо может взвинтить цены, располагая инсайдерской информацией о грядущем кризисе, либо может поддерживать курс на определенном уровне в пользу акционера-инсайдера, проинформированног о о скорой продаже крупного пакета акций.

Как ни странно, практика сдерживания цен акций накануне размещения дополнительного выпуска считается частично разрешенной практикой манипулирования в США. Поскольку цены акций могут опуститься ниже цены первичного размещения, а первичные инвесторы способны быстро реализовать прибыль, эмиссия может быть отменена. Поэтому для устранения таких угроз андеррайтер имеет право размещать приказы на покупку в объеме, необходимом для погашения вероятных колебаний продаж. Несмотря на множество различных видов манипулятивных практик на рынке, у всех них есть одна особенность. Свидетельством явного манипулирования обычно являются нестандартные сделки, то есть сделки с предельными значениями, выходящими за рамки критериев надзорного органа рынка ценных бумаг. К таким критериям обычно относятся:

  • отклонение технического индекса на установленную величину,
  • отклонение цены сделки от цены последней сделки на установленную величину,
  • превышение доли сделок, совершенных участником торгов, от общего объема торгов по ценной бумаге за торговый день либо от среднего значения такой суммы сделок, совершаемых данным участником торгов, на установленную величину,
  • неоднократное изменение и удаление заявки одним участником торгов, выставленных в его интересах или интересах одного и того же клиента и т.д.

Наряду с инсайдом манипулирование представляет угрозу естественному ценообразованию обращающимся на рынке активам. Вдобавок применение манипулятивных сделок очень часто неразрывно связано с инсайдерской информацией. Поэтому регуляторы финансовых рынков многих стран задачу пресечения манипулятивных сделок на рынке ценных бумаг ставят во главу угла.

Опыт борьбы с манипулятивными сделками

Манипулирование на финансовом рынке нарушает принципы свободной торговли ценными бумагами, справедливый механизм ценообразования, не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения и тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Именно поэтому в развитых странах действует целая система законодательных мер для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках, которые рассматриваются в качестве серьезных правонарушений.

Инсайдерские сделки и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели: извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.

Причем, если по вопросу о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков существуют различные мнения и позиции, то по вопросу о необходимости жестко пресекать мошенничество на финансовых рынках, все единодушны.

Помимо законодательства важную роль в борьбе с манипулированием и инсайдом играют саморегулируемые финансовые организации — биржи и другие саморегулируемые организации, внутренние правила которых также содержат запреты на мошеннические действия и предусматривают меры дисциплинарного воздействия.

В большинстве развитых стран и, прежде всего стран с англосаксонской моделью развития, исторически регулирование фондовых сделок осуществлялось самими биржами, которые рассматривались как конкурентные рынки. Однако уже в начале XX в. стало ясно, что биржевое регулирование правил игры самими профучастниками никак не защищает интересы инвесторов. Манипуляции с ценами и иные финансовые махинации становились распространенной практикой и приняли особенно широкий размах в период экономического бума и роста рынка акций в начале XX в. Однако законодательные акты, запрещающие манипулирование на рынке ценных бумаг, были приняты только в 30-е гг. в США, где и получили наиболее полное развитие.

Впервые в мировой истории появились законы (1933 и 1934 гг.), поставившие во главу угла принцип защиты инвесторов от недобросовестных рыночных практик и обеспечение свободы ценообразования на рынке ценных бумаг. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся стран существует законодательный запрет на осуществление недобросовестных сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Причем по мере развития финансовых рынков совершенствуется и регулирующее их законодательство. Предметом регулирования являются уже не только ликвидные ценные бумаги, торгуемые на организованных рынках, как это было вначале, а, например, «финансовые инструменты», как сформулировано в Директивах ЕС, или «инвестиции», как в законодательстве Великобритании, которые включают также валютные сделки, товарные фьючерсы и некоторые другие виды деривативов. Европейское сообщество разработало специальное законодательство, направленное на противодействие недобросовестной рыночной практике (market abuse), при том, что в большинстве стран эти вопросы рассматриваются в различных законодательных актах о ценных бумагах и финансовой деятельности.

Первый государственный орган надзора также был создан в США в 30-е гг. — Комиссия по ценным бумагам и биржам — Securities and Exchange Commission (SEC). Впоследствии этот путь прошли и другие страны. Следует, однако, подчеркнуть, что вплоть до 80-х гг. XX в. далеко не во всех развитых, не говоря уже о развивающихся, странах, существовал столь проработанный и эффективный законодательный механизм, как в США. Только начиная с 90-х гг. в условиях бурного роста финансовых рынков процесс этот активизировался, и немаловажную роль в этом сыграла Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Международный опыт свидетельствует, что создание законодательной базы для борьбы с манипулятивными сделками — важное, но не единственное условие успешности этой борьбы. Как справедливо отметил один из директоров SEC в своем выступлении на ежегодной конференции IOSCO в Сеуле (Южная Корея): «… просто хороших законов и регулирований недостаточно, если не будет обеспечено правоприменение этих законов и стандартов». Данное положение теперь также стало аксиомой для большинства развитых и развивающихся рынков, но степень его реализации по-прежнему неодинакова. Наибольшими полномочиями обладает SEC в США, которая фактически является силовой структурой и имеет право требовать необходимую ей информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т. е. сама не может налагать уголовные санкции, для этого привлекаются судебные органы и специальные службы. Финансовый мегарегулятор Германии — Федеральная служба по регулированию финансовых рынков — BaFin согласно закону 2002 г. также наделена большими полномочиями для эффективного надзора и применения санкций.

В большинстве стран санкции, применяемые к нарушителям антиманипулятивного законодательства и правил поведения, принятых саморегулируемыми организациями, включают в себя:

  • административные случаи — указы о прекращении деятельности, отзыв лицензий, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица, отстранение профучастника от ведения дел на рынках, регулируемых комиссией; наложение штрафов, которые могут составлять очень значительные суммы; возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от манипулятивной сделки;
  • гражданские судебные процедуры, приводящие к денежным выплатам, таким, как возмещение убытков, денежным штрафам и др. уголовные санкции, которые могут предусматривать либо штраф, либо тюремное заключение.

Правоприменение, в свою очередь, базируется на осуществлении постоянного и всеобъемлющего надзора и контроля за операциями непосредственно на фондовых рынках с целью выявления манипулятивных сделок. Такой надзор­мониторинг осуществляется комиссиями по ценным бумагам главным образом через посредство бирж, в каждой из которых имеется собственный департамент надзора, осуществляющий мониторинг в ежедневном режиме онлайн и по завершении торговли с применением самых современных автоматизированных систем.

Антиманипулятивное законодательство США

В США основополагающие законы — Закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act of 1933) и Закон о фондовых биржах 1934 г. (Securities Exchange Act of 1934) — были приняты после финансового краха 1929 г. в рамках реформы президента Ф.Д.Рузвельта по оздоровлению финансовой системы. Эти федеральные законы и по сей день остаются эталоном антиманипулятивного законодательства в мире.

Наряду с этими законами нормы об инсайдерской торговле и ценовом манипулировании на рынке фьючерсов рассматриваются в Законе о товарных биржах «Commodity Exchange Act» (1936) и подзаконных актах Торговой комиссии товарных фьючерсов (CFTC); определенные положения содержатся также в Законе о трастовом соглашении (1939), Законе об инвестиционных компаниях (1940), Законе об инвестиционных консультантах (1940), Законе Сарбейнса — Оксли (2002).

В отличие от манипулирования ценами расследование случаев использования таких недобросовестных методов торговли, как инсайдерские сделки, в США, как и в других странах, затруднено в связи со сложностью доказывания факта использования инсайдерской информации. В связи с этим Комиссия по ценным бумагам и биржам США приняла Правила 10Ь5-1 и 10Ь5-2 (вступили в силу в октябре 2000 г.), в соответствии с которыми ответственность за инсайдерскую торговлю всегда возникает у лица в случае, если в процессе торговли оно обладало материальной непубличной информацией (инсайдерской информацией). Ранее требовалось доказать факт использования указанным лицом такой информации при принятии решения об участии в торговле ценными бумагами; с принятием Правил это перестало являться обязательным; новые Правила также устанавливают исключения для возникновения такой ответственности.

В рамках Комиссии по ценным бумагам основным подразделением, ответственным за борьбу с манипулированием на финансовых рынках, является Департамент правоприменения (Division of Enforcement). Именно этот департамент рекомендует Комиссии начать то или иное расследование в связи с нарушением законодательства о ценных бумагах, передать иски либо в Федеральный суд, либо на рассмотрение Административного судьи в рамках самой Комиссии в зависимости от вида правонарушения.

Все расследования Комиссия осуществляет конфиденциально, используя, насколько это возможно, неформальные запросы и интервью, анализируя отчеты брокеров, рыночную информацию и другие методы. При наличии ордера на расследование Департамент правоприменения может повесткой пригласить свидетелей, затребовать необходимые отчеты и другие финансовые документы. По завершении расследования результаты представляются в Комиссию для дальнейшего рассмотрения.

Департамент правоприменения SEC работает в тесном контакте с другими аналогичными службами в СЕВА, а в случае необходимости и за границей. Ежегодно SEC принимает 45 — 60 мер в отношении нарушений, связанных с инсайдерской торговлей, и 35 — 50 мер в отношении манипуляций на рынке. При этом подавляющая часть этих мер принимается в рамках гражданской ответственности.

Противодействие недобросовестной практике на финансовых рынках SEC осуществляет совместно с ведущими национальными биржами, а также американской саморегулируемой организацией — Службой регулирования финансовой отрасли (Financial Industry Regulatory Authority — FINRA), которая была создана на базе NASD (National Association of Securities Dealers) в 2007 году. На Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange — NYSE) мониторингом рынка и надзором с 2003 г. занимается дочернее предприятие NYSE Regulation (NYSER), зарегистрированное как некоммерческая организация. Такая сложная структура призвана обеспечить разделение бизнеса и регулятивных функций.

В структуру NYSE Regulation входят как подразделение надзора, ведущее мониторинг торговли на бирже (с помощью сложной компьютерной технологии), а также расследующее манипулятивные сделки, так и подразделение правоприменения, которое применяет дисциплинарные меры и принуждает участников торгов соблюдать принятые стандарты и правила. При этом следует отметить, что система мониторинга на NYSE, как и на крупнейших биржах других стран, носит интегрированный характер, т. е. объединяет автоматизированные решения компьютерной системы с экспертными оценками специалистов по финансовому рынку.

Таким образом, благодаря отлаженной системе надзора и правоприменения, SEC удается достаточно эффективно бороться с противозаконными сделками на финансовых рынках. Этому способствует и детально разработанная система доказательств, необходимая для признания факта манипулирования в суде. Вступление в силу в 2010 г. Закона Додда — Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей в США в еще большей степени расширило полномочия SEC по защите прав инвесторов.

Регулирование финансовых рынков в Российской Федерации

Вопреки тому, что федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был подписан президентом России еще 22 апреля 1996 г., контроль за неправомерным использованием служебной информации и манипулированием на рынке ценных бумаг был установлен на законодательном уровне лишь в июле 2010 года, когда окончательный вариант одноименного федерального закона № 224 был подписан президентом Дмитрием Медведевым. До этого момента противодействие запрещенным торговым практикам косвенно осуществлялось федеральным законом № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и непосредственно законом № 39-ФЗ. однако на практике помощь в защите от инсайда и манипулирования была минимальной. Новый закон был призван качественно изменить и улучшить регулирование рынка ценных бумаг России.

Закон № 224-ФЗ стал едва ли не самым долгожданным законопроектом в новейшей истории России. Его обсуждение во властных кругах началось еще в 1996 году, и лишь в конце 2008 года его окончательный вариант был отдан на рассмотрение в Госдуму. С конца января 2011 года отдельные статьи закона уже вступили в силу.

Направленный на регулирование отношений, связанных с торговлей финансовыми инструментами, валютой и определенными товарами на организованных российских рынках ценных бумаг, закон имеет ряд ограничений в применении. Так, в сферу его влияния не входят операции Центрального Банка РФ, операции с ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований, а также операции, проводимые с использованием государственной и налоговой информации. Это связано с тем, что все вышеуказанные допущения находятся в сфере влияния других федеральных законов.

Очевидно, что грамотная и структурированная законодательная база еще не гарантирует установление порядка и контроля. Значимую роль играет еще и исполнительный орган, первоочередной задачей которого является эффективное практическое применение законодательных норм.

Функции контроля в законе № 224-ФЗ возложены на следующих лиц:

  • организации, владеющие инсайдерской информацией;
  • организаторов торгов;
  • саморегулируемые организации;
  • федеральный орган исполнительной власти в области финансовых

рынков.

Организациям, располагающим потенциальной инсайдерской информацией, согласно закону об инсайде, а также приказам ФСФР необходимо:

  • формировать перечень лиц, обладающих инсайдерской информацией организации,
  • разработать порядок доступа и правила охраны инсайдерской информации
  • создать специальное подразделение или назначить должностное лицо, ответственное за контроль за соблюдением требований Закона,
  • ввести внутреннюю дисциплинарную ответственность за неправомерное пользование инсайдерской информацией.

В обязанности организатора торгов входят установление правил предотвращения и выявления случаев злоупотреблений на рынке ценных бумаг (включая критерии сделок), осуществление проверок нестандартных сделок на предмет использования инсайдерской информации и манипулятивных действий на рынке ценных бумаг, направление в федеральный исполнительный орган уведомлений обо всех нестандартных сделках, выявленных в течение торгового дня. При этом полномочия организатора торгов по отношению к участникам торгов обширны и, главным образом, направлены на предотвращение проведения запрещенных торговых операций на рынке.

Участники торгов вправе пожаловаться в федеральный орган исполнительной власти на клиента, за счет или по поручению которого они совершают манипулятивные сделки или операции с неправомерным использованием инсайдерской информации.

На сегодняшний день крупнейшим организатором торгов в России является Московская биржа. В рамках исполнения законодательства РФ в области незаконной деятельности на финансовом рынке на официальном сайте ММВБ размещены внутренние документы организации по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком:

  • порядок предоставления списков инсайдеров (документ с указанием способов передачи списков в компанию, требованиями к срокам и формату предоставления информации и приложениями);
  • перечень информации, определенной ЗАО «ФБ ММВБ» в качестве инсайдерской;
  • порядок доступа к инсайдерской информации компании;
  • правила охраны конфиденциальности инсайдерской информации и контроля за соблюдением требований закона № 224-ФЗ.

Саморегулируемые организации обязаны сформировать правила, установленные в соответствии с законом №224-ФЗ а также нормативно­правовыми актами ФСФР в качестве исполнительного органа в области финансовых рынков, для своих членов в целях предотвращения запрещенных торговых практик на рынке ценных бумаг. Контроль за соблюдением правил, проведение проверок нестандартных сделок участников СРО и применение санкций за нарушение правил также возложены на саморегулируемые организации.

Заключение

Инсайдерская торговля и манипулирование рынком являются актуальной проблемой для мирового рынка ценных бумаг. На сегодня нет безупречного способа отслеживать абсолютно все незаконные операции, однако есть страны, которые смогли создать очень мощные фильтры в борьбе с ними. В числе таких стран самым ярким примером выступают Соединенные Штаты Америки. Законодательно закрепив запрет на ведение любых запрещенных операций на фондовом рынке и создав самостоятельный исполнительный орган в лице Комиссии по ценным бумагам и биржам, США первая заложила основу регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний день Комиссия по ценным бумагам и биржам — главный регулятор рынка ценных бумаг США — контролирует и всячески пресекает любые действия, нарушающие принципы честной и открытой торговли на рынке. Одним словом, регулятор рынка ценных бумаг США эффективнее всех других регуляторов борется с незаконными сделками с ценными бумагами. Тем не менее, качество работы такой системы регулирования отнюдь не доказывает ее универсальность. Регулятор эффективнее будет лишь в том случае, если методы его работы будут идеально адаптированы к конкретной стране.

У отечественного рынка ценных бумаг еще сравнительно небольшая история. Несмотря на то, что на сегодняшний день есть проблемы в системе защиты рынка от инсайда и манипулирования, уже сделаны первые шаги на пути к эффективному регулированию рынка ценных бумаг. Если закон №224-ФЗ докажет свою эффективность, через несколько лет ситуация с незаконными операциями на российском рынке ценных бумаг кардинально изменится в лучшую сторону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: