Место Китая в мировой экономике

Китай — это страна со своей самобытной цивилизацией, необычной историей, оригинальной культурой и философией, на территории которой проживает более 20% населения всей Земли. Китай подарил миру множество изобретений, о которых говорят и в наше время. Современная Китайская Народная Республика является стабильно развивающимся государством, экономика которого в будущем, возможно, станет крупнейшей в мире.

Внимание к Китаю постоянно растет. Причиной этому являются значительные успехи, которых добилось страна за 30 лет проведения политики «открытости» и реформ: экономические показатели за это период возросли в несколько десятков раз. В настоящее время среди развивающихся стран мира Китай занимает лидирующие позиции. Одним из приоритетных направлений Китая является построение общества «малого благоденствия», то есть повышения уровня жизни населения во всех регионах без исключения на основании быстрых темпов экономического роста. Средние темпы роста ВВП составляют 9,8%. В период мирового финансового кризиса, который начался в 2008 году, темпы роста ВВП снизились лишь до 8,7%, что больше чем в среднем по миру. Эксперты считают, что Китай и в дальнейшем будет динамично развиваться.

Целью написания реферата является исследование вопроса, какое место в мировой экономике занимает Китай.

Задачи — описать становление и развитие экономики Китая, определить внешние экономические связи Китая, выявить проблемы и перспективы развития экономики Китая.

1. Становление и развитие экономики Китая

1.1. Особенности экономики Китая

По мнению китайских исследователей, начиная с XI в. до н.э. и вплоть до «опиумных войн» 1839 — 1842 гг, в Китае существовал феодализм. Уже в III в. до н.э. в китайском обществе выделялись явные черты рыночной экономики. Во-первых, люди могли свободно перемещаться через государственную границу. Во-вторых, существовала частная собственность на землю. В-третьих, было межродовое разделение труда. В-четвертых, практиковался обмен продуктами производства, который существовал с незапамятных времен. И в-пятых, практически все в Китае имело стоимостную оценку, в том числе и труд ремесленников.

Опыт Древнего Китая показал, что рыночная экономика является не обязательно продуктом современной эпохи и демократии. Современная капиталистическая экономика явилась лишь высокой стадией развития рыночной экономики. Китай же находится на определенной стадии развития рыночной экономики вот уже более двух тысяч лет. При чем, к XIV в. н.э. в Китае имелась не худшая, а, возможно, лучшая технология, нежели у европейцев. Но промышленную революцию Китай смог совершить только во второй половине XX в., значительно отстав от Западной Европы. И эта проблема стала одной из самых спорных. Научная литература по этому поводу приводит, по крайней мере, три точки зрения.

1. Марксистская версия. Марксисты ограничились констатацией, что поздно или рано современные капиталистические производственные отношения и экономический рост появились бы в Китае и без вмешательства иностранных государств, а, так сказать, в результате перехода количества в качество. Случилось бы это на самом деле — неизвестно. Если представить, что ни в Британии, ни в другом районе мира не произошла промышленная революция в конце XVIII в., произошла бы она в Китае? Ответить на этот вопрос не представляется возможным.

2. Мальтузианская версия. Мальтузианцы объясняют специфику экономического развития Китая его огромным народонаселением. Американский исследователь Марк Элвин попытался ответить на вопрос, что же помешало Китаю усовершенствовать технологические достижения эпохи Сун и встать на путь современного экономического роста как это сделали страны Западной Европы после XIV — XV вв., в то время как Китай все еще использовал технологию XII в. Элвин дал этому феномену торможения следующие объяснения. Во-первых, Китай после XIV в. стал проводить политику самоизоляции. Во-вторых, принял неоконфуцианство — философскую ориентацию, которая не стимулировала изучение причинно-следственных связей в обществе и природе. В-третьих, была создана эффективная транспортная система и сеть мелких рынков, постоянно корректирующая и смягчавшая любые изменения в относительных ценах, которые отражали критический дефицит в каком-либо районе. Множество странствующих торговцев передвигалось от одного поселка к другому в зависимости от изменений спроса и предложения. В-четвертых, существовало огромное количество свободной рабочей силы, которая освободилась от крепостной зависимости в XVII в. и получила возможность мигрировать из сильно заселенных восточных районов страны и осваивать новые земли, что и стало причиной консервации экстенсивных форм экономической деятельности.

Внутриполитическая стабилизация, достигнутая после 1860 г., медленный рост населения и постепенное усовершенствование технологий производства повлекли за собой медленный, но постоянный рост выработки. Если же возникал дефицит, правительством предпринимались энергичные административные и рыночные меры, что позволяло неизменно удерживать ситуацию под контролем. Медленному экономическому росту сопутствовал умеренный прирост населения. Величина прибавочной стоимости постепенно сокращалась, потому что развитие имело экстенсивный характер.

Той же точки зрения придерживался американский исследователь Чао Кан.

Он так же считал, что особенности экономического развития Китая связаны с ростом численности населения. Проведя собственные подсчеты, он выдвинул предположение, что XII в. стал критическим моментом, когда количество населения государства стало слишком превышать площади обрабатываемых земель, в результате продукт труда в аграрном секторе сравнялся с издержками. Государство стало препятствовать купле-продаже земли, и технический прогресс в аграрном производстве остановился. Итогом стало то, что крестьяне и в XX веке все еще использовали технологию ХIII в.

Но если внимательно рассмотреть данную теорию, то можно обнаружить некоторые неувязки. Так, например, Чао Кан обнаружил критическую точку количества населения в XII в., а М. Элвин назвал критической точкой конец XIX в. Но численность населения в XVI в. с 120 млн. человек упала до 60 млн. человек и вновь поднялась к концу XVI в. до 200 млн. человек, снова опустившись к концу XVII в. до 70 млн. человек. Таким образом, по крайней мере, дважды численность населения падала ниже уровня «критической точки», но Китай так и не смог встать на путь современного экономического развития.

3. Парадокс Джозефа Нидхэма. С точки зрения Нидхэма медлительность перехода Китая к современному экономическому развитию связана с особенностью управления экономикой. Социально-экономическая система средневекового Китая во многом была более рационально устроена, чем система средневековой Европы. Европейские государства управлялись элитами, которые формировались на основе права наследства. Китайские чиновники были лишены такого права. Поэтому в Китае руководителями становились только благодаря личным способностям и заслугам, а не преимуществам и привилегиям, доставшимся по наследству. И несмотря на эту рациональность, а скорее благодаря ей Китай не сумел самостоятельно перейти к современному экономическому развитию.

Государственная политика регулирования Китая оказывала влияние на постепенное увеличение предложения ресурсов для растущих потребностей обмена и производства. Производительность труда и капитала в длительной перспективе увеличивалась незначительно, экономический рост имел экстенсивный характер, а уровень жизни не снижался при стабильном росте населения. В этом и заключались отличительные черты Китая от Европы, где на протяжении почти четырехсот лет уровень жизни и количество населения остановились на уровне 1300 г.

Государственное регулирование в Китае поддерживала продуманная система мероприятий.

  • государством династии Цин были изданы новые законы, упразднившие привилегии прежней элиты, которая получала свои доходы от крупных земельных поместий;
  • местные власти по принуждению государства выдавали субсидии беднякам при разработке земель;
  • государством тратились огромные денежные средства, для того чтобы восстановить ирригацию и контроль над реками, для постройки системы дорог, для снабжения населения зерном в периоды плохих урожаев. Династия Цин неукоснительно проводила эту политику на протяжении двухсот лет. Властями регулировались колебания цен на зерно, контролировались неурожайные регионы;
  • государством регулировалось денежное обращение в стране.

В свою очередь, китайская элита была очень склонна к потреблению, огромные суммы тратились на церемонии, подарки и общественные нужды. Богатство редко оставалось в одном хозяйстве в течение более двух — трех поколений. Причиной тому являлась система наследования — наследство поровну делилась между наследниками-мужчинами. В целом распределение богатств в Китае было более равномерным, нежели на Западе.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сама система управления в Китае не давала стимулов для накопления капитала и внедрения технических новинок, как это было в Европе в XVIIIb. Экономика Китая на протяжения нескольких веков развивалась экстенсивно и почти не претерпевала структурных изменений.

1.2. Современное состояние экономики Китая

Китайская Народная Республика (КНР) — третья по размерам территорий страна мира. Площадь Китая составляет 9,6 млн. кв.км., население — свыше 1300 млн. человек. Всего в Китае проживает более 50 национальностей, из которых 94% составляют китайцы.

История Китая, которая насчитывает уже три тысячи лет, показала, что присоединение новых территорий произошло за счет распространения ареала китайской цивилизации на соседние территории. Китайская история хранит немало примеров, когда варварские племена или государства, пытавшиеся покарить страну, сами за короткий период времени попадали в плен традиций и культуры коренного населения и фактически сами становились китайцами. Поэтому рост могущества и территорий Китая обеспечивался практически ненасильственными действиями.

Китай включает в себя 26 провинций и три города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

В основе топливно-энергетического комплекса лежит угольная промышленность — крупный угольный бассейн Датунский находится на северной части Китая. На нефтяное месторождение Дацин приходится половина добычи нефти в стране, электроэнергия производится на ТЭС. Основный каскады ГЭС находятся на реках Хуанхе и Янцзы. Начиная с 1980-х гг. большое развитие получила химическая промышленность — производятся минеральные удобрения, бытовая химия и фармацевтика.

Главной отраслью легкой промышленности Китая является текстильная промышленность.

Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике страны, на востоке Китая расположены главные земледельческие районы, где выращивают чай, рис, кукурузу, пшеницу.

В Китае существует три экономические зоны:

1. Восточная (приморская) зона наиболее развита в экономическом отношении. Здесь находятся промышленные центры и свободные экономические зоны, офисы крупных международных ТНК и морские порты.

2. В центральной зоне производят топливо и энергию, химические продукты, сырье, полуфабрикаты и продовольствие.

3. В западной зоне преобладает животноводство и переработка минерального сырья.

В Китае сохранились и переплетены все известные в истории технологические способы производства. Сельское хозяйство характеризуется преобладанием ручного труда, в сельской местности несельскохозяйственное производство представляет мануфактура. В городах преобладаем машинное производство.

На сегодняшний день экономика Китая развивается высокими темпами. По объему ВВП Китай находится на 2-ом месте в мире после США. В структуре ВВП на промышленность приходится 53%, сфера услуг составляет 33%, сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — 14%. Быстрый экономический рост Китая сопровождает структурная модернизация производства. На данном этапе Китай является страной с самой динамичной экономикой в мире. В конце XX -начале XXI вв. Китай занял 1-е место по масштабам привлечения зарубежных инвестиций, последовательно выдержал курс на поощрение сферы НИОКР, наукоемких производств, отраслей с высокой долей добавленной стоимости.

В 2004 г. в Китае сохранились устойчивые темпы экономического роста, которые превышают 10%. Среднегодовые приросты ВВП в 2005 г. составили 9%, инфляция — 3%. За период десятой пятилетки (2001 — 2005 гг) среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5% вместо 7 — 8%, которые были запланированы. Главным фактором экономического роста в это период явились: экспорт, который обеспечил более 40% прироста ВВП и внутренние капиталовложения. Более 50% экспорта пришлось на предприятия с участием иностранного капитала. В 2006 г. прирост находился на уровне 9%, а инфляция составила 3,8%. По оценкам ИМЭМО РАН, объем ВВП Китая к 2020 г. достигнет 26 трлн. долл, и превысит ВВП США.

В 2001 г. Китай присоединился к ВТО, что помогло увеличить внешнеторговый оборот страны, который превысил в 2004 г. 1,1 трлн. долл. В 2001 г. Китай был на 1-ом месте в мире по объему золотовалютных запасов, и лишь в 2005 г. уступил это место Японии. Новейшие отрасли в общем объеме промышленного производства возросли до 30%, что позволило Китаю стать мировым производственным центром, который способен в больших масштабах производить различную продукцию — от трудоемкой до высокотехнологичной. В результате Китай занял место второго крупнейшего экономического государства в Восточной Азии.

Несмотря на лидирующие позиции Китая в мировом хозяйстве и высокие темпы экономического роста, производство ВВП и производительность труда в Китае значительно ниже показателей развитых стран, в стране последовательно увеличиваются ассигнования на НИОКР, ежегодный прирост которых составляет около 18%. В Китае идет значительное продвижение в таких областях как атомная энергетика, исследования космоса, средства связи, высокие энергии, медицина и сельское хозяйство. Большое значение отводится программам негосударственного финансирования НИОКР, что является характерным для индустриальных стран.

В Китае имеется весь необходимый потенциал, для того чтобы сохранить высокие темпы экономического развития, в дальнейшем интегрироваться в региональную и мировую экономику и превратиться в державу, сопоставимую по размерам ВВП с США.

2. Внешнеэкономические связи

2.1. С развитыми странами

Внешнеэкономическая политика Китая построена на основе концепции многополюсности мира, суть которой состоит в признании объективной закономерности развития нескольких «центров силы» и необходимости поддержки между ними мирного существования и взаимного сотрудничества. Современный китайский курс основан на идеи «комплексной государственной мощи». Суть идеи сводится к тому, что в современных условиях влияние государства на международной арене определяет не только величина производственного потенциала, но и уровень экономического и научно-технического развития, а так же взвешенный внешнеполитический курс. При этом важнейшим фактором является экономический потенциал страны, самой развитой формой внешнеэкономических связей Китая является внешняя торговля. Товарооборот Китая составляет около 325 млрд. долл, доля экспорта за время реформ повысилась с 4 до 20%. Экспорт товара дает Китаю до 75% валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире, по объему импорта — 16-е место.

Главной задачей внешней торговли Китая является приобретение технологий. Импорт наукоемких технологий обеспечивает около 60% прироста промышленного производства. Товарную структуру представляют текстильные товары, продукция электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основные китайские торговые партнеры -это Япония, США, страны Западной Европы. На них приходится свыше 70% закупок технической документации. Японией поставляется примерно 50% машин и оборудования. США поставляет высокотехнологическую продукцию, самолеты, электронно-вычислительную технику.

Иностранные инвестиции в КНР составляют около 200 млрд. долл. Более 70% приходится на займы и кредиты международных организаций и иностранных правительств. Приморские районы сосредоточили в себе около 80% предприятий с участием иностранного капитала.

США установили дипломатические отношения с Китаем в 1979 г. С начала 1980-х гг. между ними начал быстро расти товарооборот. В 1990-х гг. ведущую роль в китайском импорте заняли товары, необходимые для технологической модернизации народного хозяйства, которыми, прежде всего, являлась продукция машиностроения и электроники.

Япония нормализовала отношения с Китаем в 1972 г. В 1979 г. между ними был заключен договор о мире и дружбе. Японские фирмы ведут активную деятельность на китайском рынке. На долю Японии приходится 20% внешнеторгового оборота Китая. Японский экспорт представлен продукцией технологических отраслей, в импорте более 50% занимают сырье и полуфабрикаты. Япония предоставляет Китаю льготные кредиты.

2.2. С развивающимися странами

После завершения холодной войны Китай предпринял все возможное для стабилизации обстановки вокруг своих границ. Китай стремится к установлению дипломатических отношений с теми странами, с которыми у него еще нет таких отношений, стремится восстановить нормальные отношения со странами, в том случае если отношения его с ними еще не нормализовались. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Индонезией, установлены дипломатические отношения с Сингапуром, в 1991 г. были установлены дипломатические отношения с Брунеем, в 1992 г. — с Южной Кореей. В этот период были нормализованы отношения с Вьетнамом и Монголией. После распада СССР Китай установил дипломатические отношения с новыми государствами СНГ, в частности, своевременно были установлены дипломатические отношения с сопредельными странами — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном.

Китай придает большое значение политическим консультациям с АСЕАН, активизирует диалоги по вопросам безопасности, стимулирует экономическое сотрудничество, играя важную роль в укреплении мира и стабильности в Азии. Активно развивая дружеские отношения с Южной и Северной Кореей, Китай вносит конструктивный вклад в проблему мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Азиатском регионе. Китай внимательно следит за обстановкой в Кампучии, играет активную роль в решении кампучийской проблемы.

В последнее десятилетие в условиях резко меняющейся международной обстановки Китай дает понять, что укрепление отношений с развивающимися странами — это не преходящий конъюнктурный момент, а долговременная стратегия. Китай и развивающиеся страны неизменно поддерживают друг-друга, сталкиваясь с внешним вмешательством в свои дела. А в вопросе о правах человека обе стороны сотрудничают еще тесней, чем раньше. Китай на разных международных форумах всегда поддерживает позиции развивающихся стран, разъясняет свое собственное понимание понятия «права человека», «право на существование» и «право на развитие», решительно выступает против попыток западных стран использовать вопрос о правах человека для вмешательства во внутренние дела Китая. В том, что Китай, начиная с 1989 г. подряд на девяти конференциях по правам человека сокрушает антикитайские происки Запада, есть заслуга и развивающихся стран, твердо стоящих на стороне Китая.

В последнее время Китай в отношениях с развивающимися странами активно разворачивает дипломатию на высшем уровне. Председатель Цзян Цзэминь, находясь с визитом в странах Африки, выступил с речью, в которой изложил пять принципиальных положений, из которых Китай исходит, развивая со странами Африки долгосрочные устойчивые отношения полномасштабного сотрудничества, ориентированные в XXI век. Это: искренняя дружба, «остающаяся верной в хорошую и дурную погоду»; равенство в отношениях, взаимное уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга; взаимовыгода и взаимоблагоприятствование, стремление к общему развитию; активизация консультаций, тесное сотрудничество в международных делах; создание гармоничного мира в будущем.

2.3. С Россией

Россия и Китай не могут не реагировать на геополитические перемены, произошедшие после окончания «холодной войны». Амбиции США, продвижение НАТО на Восток, расширение сферы действия американо-японского юности, планы создания региональной системы противоракетной обороны с участием США, Японии и Тайваня вынуждают Москву и Пекин принимать соответствующие необходимые решения военно-технического сотрудничества.

Торгово-экономические связи все еще остаются слабым звеном отношений России и Китая. На долю России приходится около 10% внешнеторгового оборота Китая. В 2006 г. объем российско-китайской торговли составил 40 млрд. долл. К главным резервам сотрудничества относятся военно-технические связи и энергетика. Продолжаются строительство Ляньюньганской атомной электростанции. Ведется разработка технически-экономического обоснования совместного освоения газового месторождения в Ковыкте (Иркутская область).

Россия экспортирует в Китай машины оборудование, металлы, древесину, нефть. Структуру импорта России составляют товары народного потребления и продукты питания — 78% экспорта Китая. ИМЭПИ РАН прогнозирует, что к 2025 г. Китай станет главным торговым партнером России. В приграничных районах России и Китая создано около 1,5 тыс. предприятий с участием российского капитала.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в отношениях России и Китая существуют значительнее резервы для развития внешнеэкономических связей.

3. Проблемы и перспективы экономики Китая

3.1. Проблемы экономики

В конце XX — начале XXI вв. в Китае появились принципиально новые экономические проблемы. Эти проблемы касаются уже не перехода от директивно-управляемой экономики к рыночной, а логики функционирования самой рыночной экономики; не перехода от политики автаркии к открытости, а вовлеченности Китая в мировую экономику, влияния мировых экономических процессов на его экономику и обратного влияния того, что происходит в китайской экономике, на азиатско-тихоокеанское и мировое хозяйство.

Острыми проблемами экономики Китая являются: дефляция, государственный долг, реформирование банковской системы и государственных предприятий, выбор оптимального валютного курса, поддержание темпов роста экспорта, обеспечение энергетической безопасности, рост безработицы.

Дефляция. В 1998-1999 гг. в Китае впервые случилось падение внутренних цен на 1-2%. Опасность дефляции заключается в том, что за падением цен наступает падение внутреннего спроса, а это в условиях рыночной экономики снижает деловую активность и влечет за собой падение производства. Одним из факторов дефляции в Китае в 1998-1999 гг. явилось сокращение практически до нуля темпов роста экспорта — как косвенного следствия азиатского финансового кризиса, в результате чего увеличилось предложение товаров на внутреннем рынке, но соответствующего увеличения платежеспособного спроса не последовало. Еще одной причиной понижения индекса цен на средства производства и потребительские товары стала структурная разбалансированность в экономике. Сохраняющаяся или, в лучшем случае, лишь постепенно отмирающая государственная поддержка неэффективных крупных предприятий привела к перепроизводству традиционной для китайской экономики номенклатуры товаров, что повлекло за собой превышение предложения над спросом с соответствующими ценовыми последствиями.

Также еще одной проблемой, с которой столкнулась китайская экономика стал государственный долг. Стимулирование роста внутреннего спроса за счет крупных государственных расходов привело к росту дефицита государственного бюджета, который, по официальным данным, возрос с 0,8% ВВП в 1996г. до 2,6% в 2001 г. При этом, в Китае традиционно принято относить в доходы бюджета поступления от реализации государственных ценных бумаг государственным банкам, что повлекло за собой возрастание реального дефицита государственного бюджета до 20-25% ВВП. Вместе с тем на фоне других азиатских экономик ситуация с государственными финансами в Китае не столь трудная.

Реформа государственных предприятий и рост безработицы. Преобразование государственных предприятий в разного рода компании, которые полностью основаны на капитале государства, с государственным контрольным паем, акционерные компании, компании с ограниченной ответственностью, более точное определение интересов и прав инвесторов, а так же обязательств предприятий перед ними, усовершенствование статуса предприятий как юридических лиц, которые располагают самостоятельным имущественным характером, что открывает путь к ответственности за результаты хозяйственной деятельности именно предприятий, а не государства, научность «внутрифирменного» управления — вот главные подходы к созданию «системы современных предприятий».

Данная реформа стала уже пятой по счету концепцией реструктуризации государственных предприятий. Ей предшествовали: расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в 1979-1980 гг.; внедрение в 1981-1983 гг. системы хозяйственной ответственности; замена отчислений прибыли государству налогами в 1984-1986 гг.; введение подряда на перечисление прибыли государству с 1987 г. С конца 90-х гг. особое внимание уделяется реформированию тысячи крупнейших предприятий путем акционирования, создания корпораций и т.п.

Однако эта реформа, как и любая структурная перестройка, не обходится без социальных издержек: наблюдается всплеск безработицы. По данным специальных социологических исследований, число официально зарегистрированных городских безработных превышает 5 млн. человек. Кроме того, число фактических безработных в городах составляет около 30 млн. человек. К ним добавляются не полностью занятые в сельской местности.

Рост числа безработных ведет к увеличению количества нелегальных эмигрантов из Китая в соседние страны Юго-Восточной Азии, США, Японию и Россию. Учитывая численность китайского населения, даже незначительное — в процентном отношении — увеличение потока нелегалов в соседние страны не просто осложняет социальную обстановку в последних, но и превращает проблему китайских нелегальных иммигрантов в проблему регионального уровня.

Задача увеличения экспорта и проблема валютного курса. Приостановка роста экспорта и относительное падение конкурентоспособности китайских товаров с конца 1997 г. до середины 1999г., когда рост экспорта возобновился, стало косвенным следствием азиатского финансового кризиса. Кризис вызвал обвал ряда азиатских валют и тем самым, во-первых, поставил экспортеров из этих стран в более выгодное по сравнению с китайскими экспортерами положение на мировых и региональных рынках. Во-вторых, уменьшил импортный спрос азиатских государств на китайскую продукцию. В 2000 г. ее экспорт вырос на 28%, однако в 2001 г. темпы прироста составили лишь 6% -вследствие замедления экономического роста в США и ЕС и спада в экономике Японии. Объем внешней торговли Китая в 2001 г. составил 510 млрд. долл, при положительном торговом сальдо в 22,5 млрд. долл.

С точки зрения национальных интересов естественным ответным ходом Китая должна была бы стать девальвация китайского юаня, что восстановило бы азиатские и мировые позиции китайского экспорта. Однако мощное политическое давление соседей по региону с требованиями не девальвировать юань и опасения относительно того, что девальвация юаня может вызвать очередную волну региональных финансовых потрясений с новыми негативными последствиями и для китайской экономики, удержали Китай от девальвации национальной валюты в ответ на девальвацию азиатских валют.

Социальное расслоение населения. В последнее время в китайской научной литературе появляются труды, обращающие внимание на негативные стороны реформы. К одной из острейших проблем не без оснований относят социальное расслоение населения и концентрацию богатства в руках немногих при преобладании в социальной структуре общества людей малоимущих. Семь процентов наиболее богатых семей Китая обладают 30% всех денежных средств, тогда как на 41% бедных и малообеспеченных семей приходится менее 12%.

Данная проблема имеет и еще одну сторону — моральную, связанную с традиционным для Китая отношением к частной и государственной собственности. Как отмечают российские исследователи социальной жизни Китая, «в условиях господства социалистической этики в 50-70-е годы в Китае пропагандировалось бескорыстие и утверждался приоритет «общего» над «частным». В сознании людей между частным и общественным отсутствовала принципиальная разница, поскольку каждый считал себя совладельцем общественной собственности». И далее: «… искаженное понимание частного и общественного способствовало тому, что в процессе рыночных преобразований общественная собственность перетекала в руки частных лиц, государственное имущество открыто растаскивалось, общественные средства использовались на личные нужды и все это считалось вполне допустимым».

Попытки решать социальные проблемы за счет коммерциализации системы распределения жилья, образования и здравоохранения, объективно отвечая задачам повышения общей экономической эффективности, лишь увеличивают разрыв между теми, кто сумел заработать или «прикарманить» деньги, и теми, кто этого не смог сделать по объективным или же субъективным причинам.

Энергетическая безопасность. Прогнозируя быстрый — на уровне 3,3 /о в год — рост потребностей экономики в энергоресурсах, китайские аналитики указывают на грозящую нехватку национальных запасов нефти, газа и угля для удовлетворения соответствующего спроса на энергоносители. При этом они увязывают энергетическую безопасность КНР с азиатско-тихоокеанской энергетической безопасностью в целом. «Без китайского участия и без сотрудничества с Китаем энергетическая безопасность АТР представляется недостижимой — пишет один из ведущих китайских ученых в этой области. В качестве тревожного сигнала китайские ученые ссылаются на прогноз роста доли стран АТР (без США и России) в мировом потреблении энергоресурсов до 28%, тогда как их доля в мировых запасах газа к тому времени будет находиться лишь на уровне 7%, а нефти — 4%. Выход из возможного кризиса Китай видит в налаживании региональной кооперации, в том числе с участием Японии и России, в области азиатской энергетической безопасности.

Реформирование банковской системы. Сила и слабость китайской финансово-банковской системы обусловлена одним и тем же обстоятельством — ее адекватностью реальной экономике Китая, находящейся пока лишь на пути к полноценному рыночному хозяйству. Как отмечалось, с середины 90-х гг. функционирование китайской экономики осуществляется уже при использовании рыночных, а не директивно-распределительных механизмов. Отсюда следует, что и финансово-банковская система Китая занимается обслуживанием кредитно-денежных потоков. С другой стороны, сфера действия логики рыночной экономики в Китае все еще существенно ограничена государственным вмешательством (например, убыточные промышленные предприятия нередко получают финансовую подпитку со стороны государства).

Если взглянуть на финансово-банковский сектор Китая с позиции развитой рыночной экономики, то можно выделить следующие его слабые компоненты.

Во-первых, это большой объем невозвратных (просроченных и безнадежных) кредитов. По разным оценкам, он составляет от 40 до 60 % ВВП. Данный показатель выше, чем в других странах Восточной Азии — Японии, Южной Корее, на Тайване. Главная причина этого явления кроется в сохраняющихся элементах планирования, наложенных на систему рыночных отношений.

Несмотря на то, что с начала 1998 г. директивно планировавшиеся «лимиты кредитования» были отменены и коммерческие банки стали более свободны в своей кредитной политике, так называемое «направляющее», т.е. индикативное, планирование для государственных банков сохранилось. Государственные банки обязаны финансировать государственные предприятия вне зависимости от результатов их хозяйственной деятельности. Доля государственных предприятий в общем объеме не возвращаемых долгов составляет около 70% по долгосрочным кредитам и 55% — по краткосрочным.

Во-вторых, это неэффективное использование кредитных ресурсов. Задача превращения сбережений в инвестиции является одной из ключевых для китайской банковской системы. При этом объем депозитов населения в банках составляет более 75% ВВП. Фактически действует монополия четырех государственных банков (на них приходится 90% сбережений и более 70 ^ инвестиций) на рынке капиталов. Государственные банки финансируют в основном государственные предприятия, куда в 90-е гг. поступало 85-90% всех выданных госбанками кредитов, и продолжают настороженно относиться к частному бизнесу, несмотря на конституционное закрепление его статуса.

В-третьих, низкий уровень такого показателя банковской надежности, как «норматив достаточности капитала (доля собственного капитала в общих активах)». По разным оценкам, только в 1999 г. Китай выпустил специальные казначейские обязательства на сумму от 30 (официальные расчеты) до 60 млрд, долл, для того, чтобы довести этот показатель по четырем крупнейшим банкам до рекомендованного ОЕСР уровня 6%. Чтобы повысить его до 10%, т.е. до уровня, считающегося приемлемым для развивающихся государств, Китаю потребуется почти 100 млрд. долл, (около 10% ВВП Китая).

В-четвертых, высокие затраты на рабочую силу и небольшая производительность труда в китайских банках. В банковском секторе Китая (150 тыс. банков и их отделений) занято 1,7 млн. работников. По показателю «отношение активов к числу занятых» (около 750 тыс. долл.) Китай отстает от всех стран мира. Четверка наиболее крупных китайских банков тратит на оплату труда банковских служащих от 85 до 90% своих доходов.

Вступление Китая в ВТО более остро поставило вопрос о необходимости реформирования китайской финансовой системы. Китайскому руководству предельно ясно, что при существующей слабости китайских банков открытие финансовой системы внешнему миру опасно повторением азиатского кризиса, но уже на китайской территории. С другой стороны, без большей степени финансовой открытости и без финансовой либерализации трудно рассчитывать на массированный приток новых иностранных инвестиций. Вывод был сделан весьма логичный; чтобы открыться, надо укрепиться, т.е. избавить финансовую систему от ее ключевых проблем — тормозов развития.

Доверие китайцев к национальной банковской системе держится на доверии к государству. В этом смысле именно государственные банки обеспечивают стабильность системы, хотя и тормозят ее свободно-рыночное развитие. Последовательное осуществление рыночной логики и банкротство нерентабельных государственных предприятий, имеющих большие долги перед государственными банками, при одновременной приватизации государственных банков создало бы угрожающую ситуацию. Приватизированные банки, продолжая аккумулировать огромные вклады населения и продолжая в то же время выступать в роли кредиторов государственных предприятий без надежды на возврат долгов, столкнулись бы с серьезным кризисом ликвидности. При этом прошлое доверие населения к государственным банкам вряд ли может быть перенесено на приватизированные банковские структуры. Последнее обстоятельство чревато бегством денег из банков и неспособностью приватизированных банков расплатиться по долгам перед частными вкладчиками.

Поэтому необходимо, «очистить» главные государственные банки от безнадежных кредитов, что, как мы показали, уже начинает делаться, и принять меры по стимулированию частного спроса, частных инвестиций.

3.2. Перспективы развития

Первая половина XXI в. для экономического развития Китая должна стать решающей. В этот отрезок времени в Китае должна завершиться индустриализация и информатизация народного хозяйства.

Стабильный и высокий экономический рост должен привести к кардинальному повышению рейтинга Китая в мире. В первой половине XXI в. Китай должен войти в тройку мировых лидеров. Если в 1978 — 1995 гг. технологический прогресс обеспечивал 39, 85% всех производственных благ, то к 2030г. этот показатель должен составить 50%, а в 2050 — более 60%.

В ближайшее время кардинальные изменения должны произойти в структуре производства страны. Многоуровневая система потребительского спроса должна сформировать многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на разных рабочих местах, должна возрасти. Так же должно произойти многократное расширение сферы индивидуального потребления.

Всесторонний технологический процесс должен повлиять на быстрое развитие производственной структуры. Китай должен в кратчайшие сроки осуществить заимствование новейшие западных технологий и на их основе произвести свои собственные исследования. В большинстве областей техники и науки Китай должен достичь передового мирового уровня.

Должно произойти кардинальное совершенствование традиционных форм производства, высокие технологии должны стать ключевыми отраслями экономики. На сегодняшнем этапе развития все еще существуют традиционные отрасти китайской промышленности — текстильной, сталелитейной. Цементной, химической и т.д. Но при всеобщей модернизации их удельный вес в экономике должен снизиться. К 2030 г. ожидается, что темп роста населения станет нулевым, а затем и отрицательным. А когда процесс индустриализации завершится, в потребительской структуре должны произойти кардинальные изменения. Спрос на традиционную продукцию должен постепенно снизиться.

Ожидаемые показатели экономического развития до 2050 г.

Годы Средние ежегодные темпы прироста ВВП, % Объем ВВП на конец периода, трлн, юаний Объем ВВП на душу населения, юаней
2011 -2020 гг. 6,4 36,70 24178
2021 -2030 гг. 5,4 62,33 39657
2031-2040 гг. 4,9 100,52 63406
2041-2050 гг. 4,3 153,07 98638
2011 -2030 гг. 5,9
2031-2050 гг. 4,6

Источник: Ли Цзинвэнъ, Чжун Чанбао, Гэ Синцюанъ, 21 с. 154

Заключение

Китай в мировой экономике занимает место быстроразвивающегося активного лидера глобальной экономики и экономики АТР. Очевидно, что Китай является важным игроком на мировой арене, так как обладает обширными территориями, является крупнейшим государством по численности населения и занимает важное стратегическое положение. К приоритетным направлениям развития страны относится: расширение рынка сбыта; приобретение источников сырья и новых партнеров; экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Китай является одним из крупнейших государств мира, а так же обладает обширной площадью и огромным количеством трудовых ресурсов. ВВП Китая непрерывно растет. К 2050 году в Китае запланировано построить общество «благоденствия», уровень жизни в котором будет таким же как в развитых странах. Для осуществления это цели Китай имеет все необходимые возможности. В стране имеются значительные природные ресурсы, по запасам минеральных ископаемых Китай находится на 3-м месте в мире. Развиваются новые отрасли, растет доля ВВП на НИОКР. Страна постепенно совершает переход с экстенсивного пути развития хозяйства к интенсивному.

На современном этапе развития Китай — открытая страна для всего мира, на это оказало большое влияние вступление в ВТО, а так же образование свободной экономической зоны со странами АСЕАН, которая в будущем способна составить конкуренцию Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). В Китае отрыт приток мировых услуг и товаров, прямых иностранных инвестиций, определяющих быстрый экономический рост страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный финансовый университет