Международная торговля. Мировой рынок.

В течение последнего десятилетия российская внешнеторговая политика была направлена в сторону ускоренной ее либерализации. С точки зрения экономической науки такое направление обнаруживает черты сходства с основными направлениями классической теории свободной международной торговли. Если верно то, что экономическая (и, в частности, внешнеторговая) политика должна основываться на результатах разработки теории и анализа практики национального и мирового экономического развития, то следует отметить, что существующие в современной российской научной и учебной литературе разногласия по ключевым вопросам регулирования внешнеторговой деятельности не дают основания для однозначного вывода о том, что Россия должна форсировать либерализацию этой деятельности. Целью настоящего исследования является комплексный анализ теорий международной торговли и торговой политики, сформированных в экономической науке, а также выявление проблем и перспектив дальнейшего развития теоретических концепций международной торговли.

Содержание
  1. Место международной торговли в системе международных отношений
  2. Теории международной торговли и их эволюция
  3. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
  4. Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
  5. Теория Хекшера-Олина
  6. Парадокс Леонтьева
  7. Жизненный цикл товара
  8. Теория Майкла Портера
  9. Теорема Рыбчинского
  10. Теория Самуэлъсона и Столпера
  11. Эффект масштабности производства
  12. Концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Вернон
  13. Теория «внешнеторгового мультипликатора»
  14. Динамика международной торговли, её основные показатели
  15. Товарная и географическая структура мировой торговли.
  16. Структура мирового рынка
  17. Ценообразование в международной торговле. Понятие мировых цен.
  18. Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли
  19. Всемирная торговая организация (ВТО)
  20. Внешняя торговля России
  21. Место внешней торговли в экономике России
  22. Заключение

Место международной торговли в системе международных отношений

Международная торговля — это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Она включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Международная внешняя торговля — реальный и ощутимым фактор воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и любой хозяйственной деятельности. Каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Количественные и качественные характеристики современных международных экономических отношений показывают:

  1. усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик;
  2. повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития (связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда).

Рынок — это совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок выступает отдельной категорией, развивающейся под влиянием собственных закономерностей и оказывающей воздействие на весь ход воспроизводства. Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами.

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества: 1) внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста; 2) произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Международная торговля служит средством, позволяющим странам — участникам процесса развивать свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения. Во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю.

Современная международная торговля развивается высокими темпами. Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления следующих факторов:

  1. развития международного разделения труда и интернационализации производства;
  2. НТР, способствующей обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;
  3. активной деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирования (либерализации) международной торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
  5. либерализации международной торговли, перехода многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин; образование свободных экономических зон;
  6. развития процессов торгово-экономической интеграции — устранения региональных барьеров, формирования общих рынков, зон свободной торговли.

Теории международной торговли и их эволюция

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретенные преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

  • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.
  • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж
  • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
  • зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
  • упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

  • воздействие правительства на факторные условия;
  • воздействие правительства на условия спроса;
  • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
  • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

Теория Самуэлъсона и Столпера

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Эффект масштабности производства

Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Вернон

Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара. Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно- технического прогресса.

Теория «внешнеторгового мультипликатора»

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Динамика международной торговли, её основные показатели

Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран

(миллионов долларов США)

 

Январь-ноябрь 2013 г Доля в обороте, % ТЕМПЫ РОСТА, %

,%

ОБОРОТ ЭКСПОРТ ИМПОРТ ОБОРОТ ЭКСПОРТ ИМПОРТ
Весь Мир 763634,9 476483,3 287151,6 100,0 99,9 99,9 99,9
ЕС 377661,5 256358,2 121303,3 49,5 101,9 102,2 101,4
АВСТРИЯ 4525,0 1061,5 3463,5 0,6 105,9 85,8 114,2
БЕЛЬГИЯ 10638,4 6945,0 3693,3 1,4 102,8 111,5 89,7
БОЛГАРИЯ 2671,7 2025,1 646,6 0,3 57,9 50,9 101,8
ВЕНГРИЯ 8298,7 5573,6 2725,1 1,1 92,7 90,2 98,3
ГЕРМАНИЯ 67769,0 33600,9 34168,1 8,9 102,1 105,8 98,7
ГРЕЦИЯ 6420,8 5867,4 553,4 0,8 116,8 119,2 96,2
ДАНИЯ 3301,0 1339,6 1961,4 0,4 98,9 89,9 106,3
ИРЛАНДИЯ 1555,5 301,0 1254,4 0,2 110,5 151,1 103,8
ИСПАНИЯ 9828,5 5354,8 4473,7 1,3 101,6 101,9 101,2
ИТАЛИЯ 48546,6 35543,9 13002,7 6,4 118,4 122,5 108,6
КИПР 1917,1 1877,4 39,6 0,3 97,6 97,1 126,9
ЛАТВИЯ 9998,8 9266,6 732,2 1,3 116,0 116,1 115,0
ЛИТВА 6661,3 5623,4 1037,9 0,9 107,8 111,3 92,1
ЛЮКСЕМБУРГ 196,5 13,4 183,1 0,0 118,5 326,8 113,3
МАЛЬТА 3488,0 3440,7 47,2 0,5 174,6 174,9 153,2
НИДЕРЛАНДЫ 69413,8 64108,9 5304,9 9,1 91,7 91,3 97,5
ПОЛЬША 25117,7 17529,1 7588,6 3,3 100,3 95,9 112,0
ПОРТУГАЛИЯ 1228,9 591,8 637,1 0,2 121,6 121,4 121,8
РУМЫНИЯ 3308,1 1456,3 1851,8 0,4 103,2 89,3 117,6
СЛОВАКИЯ 8535,9 5293,5 3242,4 1,1 97,0 96,9 97,0
СЛОВЕНИЯ 1503,8 203,6 1300,2 0,2 104,1 67,4 113,9
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 22144,4 14805,0 7339,4 2,9 104,7 108,3 98,2
ФИНЛЯНДИЯ 17086,7 12160,7 4925,9 2,2 114,2 116,6 108,7
ФРАНЦИЯ 20242,5 8533,3 11709,1 2,7 91,7 88,0 94,7
ХОРВАТИЯ 1366,8 1018,3 348,6 0,2
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 10056,6 5255,4 4801,2 1,3 109,2 121,5 98,4
ШВЕЦИЯ 7411,3 3927,3 3484,0 1,0 78,5 66,8 97,7
ЭСТОНИЯ 4342,4 3639,9 702,5 0,6 107,9 109,9 98,9
СТРАНЫ ЕС 85,6 0,5 85,1 0,0 74,5 35,7 75,0
АТЭС 189145,9 90186,1 98959,8 24,8 103,5 108,2 99,6
АВСТРАЛИЯ 805,8 68,3 737,5 0,1 86,6 68,9 88,8
БРУНЕЙ-ДАРУССАЛАМ 0,0
ВЬЕТНАМ 3772,0 1317,7 2454,3 0,5 111,7 101,5 118,1
ГОНКОНГ 3029,4 2882,1 147,3 0,4 212,4 213,3 195,4
ИНДОНЕЗИЯ 2737,5 1140,2 1597,3 0,4 104,9 97,1 111,3
КАНАДА 1991,6 401,1 1590,5 0,3 78,8 127,5 71,9
КИТАЙ 80021,6 32040,7 47980,9 10,5 100,3 98,4 101,6
КОРЕЯ,РЕСПУБЛИКА 22930,5 13570,5 9360,0 3,0 100,8 107,0 93,0
МАЛАЙЗИЯ 2417,0 1123,3 1293,7 0,3 152,8 433,9 97,8
МЕКСИКА 1740,8 774,9 965,8 0,2 120,3 170,7 97,3
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ 462,9 246,7 216,2 0,1 231,7 2902,4 113,0
ПАПУА НОВАЯ ГВИНЕЯ 6,4 0,2 6,2 0,0 78,0 66,7 79,5
ПЕРУ 452,6 367,2 85,3 0,1 107,5 106,8 110,1
СИНГАПУР 2195,7 1695,4 500,3 0,3 131,9 132,0 131,3
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ 25149,8 10374,0 14775,8 3,3 98,0 86,2 108,5
ТАИЛАНД 3154,4 1240,4 1914,0 0,4 101,3 91,8 108,6
ТАЙВАНЬ (КИТАЙ) 5665,7 3904,5 1761,1 0,7 118,1 131,1 96,9
ФИЛИППИНЫ 1735,5 1324,6 411,0 0,2 120,8 130,8 96,9
ЧИЛИ 684,0 44,7 639,3 0,1 146,4 164,3 145,3
ЯПОНИЯ 30192,8 17669,6 12523,3 4,0 105,9 125,2 86,9
СНГ 103006,2 65866,6 37139,6 13,5 91,2 91,1 91,4
ЕВРАЗЭС 56028,5 35897,6 20131,0 7,3 91,7 90,9 93,3
ТС 53385,5 33390,7 19994,8 7,0 90,9 89,2 93,8
АЗЕРБАЙДЖАН 3330,4 2750,3 580,2 0,4 106,1 104,8 113,1
АРМЕНИЯ 1181,3 868,5 312,7 0,2 109,1 107,0 115,2
БЕЛАРУСЬ 29636,6 17874,2 11762,4 3,9 83,4 77,1 95,1
КАЗАХСТАН 23748,9 15516,5 8232,4 3,1 102,4 108,9 92,0
КИРГИЗИЯ 1954,6 1853,9 100,7 0,3 118,3 126,3 54,6
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА 1501,4 1122,0 379,5 0,2 82,4 80,2 89,7
ТАДЖИКИСТАН 688,5 653,0 35,5 0,1 101,9 106,5 57,2
ТУРКМЕНИЯ 1450,3 1327,6 122,7 0,2 122,1 131,3 69,6
УЗБЕКИСТАН 3598,0 2454,1 1143,9 0,5 107,5 118,9 89,2
УКРАИНА 35916,3 21446,6 14469,6 4,7 87,0 86,2 88,2
АРГЕНТИНА 1346,3 379,4 967,0 0,2 91,9 136,6 81,5
БРАЗИЛИЯ 4897,7 1821,0 3076,7 0,6 95,2 88,6 99,6
ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА, БРИТАНСКИЕ 133,5 131,6 1,9 0,0 70,4 69,7 237,5
ЕГИПЕТ 2562,1 2146,8 415,3 0,3 78,1 72,5 129,7
ИЗРАИЛЬ 3310,6 1939,0 1371,5 0,4 128,3 136,8 117,9
ИНДИЯ 8685,4 5845,3 2840,2 1,1 91,6 87,2 102,3
ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1442,8 1062,2 380,7 0,2 66,2 58,7 102,9
КУБА 160,6 134,6 26,0 0,0 82,4 91,1 55,1
МОНГОЛИЯ 1420,0 1382,5 37,4 0,2 81,2 81,8 64,4
НОРВЕГИЯ 2298,4 728,3 1570,2 0,3 92,5 83,9 97,1
ТУРЦИЯ 29338,7 22813,9 6524,8 3,8 93,7 90,7 105,9
ШВЕЙЦАРИЯ 11283,1 8620,8 2662,4 1,5 91,0 89,0 98,4
ЮЖНАЯ АФРИКА 997,9 260,5 737,5 0,1 122,1 159,1 112,9
ГРУЗИЯ 591,7 478,5 113,3 0,1 145,5 129,1 313,0
Прочие 25352,3 16328,1 9024,2 3,3 102,3 95,5 117,4

Товарная и географическая структура мировой торговли.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25 % мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран- экспортеров нефти в последние годы снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами, т. е. позволяет:

  1. эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы;
  2. приобщиться к мировым достижениям науки и техники;
  3. в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики;
  4. полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Мировая торговля в различных группах стран естественно связана со своеобразием национальных экономик групп стран.

Первая группа — это богатые страны мира, на которые приходится большая часть мирового производства и доходов.

Остальные страны мира получили название развивающихся, или слаборазвитых, стран.

Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли.

Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры: страны должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Будучи должниками основных видов сырья, страны особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уровень процентных ставок и цен на сырьевые товары.

Как производители промышленных товаров эти страны говорят о своей уязвимости для протекционизма.

И все это усугубляется ужасающей бедностью.

Структура мирового рынка

Структуру рынков определяют по нескольким показателям:

  1. количество конкурентов на рынке;
  2. доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;
  3. показатели рыночной конкуренции.

Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия в рынке. Для этого проводят некоторые расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную. В любом случае подсчет этой информации производится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Далее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех поставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.

Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.

Но в большинстве своем в промышленно развитых странах присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие барьеров в случае попыток со стороны других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке хотя бы одной крупной фирмы, при определенных действиях которой конкуренты смогут адекватно отреагировать на это.

Ценообразование в международной торговле. Понятие мировых цен.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

На уровень мировых цен воздействуют:

  1. валюта платежа;
  2. условия расчета;
  3. другие, как экономические, так и внеэкономические факторы. Состояние спроса и предложения в мировой торговле относится к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены.

На цену предлагаемого товара влияют:

  1. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. наличие денег;
  2. объем спроса- количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  3. полезность товара и его потребительские свойства.

Составляющими ценнообразующих факторов предложения являются:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Общепринятые условия поставки:

  1. техническое обслуживание;
  2. гарантийный ремонт;
  3. другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара.

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:

  • существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие);
  • в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Развитие науки и технологии оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом так называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.

Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности для присвоения национальными компаниями и ТНК (транснациональным компаниям) максимальной прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации.

Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их проникновении на внешние рынки.

Либерализм — это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.

Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке и др. Несмотря на постепенное снижение таможенных тарифов в последние 4-5 десятилетий, развитыми странами использовалось около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50 % импорта товаров. Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится странами — членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойственен для стран ЕС. К нетарифным ограничениям относятся:

  • меры, направленные на непосредственное ограничение импорта (его лицензирование и квотирование, введение антидемпинговых и компенсационных налогов, импортные депозиты, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и др.);
  • меры, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, экологические стандарты и нормы, требования к маркированию товаров, их упаковке и т. п.);
  • меры, действие которых приводит к ограничению импорта или стимулированию экспорта.

В программах государственного стимулирования экспорта предусматриваются дополнительные меры по его стимулированию. Важнейшими из них являются государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие, ориентированные в первую очередь на избирательное стимулирование отдельных важных видов продукции, в частности тех, которые определяют развитие НТР, базовых отраслей промышленности.

К экономическим средствам регулирования внешней торговли относятся таможенные тарифы, которые по характеру своего действия, в том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования ВЭД (внешнеэкономическая деятельность).

Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле:

  1. протекционизм;
  2. «свободная торговля».

Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГATT), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования- комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами. Нетарифные меры нормативно закреплены в «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от и являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применяются нетарифные ограничения экономического, административного и технического характера. К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

  • антидемпинговые меры {различного рода налогообложения):
  • налог на добавленную стоимость с импортера;
  • налог с оборота;
  • акцизные сборы;
  • специальные импортные налоги и сборы;
  • меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

  1. запрещение импорта;
  2. количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты — введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.;
  3. лицензирование — это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.;
  4. добровольные ограничения экспорта — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности..

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

  1. национальные стандарты;
  2. системы сертификации продукции — деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.;
  3. требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
  4. требования экологического характера.

Разрешительная система — это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов.

Ограничение на ввоз (вывоз) товаров — установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе (вывозе).

Таможенная блокада — приостановление выполнения таможенного оформления, задержка товаров на таможенных складах и т. д. Цель — нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Эмбарго — запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций (ООН).

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров.

В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Внешняя торговля России

Место внешней торговли в экономике России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 2010 г. составила около 2.26%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

Заключение

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: