Надзор со стороны регулятора за совершением операций на современных финансовых рынках

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами.

Мировой опыт показывает, что в конце XX столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передаётся объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующим организациям (СРО) (во Франции). Вторая подразумевает передачу максимально возможного объёма полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США — штатам, в Германии — землям).

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берёт на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке. Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объём обращающегося на этом рынке капитала.

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство экономического развития Российской Федерации.

Российский финансовый рынок обладает в настоящее время большим числом недостатков, в связи с чем, требует пристального внимания и анализа роли государства в его регулировании. В связи с этим тема работы является актуальной.

В последние годы появилось значительное количество публикаций, в которых излагаются проблемы финансового рынка, в том числе вмешательство государства в его функционирование.

Цель данной контрольной работы — изучение государственного контроля и надзора на финансовом рынке.

Задачи:

  1. Дать понятие и рассмотреть сущность финансового рынка;
  2. Проанализировать систему государственного контроля в сфере финансовых рынков;
  3. Изучить практический опыт в области надзора за финансовыми рынками.

При проведении исследования использовались такие методы научного познания как анализ нормативно-правовой базы изучаемой темы, а также обобщение теоретических основ путём изучения учебной, научной литературы и законов.

Глава 1. Финансовый рынок, регулирование и надзор

1.1 Понятие, сущность, функции, структура финансового рынка

Функционирование рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово­кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Макроэкономические задачи финансовых рынков состоят в следующем:

  • обеспечение оперативного распределения финансовых ресурсов, дополняющего процесс бюджетного распределения;
  • мобилизация временно свободных денежных средств государства, юридических и физических лиц, с последующим их использованием в интересах, как непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической системы общества в целом;
  • обеспечение децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.

Основные признаки современных финансовых рынков:

  • в абсолютном большинстве экономически развитые государства обеспечивают перераспределение основной части финансовых ресурсов общества;
  • характеризуются исключительно жестким уровнем конкуренции между распорядителями, определяющий их преобразование из «рынка продавца» в «рынок покупателя»;
  • централизованно регулируются и контролируются государством в лице уполномоченных им специальных финансовых органов;
  • усиление процесса интеграции (в отдельных случаях — прямого сращивания) между отдельными рынками.

Основные участники финансовых рынков:

Инвесторы, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения прибыли;

Распорядители, в роли которых могут выступать специализированные финансовые структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату, часть из которых составляет их собственное комиссионное вознаграждение;

Пользователи — государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы, на соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их использование.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

Надзор со стороны регулятора за совершением операций на современных финансовых рынках

(Рис.1) Структура финансового рынка

Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки — от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей в финансовых ресурсах.

Функции финансового рынка

Финансовый рынок выполняет ряд различных функций:

  1. Обеспечивает такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате, которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них.

На финансовом рынке каждый из инвесторов имеет свои расчеты относительно доходности и уровня риска своих, будущих вложений в финансовые активы. При этом обычно, ими учитывается существующая на финансовом рынке ситуация: минимальные процентные ставки и уровни процентных ставок, соответствующим разным уровням риска. Эмитенты финансовых активов, для конкурентоспособности на финансовом рынке стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровень доходности их финансовых вложений. Таким образом, на эффективно действующем финансовом рынке формируется равновесная цена на финансовый актив, удовлетворяющая инвесторов, эмитентов и финансовых посредников.

  1. Финансовый рынок вводит механизм выкупа у инвесторов принадлежащих им финансовых активов и тем самым повышает ликвидность этих активов. Выкуп у инвесторов финансовых активов обеспечивают финансовые посредники — дилеры рынка, которые в любой момент, когда это необходимо инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, принадлежащие им. Чем эффективнее функционирует финансовый рынок, тем более высокую ликвидность он обеспечивает финансовым активам, пребывающем в обращении на нём, поскольку любой инвестор может быстро и практически без потерь в любой момент превратить финансовые активы в денежные средства.

Финансовые посредники всегда готовы не только выкупить финансовые активы, но и продать их инвесторам в случае необходимости. Осуществляя на постоянной основе выкуп и продажу финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечивают ликвидность финансовых активов, обращающихся на рынке, но и стабилизируют рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые не связаны с изменениями в деятельности эмитентов этих активов.

  1. Финансовый рынок содействуют соединению контрагентов сделки и существенно уменьшают расходы на проведение операций и информационные расходы.

Финансовые посредники, осуществляя большие объемы операций по инвестированию и привлечению средств, уменьшаются для участников рынка расходы и соответствующие риски от проведения операций с финансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынке именно посредники играют определяющую роль в перемещении капиталов. Особенно заметна эта роль при финансировании посредниками корпораций, имеющих не самый высокий кредитный рейтинг, и количество которых является значительным во всех странах мира. Финансовые посредники уменьшают расходы через осуществление экономии на масштабах операции и усовершенствовании процедур оценивания ценных бумаг, эмитентов и заёмщиков на кредитном рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют высокоэффективные финансовые рынки, которые обеспечивают механизм перераспределения финансовых ресурсов среди участников рынка и содействуют эффективному распределению сбережений среди отраслей экономики.

1.2 Виды финансовых рынков

Денежный рынок, особая сфера рынка ссудных капиталов, характеризующаяся предоставлением капиталов в ссуду на краткие сроки. Как составная часть рынка ссудных капиталов денежный рынок обладает всеми характерными чертами последнего. Так, в отличие от других рынков, где объекты купли-продажи различаются по своей потребительской стоимости, на денежный рынок выступает обезличенная масса денежных капиталов, в которых стёрты всякие следы их происхождения. Единство денежного рынка является следствием не только общности денежной формы, в которой капитал выступает на рынке как товар, но и результатом высокого уровня концентрации предложения ссудного капитала, аккумулируемого кредитной системой. Вместе с тем для денежного рынка, как и для рынка ссудных капиталов в целом, характерно многообразие форм и методов передачи капиталов в ссуду. Специфика операций, совершаемых на денежном рынке, обусловлена, прежде всего, краткими сроками заключаемых ссудных сделок: от одного дня до нескольких месяцев и реже до одного года. Это связано, прежде всего, с тем, что займы на денежном рынке обслуживают движение не основного, а оборотного капитала промышленных капиталистов. Последние обращаются к денежным рынкам главным образом для того, чтобы превратить капитал из товарной в денежную форму. Денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки.

Валютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимодействия различных составляющих мировых финансовых рынков. Это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют.

Основной товар валютного рынка — это любое финансовое требование, обозначенное в иностранной валюте.

С точки зрения рыночного механизма, валютный обмен — это обмен валюты одной страны на валюту другой.

Депозиты до востребования — это средства, использующиеся в торговле между банками, работающими на валютном рынке. Банковские дилеры хранят бессрочные вклады в иностранной валюте в банках-корреспондентах, расположенных в финансовых центрах, где данная иностранная валюта является внутренней.

Основные участники валютного рынка являются банки-дилеры и другие банки, экспортеры, транснациональные компании, финансовые учреждения, инвесторы, правительственные агентства, предприятия и частные лица. Все они имеют разнообразные потребности, включая необходимость хеджирования открытых позиций на валютном рынке, потребность инвестировать средства в различные районы мира и передавать покупательную способность от одной страны к другой.

Валютный рынок выполняет следующие основные функции:

  • обслуживание международного оборота товаров, услуг и капиталов;
  • формирование валютного курса на основе спроса и предложения на валюту;
  • хеджирование (страхование) от валютных и кредитных рисков;
  • проведение денежно-кредитной политики (центральные банки, ФРС, казначейства);
  • получение прибыли в виде разницы курсов валют и процентных ставок по различным долговым обязательствам (коммерческих банков, предприятий).

На валютном рынке складывается система взаимоотношений между различными экономическими субъектами, в качестве основных субъектов валютного рынка выступают: транснациональные банки, коммерческие банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные банки, биржи, международные и региональные организации, брокерские компании, частные липа и др.

На валютном рынке совершаются множество валютных сделок, отличающиеся по длительности совершения, по степени договоренности и организованности. Валютные операции могут предусматривать немедленную поставку валюты (операции спот) и через определенный промежуток времени (срочные операции фьючерс или форвард). Фьючерсные операции предполагают, заключение стандартизированного контракта на поставку валюты и обращаются главным образом на международных межбанковских и валютных биржах. Форвардные валютные контракты не имеют заранее определенной суммы и заключаются на условиях продавца и покупателя валют. Кроме того, часто срочные операции сопровождаются операциями по свопу процентных ставок. Сделки своп совершают крупные банки, а сделки опцион — крупнейшие.

Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной мере объединены в мировую систему.

Основными участниками валютного рынка являются:

  • Центральные банки разных стран мира
  • Коммерческие банки
  • Биржи и брокерские дома
  • Инвестиционные и страховые фонды
  • Корпоративные спекулянты
  • Частные инвесторы

Основные участники валютного рынка — это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров. Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты.

Учетный рынок — часть денежного рынка, на котором осуществляется перераспределение краткосрочных денежных средств между кредитными институтами путем купли-продажи векселей и ценных бумаг со сроками погашения до одного года. Основа рынка — учетные и переучетные операции банков

Учетные операции — операции банков по учету (дисконту) некоторых видов долговых обязательств. Учетные операции — способ авансирования денежных средств.

Учитываются векселя, некоторые казначейские обязательства и купоны на выплату дивидендов и процентов по акциям и облигациям, срок выплаты по которым еще не наступил.

Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, на котором временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки.

Межбанковский кредит — это привлечение и размещение банками между собой временно свободных денежных ресурсов кредитных учреждений.

Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках.

Цель межбанковского кредита для заемщика — получить ресурсы для последующего предоставления ссуды своему клиенту.

Цель межбанковского кредита для кредитора — разместить на определенный срок временно свободные ресурсы

Межбанковское кредитование относится к наиболее крупным сегментам финансового рынка, на котором продаются-покупаются краткосрочные кредитные ресурсы в форме межбанковских кредитов и межбанковских депозитов.

Рынок кредитных ресурсов отличается от других сегментов финансового рынка своей универсальностью по обслуживанию потребностей коммерческих банков, поскольку он опосредствует многообразные межбанковские отношения, связанные с различными банковскими операциями.

Условия выдачи и погашения кредитов на внебиржевом межбанковском рынке определяются коммерческими банками самостоятельно. Но в основе этих отношений лежит оценка банка-заёмщика как субъекта кредитных отношений. Очень важным элементом является наличие корреспондентских отношений с банком-заёмщиком, его репутации на денежных и финансовых рынках, финансовое положение, клиентская база, корреспондентская и филиальная сеть.

Выбор банка для сотрудничества определяется также характером его деятельности, кругом совершаемых банковских операций и оказываемых услуг. Большое значение придаётся и акту, входит ли банк в международные и межрегиональные расчётные и клиринговые банковские системы. При заключении договора на установление корреспондентских отношений часто предусматривается возможность предоставления банком-корреспондентом работы по корреспондентскому счёту в режиме овердрафта. Сумма овердрафта зависит от ежедневного остатка средств на корреспондентском счёте, срока документооборота, объёму среднемесячных оборотов по счёту, опыта сотрудничества с банком.

В составе рынка ценных бумаг (РЦБ) выделяют денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок — это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год. Если бумага будет обращаться на рынке не более года, то она рассматривается как инструмент денежного рынка. В то же время такие бумаги, как вексель или банковский сертификат, также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном финансировании.

Рынок капитала — это рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или бумаги, до погашения которых остается более года. В качестве примера можно назвать акцию.

Рынок капитала служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в долгосрочном финансировании.

По организационной структуре РЦБ делят на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок — это рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке лицо, их выпустившее, получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки первоначальных держателей. Таким образом, функция первичного рынка состоит в мобилизации новых капиталов. Ценные бумаги, главным образом, выпускаются юридическими лицами. В то же время такая бумага, как вексель, может быть выписана и физическим лицом. Лицо, которое выпускает ценные бумаги, называют эмитентом, а выпуск бумаг — эмиссией. Лицо, приобретающее ценные бумаги, именуют инвестором. На фондовом рынке главными покупателями бумаг выступают юридические лица, прежде всего, банки, страховые организации, инвестиционные, пенсионные фонды, т. к. именно они располагают наибольшей суммой средств. На фондовом рынке оперирует «институциональный инвестор» — термин, который относится к специалистам, управляющим чужими активами, или обозначает организации, главный вид деятельности которых — приобретение финансовых активов за счет привлеченных средств.

После того, как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны в своем решении о продаже их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи ценных бумаг происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок — это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. Он выполняет важную роль. Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.

В структуре вторичного рынка выделяют биржевой и внебиржевой рынки. Биржевой рынок представлен обращением ценных бумаг на биржах. Внебиржевой рынок охватывает обращение бумаг вне бирж. Такое деление вторичного рынка существует потому, что не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. Исторически вначале возник внебиржевой рынок. В последующем рост операций с ценными бумагами потребовал организации более упорядоченной торговли. В результате появились фондовые биржи. Кратко фондовую биржу можно определить как организованный рынок ценных бумаг. Это означает, что существует определенное место, время и правила торговли ценными бумагами.

Фондовые биржи возникают с появлением акционерного капитала. В России торговля ценными бумагами впервые стала осуществляться еще в 18 веке в Санкт-Петербурге, где Петр I организовал на Заячьем острове Торговые ряды, объединяющие товарную и фондовую биржу. В 1811 году было построено специальное здание фондовой биржи. В Москве фондовая биржа появилась в 1875 году.

Классическая фондовая биржа представляет собой здание с операционным залом, где заключаются сделки с ценными бумагами. Прогресс компьютерных и информационных технологий привел к появлению электронных бирж. Электронная биржа представляет собой компьютерную сеть, к которой подключены терминалы компаний-членов биржи. Терминалы могут быть вынесены в офисы данных компаний.

Как уже было отмечено, не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. На нее допускаются бумаги только тех эмитентов, которые отвечают ее требованиям. Как правило, это бумаги крупных, финансово крепких компаний. Ценные бумаги молодых и финансово слабых компаний обычно обращаются на внебиржевом рынке.

Каждая биржа разрабатывает свой перечень требований к эмитентам. Поэтому в зависимости от их жесткости бумаги одной и той же компании могут котироваться, т. е. обращаться, на одной или нескольких биржах. В связи с проверкой эмитента на предмет соответствия его состояния требованиям биржи возник специальный термин — «листинг». Листинг — это процедура включения ценной бумаги эмитента в котировальный список биржи. Если эмитент желает, чтобы его бумаги котировались на бирже, и отвечает предъявляемым критериям, то его бумаги допускаются к обращению на бирже. Если в последующем эмитент перестает им удовлетворять, то его бумаги могут быть исключены из котировального списка. Такая процедура получила название делистинга. Делистинг — исключение ценных бумаг определённого эмитента из котировального списка фондовой биржи. После делистинга ценные бумаги компании-эмитента не могут торговаться на бирже, где компания исключена из котировального списка. Ценные бумаги, исключенные из котировального списка, могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг.

В соответствии с российским законодательством фондовая биржа — это некоммерческая организация. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие лица, желающие заключать биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов.

Биржа — это только место, где заключаются сделки с ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на бирже покупатель и продавец осуществляют между собой взаиморасчеты в установленные для этого нормативными документами сроки.

Для того чтобы завершить описание биржевого рынка, остановимся кратко на разновидностях бирж в экономике. Если посмотреть на экономику во временном разрезе, то можно увидеть, что она состоит из двух сегментов: спотового и срочного рынков. Спотовый (кассовый) рынок — это рынок наличных сделок. На спотовом рынке происходит одновременная оплата и поставка ценных бумаг. Цену, возникающую на спотовом рынке, называют спотовой, или кассовой.

Срочный рынок — это рынок, на котором заключаются срочные сделки. Срочная сделка представляет собой договор между контрагентами о будущей поставке предмета контракта на условиях, которые оговариваются в момент заключения такой сделки. В соответствии с двумя сегментами рынка можно выделить спотовые и срочные биржи. Существуют также товарные биржи. Согласно названию, на товарной бирже продаются и покупаются товары. Однако в современных условиях на товарных биржах, за редким исключением, осуществляется торговля срочными контрактами, в т. ч. контрактами, в основе которых лежат ценные бумаги. Таким образом, происходит определенное сближение фондовых и товарных бирж, т. к. и на первых, и на вторых обращаются срочные контракты на ценные бумаги.

По своей внутренней организации биржа может состоять из нескольких специализированных отделов: валютного, фондового, товарного. Поэтому официальное название биржи не всегда точно отражает весь набор инструментов, который обращается на бирже. Например, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) имеет в своем составе валютную спотовую секцию, спотовую секцию ценных бумаг и секцию срочного рынка.

По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на рынок государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок негосударственных ценных бумаг помогает аккумулировать финансовые ресурсы для предпринимательского сектора. Рынок государственных ценных бумаг открывает возможность решать две важные задачи. Во-первых, позволяет государству мобилизовать необходимые ему денежные ресурсы, и, в частности, финансировать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, он является полем регулирования краткосрочной процентной ставки в экономике.

Ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.

Ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Последняя позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и соответственно включить последний в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.

Ценные бумаги фактически представляют собой юридические документы, свидетельствующие о праве их владельца на доход или часть имущества фирмы. Приобретая ценную бумагу, инвестор может рассчитывать, как минимум, на два вида доходов: инвестиционный и курсовой. Инвестиционный доход — это доход от владения ценными бумагами (называемый также дивидендом). Курсовой доход — это доход, полученный в результате покупки бумаги по одной цене с последующей перепродажей по другой, более высокой цене.

Понятие ценной бумаги многогранно, поскольку сами экономические отношения, которые выражаются ею, очень сложны, плюс они постоянно видоизменяются и развиваются, что находит свое выражение во все новых формах существования ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Существуют несколько основных групп участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения (эмитент, инвестор, фондовые посредники (брокеры, дилеры), андеррайтер, джоббер, спекулянт, арбитражер, хеджер, управляющие компании, инвестиционный фонд).

1.3 Основные направления и современные тенденции развития государственного регулирования финансовых рынков

При помощи законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и в определённой мере направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка принадлежит регулирование:

  1. процедур выпуска и обращения ценных бумаг;
  2. различных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и др.
  3. деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);
  4. деятельности иностранных участников рынка.

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают соответствующие условия для её действенного использования.

С понятием информационного обеспечения финансового рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка — чем полнее и достовернее информация, которой владеют участники рынка, тем «прозрачней» является этот рынок. В настоящее время одним из наиболее «прозрачных» рынков считается финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не обязывают публиковать.

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  1. регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  2. формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  3. выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально­экономической системы, темпы и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.

Опираясь на мировой опыт исследования государственного регулирования экономических процессов и определения ведущих отечественных и зарубежных экономистов, определим сущность государственного регулирования финансового рынка в теоретическом и практическом аспектах.

С точки зрения теории государственное регулирование финансового рынка — это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой воздействие государства в лице государственных органов на совокупность экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

Средством экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

Административно-правовая и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер воздействия всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять тем или иным способом. И, наоборот, для использования финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает на них воздействие, закрепленное в правовых нормах.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими.

Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования и широко применяется и на финансовом рынке в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов финансового рынка.

В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций).

В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке основной акцент делается на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на их финансовое состояние, поэтому методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.

Так как методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом пересекаются с вопросами профессиональной этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства совпадают, что позволяет использовать данное обстоятельство как метод оперативного решения текущих вопросов саморегулирования.

Глава 2. Международная и отечественная практика в области регулирования и надзора за совершением операций на финансовых рынках

2.1 Практика и структура службы Банка России по финансовым рынкам

Служба Банка России по финансовым рынкам — подразделение Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам упраздняется (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645).

С 1 сентября 2013 года Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Служба Банка России по финансовым рынкам издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

Государственное регулирование в области финансовых рынков реализуется путем установления различных ограничений в деятельности эмитентов и других участников рынка ценных бумаг и физических и юридических лиц — инвесторов.

В целях реализации функций государственных органов в сфере регулирования защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг правовыми основами рынка ценных бумаг закреплены некоторые базовые экономико-организационные правовые институты, представляющие совокупность правовых мер по управлению финансовым рынком и защите имущественных прав граждан.

Правовые основы деятельности Службы Банка России по финансовым рынкам:

  1. Федеральные законы и законы Российской Федерации
  2. Указы Президента Российской Федерации
  3. Постановления Правительства Российской Федерации
  4. Распоряжения Правительства Российской Федерации
  5. Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам

В состав Центрального аппарата Службы Банка России по финансовым рынкам входят тринадцать управлений и один самостоятельный отдел:

  • Управление лицензирования и ведения государственных реестров
  • Управление регулирования деятельности на финансовом рынке
  • Управление корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг
  • Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг
  • Управление мониторинга и анализа финансового рынка
  • Управление регулирования деятельности на рынке страхования, микрофинансовой
  • деятельности и кредитной кооперации
  • Управление экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела
  • Управление страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности
  • Управление стратегического планирования и организационно-контрольной деятельности
  • Управление финансов, бухгалтерского учета и отчетности
  • Юридическое управление
  • Административное управление
  • Управление делами и архив
  • Первый отдел

Основные задачи Службы Банка России по финансовым рынкам:

  • Участие в развитии финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры
  • Участие в обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям
  • Проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций
  • Формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации
  • Регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями
  • Защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению
  • Обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации  и  манипулированию рынком

2.2 Требования и структура SEC

Главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг, является Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SecuritiesandExchangeCommission, SEC). Комиссия была создана в 1934 г. при президенте Франклине Делано Рузвельте (FranklinDelanoRoosevelt) в ответ на резкое падение доверия инвесторов к фондовому рынку в период Великой депрессии. Первым председателем SEC стал Джозеф Кеннеди (JosephKennedy), отец будущего президента страны Джона Кеннеди (JohnKennedy).

Функции и полномочия SEC. Согласно документам, основная миссия SEC заключается в том, чтобы “защищать инвесторов и поддерживать целостность рынка ценных бумаг”. Комиссия контролирует деятельность ключевых участников рынка, в том числе фондовые биржи, брокеров и дилеров, консультантов по вопросам инвестиций, взаимные фонды. Законы и правила, регулирующие американскую индустрию ценных бумаг, основываются на идее о том, что все инвесторы — как крупные институты, так и частные лица — должны иметь доступ к основной информации, касающейся того или иного объекта капиталовложений, прежде чем они инвестируют в него свои средства. Соответственно, одна из главных обязанностей SEC состоит в том, чтобы обеспечивать предоставление компаниями честной, точной и своевременной информации относительно проводимых ими деловых операциях.

SEC ежегодно осуществляет от 400 до 500 правоприменительных акций, направленных против частных лиц и компаний, нарушивших законы о ценных бумагах. Эти нарушения обычно включают трейдинг инсайдеров (нарушение доверительных отношений путем извлечения прибыли из торговли ценными бумагами, осуществляемой на базе информации, неизвестной широкой публике); манипуляции рынком (участие в транзакциях, которые не имеют другого экономического оправдания, помимо стремления стимулировать движение рынка в направлении, выгодном нарушителю); бухгалтерские злоупотребления (намеренное исключение из финансовых отчетов существенной информации или прямое искажение представляемых данных); предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации относительно ценных бумаг и компаний, которые их эмитируют.

Во всех этих случаях SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т.е. сама по себе она не имеет права налагать уголовные санкции на частных или юридических лиц, а значит, не может отправить кого-либо в тюрьму за нарушение законов о ценных бумагах. SEC обладает властью определять размеры штрафов, изымать прибыль, полученную нелегальным путем, запрещать частным лицам и компаниям проводить операции с ценными бумагами и налагать запрет на незаконные действия. В случаях, когда встает вопрос об уголовном преследовании, SEC объединяет усилия с министерством юстиции США, Федеральным бюро расследований или с прокуратурами штатов.

Структура SEC. Руководство SEC состоит из пяти членов, назначаемых президентом США с учетом рекомендаций Сената и после получения его согласия. Срок пребывания на посту члена SEC составляет пять лет. При этом сроки распределяются таким образом, что 5 июня каждого года заканчивается срок одного из членов Комиссии. С целью обеспечить сохранение независимости SEC предусмотрено, что не более трех ее членов могут принадлежать к одной и той же партии. Президент также назначает одного из членов Комиссии ее председателем. Комиссия проводит регулярные заседания, в ходе которых рассматривает федеральные законы о ценных бумагах, вносит изменения в существующие правила, предлагает новые правила, соответствующие меняющимся рыночным условиям, и применяет на практике правовые нормы и законы. По американским стандартам, SEC является небольшим федеральным агентством, общий штат которого составляет около 3100 человек. Штаб-квартира SEC находится в Вашингтоне, округ Колумбия, но она также располагает 11 региональными и окружными офисами на территории США. Годовой бюджет этого учреждения составляет около $650 млн.

Комиссия по ценным бумагам и биржам подразделяется на четыре отдела: отдел корпоративных финансов, отдел рыночного регулирования, отдел инвестиционного менеджмента и отдел правоприменения. Отдел корпоративных финансов (DivisionofCorporationFinance) контролирует предоставление информации, в том числе таких документов, как заявление о регистрации, годовые и квартальные отчеты, материалы о голосовании по доверенности, рассылаемые держателям акций перед ежегодным собранием акционеров. Помимо этого, отдел корпоративных финансов занимается интерпретацией законов о ценных бумагах и поправок к ним. В функции отдела, в тесном сотрудничестве с офисом главного бухгалтера SEC, входит отслеживание деятельности бухгалтерских учреждений, особенно Совета по стандартам бухгалтерского учета (FinancialAccountingStandardsBoard, FASB), результатом которой является формулирование общепринятых стандартов бухгалтерского учета (GenerallyAcceptedAccountingPrinciples, GAAP).

Отдел рыночного регулирования (DivisionofMarketRegulation) устанавливает и поддерживает стандарты, обеспечивающие честную, упорядоченную и эффективную работу рынков. Он осуществляет эту функцию посредством регулирования деятельности крупнейших участников рынков, в число которых входят брокерско-дилерские фирмы, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NationalAssociationofSecuritiesDealers, NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (MunicipalSecuritiesRuleMakingBoard, MSRB), а также клиринговые агентства, такие как DepositoryTrustandClearingCorporation, DTCC, и NationalSecuritiesClearingCorporation, NSCC, трансфертные агенты и учреждения, занимающиеся обработкой информации о ценных бумагах. Отдел рыночного регулирования также контролирует Корпорацию по защите инвесторов в ценные бумаги (SecuritiesInvestorProtectionCorporation, SIPC), которая является частной некоммерческой организацией, в чьи задачи входит страхование ценных бумаг и средств на счетах клиентов брокерских фирм — членов корпорации от банкротства этих фирм. SIPC не занимается страхованием от потерь, возникших в результате падения рынка или мошенничества.

Отдел инвестиционного менеджмента (DivisionofInvestmentManagement)кoнтpoлиpyeт и регулирует индустрию управления капиталовложениями, объем которой составляет порядка $15 трлн., и занимается применением на практике законов о ценных бумагах в том, что касается деятельности инвестиционных компаний, включая взаимные фонды и консультантов по инвестициям.

Отдел правоприменения (DivisionofEnforcement) ведет расследования нарушений законов о ценных бумагах; в случае необходимости дает Комиссии по ценным бумагам и биржам рекомендации по поводу постановки вопроса о дисциплинарных мерах воздействия либо в федеральном суде, либо в суде по административным правонарушениям; ведет переговоры об урегулировании проблем с нарушителями от имени SEC. Как отмечено выше, SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа.

SEC также включает в себя 18 управлений, среди которых одним из наиболее известных является  Управление проверки и контроля соответствия (OfficeofCompliancelnspectionsandExaminations, OCIE). OCIE регулярно осуществляет тщательные проверки и инспекции участников фондового рынка. Исследования, проводимые OCIE, позволяют SEC обнаруживать случаи недостаточно четкого выполнения или нарушения законов о ценных бумагах. На базе предоставляемой OCIE информации SEC направляет так называемые deficiencyletters, т.е. уведомления в адрес эмитента ценных бумаг о том, что проспект эмиссии требует пересмотра, дополнения или исправления. OCIE сообщает о серьезных нарушениях Отделу правоприменения, с тем чтобы он предпринял дальнейшие действия по их устранению.

Регулирующие органы штатов. Следует отметить, что все штаты США имеют собственные ведомства, осуществляющие регулирование сферы ценных бумаг. Их сотрудники расследуют случаи нарушения принятых в данном штате законов о ценных бумагах (которые часто совпадают с федеральными законами). Эти организации нередко работают “в тандеме” с федеральными регулирующими органами, особенно когда меры, принимаемые для устранения нарушений, создают прецеденты для национальной политики. Именно так произошло в случае, когда генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер (ElliotSpitzer) выдвинул обвинение против аналитиков WallStreet, которые публиковали необъективные отчеты об отслеживаемых ими компаниях.

В большинстве случаев органы, занимающиеся регулированием торговли ценными бумагами в отдельных штатах, невелики и не располагают значительными ресурсами. Отдельные штаты обладают полномочиями ведения уголовных процессов в соответствии со своими собственными законами о ценных бумагах. Однако штаты могут требовать исполнения данных законов только в пределах своих границ; поэтому случаи, в большей степени носящие общенациональный характер, передаются на рассмотрение в Отдел правоприменения SEC.

Общая цель Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям это помощь инвесторам и обеспечение их надежной информацией, на основании которой они могут принимать решения. Закон о ценных бумагах 1933 г. требует от большинства компаний, планирующих публичный выпуск новых ценных бумаг, предоставить на одобрение SEC регистрационное заявление. Закон о бирже ценных бумаг 1934 г. обеспечивает дополнительную защиту, требуя от таких и других компаний предоставить SEC подробный ежегодный отчет. Комиссия проверяет эти заявления на полноту и соответствие требованиям перед тем, как разрешить компании продавать ее ценные бумаги на бирже ценных бумаг. Хотя SEC требует значительного количества информации, не представляющей интереса для присяжных бухгалтеров, согласно законам о ценных бумагах 1933 и 1934 гг. необходима финансовая отчетность, подтвержденная независимым аудитором, и рассматривает их как часть регистрационного заявления и последующих отчетов.

Особенно интересны для аудиторов некоторые специальные отчеты, представление которых обусловлено требованиями к отчетам законов о ценных бумагах.

Вот список наиболее важные из них:

  • Формы от si до si Эти формы должны быть заполнены и зарегистрированы SEC всякий раз, когда компания планирует публично выпустить ценные бумаги. Форма si общая, когда нет специально предписанной формы. Остальные специальные. Все формы s применимы к Закону о ценных бумагах 1933 г.
  • Форма 8к. Этот отчет предоставляется в конце любого месяца, в котором произошли значительные события, интересующие инвесторов. К таким событиям может относиться приобретение и продажа дочерних фирм, смена директоров или должностных лиц, появление нового вида продукции, смена аудиторов.
  • Форма 10к. Этот отчет должен предоставляться ежегодно в течение 90 дней после завершения финансового года. В этом отчете содержится подробная финансовая информация, в том числе подвергнутая аудиту финансовая отчетность.
  • Форма 10Q. Этот отчет должны предоставлять ежеквартально все публичные компании. Он содержит определенную финансовую информацию и требует аудиторского вмешательства всякий раз, когда изменяются бухгалтерские принципы.

Поскольку большие аудиторские фирмы обычно имеют клиентов, которые должны представлять один или более таких отчетов ежегодно, а правила, влияющие на представление SEC, крайне сложны, то большая часть аудиторских фирм имеет специалистов, которые проводят свое основное время в проверках того, удовлетворяют ли их клиенты всем требованиям SEC.

SEC имеет значительное влияние на формирование общепринятых бухгалтерских принципов и требований к раскрытиям для финансовой отчетности, поскольку она вправе устанавливать для отчетности такие требования, о соблюдении которых необходимо сообщать инвесторам. Кроме того, SEC имеет власть устанавливать правила для любого присяжного бухгалтера СРА, связанного с аудитом финансовой отчетности, результаты которого представлены в SEC. И хотя Комиссия придерживается позиции, что бухгалтерские принципы и стандарты по аудиту должны устанавливать специалисты, мнение SEC обычно учитывается при внесении многих изменений, предложенных FASB или Советом по стандартам аудита. Требования SEC, представляющие значительный интерес для СРА, изложены в различных серийных изданиях по бухгалтерскому учету. Некоторые из основных положений, введенных SEC за прошедшие десятилетия, обсуждаются в тексте там, где речь идет о независимости, юридической ответственности и аудиторских заключениях.

Вывод

На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает.

Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков. Можно сделать вывод, что степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: