Оффшорные центры: особенности организации и функционирования и проблемы деофшоризации

Введение

В условиях мировой глобализации и все растущей конкуренции экономическим субъектам для нормальной деятельности необходимо постоянно искать и совершенствования способы снижения издержек. Учитывая, что существенную часть затрат любой организации составляют налоги, появились пути снижения этой статьи расходов. Одним из самых эффективных методов их снижения, является использование благ, предоставляемых офшорными финансовыми центрами. Они позволяют не уплачивать налоги при соблюдении определенных условий, либо максимально снизить их.

В современном мире офшорные центры играют существенную роль. Помимо легальной заинтересованности в них, они являются подходящим элементом для преступных замыслов ввиду высокого уровня конфиденциальности и условия анонимности банковских счетов.  Все это, а также то, что их быстрое развитие не позволяет такими же темпами обновлять теоретическую базу по данному вопросу, обусловило выбор темы и ее актуальность.

Объектом исследования являются офшорные финансовые центры, предметом – их сущность, типы и особенности. Целью работы является деятельности офшорных финансовых центров, понимание теоретических и практических аспектов их работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить сущность понятия офшорного финансового центра, охарактеризовать его особенности;
  • понять причины появления офшорных финансовых центров;
  • дать характеристику видам офшорных компаний;
  • охарактеризовать их современное состояние.

Глава 1. Теоретические основы офшорных центров и их распределение в мире

1.1.Сущность, значение и причины создания оффшорных центров

Офшорный финансовый центр представляет собой государство или какую-то его часть, на территории которых иностранные резиденты могут осуществлять финансовые, торговые и коммерческие операции на льготных условиях, в частности освобождаясь от налогообложения или уплачивая их в минимальном размере, по сути заменяя налоги на ежегодные и регистрационные пошлины.

Этот термин используется Международным валютным фондом и некоторыми другими международными организациями, в теоретических источниках также можно найти такие определения этого понятия, как офшорная зона, офшор и другие.

Так, согласно законодательства Российской Федерации, офшорная зона представляет собой государство, которое предоставляет льготное налогообложение и (или) не подразумевает предоставления и раскрытия информации при осуществлении различных финансовых операций.

Можно выделить 9 форм офшорной деятельности:

  • страхование;
  • банковское дело;
  • финансы и лизинг;
  • управление фондами;
  • режим дистрибьюторских центров;
  • режим для организаций, которые являются штаб-квартирами;
  • режим для судоходных компаний;
  • режим сервисных центров;
  • смешанные виды деятельности.

Единого списка офшорных зон не существует. Каждая страна или международная финансовая организация ведет свой список. Среди офшорных зон, представленных Российской Федерацией, выделяют следующие территории[1]: Ангилья; Антигуа и Барбуда; Княжество Андорра; Аруба; Содружество Багамы; Бруней-Даруссалам; Королевство Бахрейн; Бермуды; Белиз; Британские Виргинские острова; Республика Вануату; Гренада; Гибралтар; Содружество Доминики; Союз Коморы, а именно остров Анжуан; Китайская Народная Республика, в частности специальный административный район Гонконг (Сянган) и специальный административный район Макао (Аомынь); Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Малайзия, а именно остров Лабуан; Республика Маврикий; Мальдивская Республика; Республика Маршалловы Острова; Республика Мальта; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Республика Ниуэ; Нидерландские Антилы; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кука; Острова Кайман; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Самоа; Республика Панама; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Республика Сейшельские Острова, а также отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в частности остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).

Если оценить географию офшорных территорий, можно прийти к  заключению, что объединяет их, как правило, отсутствие трудовых и природных ресурсов, что влечет за собой неразвитость территорий экономики, низкий уровень жизни населения, отсутствие внутренних и внешних инвестиций. Учитывая то, что торговля материальными ресурсами для таких территорий невозможна, им приходится «продавать юридические адреса», обеспечивая при этом льготные условия.

Чтобы какая-либо территория могла быть отнесена к офшорному центру, необходимо её соответствие четырем основным критериям:

  • операции должны вестись нерезидентами, не имеющими права осуществлять деятельность в стране регистрации;
  • законодательство и корпоративные стандарты должны строиться с учетом максимального облегчения деятельности нерезидентов;
  • должен быть обеспечен соответствующий режим секретности, а также гарантирована конфиденциальность финансовой деятельности;
  • обеспечение льготных режимов налогообложения.

Первый пункт необходим, исходя из специфики офшорных территорий, которая была озвучена ранее, чтобы обеспечить отсутствие конкуренции со стороны крупных мировых организаций местным компаниям, остальные же служат своеобразной приманкой для компаний- нерезидентов.

Таким образом, деятельность, которую нерезиденты могут осуществлять на офшорных территориях, ограничена. Существует ряд вопросов, которые они могут решать, в частности:

  • непосредственное управлять делами организации, в том числе набирать штат, приобретать или арендовать офисные или жилые помещения;
  • устанавливать торговые связи, выполнять платежи и заказы иностранных товаров или клиентов, в том числе заказы местных товаров через местного экспортера, если они осуществляются со стороны клиентов-нерезидентов офшорной зоны;
  • разрабатывать планы и программы строительства, которое осуществляется за рубежом;
  • печатать и редактировать издания, предназначенные для распространения за рубежом;
  • принимать участие в деятельности оффшорных страховых компаний или банковских организаций;
  • быть судовым агентом или менеджером, если эта должность не подразумевает проведение операций на территории офшорной зоны.

Говоря о критериях отнесения территорий к офшорным, стоит сказать о разнице в подходах, которую используют различные международные организации. В отечественных источниках единой классификации нет, однако, обобщив некоторые из них, можно выявить примерно такое деление:

  • «чистые офшоры», включающие территории, которые полностью освобождают офшорные организации от налогообложения, на которых последние уплачивают правительству этой страны определенную пошлину, обычно не более 400 долларов США ежегодно;
  • «низконалоговые гавани», которые облагают офшорные компании минимальным налогом;
  • «внутренний офшор», являющийся разновидностью последнего в рамках территории одной страны и представляющий собой часть государства, на территории которой для компаний-резидентов, осуществляющих определенную деятельность или компаний установленной формы предусмотрены налоговые льготы.

Центральный банк Российской Федерации выделяет оншоры, классические офшоры и наиболее неблагоприятные территории. К первым относятся наиболее респектабельные территории, такие как Швейцария, Гонконг, Черногория, Сингапур, Ирландия, о. Мэн, Нормандские о-ва, Мальта. К последним Банк России относит Андорру, Анжуанские острова, Лихтенштейн, Либерию, Маршалловы острова и некоторые другие. К классическим относятся все остальные офшорные зоны[2].

Международная организация экономического сотрудничества и развития формально использует термин «tax haven», то есть налоговая гавань, а не офшор, и выделяет также четыре основных фактора, на основе которых определяется, относится ли территория налоговой гаванью[3].

Основным из них считается то, что данной территорией не введено налогообложение либо введено номинально при оговорке, что на основании только этого пункта территорию относить к «tax haven» нельзя, а следует учитывать и другие факторы, такие как недостаточная прозрачность, законодательные или административные препятствия для обмена информацией с правительствами других стран, отсутствие требования вести реальную деятельность.

Помимо так называемой «благоприятной категории» офшорных территорий, полностью соответствующих предъявляемым требованиям, группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) выделяет 3 категории офшорных зон, публикуя «черный список» стран, относящихся к таковым, а именно[4]:

  • территории, на которых вследствие недостатков национальных режимов появляется риск отмывания денег и финансирования терроризма для международной финансовой системы;
  • территории, национальные системы противодействия отмыванию денег на которых имеют существенные недостатки со стратегической точки зрения и которыми не разработан план по устранению этих недостатков;
  • территории, имеющие значительные недостатки в части борьбы с отмыванием денег, которые не исправляются государственной властью этих территорий.

Таким образом, ФАТФ формирует 2 списка – черный и темно-серый.

Первый включает территории с максимальным уровнем риска, в отношении которых другим странам рекомендуется применять контрмеры для защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма, которые исходят от этих территорий.

Темно-серый включает территории с недостатками национальных режимов, не достигшие необходимого уровня прогресса в части устранения этих  недостатков или не выполняющие план действий по их устранению, который был разработан ими во взаимодействии с ФАТФ.

Достаточно распространено также деление следующего типа:

  • островные офшоры, включающие маленькие острова и архипелаги Карибского моря, Индийского и Тихого океанов, основной особенностью которых является отсутствие налогов, нетребовательность к ведению бухгалтерского учёта, небольшие фиксированные платежи, максимальный уровень анонимности и конфиденциальности владельцев организаций, по чему они зачастую считаются малопрестижными и обладают сомнительной репутацией;
  • европейские территории, характеризующиеся значительно более высоким статусом, на которых стоимость размещения офшорной компании может достигать уровня в десятки тысяч долларов США ежегодно;
  • отдельные административно-территориальные образования, характеризуемые особым режим налогообложения, к примеру, некоторые штаты США, а в России – Калмыкия, Углич, Алтай.

Есть формальные и неформальные классификации оффшорных зон.

Оффшорные зоны включают три большие классификации. Порядок регистрации бизнеса оффшорных организаций подразделяются на:

1) бесплатный, в котором зарегистрировать фирму, подготовить заявление и копии учредительных документов на английском языке (почти все зоны);

2) формальный, когда в дополнение к учредительным документам понадобятся дополнительные документы из страны основной зоны операций, расположенных на территории ЕС.

Характер аудита финансовой отчетности выделяют юрисдикции, которая не требует проведения и представления в государственные органы финансовой отчетности (Вануату, Либерия, Мальдивы, Андорра, Коста-Рика, Маврикий). В зависимости от степени конфиденциальности всех оффшорные организации можно разделить на:

– районы с открытым реестром, которые требуют полного раскрытия информации от владельцев бизнеса (Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур);

– районы с умеренным реестра, которые обязывают индивидуальных предпринимателей публично размещать информацию о крупнейших акционеров и их долей (Белиз, Барбадос, Ливан, Малайзия, ОАЭ);

– районы с закрытым реестром, которые обеспечивают бизнес с полной анонимностью (Науру, Либерия, Вануату, Маврикий, Лихтенштейн).
Предприниматели ищут наиболее лояльные условия: отсутствие налогов, упрощение процесса регистрации бизнеса и т.д. Тем не менее, необходимо позаботиться о том, чтобы выбранное место имело хорошую репутацию. Приходиться пойти на уступки и согласиться на более жесткие требования.

Так, в зависимости от степени лояльности к субъектам все они могут быть разделены на следующие категории.

  1. Классический оффшор имеют следующие основные преимущества:

— налогов в таких зонах не существует, а соответствующие правительства государств ограничивается только сбором предпринимательского годового взноса в размере 200-400 долларов;

— власти не вмешиваться в бизнес и не проверяют его;

— техническое обслуживание и отчетность не является обязательным.
Предприниматель и его организация получают полную анонимность и конфиденциальность.

К таким районам относятся Багамские острова, Панама и Британские Виргинские острова. Несмотря на высокую привлекательность, они часто становятся убежищем для незаконных финансовых операций и незаконных операций с капиталом. Именно поэтому бизнес-партнеры на международном уровне, опасаются организаций, зарегистрированных в этих оффшорных зонах.

  1. Престижный оффшор. Не отличаются лояльными условиями, но очень высоко ценится бизнесменами по всему миру. Среди их преимуществ:

— наличие низких налоговых ставок;

— высокая степень доверия со стороны иностранных партнеров;

— расположен в удобной транспортной доступности.

В то же время в этих оффшорных организаций обязаны представлять финансовую отчетность в специальные государственные органы, а также раскрывать информацию о владельцах бизнеса и характере сделок. Аналогичный режим действует в настоящее время в таких странах, как Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария.

  1. Оншорные зоны. Формально не оффшоры, однако, дают иностранным организациям налоговые льготы, упрощенную регистрацию предприятий и некоторую частную жизнь.

В связи с этим они приобрели статус «оншорных территорий». Следует отметить, что в некоторых областях этот тип имеет гораздо более либеральный налоговый режим, чем в престижном оффшоре.

В связи с этим они занимают среднее положение в этой классификации. Примерами областей с таким режимом представляют собой Англия, Франция, США.

Существует три типа оффшорных зон.

  1. Страны, не имеющие налогов, не требующие отчетности.
    В основном это небольшие государства третьего мира. Наиболее известные налоговые убежищ: Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова. Эти районы характеризуются высокой степенью конфиденциальности для оффшорных владельцев организаций и почти полное отсутствие контроля со стороны властей за деятельностью таких организаций. Именно поэтому солидные организации и банки не хотят, чтобы они имели финансовые отношения. Эти государства имеют низкий уровень экономического развития, но имеют относительно высокую политическую стабильность.
  2. Оффшоры высокой респектабельности. В таких зонах, оффшорные организации требуются финансовые отчеты и предоставляют значительные налоговые льготы. Правительства этих стран контролируют более жестко, чем в странах первого типа, существует реестр директоров и акционеров, но и престиж организации намного выше. Это Ирландия, Гибралтар, остров Мэн.
  1. Страны, которые не могут рассматриваться как стандартные оффшоры. В третью группу входят страны, которые не могут рассматриваться как стандартные оффшоры, но которые обеспечивают в них резидентство, а не для извлечения дохода от их территории организациям некоторые налоговые льготы. Среди этих стран и Россия (Калининградская область). Спрос на подотчетность повышает доверие таких фирм со стороны деловых партнеров.

Итак, в зависимости от группы, устанавливаются различные требования к проведению операций и определению объем резервов по операциям:

– первая группа не требует оговорок;

– вторая группа — 25%;

– третья группа — 50%

При выборе оффшора, в первую очередь необходимо следить за задачами, которые должны быть решены с помощью организации, зарегистрированной в данной юрисдикции.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены типы оффшорных зон. Они разделяются по порядку регистрации, степени лояльности к субъектам и требованиям к проведению торговых операций.

Итак, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты оффшорного бизнеса. Оффшорные зоны снижают налоговую нагрузку для предприятий. Но во многих государствах вводят экономические ограничения на использование оффшорных зон. Суть таких ограничений состоит в том, что налоговый режим в оффшорной зоне становится намного затратнее местного.

Оффшорные зоны разделяются по порядку регистрации, степени лояльности к субъектам и требованиям к проведению торговых операций.

1.2.Классификация офшорных центров

Оффшорные центры дают огромные возможности почти неограниченному кругу лиц для достижения целей, как законных, так и незаконных.

Все мотивы можно условно подразделить на 3 группы[5]:

  • мотивы, которыене связаны с совершением преступлений;
  • облегчение уклонения от налогов;
  • мотивы, которые связаны с совершением неналоговых экономических преступлений.

Самой распространенной причиной использования офшорных зон является потребность в оптимизации налогового планирования легальным способом. Оно связано с проведением сделок, имеющих налоговую мотивировку, однако при этом соответствующих духу и букве закона. Также офшорные схемы часто используются для защиты активов фирмы с одновременной минимизацией риска их экспроприации в условиях экономической нестабильности.

Помимо этого, имеет  место потребность в налоговых убежищах, которая напрямую с бизнесом не связана. К примеру, высокий уровень секретности оффшорных территорий важен при гражданском судебном разбирательстве, в частности, при разводе.

Несмотря на то, что есть множество законных причин использования оффшорных зон, последние создают потенциал для  развития преступной деятельности. Сами схемы использования стандартов оффшорной зоны очень близки. Самым значимым для развития преступности фактором можно считать уровень финансовой секретности, который порождает благоприятные условия для маскировки преступной деятельности за счет появления эффективных инструментов, помогающих скрыть доходы и препятствующих анализу денежных потоков.

В структуре мотивов использования оффшорных зон с криминальными целями выделяют, как правило, две группы: те, которые подразумевают желание совершить или скрыть налоговое преступление, и те, которые связаны с другими экономическими преступлениями.

Вторая большая группа причин объединяет цель уклониться от налогов, множество схем для которых предлагают офшорные зоны. Большая часть схем подразумевает использование разных видов общих компаний, а также оффшорных трастовые и банков. Самая элементарная схема операций в офшорной зоне, которые предполагают налоговую мотивировку, базируется на универсальном принципе налогового законодательства, который включает в обязательное налогообложение доходы, источники которых расположены в пределах этого государства. Если источник дохода расположен за границей или сложно его определенно локализовать, он исключается из сферы интересов этой юрисдикции. Подобные ситуации характерны для консалтингового бизнеса, при оказании посреднических услуг и других. Таким образом полученные доходы поступают на счета оффшорных компаний.

Бартерные операции с офшорной компанией в качестве посредника как одна из распространенных схем предполагает, исходя из названия, посредничество офшорной фирмы между двумя компаниями, которые осуществляют бартерный обмен товарами. Основной доход от сделки в этом случае образуется у оффшорной фирмы.

Операции с долговыми обязательствами подразумевают покупку офшорной фирмой долговых обязательств с дисконтом, погашаемых впоследствии по номинальной стоимости, результатом чего выступает получение компанией дохода, освобожденного от налогообложения или обложенного минимальным налогом.

При операциях с ценными бумагами офшорная фирма приобретает их с перепродажей впоследствии по высшей цене третьему лицу.

Сущность самофинансирования заключается в выдаче кредита офшорной фирмой организациям-партнерам, которые сами располагаются вне оффшорной зоны. Если кредит выдан на платной основе, выплачиваемый иностранной фирме процент уменьшает налогообложение в стране получения, при этом не облагаясь налогом (или облагаясь минимальным налогом) в офшорной зоне.

Мотивы, которые связаны с экономическими неналоговыми преступлениями подразумевают отмывание нелегальных доходов, их накопление, контрабанду наркотических средств. Становление офшорных финансовых центров основными компонентами глобального процесса отмывания денег обусловлено двумя причинами. Первая состоит в приобретении правоохранительными органами развитых стран мира значительного опыта в части преследования вовлеченных в процесс внутреннего отмывания доходов лиц. Вторая заключается в том, что широкая распространенность зон финансовой секретности сделала общедоступными преимущества от ведения операций с офшорными фирмами.

В современном мире достаточно распространен выпуск необеспеченных или фиктивных векселей, депозитных сертификатов и иных финансовых инструментов, чему создают предпосылки минимальные затраты для учреждения банка, фактическая анонимность владельца, недостаточное законодательной обеспечение контроля, возможность формирования компаний с названиями, которые могут ввести в заблуждение.

Таким образом, существует множество как законных, так и незаконных мотивов использования офшорных финансовых центров, что делает их необходимыми для изучения и постоянного контроля.

Глава 2. Регулирование деятельности оффшорных финансовых центров и деофшоризация экономики в России и мире

2.1 Международное регулирование офшорных центров и деофшоризация

Каждый офшорных финансовый центр выбирается налогоплательщиками исходя из целей, которые они преследуют при сотрудничестве с ним. К примеру на Бермудских островах широко развито открытие дочерних страховых компаний, для образования корпораций используются Панамские острова.

Таким образом, важно не только понимать, что есть такое офшорные финансовые центры в целом, но и понимать разницу между разными офшорными юрисдикциями, знать их особенности. Вследствие этого, дадим характеристику некоторым широко известным офшорным финансовым центрам.

При этом следует отметить, что использование офшорных территорий с преступными целями подразумевает обычно множество их в одной группе операций с целью маскировки следов. К примеру, контрабанда наркотиков проводится с использованием судов, которые принадлежат корпорациям на Нидерландских Антильских Островах, которые зарегистрированы в Панаме, при этом счета за перевозку грузов оплачиваются юридическим лицам на Каймановых Островах, а платежи направляются на счета, открытые в Швейцарских банках[6].

Более всего в преступную экономическую деятельность вовлечены несколько основных офшорных территорий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Одним из крупнейших офшорных финансовых центров являются острова Теркс и Кайкос. Он относится к относительно недавно созданным, так как только в 1979 году был принять ряд законов правительством, направленных на привлечения оффшорного банковского бизнеса. Его популярность связана с самыми жестокими мерами, применяемыми при нарушении конфиденциальности.

Содружество Багамских Островов представляет собой независимую колонию Британии, на них функционирует больше 350 банков, в том числе крупнейшие банки мира. Почти 95 процентов банковских операций, которые осуществляются на их территории являются международными. Открыть банковский счет в этой зоне можно даже по почте. Секретность и конфиденциальность подвергается жесткому контролю со стороны правительства и коммерческих фирм. На островах не предполагаются валютные ограничения, ввоз и вывоз валюты очень прост.

Бермудские острова собрали наибольшее число финансовых профессионалов, работающих с иностранными инвесторами.  Отсутствие ограничений аналогично Содружеству Багамских Островов.  Отличительной чертой банков на Бермудских островах являются более жесткие требования по отношению к новым клиентам относительно других налоговых убежищ. Законодательство этой зоны значительно упрощает создание и деятельность филиалов страховых компаний.

Нормандские Острова являются важным центром офшорных банковских операций для клиентов международного масштаба. Как офшорные центры фигурируют Гинеей и Джерси. Открытие банковского счета может проводится не только частным лицом, но и его представителем или посредством почтовой связи.

Остров Мэн тоже предлагает хорошие условия для открытия филиалов страховых компаний. Учитывая небольшую стоимость корпорации на этой территории, их покупка часто имеет целью только открытие банковского счета с респектабельным названием в иных банках мира.

Каймановы острова считаются одним из крупнейших банковских центров на мировой арене. Законодательство этой территории особое внимание уделяют поддержанию корпоративной и финансовой секретности. Раскрытие информации здесь считается преступлением, равно как и запрос на получение информации. Для этой зоны характерны благоприятные условия для создания и функционирования трастовых фирм, специализирующихся на управлении офшорными компаниями.

Банковская система Лихтенштейна и законы о конфиденциальности аналогичны швейцарским, что делает их взаимозаменяемыми с точки зрения экспертов.

Монсеррат является самоуправляемой Британской колонией, объединяет в основном банки класса Б, легко создаваемые и действующие с высоким уровнем секретности. Хотя здесь и существует правила валютного контроля, их соблюдение не сильно контролируется, в связи с чем достаточно легко осуществляется ввоз и вывоз денежных фондов.

Нидерландские Антильские Острова много лет обладали преимуществом над другими офшорными территориями вследствие долговременного налогового договора между Королевством Нидерландов и Соединенными Штатами Америки, дающий корпорациям Нидерландских Антильских Островов, которые имеют инвестиции в США, право на освобождение от налогов либо снижение налога на суммы дивидендов.

Панама пользуется популярностью среди офшорных территорий в связи с самой простой в мире системой создания и обеспечения деятельности корпораций. Законодательство этой зоны содержит минимальное число требований, отсутствуют какие-либо корпоративные налоги за исключением ежегодного сбора, равного 100 долларам, также нет требований по регистрации отчетности и какого-либо правительственного контроля. Три директора корпорации, требуемые по закону, могут быть одновременно должностными лицами, в качестве таковых может и местноц, и неместное население. Наименования корпораций в Панаме могут быть на любом языке, единственным условием является наличие какого-либо из следующих обозначений: Корпорация (Кори.), Сосиадад Аноима (С.А.) или Инкорпорирована (Инк.). Здесь отсутствует минимальный размер капитала, бухгалтерские стандарты, имеет место практика занумерованных и закодированных банковских счетов.

Швейцария не является в полном смысле налоговым убежищем, так как налоги в этой стране достаточно высоки, однако ввиду высокого уровня финансовой секретности с одновременной стабильностью страны она аккумулирует огромные потоки денежных средств со всего мира.

2.2 Деофшоризация российской экономики

Возможность открытия офшорных компаний российскими бизнесменами появилась в 1991 году, в частности в апреле этого года швейцарская компания Riggs Walmet Group вышла на отечественный рынок с предложением по созданию таких фирм. Ею предлагалась помощь в их создании, а также поддержание их нормальной деятельности, включающей обязательство вносить ежегодные взносы в бюджет страны основания, обеспечивать секретарские услуги по обработке почты, организовывать ежегодные собрания акционеров, составлять балансы и прочее. Стоимость их услуг по международным стандартам была завышенной: за регистрацию предлагалось заплатить 4800 долларов США, ежегодно выплачивать 1100 долларов США за поддержку.

Значительное развитие в России получила практика использования офшорных фирм в целях международного инвестирования. Дочерние структуры и филиалы, которые созданы в рамках крупнейших российских финансово-промышленных корпораций и групп использовали огромное число офшорных компаний. Все чаще офшорные схемы начали основываться на страховых, трастовых, лизинговых и иных договорно-правовых формах осуществления сложных финансовых сделок. Иностранные офшорные фирмы используются для долгосрочного и текущего финансирования отечественных проектов из-за границы. В схемах такого типа, как правило,  часто используются специализированные фирмы, которые расположены в зонах налоговых льгот. В последние годы отечественные финансовые компании и банки используют офшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.

Роль офшорных схем в создании транснациональных корпораций увеличилась, когда они стали встраиваться в сеть внешних филиалов отечественных компаний. Офшорные схемы зачастую имеют целью зарубежные налоговые барьеры.

Развитие офшорного бизнеса в России стимулируется рядом факторов, среди которых:

  • неэффективность фискальной политики;
  • тяжелая налоговая нагрузка;
  • мотивация к экспорту капитала за границу;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • высокие риски инвестирования;
  • высокий уровень криминализации экономики;
  • использование офшорных схем, чтобы скрыть владение отечественными инвестиционными объектами и с целью отмывания криминальных доходов.

Основной офшорной зоной для отечественных бизнесменов долгое время был Кипр. По экспертным данным, ежемесячно из России переводилось около одного миллиарда долларов. Также популярной зоной переводов являлась Великобритания, где средства вкладывались в недвижимость. На фоне текущей ситуации часть средств, скорее всего так или иначе вернется в Россию, другая будет переведена с Кипра в более стабильную зону.

Операций, которые связаны с приобретением сооружений, зданий, земли и другой недвижимости, которая находится за рубежом, а также с покупкой акций зарубежных организаций, регистрацией компаний в офшорных зонах, считаются операциями, которые связаны с движением капитала, и осуществляются в определенном Банком России порядке[7].

Для того, чтобы ограничить вывоз капитала из страны, существует лицензионный порядок на совершение таких операций, как и для открытия счетов за границей.

Резиденты, которые осуществляют такие валютные операции, должны вести учет и предоставлять отчетность по ним. Также есть ограничение на ввоз акций зарубежных организаций, в частности, он должен соответствовать таможенным стандартам.

При нарушении существующих норм, наиболее часто применяется 2 вида ответственности:

  • в пользу государства взыскивается весь доход, который получен по недействительным сделкам;
  • в пользу государства взыскивается необоснованно приобретенное имущество.

Значительное распространение в последнее время получили схемы, которые используют действующие международные договора об исключении двойного налогообложения.

Ограничения, которые вводятся в России и других странах мирах, к сожалению, не смогут искоренить офшорный бизнес вообще. Офшорные финансовые центры и схемы работы с ними совершенствуются из года в год и отслеживать их все сложнее. В то же время рост ограничений для регистраторов офшорных компаний потребует высокой квалифицированности специалистов, в результате чего возрастет риск и, соответственно, цена на такие услуги.

Попытка частично отказать в открытом море в российской столице были частично эффективными: спрос на регистрацию организаций в странах из «черного списка ЦБ РФ» резко упал. Страны, не включенные в пресловутый список Центрального банка, стали пользоваться повышенным вниманием. Ранее малоизвестная акваторий считались перспективными, например, Черногория.

В качестве еще одного современного реакции оффшорного бизнеса к сдерживающим действиям Центрального банка Российской Федерации, можете указать увеличение числа сложных схем с участием оффшорных и оншорных организаций, которые представляют собой лишь «промежуточными» в отношениях между российской и оффшорной компанией. К примеру, русская организация заключает договор с очень респектабельной фирмой Великобритании, которая, в свою очередь, является лишь агентом организации с Британских Виргинских островов и работает на скромной комиссии от них, и платит налоги в Казначейство Великобритании. Основная прибыль, соответственно, по этой схеме идет от оффшора. Тем не менее, «солидная фирма» только ширма в цепочке отношений между российской компанией и ее оффшором. Такая сложная схема абсолютно легальна и базируется в будущем в течение длительного времени, так как он требует тщательного просчета движения денежных средств через банки Германии или Англии с минимальными потерями на налогах в этих богатых странах высока. Такая сложная схема стоит от десяти до двадцати тысяч долларов. Но крупные структуры не экономят на надежности финансовых каналов.

Есть более простые, но не менее элегантные схемы обхода «черного списка Центрального банка Российской Федерации», с использованием, например, существующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Например, в соответствии с кипро-британского соглашением и с дополнительным объяснением британской стороны во время определенных условиях, организация, зарегистрированная в Великобритании, то есть юридический адрес, банковские реквизиты, и т.д., может быть налоговым резидентом Республика Кипр и платить налоги, соответственно, в кипрской оффшорной ставке 4,25%. Такое образом, под респектабельной маской добропорядочная английская организации может вполне легально скрываться оффшор из Кипра, если реальный центр управления этой организации находится на острове Кипр, то есть, достаточно назначить директоров организации резидентами Кипра.

Не менее элегантной оффшорной схемой, основанной на соглашении об избежании двойного налогообложения, в отношении которых Нидерланды заключила с несколькими странами. Схема называется «голландский сэндвич» и состоит из голландской холдинговой организации и организации из Нидерландских Антильских островов, которая владеет акциями холдинга. Схема направлена ​​на минимизацию налогов и суть его в том, что холдинг, чтобы минимизировать налоги на доходы от организаций, в силу соглашения об избежании двойного налогообложения, а при выплате на Антильские острова организации держателю акций они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. В результате, общая сумма налога в Нидерландах и на Антильских островах может достигать 10,2 процента, потому что Антильская организация платит так мало налогов, а голландская холдинговая организация, могут быть освобождена от налога на прибыль в виде дивидендов (при соблюдении определенных условий).

Подводя итог результат: частично препятствие оффшорный бизнес в России только стимулировать бизнес к развитию и поиску новых областей и схем работы. Ужесточение контроля и санкций Регистратора оффшорных организаций приводит к повышению развития правовой грамотности и навыков большинство из этих регистраторов. Несмотря на то, что мы не будем отрицать: увеличение риска приводит к неизбежному повышению цен на услуги.

Оффшорные зоны представляют собой важным инструментом налогового планирования и налоговой оптимизации в международном бизнесе. Наиболее развитые отечественные организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, будет продолжать использовать международное налоговое планирование через оффшорные зоны до тех пор, как налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Поэтому не перестают быть актуальными аспекты совершенствования административно-правового регулирования деятельности оффшорных организаций и формирования современного российского оффшорного законодательства в соответствие с мировой практикой.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены перспективы развития оффшорных зон в России. Несмотря на законодательные ограничения оффшорного бизнеса в России, существует ряд схем, позволяющих эти ограничения свести к нулю. Эти схемы основаны на соглашении об избежании двойного налогообложения.

Итак, в третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития оффшорных зон в российском предпринимательстве.

Проблемы оффшорных зон в российском предпринимательстве связаны с усилением законодательного контроля. Несмотря на законодательные ограничения оффшорного бизнеса в России, существует ряд схем, позволяющих эти ограничения свести к нулю. Эти схемы основаны на соглашении об избежании двойного налогообложения.

Заключение

Таким образом, офшорный финансовый центр в целом представляет собой государство или какую-то его часть, на территории которых иностранные резиденты могут осуществлять финансовые, торговые и коммерческие операции на льготных условиях, в частности освобождаясь от налогообложения или уплачивая их в минимальном размере, по сути заменяя налоги на ежегодные и регистрационные пошлины.

Выделяют 9 основных форм офшорной деятельности:

  • страхование;
  • банковское дело;
  • финансы и лизинг;
  • управление фондами;
  • режим дистрибьюторских центров;
  • режим для организаций, которые являются штаб-квартирами;
  • режим для судоходных компаний;
  • режим сервисных центров;
  • смешанные виды деятельности.

Каждая страна или международная финансовая организация ведет и публикует свой список.

Все мотивы использования офшорных центров можно условно подразделить на 3 группы:

  • мотивы, которые не связаны с совершением преступлений;
  • облегчение уклонения от налогов;
  • мотивы, которые связаны с совершением неналоговых экономических преступлений.

Любой офшорный бизнес, за исключением специфических трастового, банковского или страхового, именуют термином «общая компания».

Офшорным банком называют банк, расположенный и зарегистрированный на территории офшорного финансового центра, который вправе проводить операции исключительно с другими аналогичными учреждениями или компаниями-нерезидентами офшорной зоны. Деятельность офшорных банков облагается минимальными налогами или совсем не облагается, при этом они обязаны уплачивать пошлину за продление банковской лицензии и регистрационную пошлину.

Офшорное страхование базируется на переводе офшорным страховым компаниям страховых премий, которые в этом случае не облагаются налогом на прибыль. Целями криминального использования этих компаний в большинстве случаев является уклонение от налогов, формирование неформальных денежных фондов, нелегальный экспорт капитала и отмывание криминальных доходов.

В таком бизнесе обычно используется два вида фирм: компании внутрифирменного страхования и перестраховочные фирмы.

Офшорных финансовых центров в мире большое количество и они часто специализируются на отдельных операциях, где-то развито страхование, в некоторых зонах – банковская деятельность, в других популярны офшорные трасты.

Применительно к России стоит отметить, что законодательство предусматривает ряд сдерживающих факторов, однако более половины всех средств, полученных российскими бизнесменами, «оседает» на счетах в офшорных финансовых центрах.

Список использованной литературы

  1. О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Последнее обновление 25.03.2013.
  2. Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 г., № 108н (ред. от 21.08.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» — Последнее обновление 25.03.2013.
  3. Беляев М.К. Финансовые центры в глобальной экономике // Финансовый вестник. № 11. 112 с.
  4. Кашин С.В. Международные финансовые центры и их роль в глобальной финансовой системе // Банковское дело. № 10. 98 с.
  5. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. М.: КноРус, 2010. 322 с.
  6. Федорова Т.А. Страхование: учебник. М.: Экономистъ, 2011. 875 с.
  7. Хмелев И.Б. Мировая экономика: учебник. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. 360 с.
  8. Шегорцов В.А., Таран В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 528 с.
  9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег: [сайт]. URL: http://www.fatf-gafi.org
  10. Международная организация экономического сотрудничества и развития: [сайт]. URL: http://www.oecd.org
  11. Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru

 

[1] Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 г., № 108н (ред. от 21.08.2012 г.)

[2] Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru

[3] Международная организация экономического сотрудничества и развития: [сайт]. URL: http://www.oecd.org

[4] Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег: [сайт]. URL: http://www.fatf-gafi.org

[5] Беляев М.К. Финансовые центры в глобальной экономике // Финансовый вестник. — 2011. — № 11. — С.26

[6] Кашин С.В. Международные финансовые центры и их роль в глобальной финансовой системе // Банковское дело. — 2011.-  № 10. — С.23

[7] О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 г.) — Ст.10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: