Основные этапы развития интеграционного процесса в ЕС

ВВЕДЕНИЕ

Западная Европа, оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и понеся огромные человеческие потери, сделала все, чтобы создать надежные объединительные структуры на своем континенте.

Объединительным тенденциям способствовало и геополитическое положение Западной Европы, к востоку от которой был мощный Советский Союз, а на Западе — мощные Соединенные Штаты Америки.

Основой объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее, взаимные экономические интересы, которые концентрировались на создании специальных органов и механизмов западноевропейской экономической интеграции.

В контрольной работе рассмотрены основные этапы развития интеграционных процессов в Европе, анализируются причины объединения европейских государств. Также рассматривается современная структура Европейского Союза.

1. История становления ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

1.1. История вступления: Члены Европейского Союза.

Предпосылки объединения — страны-члены ECSC.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось как чисто Франко-Германская схема, а исключительно как явление, доступное любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами создания EEC и EURATOMвместе с Францией и Германией в 1957 году.

Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна зависела, и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав EEC, удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем, как и другие страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции экономический союз с Германией был, как бы политическим признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии. Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских правительств нашла широкую поддержку, недостаточную, однако, если учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как политические, так и экономические и социальные интересы страны.

Причины объединения — Великобритания и скандинавские страны.

Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции. Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут упразднены, и предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать схему EEC.

Дальнейшие усилия Великобритании по созданию свободной торговой зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения, окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание Европейской Зоны Свободной Торговли (EFTA) в 1959, в которую вошли Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария, и Финляндия как ассоциированный член.

Правительство Великобритании, вскоре, замечая успехи EEC, начало проводить активную политику участия в процессах Европейской интеграции, так как при существующей политике у нее не было достаточно возможностей, чтобы влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои решения. EFTA в свою очередь, была не совсем удобным средством, с помощью которого можно было осуществлять деятельность, но только пока это касалось экономических аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в определенной степени политическими. Существовало даже мнение, что Великобритания изолирует себя политически, оставаясь в стороне от Сообщества. И, наконец, принимая во внимание изменяющуюся реальность мировой торговли, как и большинство остальных торговых стран, Великобритания довольно сильно начала ощущать проблемы с защитой уже освоенных экспортных рынков, и с освоением новых. Быстро расширяющийся рынок Сообщества дал хорошую возможность оздоровления национальной экономики в целом, заставив компании мобилизовать имеющиеся средства для выживания в условиях конкуренции на рынке Сообщества. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество. Остальные страны EFTА — Дания и Норвегия, и Ирландия — последовали ее примеру.

Другие страны Европы и Европейское Сообщество.

Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия). Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972 году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя решению референдума о неприсоединении.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и вызвать иностранную интервенцию, отступили перед интересами экономики, и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-ми 12-м членами Сообщества. Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций, несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным, будет, несомненно, полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны — наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на Сообщество в плане помощи и поддержки (в т.н. финансовой) в реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28 апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили, что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.

Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского Соглашения, новые страны- участницы в любом случае предпочтут Европейский Союз Европейскому Сообществу.

Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %. Позже присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году ряды стран-участниц Евросоюза пополнили Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В недавнем времени к Евросоюзу присоединились Болгария, Румыния и Хорватия и общее число стран достигло 28.

1.2. Единый Европейский Акт

Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер, предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 году, и более общей политики в области экологии, исследований и технологий.

Третья часть Единого Акта касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области все было на уровне неофициальных образований.

1.3. Европейский Союз

Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую для наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую — для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу, подписанное странами- участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько препятствий.

На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993 года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение также разделилось “за” и “против” Соглашения — и на референдуме в сентябре 1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993 года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это, Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство, межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс, внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранных в Союз.

2. Элементы экономической интеграции

2.1. Цели и методы интеграции

Сохранение мира.

План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франкогерманского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только неприемлемыми, но и невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том, что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия, масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей неизмерима.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основные цели экономической интеграции:

  • гармоническое развитие экономических институтов;
  • стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;
  • повышение уровня жизни;
  • высокий уровень занятости;
  • экономическая и валютная стабильность.

Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри Союза.

Европейское Объединение по углю и стали ответственно за регулирование этих двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен, улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.

Европейская Комиссия по атомной энергии, так же как и ECSC, действует в четко ограниченной сфере экономики. Она ответственна за совместные исследования и действия в области использования атомной энергии. В частности, ее задача заключается в распространении и развитии атомной промышленности в странах-участницах, а также в гарантировании безопасности при использовании расщепляемых материалов.

Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную политику, которая направлена на ввод единой евровалюты.

Политический союз.

Создатели Сообщества верили, что экономическая интеграция, в конце концов, приведет к политическому объединению Европы. В то время как экономическая интеграция стала первым практическим шагом, она никогда не рассматривалась как конечное явление, а только как ступень на пути к политическому объединению. Поэтому, когда в начале 1960-х провалились планы Фуше, стало очевидным, что успешное экономическое сообщество не обязательно может привести к политическому объединению. Несмотря на это, лидеры Сообщества, свято веря в то, что «политическая окраска Сообщества наполнит его новым смыслом», продолжали провозглашать создание Евросоюза целью 1980-х годов. Эта идея повторно всплыла в 1987 году в Едином Европейском Акте, в Преамбуле которого Главы государств выражали желание преобразовать отношения между странами в Европейский Союз.

С подписанием Соглашения по Европейскому Союзу в Маастрихте 7 февраля 1992 года, после ратификации его национальными парламентами, этот Евросоюз стал реальностью. Евросоюз является новой ступенью в процессе создания самого тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются при максимальном участии всех граждан. Задание Союза заключается в организации отношений между странами и народами этих стран.

Социальная стабильность.

В европейской интеграции также присутствует социальный компонент. Одним из главных моментов, определяющих деятельность Сообществ, является повышение уровня жизни и условий работы, укрепление базы социальной защиты. Несмотря на это, не в одном из Соглашений нет четко выработанной схемы для осуществление общей социальной защиты. Произошло это потому, что с самого начала существовали разногласия по поводу того, будет ли объединение способствовать улучшению социальной защиты, или же на начальном этапе свободный рынок потребует жертв в виде уступок по социальным вопросам.

Опыт вскоре показал, что экономический механизм единого рыночного пространства не обязательно должен привести к социальному развитию и полной занятости. Поэтому 21 января 1974 года Совет Европы принял новую программу социальных действий.

Но наиболее важным для укрепления социальности стал Единый Европейский Акт, который не только дал Сообществу более широкие полномочия, но также внес их в контекст проекта по созданию единого рынка к 1992 году.

Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным подходам — конфедералистскому и федералистскому.

Изначально конфедералистский подход обозначал, что страны согласны сотрудничать друг с другом без затрагивания чьего-либо национального суверенитета. Цель заключалась не в создании «сверхдержавы», поглотившей бы всё, а в соединении государств в конфедерацию, в которой они бы сохранили свои национальные структуры. Эти принципы легли в основу Совета Европы и OECD.

Те же принципы легли в основу того, что называют второй и третьей опорами Евросоюза — общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем. Задача, поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в межправительственном сотрудничестве.

Цель федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том, чтобы сгладить различия между нациями. Чрезвычайно болезненное чувство национального суверенитета у многих стран, страхи по поводу доминирования одной нации над другой, как свидетельствует история Европейских государств, к сожалению, не могли дать возможности к сближению. Несмотря на это, отдельные страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация, в которой судьбой всех народов, каждый из которых продолжает оставаться сам собой, а также их будущим, управляют общие лидеры.

Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского подхода, хотя и в несколько измененной форме. Нужен был еще один компромисс, который позволил нечто большее, чем сотрудничество на конфедералистской основе. Решение, в такой же мере блестящее, как и простое, оказалось слишком слабым, чтобы перейти через пропасть европейской автономии.

Первым вопросом было определить, в каких сферах все были готовы поступиться частью суверенитета для многонационального сообщества. Ответом явилось создание трех Сообществ. Эти Сообщества, а также учреждающие их Соглашения, выделили несколько специфических сфер, в которых они могли как бы проверить целесообразность или нецелесообразность суверенной власти. Сообщества и их институты не были наделены властью в общем, а только в рамках выработки мер для достижения целей Сообщества, то есть так называемой «лимитированной властью» и только страны-участницы теперь вырабатывали курс по пути интеграции, как основатели Сообществ.

Передача полномочий по очень широкому спектру вопросов, тем не менее, не явилась поводом для таких же изменений в структурах централизованной власти. Объединенная Европа будет сильной только в случае, если сохранятся индивидуальные различия между отдельными ее странами, регионами и культурами.

2.2. Экономический и валютный союз

Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг, рабочей силы и капиталов, свободы платежей, ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Также не удалось «привести к общему знаменателю» национальную экономическую политику для преодоления экономического кризиса 1970-х г.г. И до 1980-х, пока национальные границы мешали оживлению экономической активности, общий рынок оставался лишь обещанием.

Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована так называемая «Белая книга» — каталог специфических мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет, притом, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в Едином Европейском Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС.: «Сообщество примет меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31 декабря 1992 года … создав область действий без каких-либо границ, и на которой будет гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала».

Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры, перечисленные в «Белой книге», успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Несмотря на это, настрой у бизнес-сектора самый оптимистичный. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому рынку.

Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и страховые компании начали работать через национальные границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному союзу.

В Соглашение по Евросоюзу (и соответственно, по ЕЭС) была добавлена новая секция по экономической и валютной политике, которая заключает в себе основной план по созданию экономического и валютного союза. С вступлением этой статьи в силу, в процессе экономической интеграции намечаются такие два основные направления.

Первое заключается в том, чтобы сделать единый рынок живой реальностью, и, в частности, заполнить пробелы на этом пути у некоторых стран. На этом пути перспективы весьма оптимистичны: уже видны результаты, чего удалось достичь, а также тот факт, что единый рынок продолжает набирать очки в свою поддержку и у политиков, и у бизнесменов, и у широкой общественности.

Второе направление заключается в том, чтобы, преодолев первую стадию на пути к экономическому и валютному союзу, закончить вторую и третью. Эти обещания выполнить гораздо тяжелее не только потому, что поставлены слишком жесткие условия для перехода от одной стадии к другой, но и потому, что лидерам Сообщества не удалось пока вызвать такую волну оживления для перехода к этим стадиям, какую вызвал переход к единому рынку. Отрицательным моментом явилась информация для общественного мнения о предложенных изменениях и причинах, вызвавших их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты. И поэтому это направление заключается не только в том, чтобы закрепить выработанные критерии экономического и валютного союза, но и прислушаться к людям и тому, что их волнует.

Предпосылки.

Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики. Естественно, что постепенный переход к общему рынку приведет к все усиливающейся взаимозависимости между странами Сообщества, что сильно усложнит их индивидуальный выбор краткосрочных экономических реалий. Постепенно, экономические изменения, принятые одной страной становились общими и для ее партнеров, по мере того, как усиливалась их взаимозависимость. Именно поэтому возникла объективная необходимость подвести общую основу под национальную политику в области экономики каждой из стран-участниц.

Несмотря на это, никто из создателей Сообщества не взял на себя ответственность возглавить процесс объединения экономической и валютной политики, который бы в перспективе привел к экономическому и валютному союзу. Страны Сообщества не были готовы к тому, чтобы пожертвовать Сообществу свой суверенитет в вопросах валютной, бюджетной и фискальной политики. Вместо этого, общие цели национальной экономической политики были установлены, и Государства — члены согласились в стремлениях к целям полной занятости, ценовой стабильности, баланса платежей и стабильности валюты. Шесть стран- основательниц также согласились с тем, чтобы координировать свою экономическую политику совместно с институциями Сообщества.

Очень скоро стало очевидным, что фактическое продвижение координирования их политики зашло далеко за пределы ожиданий. Несмотря на этот факт, что это было вообще проведено исходя из жизненной важности для консолидации Европейской интеграции, большая цель экономического и валютного союза, осталось не достигнутой.

Европейская валютная система.

Введение Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 г. задало новый размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы создать зону валютной стабильности в Европе, свободный насколько возможно от сильных колебаний курса валют. Изменчивость обменных курсов заставила Европейские компании проявлять осторожность при совершении основных долгосрочных инвестиционных проектов в других странах Сообщества и не дала возможности ощутить все преимущества Общего рынка. Столкнувшись с такой непредсказуемостью, многие из них решили, что сложные экономические вычисления стали не намного эффективнее, чем игра в рулетку, и ставки слишком высоки для того, чтобы рисковать. EMS стремится достигать стабильности внутренней цены и внешнего обменного курса посредством системы установленных, но гибких ставок при регулировании, которые опираются на многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства. Обязательства, наложенные на государства-члены системой, и сами способы, с помощью которых осуществляется деятельность, ведут к большей сходимости между экономической и валютной политикой государств-членов, что является залогом успеха.

2.3. Основные принципы свободного единого рынка

Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и четвертый, как известно, являются основными факторами производства.

Свободное движение товаров

  • Таможенный союз.

Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами- участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.

Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18 месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка очень быстро.

Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял действующий до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и Франции, но очень низок в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ претерпевал значительных изменений как вследствие решения Совета Министров или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и благодаря международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой Организации (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом, ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.

  • Смещение количественных ограничений.

Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на внешнюю торговлю с Сообществом сняты.

Стоимостные ограничения перекликаются, по сути, с количественными, как бы являясь их выражением. То есть, сами, не являясь квотами или запретами, они делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.

Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам. Переломным пунктом стал в 1979 году процесс в Суде Справедливости по делу «Cassis de Dijon», с помощью которого было найдено наиболее прагматичное решение проблемы, как обезопасить свободное движение товаров. Суд должен был решить, соответствуют ли германские законы о минимальном содержании алкоголя в винных изделиях — как местного производства, так и импортируемых — со статьей 30 Соглашения по ЕЭС (в том, что касается свободного движения товаров). Традиционные продукты, изготовленные в других странах Сообщества, с низким содержанием алкоголя , включая французское «Cassis de Dijon», не могли продаваться на территории Германии как алкогольные напитки. Суд постановил, что любой продукт, произведенный в странах Сообщества на законных основаниях и продающийся в одной из этих стран, может также продаваться в любой другой стране Сообщества. И защита от импорта устанавливается только в случаях, предусмотренных

Статьей 36 Соглашения по ЕЭС в том, что касается защиты общественной морали, порядка и безопасности, защиты здоровья и жизни людей, животных или растений, защиты национальных богатств, представляющих собой художественную, историческую или археологическую ценность, а также защиты промышленной и коммерческой собственности.

  • Устранение налоговых барьеров.

Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы все-таки должны существовать.

Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар, произведенный в Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то германскому производителю возмещаются непрямые налоги, уплаченные в Германии, а французский импортер платит соответствующий налог во Франции. Таким образом данная система гарантирует равные налоговые условия для отечественных и импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из этого, являются как бы платой за справедливость.

Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов. Соответственно это дало бы возможность устанавливать демпинговые цены на отечественные товары.

Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это, однако, не означает невозможность общего (без границ) налогообложения . Фактически с 1 января 1993 года пограничный контроль был заменен более сложной системой деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на границах. После 1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и от возмещения налогов экспортерам, и от обложения налогами импортеров, а также всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-производителе при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы эта система работала, во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть одинаковыми. Старая система (с непрямыми налогами) до сих пор применялась в отношении алкогольных напитков, табака и нефтепродуктов. Но с переходом к единому рынку ушли в прошлое любые ограничения для физических лиц, путешествующих из одной страны Сообщества в другую.

Свободное движение рабочей силы.

Это право было зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран, входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.

  • Географическая мобильность.

Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или получить образование по специальности. Практически же это право распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в 1990 году дополнительные директивы распространили это право еще на студентов, пенсионеров и безработных, при условии, что у них есть достаточные средства, чтобы содержать себя, а также покрывать расходы по медицинской страховке. Право на жительство для получивших работу сохраняется 5 лет, после чего может быть продлено еще на 5 лет. В случае с теми, кто ищет работу, Суд Справедливости постановил, что им должно быть дано достаточное время, чтобы ознакомиться с вакансиями, на которые они могли бы претендовать, и в этом случае они имеют право оставаться в стране так долго, как они смогут показывать, что действительно активно ищут работу с некоторыми положительными перспективами. Если человек не смог получить работу, он, при соответствующих обстоятельствах, может остаться жить в том месте, где он был трудоустроен последний раз.

Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому- либо в праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости.

  • Профессиональная мобильность.

Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным центрам, ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты трудоспособности.

  • Социальная интеграция.

Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита, как для работников, так и для их семей.

  • Свобода истеблишмента.

В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить любую работу. Это касается докторов, адвокатов, архитекторов, агентов по недвижимости, брокеров, рекламных агентств так же, как и технических, художественных или ремесленных образований.

Это также касается свободы ведения бизнеса, в частности компаний, агентств компаний, их отделений и филиалов.

Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти. Страны Сообщества сами решают, кому поручить управление властными структурами. Но каждый спорный случай должен рассматриваться как с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, так и точки зрения национальной безопасности.

Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы.

Свобода предоставления услуг.

Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес.

Данная свобода также применима в случаях, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.

Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза, желающего открыть какое-либо образование или предоставить услугу в другой стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более строгих условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или знаний. То есть, квалификация, равная по значению, но полученная в другой стране Союза, должна быть признана равной соответствующей местной квалификации. Но на практике, внесение этой свободы в национальное законодательство — чрезвычайно тяжелый и долгий процесс, и одно время предлагалось внести свои правила для каждой профессии отдельно. Наибольшие проблемы возникают из-за профессий, связанных со здравоохранением.

Свободное движение капитала и платежей.

Свободное движение капитала и либерализация платежей являются дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг, пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.

  • Свободное движение капитала

Первые директивы относительно освобождения движения капитала, принятые Советом в 1960, 1962 и 1986 году, были направлены только на уменьшение ограничений на операции с иностранной валютой. Но эти попытки были еще далеки от того, чтобы расширить национальные рынки капиталов. За годы после этого национальными парламентами было принято целый ряд законодательных актов, регулирующих специфические аспекты рынка капиталов, такие как Государственное регулирование деятельности банков, налоговые законы, требования безопасности к операциям с обменом валюты и т.д.).

Только после 1986 года Комиссией был разработал первый детальный план по созданию единого финансового пространства для либерализации движения капитала внутри Сообщества. Целью было объединить все финансовые рынки и освободить все валютные и финансовые потоки. Следуя плану, к 1 января 1993 года страны Сообщества (кроме Греции) реально перешли к свободному движению капитала, и на сегодня какие-то ограничения в этом вопросе могут вводиться только в отдельных случаях, рассматриваемых Комиссией. Это событие знаменует первую стадию перехода к экономическому и валютному союзу.

Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.

  • Либерализация платежей.

Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства, которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Европейский Союз сегодня объединяет 28 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Подводя итоги можно назвать основные составляющие интеграционного процесса ЕС:

  • переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям, развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системы государственного (макроэкономического) регулирования;
  • создание и институционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной политики («государство благосостояния»), переориентация бизнеса с обычных инвестиций в технику на инвестиции в работника;
  • становление развитой демократии, характеризующейся полным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политическим плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: