Особенности развития экономики Германии

Германия состоит из 16 административных единиц. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.

Германия — высокоразвитая индустриальная страна, занимающая третье место в мире по объему промышленного производства. Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду. Однако фундамент международной конкурентоспособности германской экономики образуют не только крупные предприятия, но и десятки тысяч малых и средних предприятий обрабатывающей отрасли, в первую очередь в машиностроении, а также в новых, развивающихся перспективных сферах нано- и биотехнологии.

Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики.

Целью данной работы является изучение экономики Германии.

Для того чтобы раскрыть поставленную цель необходимо раскрытие следующих задач:

  • изучить структуру экономики Германии;
  • рассмотреть внешнеторговую политику Г ермании;
  • изучить особенности национальной экономической модели;
  • рассмотреть внешнеэкономические связи Г ермании и России;
  • изучить роль Г ермании в становлении ЕС;
  • изучить место экономики Германии в экономике ЕС.

Глава I. Особенности развития экономики Германии

1.1 Структура экономики Германии

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. Структура экономики ФРГ такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% — в промышленности, 64,4% ВВП — в сфере услуг. Для экономики Германии характерна “сверхиндустриализация”, т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира.

Структура экономики включается в себя:

Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством.

Немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Добывающая промышленность. В стране отсутствуют значительные минеральные ресурсы, кроме угля и калийных солей. Добыча угля ведется в каменноугольном Рурском и Саарском бассейне (42 млн г в год) и буроугольных Кельнском и Силезском бассейнах (165 млн т в год). Однако она нерентабельная, поддерживается за счет государственного бюджета. Добыча нефти ничтожна, газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем на 30%. Добыча калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

Промышленность. На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); электротехническая промышленность; химическая, фармацевтическая и парфюмерно­косметическая промышленность; авиационно-космическая промышленность; судостроение.

Все более заметное влияние на развитие промышленности оказывают новые отрасли. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на Россию и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Основой экономики Германии является машиностроение. Оно довольно разнообразно. В последние годы на долю Германии на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 28% металлургического оборудования, 28% машин для текстильной промышленности, 22% турбин. Больше всего (почти 1 млн человек) занято в традиционно «самой немецкой» индустрии — электротехнической. По уровню электротехники, по ее разнообразию и качеству Германия занимает ведущее положение в мире: на мировом рынке у страны примерно такая же доля, как у США — 20-25%’. Германия вот уже несколько веков остается первым в мире производителем и экспортером печатных машин. По объему книгопечатания (как и по торговле книгами) Германия уступает только США.

Немецкая автомобильная промышленность — еще одна гордость немцев. Германия уже многие годы уверенно входит в тройку ведущих автомобильных держав планеты, уступая по объемам производства только США и Японии. И даже, несмотря на то, что в последнее время к ней вплотную приблизился Китай, роль ее в мировом автомобилестроении остается весьма значительной. Лидерами немецкого автомобилестроения являются Volkswagen, Daimler- Chrysler и BMW.

Сфера услуг. Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии.

Электроэнергетика. Электроэнергетика Германии, в основном, пользуется таким топливом как нефть, уголь и природный газ. Атомные электростанции вырабатывают только порядка 10% всей электроэнергии. Собственный энергетический потенциал страны не слишком силен: крайне велика зависимость Германии от внешних поставок нефти и газа.

1.2 Внешнеторговая политика Германии

«Внешняя торговля — это фундамент и залог развития нашей экономики и общественной стабильности», — эти слова, сказанные министром экономики Германии Л. Эрхардом в 1953 году, в какой-то мере предопределили роль внешней торговли в экономическом развитии Германии. Именно реформы Эрхарда в значительной степени способствовали послевоенному восстановлению страны: Германия, побежденная второй раз в мировой войне, потерявшая более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, деморализованная, разделенная на четыре зоны оккупации, до конца 40-х годов находилась в тяжелейшем положении, однако уже к началу 60-х вернулась в десятку наиболее экономически развитых стран мира. Усиление ориентации немецкого производства на внешний рынок явилось одним из основных факторов формирования народного хозяйства Германии в этот период.

По величине внешнеторгового оборота Германия занимает второе место в мире. На сегодняшний день около 24,3% рабочей силы Германии занято в экспортной отрасли. Иными словами, каждый четвертый рабочий зависит от экспорта страны, а для промышленных отраслей эта доля еще выше.

Первоначально одним из важнейших факторов, содействовавшим быстрым темпам развития внешней торговли Германии, явились выгодные ценовые условия конкуренции: в течение более чем 20 лет благоприятную роль играл заниженный паритет немецкой марки, и германские товары при быстром росте цен на мировом рынке становились более дешевыми по сравнению с товарами других стран. Однако в 70-е годы ситуация изменилась. В результате неоднократной ревальвации марки этот фактор перестал действовать, и международная конкурентоспособность Германии значительно упала, в первую очередь по дорогостоящей технически передовой продукции. Конкурентные позиции на мировом рынке смогли удержать лишь такие отрасли как транспортное машиностроение, химия, в меньшей степени — электротехника.

В настоящее время по конкурентоспособности Германии уступает США, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Лидирует Германия на тех рынках, где главными являются неценовые факторы конкуренции: высокие эксплуатационные качества изделий, надежность, строгое выполнение сроков поставки, надежный технический сервис. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных по номенклатуре промышленных товаров: продуктов синтетической химии, оптико-механических изделий, станков, автомобилей, изделий бытовой химии, медицинского оборудования. При этом конкурентоспособность определяется, прежде всего, продукцией мелких и средних предприятий.

Таким образом, внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. Как показывает статистический анализ, рост валового внутреннего продукта Германии практически привязан к изменениям его экспортной составляющей. Эта особенность экономического развития Германии объясняется огромным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития производительных сил Г ермании в условиях насыщенности внутреннего рынка. Следует отметить, что в последние годы негативные проявления наличия высокой доли экспорта в ВВП Германии стали более очевидны: с углублением мирохозяйственных связей растет и влияние внешнего фактора на экономику страны.

Товарная структура внешней торговли Германии характеризуется преобладанием готовой продукции, которая составляет 90% объема товарооборота страны. Из них 56% приходится на машины и оборудование, 22% на сырье и полуфабрикаты, 14% — промышленные товары широкого потребления.

Германия выступает вторым по величине импортером мира. За последние годы импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22%, в авиакосмической — до 80%. Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, которая приводит к росту торгового обмена среди одних и тех же товарных групп. Многие из экспортных отраслей одновременно являются и крупными импортерами.

Свыше 70% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы — автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары.

Что касается тенденций в развитии немецкого экспорта, то они определяются стратегией Германии в завоевании мирового рынка, которая связана со спецификой размещения факторов производства в стране. Характерной чертой развития экспорта Германии являются опережающие темпы роста наукоемких изделий, на долю которых приходится более 40% немецкого экспорта. Особенно быстрой динамикой отличается экспорт станков с программным управлением, продукции электротехнической отрасли, оборудования для атомных электростанций. Рост потребления химический продукции многими сферами промышленности ведущих партнеров Германии обусловил хороший спрос на продукцию химического машиностроения Германии, особенно на комплектные установки.

Общее число торговых партнеров Германии — 234, из них всего 69 являются импортерами страны. Важное экономическое значение как перспективный рынок сбыта для Германии приобретают и страны Центральной и Восточной Европы.

Одним из основных направлений внешнеэкономической политики Германии является форсирование процессов экономической интеграции в Западной Европе. Завершение формирования интегрированного рынка к 70-м годам 12 западноевропейских стран позволило Германии в силу высокой конкурентоспособности ее продукции через органы «Общего рынка» проникнуть на рынки своих партнеров в Африке, Азии и Южной Америке. На сегодняшний день Германия является одним из лидеров в мировой торговле благодаря эффективной внешнеторговой политике, направленной на расширение экономического влияния Германии путем создания благоприятных условий для сбыта товаров за рубежом.

Правительство Г ермании осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль над соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.

Итак, внешняя торговля является для Германии одним из основных направлений международных экономических отношений и неразрывно связана с национальным производством страны. Как выяснилось, внешняя торговля определяет динамику экономического роста Германии, и основные потоки производственных факторов направлены в сектора, ориентированные на внешние рынки. Поэтому роль и место Германии в мире во многом определяется конкурентоспособностью ее продукции и успешностью внешнеторговой стратегии.

Глава II. Перспективы развития экономики Германии

2.1 Особенности национальной экономической модели

ФРГ — одна из крупнейших стран Западной Европы (после Франции и Испании). Германию по праву называют одним из «локомотивов» мировой эк ономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По объему ВВП, промышленного производства она занимает от третьего до пятого места в мире.

По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) страна также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии.

Основой этой политики стали следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом, то есть новым либерализмом.

За пятидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад. Первый кризис в 1966-1967 гг. и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. Следствием стала смена неолиберальной политики неокейнсианством. 70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства 1974 —     1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5 %, промышленного производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5.

В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического п еренакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства. Все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства, был осуществлен новый поворот в экономической политике.

Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ — ее «смягченный» вариант.

Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась как важный фактор укрепления рыночных сил, способ решения проблем занятости, экономического роста и упорядочения государственных финансов. Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста.

Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан, зато косвенные налоги возросли.

С кризисом 1992-1993 гг., одним из самых глубоких за послевоенную историю страны кризисов, объединенная Германия справилась. Этот кризис выявил проблемные сферы, где определенные элементы концепции СРХ требуют своего реформирования. Когда в 1990 г. состоялось объединение     Германии,  Западная Германия встретила его хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении. В новых федеральных землях удалось за сравнительно короткий срок решить многие задачи экономической трансформации, преодолеть экономический спад и выйти на стабильный экономический рост. В то же время резкость преобразований обусловила и множество проблем, особенно социальных. Процесс трансформации экономики Восточной Германии идет с немалыми трудностями.

Проблема заключается в обеспечении там самоподдерживающегося роста, что делает необходимым, прежде всего повышение конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.

2.2 Внешнеэкономические связи Германии и России

Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% — обуви кожаной, 18% медикаментов, 12% — мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран.

Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью.

Одна из традиционных проблем Г ермании — импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.

В российском экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно­технических изделий — автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.

Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно­технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.

Примерно 32% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, но лишь 8,2% из них — прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината;

модернизация пермского и других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Г ермании составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Г ермании.

Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово­экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам — порядка 0,5 млрд, долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей, совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.

Основным организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого — содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в свое время рамочные кредитно­торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми.

В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

Глава III. Место экономики Германии в ЕС

3.1 Роль Германии в становлении ЕС

На пороге XXI века общие условия для германской внешней политики изменились кардинальным образом. Германия воссоединилась и обрела внешнеполитический суверенитет. Ее положение в области политики безопасности решительно улучшилось. Германская внешняя политика есть и будет политикой мира, ее целью по-прежнему остается обеспечение будущего в глобальном масштабе.

Прекращение конфликта между Востоком и Западом предоставило новую свободу всем государствам, когда-то находившимся в поле идеологической напряженности. В Европе в целом и во всем мире появились новые формы сотрудничества, которые раньше были просто немыслимы.

По всей Европе достигнут решающий прогресс в области демократии, правового государства и рыночной экономики. В то же время за последние годы Европе пришлось пережить вспышку открытых военных конфликтов в пределах своих границ.

Поэтому создание стабильного и прочного мирного устройства в Европе, придание международным отношениям еще более цивилизованного и правового характера и в первую очередь разработка и развитие эффективных стратегий по предотвращению конфликтов и их мирного урегулирования остаются приоритетными задачами германской политики. Ее основу составляют защита прав человека, готовность к диалогу, отказ от применения силы и укрепление мер доверия, На фоне собственного исторического опыта Г ермания испытывает особую приверженность принципам свободного правового государства и правам человека. В силу этого германская политика во всем мире ориентирована на принципы уважения прав человека и человеческого достоинства. Тем самым она служит делу стабильности, мира и развития. Ключевыми темами XXI века являются такие глобальные проблемы, как устойчивое развитие в странах-партнерах на Юге и Востоке, преодоление отставания в развитии, сохранение нормальных условий для жизни на нашей планете, сдерживание нерегулируемой миграции, международной преступности, распространения оружия массового поражения, с которыми отдельные государства уже не в состоянии справиться в одиночку. В условиях меняющегося мира Германия готова взять на себя более высокую ответственность. При этом в области внешней политики она по-прежнему будет действовать в тесном союзе с партнерами по Европейскому Союзу и Атлантическому союзу, а также участвовать в деятельности международных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ. Германская внешняя политика будет ориентироваться на сохранение мира и процветания, развитие демократии и прав человека во всем мире.

Отсюда вытекают следующие основные моменты внешней политики Германии:

  • дальнейшее развитие Европейского Союза, который в глобальном масштабе должен стать эффективным партнером во всех областях. Обеспечение мира, демократии и процветания по всей Европе, в частности, путем успешного расширения Европейского Союза
  • укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ
  • дальнейшее развитие Атлантического сонла и трансатлантического сотрудничества, к рамках которого Европа должна брать на себя более высокую ответственность
  • усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности. Развитие и уважение прав человека во всем мире
  • расширение партнерских отношений со всеми граничащими с ЕС регионами, в первую очередь со Средиземноморьем и Ближним Востоком, в интересах развития и стабильности
  • более интенсивное сотрудничество с африканскими государствами, расположенными к югу от Сахары и являющимися одним из основных объектов германской политики развития. Важным критерием внешнеполитического веса и дееспособности Германии остается эффективность ее экономики. Необходимо обеспечить Германии роль одной из ведущих стран-экспортеров и создание в стране благоприятных условий для развития промышленных отраслей будущего. Будучи одним из крупнейших промышленных и торговых государств, имеющих тесные связи со всем миром, Германия не может обойтись без хорошо функционирующей системы мировой экономики, учитывающей при этом экологический и социальный баланс интересов. То и дело возникающие кризисы на мировых финансовых рынках выявили взаимозависимость национальных народных хозяйств, продемонстрировав значительный дестабилизирующий потенциал в социальной сфере. Укрепление международных институтов в области торговли и финансов, создание для мировой экономики обязательных правовых рамок, ориентированных на принципы рыночной экономики, отвечает германским интересам.

Германия намерена содействовать мирному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интересов между Севером и Югом. Германская внешняя политика по-прежнему привержена цели устойчивого глобального развития. В настоящее время Германия поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира. Она имеет свыше 200 зарубежных представительств. К ним следует добавить еще 12 представительств при межправительственных и наднациональных организациях.

3.2 Современное положение Германии в ЕС

По официальному заключению Европейской комиссии, научные исследования, технологическое развитие и инновации должны стать сердцевиной экономики Европейского Союза, ключевым фактором ее экономического роста и конкурентоспособности в XXI веке. Германии, благодаря своей грамотно сформулированной инновационной политике, единственной в Евросоюзе удалось поддержать стабильность и рост своей национальной экономики, а также сохранить наивысший кредитный рейтинг в период мирового экономического и финансового кризиса.

Среди 27 стран-членов Евросоюза одной из основных движущих сил интеграционного процесса является Германия. Она оказывает весомое экономическое и политическое влияние на функционирование ЕС, а также обеспечивает 26,4% поступлений в бюджет союза, что значительно превышает доли других ведущих стран (Франция — 17,2%; Италия — 13%, Британия — 13,5%).

Занимая по объему ВВП первое место в ЕС, Германия выдвигается в лидеры по товарному экспорту, в котором доминирует продукция промышленного и наукоемкого производства.

Осенью 2011 г. Конституционным судом Федеративной Республики Германии было принято решение, от которого, по мнению экспертов, зависела дальнейшая судьба Евросоюза. Суд признал законным выделение правительством Германии помощи странам еврозоны, оказавшимся на грани дефолта.

Несмотря на то, что в эпоху глобализации ряд производств был переведен из развитых стран в развивающиеся с их дешевой рабочей силой, Германии в отличие от остальных стран ЕС все же удалось избежать процесса деиндустриализации. При этом сохранилась конкурентоспособность экспортной промышленной и наукоемкой продукции, и ее экономики в целом.

Поэтому неудивительно, что именно в большей части на долю Германии легло создание в 2010 г. фонда по поддержке стабильности евро (EFSF) и выделению Греции кредита в размере 110 млрд. евро. А еще 147 млрд, евро Берлин обещал внести в создаваемый ЕС стабфонд размером 500 млрд, евро, из которого планируется оказываться помощь не только Греции, но и другим странам, превысившим границы задолженности, таким, как Ирландия и Португалия. Иными словами, многим странам ЕС во время мирового экономического и финансового кризиса удается поддерживать высокий уровень жизни за счет Германии.

Германия — единственная из стран ЕС занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции третье место. Ее удельный вес на мировых рынках аэрокосмической, инструментальной и фармацевтической продукции в первой декаде XXI в. составила до 14%, а суммарный оборот от торговли технологиями около 16 млрд, долларов. Этот успех достигнут благодаря грамотному сочетанию инновационной и экспортной политики.

Поэтому теперь исключительно на плечи Германии возложены бразды правления по спасению еврозоны, а также вытаскиванию других стран-членов ЕС из их долгов.

Заключение

Из изученного материала можно сделать вывод, что экономика Германии занимает лидирующее положение в мире, не смотря на незначительные запасы природных ресурсов. В ФРГ наиболее развита промышленная часть экономики в автомобильной, электротехнической, машиностроительной и химических отраслях. Германия занимает второе место в мире по экспорту продукции. Таких результатов она смогла добиться путем выгодных ценовых условий. На сегодняшний день главной отличительной чертой товаров из Германии является надежность и практичность. Основной долей импорта являются природные ресурсы.

Внешнеэкономические связи между Россией и Германией носят благоприятный характер. Германия является основным импортером в РФ. В свою очередь Россия большую часть экспорта отправляет в ФРГ. Также Германия предоставляет денежные кредиты России. Помимо импорта товара ФРГ осуществляет вложение инвестиций в экономику России. Инвестиции Германии носят сдержанный характер.

Главной ролью Германии в ЕС является защита прав человека, отказ от применения силы и укрепление мер доверия, сдерживание нерегулируемой миграции, международной преступности, распространения оружия массового поражения. Германия намерена содействовать мирному прогрессу во всем мире и справедливому балансу интересов между Севером и Югом.

Несмотря на экономический кризис в ЕС, Германия смогла сохранить рост экономики и стабильность. Добиться этого она смогла, благодаря грамотной инновационной и экспортной политики. На сегодняшний день ФРГ является основным инвестором и обеспечивает 26,4% денежных поступлений в казну ЕС. Поэтому теперь исключительно на плечи Германии возложены бразды правления по спасению еврозоны, а также вытаскиванию других стран-членов ЕС из их долгов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: