Проблемы занятости в мировой экономике

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Глава 1. Занятость в Мировой экономике

Понятие, сущность и виды занятости

[row cols_nr=»2″][col size=»4″]

Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).

[/col][col size=»4″]Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.[/col][col size=»4″]Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении доход.[/col][/row]

 

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения.

По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:

  • занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
  • военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике);
  • учащиеся с отрывом от производства;
  • занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

  • наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы;
  • работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности;
  • самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения:

  • наемные работники;
  • работодатели;
  • лица, работающие за свой счет;
  • члены производственных кооперативов;
  • помогающие члены семьи;
  • работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости — безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально­экономической политики.

В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости.

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно).

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.

В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий.

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

Государственная политика в сфере занятости

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно­рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это нисколько не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечения занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:                                                                            .

  1. содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
  2. развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;
  3. организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;
  4. содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
  5. содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.

Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости.

Глава 2. Безработица в мировой экономике

Сущность и виды безработицы

По определению «безработица» — это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

В экономической теории используются два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее средняя продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Понятие «безработица» и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на барже труда, не попадают в статистику безработицы.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами.

Различают полностью или частично безработных. Частично безработные — это люди, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками).

Характер современной безработицы, ее особенности выражаются в формах безработицы, ее структуре и показателях, социальных последствиях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и продолжительность безработицы.

Различают несколько видов безработицы

Фрикционная безработица — это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения.

Мотивы увольнений по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные мотивы :                                                                                                                 .

  1. мотивы, связанные с неудовлетворенностью производственно­экономическими условиями: условий организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения;
  2. мотивы, связанные с социально-психологическим климатом в фирме: неудовлетворенность отношениями с администрацией, с коллегами по работе и т.д.);
  3. мотивы, связанные с неудовлетворенностью уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания;
  4. мотивы личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и другое.

Фрикционная безработица существует в экономике постоянно. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высоко- оплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает боле высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта. Уровень фрикционной безработицы можно снизить, если иметь хорошо отлаженную инфраструктуру рынка труда, в частности его информационное обеспечение.

Структурная безработица — это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться. Эта безработица по существу является углублением фрикционной, разница между этими видами безработицы весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без профессиональной переподготовки, которая нередко сопровождается сменой места жительства. Фрикционная безработица носит в основном краткосрочный характер, а структурная более долговременная, и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическую безработицу порождает общее снижение спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах, которое может возникнуть в период промышленного кризиса, депрессии, спада. Когда совокупный спрос уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности. Циклическая безработица, в отличие от фрикционной, носит, как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы.

В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этого вида безработицы является не причина, порождающая данную форму безработицы, а ее продолжительность.

Безработица может быть признана застойной в том случае, когда безработный, вследствие длительного пребывания в сфере незанятости, теряет полностью или в значительной мере свою квалификацию и надежду получить рабочее место, то есть становится неконкурентоспособным на рынке труда. Наблюдения и исследования показывают, что этот срок составляет в среднем не менее одного года, исходя из этого, в законодательстве о страховании от безработицы предусмотрен годичный срок выплаты пособий по безработице. Однако у циклической безработицы есть одна положительная черта, которую можно считать фактором, частично компенсирующим издержки. Человек, потерявший работу, приобретает свободное время, которое тоже имеет определенную стоимость, хотя эта свобода вынужденная и потому имеет значительно меньшую ценность, чем потеря дохода вследствие безработицы.

Сезонная безработица — безработица, связанная с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, а в другие — уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производств, прежде всего, относятся сельское хозяйство и строительство.

Добровольная безработица — безработица, вызванная тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицы совершенно неизбежными, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработиц. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

Причины и последствия безработицы

Современный этап развития производства породил причины безработицы, имеющие макроэкономические масштабы. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.

Например, если в настоящее время 40 типографических рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 рабочих способны за то же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.

Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию. В современных условиях имеются и иные формы безработицы, которые мы рассмотрим чуть позже.

Непрекращающаяся безработица побудила экономистов-теоретиков серьезно заняться поисками способов обеспечить наибольшую занятость трудоспособного населения.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Безработица порождает серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы, которые бывает очень трудно измерить количественно. Никакие деньги не могут адекватно выразить масштабы страданий и бедствий миллионов безработных. Они чувствуют себя ненужными и лишними людьми, у них формируется заниженная самооценка способностей и всех личностных качеств, что отрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит его психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т.д.

По расчетам американских ученых, повышение уровня безработицы на 1%, сохраняющееся в течение 6 лет, вызывает рост (в %) практически всех явлений современной «социальной патологии» в обществе:

  • общей смертности — на 2,0;
  • числа самоубийств — на 4,1;
  • числа убийств — на 5,7;
  • числа заключенных в тюрьмах — на 4,0;
  • числа психических больных — на 4,0.

Наконец, высокая безработица, как показывает исторический опыт, может порождать серьезные политические катаклизмы. Так, в период Великой депрессии в ряде западноевропейских стран (Германия, Италия, Испания), а также Японии демократические силы потерпели сокрушительное поражение в парламентских выборах, и к власти пришли диктаторские, национал-социалистические и фашистские режимы, развязавшие впоследствии вторую мировую войну. В настоящее время мы являемся свидетелями активизации национал-патриотических, коммунистических и даже фашистских сил в России, причина которой также кроется в высокой безработице и обнищании значительной части населения.

Безработица, превышающая норму полной занятости, наносит огромный экономический и социальный ущерб. Недоиспользование части рабочей силы ведет к недопроизводству ВНП. В результате происходит разрыв между реально произведенным и потенциальным ВНП, который мог быть произведен при обеспечении полной занятости. Чем выше норма безработицы, тем больше разрыв между реально произведенным и потенциальным ВНП.

Помимо экономических потерь, безработица оказывает негативное влияние на работника. Безработица означает потерю квалификации, утрату чувства самоуважения, падение морали, распад семей. Вот почему государственное регулирование занятости имеет исключительно важное значение.

Все это и многое другое дает основание практически всем экономистам и политикам относиться к безработице с большим опасением и быть единодушными в крайне отрицательной оценке ее последствий. Еще в конце 1930-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков.

Именно поэтому борьба с безработицей — одна из приоритетных задач макроэкономической политики государства.

Как бороться с безработицей?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. К сожалению, многие работодатели при подборе сотрудников не прибегают к помощи бирж труда, хотя они могут предложить огромный выбор различных кандидатов на рабочее место.
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а)  создание развитого рынка жилья;

б)   увеличение масштабов жилищного строительства;

в)   отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача решается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективным является следующий способ: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят большой спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции;
  • создание условий для прекращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, женщинам в 53-54 года.

Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство у них было мало, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем, этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Глава 3. Проблемы занятости в мировой экономике

Высокие темпы прироста населения развивающихся стран, при сохранении его «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) ведут к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест с целью ликвидации частичной или полной безработицы (до 2000 г. необходимо создать почти 1 млрд, рабочих мест). По подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ) для удовлетворения потребности в занятости и ликвидации безработицы до 2025 г. на планете необходимо ежегодно 50 млн. дополнительных рабочих мест, в т.ч. 40 млн. — в развивающихся странах.

Осуществить это практически невозможно по многим причинам. Одна из них НТР, которая при всех своих положительных результатах имеет и негативные, в том числе — увеличение безработицы в результате вытеснения живого труда. Например, в Японии каждый робот лишает работы 3-4 человек. Во Франции до 2000 г. внедрение микроэлектроники приведет к сокращению численности промышленных работников на 40%, служащих — на 1/3 (при уровне безработицы в 1994 г. — 9-10%). По данным МОТ наиболее остро от безработицы страдают Испания, Боливия и Пуэрто-Рико, где более 20% активного населения — безработные. Различия между странами большие — от 3% в Японии до 23% в Испании.

В соответствии с определением МОТ к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных ведется путем обследований домашних хозяйств, регистрацией безработных или учета выплат по безработице. В число занятых МОТ включает лиц, которые работают не менее 1 часа в неделю и учитываются в отчетных документах.

Увеличение безработицы произошло в результате увеличения предложения рабочей силы, которое определялось увеличением трудоспособного населения, и прежде всего пополнением рабочей силы женщинами.

Положение с занятостью резко ухудшилось в странах Западной Европы, где уровень безработицы превзошел уровень США на 1/6, т.к. они не смогли обеспечить создание рабочих мест соответствующими темпами. Но т.к. США создавало новые рабочие места за счет низкооплачиваемой рабочей силы в сфере услуг, это способствовало замедлению производительности труда по сравнению с Западной Европой.

Обострение проблем занятости, структурные сдвиги в хозяйстве приводят к пересмотру уже сложившихся форм использования рабочей силы и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, в первую очередь, частичной и временной, которые позволяют с наименьшими издержками регулировать уровень занятости на предприятиях в зависимости от спроса. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 20%, в странах ЗЕ — до 15%.

Примерно в половине стран возросли различия в зарплате в пользу высокооплачиваемых категорий. Повышение образовательного уровня затормозилось в большинстве ведущих промышленно развитых стран, что сопровождалось повышением оплаты более образованных. Ряд стран сократил системы выплат по безработице, уменьшил или ликвидировал минимальные зарплаты. Характер занятости послужил одной из причин увеличение разрыва в оплате мужского и женского труда (в развитых странах зарплата женщин составляет 66-90% от зарплаты мужчин).

Переход к рыночным отношениям стран Восточной Европы и стран СНГ происходит на фоне спада производства, структурной перестройки экономики и сопровождается увеличением безработицы и, как следствие, ростом эмиграционных процессов. Уже в 1991 г. уровень безработицы составил от 3% (в Румынии) до 12% (в Болгарии, Польше) экономически активного населения (средний показатель по странам ОЭСР- Организация экономического сотрудничества и развития — 7%). В ближайшее время уровень безработицы в странах Восточной Европы достигнет 15% и будет еще увеличиваться.

Первые шаги к рынку в странах СНГ вызвали возрастающую нестабильность занятости, увеличение масштабов высвобождения рабочей силы. В 1994 г. в России насчитывалось 223,7 тыс. официально зарегистрированных безработных (реальное число их гораздо выше), в 1995 реальных безработных по прогнозам Комитета по занятости насчитывалось от 7 до 10 млн.

Подобная тенденция наблюдается в Украине и других государствах СНГ. По данным Министерства труда Украины на 1994 г. у нас было зарегистрировано 228 тыс. безработных, что в 1,4 раза больше, чем в 1993 г. Скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, сокращенная рабочая неделя…) в стране составила 7 млн. человек.

Заключение

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по- прежнему считается отрицательным макроэкономическим явлением.

Таким образом, чтобы избежать атмосферы напряженности в мире, вызванной безработицей, государства должны различать виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должны иметь эффективный аппарат регулирования.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: