Роль международных финансовых и валютных организаций на мировом валютном рынке

ГЛАВА 1. Международные финансовые и валютные организации

Механизм функционирования и кредитная деятельность Международного Валютного Фонда

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Между субъектами национальных экономик, в процессе движения товаров, работ, услуг и капиталов возникают экономические отношения международного, или транснационального характера. Основные причины развития международных отношений — расширение связей между странами: внешнеторговых, культурных, технических и других. Для интеграции национальных экономик и были учреждены международные финансовые организации.

Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг.

Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно­финансовое регулирование;
  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил в всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму отражается в деятельности международных финансовых институтов.

Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.

Международный Валютный Фонд (МВФ) (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами- членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался:

  1. в 1969 г. с введением системы СДР;
  2. в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы;
  3. в ноябре 1992 г. с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна- член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

Управляющие собираются на сессии один раз в год. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов).

В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Аравия 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).

Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке).

В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной- членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает.

Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand­by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г. система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран- членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно):

  • предоставление кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена;
  • кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).
  • Международный Банк Реконструкции и Развития

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд, долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г.

МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран- членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово­экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с поло­жениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в

основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.

МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора.

Европейский Банк Реконструкции и Развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На I января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб- квартира ЕБРР находится в Лондоне.

Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе.

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

  • использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
  • гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
  • сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
  • сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов Развития;
  • осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

  • предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
  • инвестирование в капитал;
  • гарантированное размещение ценных бумаг;
  • облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
  • размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
  • предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1999 г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 186 проектов на сумму свыше 18.7 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно­финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.

Иные международные финансовые организации, оказывающие влияние на мировой валютный рынок

МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 г. создал свой филиал — Международная ассоциация развития (МАР), которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл, в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Международная финансовая корпорация создана в 1956 г. по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов.

Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет. МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику.

ГЛАВА 2. Роль международных финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

Роль Международного Валютного Фонда в валютном регулировании

Применение международного регулирования связано прежде всего с Международным валютным фондом, который был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. и начал функционировать с марта 1947 г. В 2007 г. членами МВФ являлись 185 стран; Россия — член МВФ с 1992 г.

Первоначально в рамках Бреттон-Вудской валютной системы МВФ стремился к поддержанию устойчивых курсов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах (страны-члены не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ и допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1%, а с декабря 1971 г. — свыше +2,25%). После крушения этой системы, отмены фиксированных паритетов валют и введения плавающих валютных курсов в соответствии с поправками, внесенными в Устав МВФ, он осуществляет наблюдение за курсами валют [5, с. 299].

Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет им кредиты в иностранной валюте в форме ее продажи за национальную валюту. Кредиты погашаются путем покупки национальной валюты за иностранную валюту. Кредиты МВФ подразделяются на несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платежного баланса. Обычный кредит МВФ предоставляется для преодоления временных трудностей платежного баланса на срок до 1 года (с возможностью продления до 4-5 лет). Эти кредиты выделяются при условии, что наличие национальной валюты и МВФ в течение года не должно возрастать более чем на 25% квоты и в общем объеме не превышать 200% квоты.

Для получения кредита в больших размерах страна-заемщик должна заключить соглашение «стэнд-бай» (Stand arrangements) о получении кредита на срок до 12 месяцев (в отдельных случаях до 3 лет), в течение которого она имеет право получить иностранную валюту в обмен на национальную в пределах заранее оговоренной суммы. Кредит выдается по частям (траншами) при условии выполнения страной-заемщиком условий выполнения стабилизационной программы.

Международный валютный фонд предоставляет также кредиты для компенсации временного сокращения экспортной выручки по не зависящим от страны-заемщика причинам, «буферные» (стабилизационные) кредиты для финансирования запасов сырья в условиях неблагоприятной для него конъюнктуры на мировых рынках. С середины 70-х гг. в МВФ созданы специальные фонды, в частности фонд Виттевеена (директор-распорядитель МВФ в 1973- 1978 гг.), формируемый за счет ресурсов ведущих

промышленно развитых государств, а также нефтедобывающих стран и выделяемый странам, имеющим значительный дефицит платежного баланса и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд МВФ. Кредиты МВФ Российской Федерации, в том числе на условиях «стэнд-бай», в 1992-1995 гг. составили около 5 млрд. долл. Было заключено соглашение о предоставлении Российской Федерации в 1996- 1998 гг. кредита на сумму 10,2 млрд, долл., который поступал траншами. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. МВФ выделил России кредит в сумме 4,8 млрд. долл. [36, с. 300].

Действия МВФ, связанные с финансовым кризисом в странах Юго­Восточной Азии, вызвали серьезную критику, так как способствовали резкому падению производства в этих странах, снижению курсов их валют и т.д. Во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором. Его стандартные требования, как правило, направлены на борьбу с расточительством государства. В данном случае кризисы в странах этого региона были связаны не с бюджетными проблемами, а с состоянием банковского сектора. «Пакет мер» по спасению экономики Таиланда, Индонезии, Южной Кореи в действительности обострял экономическую, социальную и финансовую ситуацию в этих странах. Провал «пакета помощи» Бразилии в размере 41,5 млрд, долл., предоставленного в ноябре 1998 г., окончательно дискредитировал меры, на которых настаивает МВФ [5, с. 301].

В условиях современного глобального финансового кризиса МВФ реагировал с большим отставанием от проблем и потребностей мировых финансовых и валютных рынков. В результате чего многие страны стали самостоятельно вырабатывать меры по борьбе с финансовым кризисом. Современная геополитическая ситуация такова, что все больше стран объединяются в альтернативные структуры для поиска более эффективных ответов на глобальные вызовы. В качестве примера можно отметить ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ. Поэтому реформирование Международного валютного фонда (МВФ) стало краеугольным камнем прошедшего в апреле 2009 г. в Лондоне саммита «большой двадцатки».

Современное положение в МВФ снижает авторитет этой организации и привлекательность сотрудничества с ней, что проявляется в снижении суммы выдаваемых МВФ кредитов. Так, если в 2003 г. МВФ выдал кредитов на 100 млрд, долл., то в 2006 г. — всего на 20 млрд. Альтернативой МВФ в роли кредитора для слабых развивающихся стран могут выступать страны, располагающие финансовыми резервами (например, Китай, страны — нефтеэкспортеры Персидского залива) [5, с. 302].

Роль Всемирного банка на мировом валютном рынке

Ведущую роль среди международных кредитных организаций играют Всемирный банк и примыкающая к нему группа организаций, составляющие вместе группу Всемирного банка, а также крупные региональные банки и банки, созданные в интеграционных группировках.

Всемирный банк — международная кредитная структура, состоящая из двух организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР), имеющих общее управление. Они предоставляют кредитные средства правительствам стран-заемщиков, главным образом развивающимся странам, для осуществления проектов и программ экономического и социального характера, направленных, как это говорится в их официальных документах, на повышение уровня экономического развития и улучшение условий жизни населения. К ним примыкают Международная финансовая корпорация, Международное агентство по гарантированию инвестиций и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Международный банк реконструкции и развития был создан одновременно с Международным валютным фондом в соответствии с решением международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). В настоящее время членами МБРР являются 186 стран. Членами МБРР могут быть только страны — члены МВФ. Россия является членом МБРР с 1992 г. Официальная цель создания МБРР — содействие странам-участницам в развитии их экономик путем предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций. МБРР предоставляет займы только кредитоспособным заемщикам — правительствам, государственным ведомствам и частным предприятиям под государственные гарантии на перспективные проекты, обещающие высокую реальную прибыль для экономик стран. В первые послевоенные годы значительные займы МБРР предоставил странам Западной Европы на восстановление их экономики, разрушенной во время войны. В дальнейшем основная деятельность МБРР была направлена на поддержку экономик развивающихся стран.

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Свыше 48% паев в банке принадлежит ведущим промышленно развитым странам — США, Японии, Германия, Великобритании, Франции, а также Канаде, Италии, Республике Корея и Австралии [3, с. 303].

Первоначально капитал банка не превышал 10 млрд, долл., в дальнейшем он возрос. Совокупный собственный капитал банка к 30 июня 2007 г. составил 190,8 млрд. долл. Страны-члены должны оплачивать лишь часть дополнительной подписки на акции МБРР. Остальная часть может быть востребована банком в случае отсутствия у него средств для покрытия своих обязательств, т.е. эти суммы выступают гарантийным фондом для тех средств, которые банк заимствует на рынке ссудного капитала.

Привлечение средств на рынках ссудного капитала — основной источник финансирования кредитов МБРР. Частные банки и другие кредитные учреждения охотно вкладывают деньги в облигации МБРР, получая довольно высокие проценты (свыше 6%) и практически не подвергаясь кредитному риску. Благодаря тому что МБРР предоставляет займы только кредитоспособным заемщикам — правительствам или частным предприятиям под государственные гарантии, а также в результате рационального финансового управления МБРР регулярно получает чистые доходы. В 2007 фин. г. чистый доход МБРР составил 1,9 млрд. долл. [36, с. 304].

За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР [7].

Как правило, банк предоставляет кредиты, покрывающие около 30% стоимости объекта, остальная часть должна финансироваться за счет внутренних или других внешних источников. Кредиты выдаются на срок до 20 лет под довольно высокий процент, определяемый уровнем процентных ставок на рынке ссудных капиталов. В последнее время все большая часть кредитов МБРР предоставляется на финансирование государственного управления, законодательных и судебных систем, а также развитие финансовых систем развивающихся стран. Остальные кредиты банка предоставляются на развитие энергетики, транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры, что должно способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата как для местного, так и иностранного частного капитала.

Так, в 2007 г. на государственное управление, законодательные и правоохранительные органы был выделен 21% кредитов МБРР, финансы — 9, транспорт — 28, здравоохранение и другие услуги в социальной сфере — 4, образование — 3, энергетику и горнодобывающую промышленность — 4, обрабатывающую промышленность и торговлю — 6, сельское хозяйство — 7, на водоснабжение, канализацию и защиту от паводков — 12 и информацию и связь — 1% [4, с. 304].

В 2007 фин. г. наибольший объем кредитов МБРР получили страны Латинской Америки и Карибского бассейна — 4,4 млрд. долл. (34%), страны Европы и Центральной Азии — 3,3 млрд. долл. (26%), Восточная Азия и Тихоокеанский регион — 2,8 млрд. долл. (22%). Для пяти крупнейших заемщиков — Аргентины, Индии, Китая, Колумбии и Турции выделены 56% общего объема кредитования в этом году.

В прошлые годы крупные займы МБРР предоставлялись Мексике, Индонезии, Бразилии, Российской Федерации, Республике Корея, Филиппинам.

Банк стремится, чтобы страны-заемщики, особенно развивающиеся страны, использовали займы с максимальной отдачей. Предоставленные кредитные средства являются «несвязанными», т.е. могут быть использованы для приобретения товаров и услуг в любой другой стране-члене. Кроме выделения кредитов МБРР оказывает техническую помощь странам, финансируемую как составная часть займов и кредитов банка, а также в виде бессрочных займов и кредитов, финансируемых через Фонд подготовки проектов.

Кредитные ресурсы МАР поступают главным образом от промышленно- развитых стран. Кроме того, они пополняются за счет чистой прибыли МБРР и поступлений от погашения займов. Кредиты МАР выделяются только правительствам. Беспроцентные кредиты предоставляются на 35-40 лет (с них взимается комиссия в размере 0,75% годовых). Погашение займов начинается после 10-летнего льготного периода. Кредиты предоставляются в национальной валюте страны- заемщика.

Распределение кредитов МАР по отраслям примерно такое же, как и кредитов МБРР. Из 11,9 млрд, кредитов, предоставленных МАР в 2007 фин. г., на государственное управление, законодательную и судебную системы выделено 23%, развитие энергетики и горнодобывающей промышленности — 10, здравоохранения и других услуг в социальной сфере — 16, транспорта — 12, обрабатывающей промышленности и торговли — 4, финансов — 4, сельского хозяйства — 7, образования — 13, водоснабжения, канализации и защиту от паводков — 10, информации и связи — 1%. Основная часть кредитов выделена на политическую, социальную и экономическую инфраструктуру. Но по сравнению с кредитами МБРР несколько большая часть кредитов идет на развитие сферы материального производства, промышленность, сельское хозяйство.

Из общей суммы предоставленных МАР кредитов в 2007 г. получили рекордную сумму страны Африки — 5,8 млрд. долл. (49% общей суммы кредитов МАР). На страны Южной Азии пришлось 4 млрд. долл, и Восточную Азию и Тихоокеанский регион — 1,2 млрд. долл. Крупнейшими получателями кредитов МАР были Индия, Пакистан, Нигерия. В предшествующие годы крупные кредиты получали Китай, Бангладеш, Гана, Вьетнам, Танзания, Эфиопия, Уганда.

Хотя кредиты предоставляются МАР развивающимся странам почти бесплатно, ее деятельность совместно с МБРР оказывается рентабельной.

В последние годы Всемирный банк (МБРР и МАР) предоставлял кредиты на сумму 20-25 млрд. долл. В 2006 г. Банк выделил развивающимся странам кредиты и гранты на сумму 23,6 млрд, долл., а в 2007 г. — 24,7 млрд, долл.

В условиях мирового кризиса в финансовом 2009 году (июль 2008 — июнь 2009 года) Группа организаций Всемирного банка в целом предоставила странам 58,8 млрд. долл. США в виде займов, грантов, инвестиций в акционерный капитал и гарантий, что на 54 процента больше, чем в 2008 ф.г. [7]:

  • МБРР, предоставляющий кредитные ресурсы в основном странам со средним уровнем дохода, выделил 32,9 млрд. долл. США — на 144 процента больше, чем в 2008 ф.г.;
  • МАР, являющаяся своего рода фондом для оказания помощи беднейшим странам мира, выделила 14 млрд. долл. США, что на 25 процентов больше, чем в предыдущем финансовом году;
  • IFC, одна из организаций в составе Группы Всемирного банка, сотрудничающая с частным сектором, предоставила 10,5 млрд. долл. США из собственных ресурсов и мобилизовала дополнительно 4 млрд. долл. США;
  • MIGA, предоставляющая страхование от политического риска, предоставила гарантий на общую сумму 1,4 млрд. долл. США.

Таким образом, роль международных финансовых организаций в современном валютном регулировании сводится: для МВФ — к содействию развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов; МБРР и МАР — к предоставлению кредитных средств правительствам стран-заемщиков, главным образом развивающимся странам, для осуществления проектов и программ экономического и социального характера. События последних лет поставили в повестку дня реформирование МВФ, так как он оказался не в состоянии предотвратить частые взлеты и падения валют, что чревато обострением кризисов в мировой экономике, охватывающих многие страны. В условиях мирового кризиса в финансовом 2009 году Группа организаций Всемирного банка побила все рекорды в плане объема финансовых ресурсов, предоставленных развивающимся странам в порядке содействия преодолению кризиса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: