Структура и механизм функционирования ЕС

Введение

За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, развивающиеся в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств, важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств, в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является — Европейский Союз.

История Европейского Союза насчитывает уже почти 60 лет. За это время он прошел путь от скромной отраслевой группировки к мощному многопрофильному объединению, которое во многом определяет лицо Европы и является одним из центров современного мира.

Европейский Союз — это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.

1. Причины и особенности Европейского союза

1.1. История создания ЕС

Первый этап объединительного процесса определяется хронологическими рамками начала 1950-х — середины 1970-х годов. Его главным содержанием стало создание европейских Сообществ. Их основой была преимущественно экономическая интеграция, основанная на объединении производительных сил отдельных государств.

В апреле 1951 г. в Париже 6 государств — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург — подписали Соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУО. Великобритания была приглашена присоединиться к договору, но отказалась. Парижский договор вступил в силу в июне 1952 г. Договорные отношения были основаны на коммунитарной основе (коммунитарном методе), разработанной ж. Монне, который стал первым председателем Верховного органа ЕОУС, основателем и руководителем Комитета борьбы за Соединенные штаты Европы и вошёл историю как основоположник системы европейских сообществ. Коммунитарная основа предполагала создание, в конечном счёте, европейской федерации на основе постепенной интеграции, которая рассматривалась и как путь экономического развития, и как способ решения общественных проблем, и предполагала ограничение государственного суверенитета и создание наднациональных органов.

Парижским договором были заложены основы Общего рынка: предусматривалось слияние национальных экономик в общий рынок угля и стали, создание правового режима для единообразного регулирования важнейших аспектов экономической деятельности, были созданы 4 основных политических органа (института) ЕОУС:

  1. Высший руководящий орган (Верховный орган), имеющий административные полномочия,
  2. Совет (Специальный Совет министров), представляющий государства-члены,
  3. Ассамблея, состоявшая из представителей национальных парламентов,
  4. Суд, в который могли обращаться как государства-члены, так и частные лица.

Образование ЕОУС стало основой дальнейшего развития интеграционных процессов. Параллельно велась подготовка к созданию Европейского оборонительного сообщества, которое должно было бы существовать параллельно с НАТО.

Но в 1954 г. из-за противодействия Франции этот план был сорван. А вот созидание механизма экономического и политического сотрудничества успешно продолжалось. В 1957 г. те же 6 западноевропейских государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали в Риме два договора, имевшие в дальнейшем конституционный (статуарный) характер для европейской интеграции:

  • договор о создании Европейского экономического сообщества (Римский договор)
  • договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Европейское Экономическое Сообщество создавалось как международная организация, объединяющая экономические усилия и политику государств-членов. Цели и принципы, установленные в ЕОУС, были перенесены на все другие сферы экономических отношений. В результате создавался общий рынок, охватывавший почти все отрасли хозяйства. Принципы и правила общего рынка должны были вводиться в действие постепенно, для этого был предусмотрен 12-летний переходный период. Оба данных договора вступили в силу с 1 января 1958 г.Данная структура европейских сообществ включала в себя Европейское объединение угля и стали, Европейское Экономическое Сообщество по атомной энергии и Европейское Сообщество. Три организации включали одни и те же государства, ставили одинаковые цели, руководствовались едиными принципами в хозяйственной и социально­политической жизни. И вполне понятно, что их организационное объединение стала следующим шагом интеграции. При заключении Римских договоров в 1957 г. было принято соглашение между сообществами — Конвенция о некоторых общих институтах, которой было предусмотрено, что общими для всех сообществ будут некоторые институты — Европейская Ассамблея и Суд (Европейский Суд Правосудия), — а правотворческие и исполнительные органы сообществ будут различными. Впоследствии объединение институтов было продолжено. В 1965 г. был подписан и в 1967 г. вступил в силу договор об учреждении единой комиссии и единого Совета Европейских сообществ (договор о слиянии). С этого момента все три Сообщества фактически представляли собой единую организацию. При этом в зависимости от характера вопроса, который был предметом их рассмотрения, институты Сообществ руководствовались нормами того или иного договора (о ЕОУС, о ЕЭС, о Евратоме), которые получили общее наименование учредительных договоров. Фактически начал действовать эффективный наднациональный экономический механизм с целью создания общего рынка на территории стран-участниц путем устранения национальных барьеров на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг и проведения согласованной экономической торговой политики, политики в области транспорта, сельского хозяйства и рыболовства, в социальной сфере. Страны-участники делегировали свои полномочия в экономической сфере новым институтам Сообществ.

На этом этапе далеко не все вопросы сотрудничества ещё были решены, не были четко определены границы компетенции государств-участников и Сообществ, поэтому в их отношениях было немало путаницы и неопределенности. Но в целом экономическое сотрудничество было создано, и составило первую «опору» в структуре будущего Евросоюза.

На этой основе активизировались связи в политической сфере. В 1969 г. в Гааге и в 1970 г. в Люксембурге состоялись встречи на высшем уровне для рассмотрения вопросов межправительственного политического сотрудничества, было достигнуто соглашение о проведении консультации и обмене информацией с целью формирования единой позиции в международных отношениях. Таким образом, было положено начало Европейскому политическому сотрудничеству (ЕПС). Механизмом этого сотрудничества стали регулярные встречи министров иностранных дел и созданный Политический комитет в составе представителей государств-членов. Европейское политическое сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности стало второй «опорой» Евросоюза.

С 1973-1974 гг. можно считать начальным рубежом для второго этапа европейской интеграции, который продолжался до конца 1980-х годов. На этом этапе стал расширяться состав Сообществ за счёт присоединения новых членов. В 1973 г. произошло первое расширение, и в состав Сообществ вошли Ирландия, Дания, Великобритания (до этого Франция 3 раза — в 1958, 1963 и 1967 гг. — отказывалась дать согласие на вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество). В 1981 г. число участников ЕЭС достигло 10 (вступила Греция), а в 1986 г. — 12 (после вступления Испании и Португалии). Другая черта данного этапа — усиление политической интеграции и в связи с этим политико-правовые преобразования институтов Общего рынка в направлении создания наднациональной организации.

Причины внимания к необходимости политического объединения можно видеть в сочетании внешних и внутренних факторов, влияющих на европейские государства и Сообщества, с одной стороны, политическая консолидация была связана с жесткой экономической и политической конкуренцией со стороны США и Японии и в то же время — с политическим и военным давлением со стороны СССР, с другой стороны, внутреннее положение в странах ЕЭС было в тот период сложным, на подъеме находились левые силы, объединенные идеей «еврокоммунизма». В этих условиях целью сотрудничества стран Западной Европы стало «укрепление социальной культуры Европы».

В 1974 г. на совещании руководители стран-членов ЕЭС приняли решение о проведении прямых всеобщих выборов в Европейский Парламент. При обсуждении вопроса о ЕП дискутировались вопросы о компетенции и полномочиях данного органа, его отношениях с национальными парламентами и правительствами, его отношениях с другими руководящими учреждениями ЕЭС, а также вопрос о составе депутатов.

В ФРГ правительство и три основные политические партии (социал-демократы, свободные демократы и демохристиане) безоговорочно поддержали программу создания единого парламента для Европы. В Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Ирландии правящие круги и влиятельные политические партии в основном выступали за создание Европарламента, что существенно влияло на позицию населения по данному вопросу (в Италии в пользу Европарламента высказались 78 % опрошенных, в Люксембурге — 75 %, в ФРГ — 73 %, в Голландии, Ирландии, Бельгии — 59 %).

В ряде стран вопрос о выборах Европарламента привёл к политическому расколу. Во Франции правительство выступало в пользу Европарламента, хотя и выдвинуло ряд оговорок по ограничению его полномочий. Против были деголлевская партия, французские коммунисты и крайне правые группировки. В Великобритании правительство, консервативная и либеральная партии были за единый Европарламент, а против него выступали левое крыло лейбористской партии и профсоюзы. В результате по опросу в первой половине 1976 г. за выборы в Европарламент выступал лишь 41 % населения.

20 сентября 1976 г. главы государств и правительств стран ЕЭС подписали в Брюсселе «Акт, относящийся к выборам в Ассамблею на основе прямого избирательного права», в котором предусматривалось единовременное избрание 410 депутатов от 9 государств ЕЭС на основе (временно) норм национального законодательства. Они должны были называться: «представители Народов и государств, объединенных в Сообщество», и избираться на 5 лет. Депутаты могли быть одновременно и членами национальных законодательных органов. Время выборов определялось в каждой стране, но приходиться оно должно было на один из дней в единый дополнительно согласованный период.

Представительство государств в Европарламенте было установлено на основе квот: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия избирали по 81 депутату; Голландия — 25; Бельгия — 24; Дания — 15; Люксембург — 6. Выборы в Европейский Парламент состоялись в 1979 г.

В 1980-х гг. интеграционные процессы усилились, сотрудничество стало развиваться как многоцелевой, комплексный, разнообразный по формам процесс.

Важной вехой этого процесса стало принятие в 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА). которым было предпринято первое существенное изменение учредительных договоров Европейских сообществ. Им была определена общая задача — создание единого внутреннего рынка к 31 декабря 1992 г. К этому времени предполагалось ликвидировать еще остававшиеся торговые ограничения, принять единые торговые стандарты.

ЕЕА закреплял юридическое признание Европейского Политического Сотрудничества, о чём говорил третий раздел ЕЕА «Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики», хотя формально Сообщества и ЕПС оставались организационно самостоятельными, первая статья ЕЕА устанавливала, что они должны стремиться к общей цели — «сообща внести практический вклад в постепенное создание Европейского Союза», было указано, что Европейская Комиссия и Европейский Парламент должны быть включены в Европейское Политическое Сотрудничество, и предусматривалось с этой целью создание политической и административной структуры ЕПС. Таким образом, ЕЕА объединил регулирование обеих сфер интеграционного процесса социально-экономической сферы и сферы внешней политики.

Третий этап в истории европейской интеграции связан с возникновением и укреплением Европейского Союза. Этот процесс проходил в условиях завершившегося противостояния двух мировых систем, ликвидации влияния СССР в Европе и поворота стран бывшего социалистического содружества на путь капиталистического развития, когда малые страны Европы в условиях кризиса собственных экономик и политических систем устремились «под крыло» ЕС с целью найти, прежде всего, материальную поддержку, а также новое место в системе европейского взаимодействия. Главным содержанием этого этапа стало углубление интеграции и перерастание её на новый уровень.

В сфере экономической интеграции важное значение имело Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), достигнутое в результате переговоров 1991 г. между ЕЭС и ЕОУС, с одной стороны, и государствами Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегией, Швецией, Финляндией, Исландией, Швейцарией, Лихтенштейном, Австрией. И хотя в 1991 г. Суд ЕС признал Соглашение о Европейском экономическом пространстве не соответствующим Договору об учреждении ЕС, в 1992 г. новая редакция Соглашения сняла возникшее противоречие. В 1994 Соглашение вступило в силу. С заключением данного соглашения государства ЕАСТ фактически приняли правила и правовые нормы ЕЭС.

Важнейшим событием интеграционного процесса стало создание Европейского Союза. 27 февраля 1992 г. руководители 12 государств, составляющих ЕЭС, подписали в г. Маастрихте (Нидерланды) текст договора о Европейском Союзе, а также 17 прилагаемых к договору протоколов (соглашений, охватывающие лишь некоторых участников договора) и 33 декларации (документы о намерениях, касающиеся проблем интерпретации и применения основного договора). Была создана организация нового уровня — Европейский Союз, которая охватывала своей деятельностью все важнейшие сферы общественных отношений.

Структура и механизм функционирования ЕС
Структура и механизм функционирования ЕС

С этого момента ЕЭС было переименовано в Европейское Сообщество. Союз приобрёл на данном этапе развития ряд новых черт, в частности:

а) сотрудничество интенсифицировалось не только в сфере экономики, но и в областях внешней политики, правосудия и внутренней безопасности, охраны окружающей среды, социальной политики. Таким образом, Европейский Союз, в отличие от прежних сообществ, позиционировался как организация общей компетенции.

б) руководящие органы Европейских Сообществ были преобразованы в институты Союза, и на этой основе произошло формирование органов (институционального механизма) единой Европы. При этом следует учесть, что с возникновением Союза сообщества не исчезли, но продолжили существовать как структурные элементы организации Евросоюза.

в) союз фактически преодолел прежние характеристики межгосударственного объединения и вышел на новый уровень интеграции, введя понятие единого гражданства. Договор о Европейском Союзе предусматривает, что каждое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евросоюза, является гражданином Союза. Граждане сообщества, проживающие не на территории своего государства, получили право принимать участие в муниципальных выборах и в выборах в Европарламент по месту жительства, граждане получили также право на защиту со стороны дипломатических и консульских представительств любой страны-члена ЕС. Договор принимался референдумами в заинтересованных европейских странах. Первоначально его принятие было заблокировано на референдумах в Дании и Франции, в Великобритании его принятие было осложнено политическими дискуссиями и судебными исками к правительству.

Параллельно с реформой институтов шёл процесс выработки важнейшего для Союза документа — Хартии Евросоюза об основных правах. В 1999 г. был созван конвент по подготовке Хартии. Подписана она была в 2000 г. в Ницце.

С 2001 г. началась подготовка Конституции Европейского Союза.

20 октября 2004 г. в Риме лидерами 15 стран был подписан «Договор, устанавливающий Конституцию для Европы». Конституция должна была обеспечить функционирование растущего и развивающегося Союза, его превращение в устойчивое наднациональное формирование. В ходе дискуссии, предшествовавшей принятию Конституции, наибольшие дебаты вызвали два положения: о праве вето на то или иное решение институтов и органов Союза со стороны государств-членов и о регламенте голосования. Фактически это были два аспекта одной проблемы — соотношения полномочий Союза и суверенных прав составлявших его государств. Конституции удалось достичь компромисса и сбалансировать интересы Союза и государств-членов.

По конституции Европейский Союз наделялся правосубъектностью.

Подготовленная европейская конституция четко определяла права и полномочия как общеевропейских институтов, так и правительств государств-членов ЕС, содержала подробное описание механизма принятия решений по широкому кругу внутренних и международных проблем, была нацелена на обеспечение демократического характера и транспорентности деятельности институтов и органов Европейского Союза.5

Вступление Конституции в силу предполагалось после её утверждения государствами-участниками ЕС в соответствии с их законодательством (в парламентах или на референдумах). И судьбу данной конституции определило то, что она не была в 2005 г. ратифицирована Францией и Нидерландами. Кроме того, Евросоюз продолжал численно расти и соответственно в ещё не принятом тексте конституции уже требовались коррективы.

Чтобы двигаться дальше, необходимо было учесть представительство «новых демократий» в органах Союза, но при этом не раздувать их общую численность и не усложнять процедуры, а напротив, серьезно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной.

Несостоявшуюся конституцию заменил Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества, принятый 21 июня 2007 г. Целью нового договора являлась модернизация и реструктуризация Европейского Союза с опорой на Римский договор (1957 г.) и Маастрихсткое соглашение (1992 г.). Формально Лиссабонский договор дал новую редакцию, с изменениями и дополнениями, к этим договорам. Но анализ его текста показывает, что он почти полностью воспроизводит основные положения Конституции, сохраняя основные цели и содержание реформы Евросоюза5. Лиссабонский договор сделал новый шаг по пути создания европейского супергосударства. Новый Европейский Союз на основе Лиссабонского договора отличается более простым внутренним устройством, более эффективным порядком функционирования.

Принятый договор требовалось также ратифицировать в соответствии с конституционными правилами государств-членов. В октябре 2009 г. судьба Лиссабонского договора была решена на повторном референдуме в Ирландии, когда положительный результат голосования открыл путь к дальнейшей политической интеграции. После референдума в Ирландии договор подписали президенты Польши и Чехии, которые поставили своё одобрение в зависимость от исхода голосования в Ирландии. 1 дек. 2009 г. Лиссабонский договор вступил в силу.

Большинство изменений, которые им предусмотрены, должны вступить в силу не раньше 1 ноября 2014 г., а 2010 — 2014 гг. рассматриваются как переходный этап.

1.2 Цели создания ЕС

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 28 государств-членов с населением около 380 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.

Цели Европейского Союза — это основные направления создания и деятельности объединения. Цели ЕС распространяются на различные сферы:

  • Сфера прав и свобод человека. Цели: содействие утверждению мира, благосостояния и общих ценностей народов. Европейский Союз призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность и законность, которые утверждаются на всей территории содружества и не зависят от внутренних границ. Во внешних отношения цель ЕС — продвижение и защита своих интересов и ценностей.
  • Сфера экономики. Цели: построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции; прогрессивное и устойчивое развитие, которое обеспечит сбалансированный подъем экономики; социальная рыночная экономика; содействие занятости и социальному прогрессу; защита и улучшение качества окружающей среды; обеспечение научно-технического прогресса.
  • Социальная сфера. Цели: борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости; обеспечение гендерного равенства; солидарность поколений и защита прав детей. Также важнейшими целями ЕС являются экономическая, территориальная и социальная солидарность и сплоченность между странами-членами содружества. Уважение к богатству и разнообразию национальных языков и культур, обеспечение защиты и развития общеевропейского культурного достояния.

Вслед за постановкой целей были сформулированы и конкретные задачи, которые Европейский Союз решает в ходе своего функционирования:

  • построение единого и общего внутреннего рынка;
  • создание Экономического и валютного союза;
  • экономическая и социальная сплоченность;
  • содействие научным исследованиям и техническому прогрессу;
  • повышение занятости и другие задачи социальной сферы;
  • развитие высокого уровня образования и здравоохранения;
  • развитие культуры и профессиональное обучение;
  • меры по защите прав потребителя;
  • меры по защите окружающей среды;
  • обеспечение гармонизации национального законодательства.

Цели и задачи Евросоюза осуществляются, исходя из принципов субсидиарности и пропорциональности. То есть, при выполнении своих полномочий ЕС, если его действия вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер лишь в том случае, если на уровне стран-членов они не могут быть осуществлены эффективно и на должном уровне.

2. Принципы организации и механизмы функционирования ЕС

2.1 Особенности организации ЕС

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль. Система институтов («институционный механизм») в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г.

На сегодняшний день Европейские сообщества и Союз в целом располагают пятью институтами, которые перечислены в ст. 7 Договора о ЕС 1957 г.

Реализацию задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

  • Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
  • Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
  • Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
  • Суд (соблюдение закона);
  • Счетная палата (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять отраслевых органов составляют часть институциональной системы:

  • Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
  • Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
  • Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
  • Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
  • Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).

Институты, бесспорно, занимают доминирующее положение в организационном механизме Евросоюза и его Сообществ. Они составляют ядро, основу институциональной структуры Евросоюза и его Сообществ, с помощью которой осуществляются их функции и решаются стоящие перед ними задачи.

2.2 Специфика функционирования механизма в ЕС

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.

В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

  1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
  2. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
  3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах — членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
  4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
  5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.
  6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).
  7. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран — членов ЕС.

Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений «экономической дивергенции», или, напротив, на обеспечение «экономической конвергенции». Поэтому, все страны ЕС вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним, в настоящее время относятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов.

3. Анализ современного состояния ЕС

3.1 Место Европейского союза в мировой экономике

Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами.

Интеграция расширяет границы национальных хозяйств, увеличивает рынки сбыта, развивает международное разделение труда. Для западноевропейских стран, обладающих небольшими территориями и ограниченным числом производителей и потребителей, экономическое объединение является необходимостью.

Основная экономическая мощь ЕС приходится на четыре наиболее крупные страны — Германию, Францию, Великобританию, Италию, в которых сосредоточено 1/2 населения и почти 3/4 совокупного ВВП региона. Остальные относятся к так называемым малым странам. Их отличие — высокий уровень специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Небольшие масштабы внутренних рынков и недостаточный спрос сдерживают появление крупных предприятий.

По уровню экономического развития, структуре экономики и масштабам хозяйственной деятельности малые страны делятся на группы. К первой — относятся Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. Величина их совокупного (общего) ВВП довольно значительная и составляет около 20% ВВП Евросоюза. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия. Их значение в общей экономике невелико: менее 10% ВВП Евросоюза. Доля третьей группы стран, включающей Португалию, Ирландию, Люксембург, еще меньше: около 2% ВВП Евросоюза.

В последние десятилетия участие Европейского Союза в мировой экономике несколько сократилось. Главная причина — ограждение экономики Союза от конкуренции извне, что не стимулирует прогрессивных нововведений и сдерживает совершенствование отраслевой структуры.

К наиболее динамичным отраслям Евросоюза относятся электроника, изготовление станков, управляемых по компьютерным программам, атомных реакторов, аэрокосмической техники, средств связи. Вместе с тем темпы развития этих отраслей ниже, чем в США и Японии. Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).

Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания ЮМ.

В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит государству. В государственной собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя в последние годы влияние государства на процесс производства снизилось, число государственных предприятий сокращено, тем не менее его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии, Особенно высока в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.

ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада — в лице четырех своих крупнейших членов — Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ). Но самое главное то, что после введения валюты «евро», ЕС стал основным и сильным конкурентом США на мировой экономической арене. И сейчас можно уже сказать, что настоящее и будущее Союза зависит от этой новой валюты.

Процесс экономической интеграции будет подталкивать европейскую интеграцию в сфере внешней политики и обеспечения безопасности. К 2015 г. в основном сформируется новая структура системы внешнеполитического взаимодействия в виде многоярусной Европы с твердым ядром. США останутся основным внешнеполитическим и военным партнером Западной Европы.

В центре общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза на ближайшие 15 лет будут находиться три приоритета — Россия и страны СНГ (поиск путей сотрудничества и стратегического партнерства), Юго-Восточная Европа (укрепление мира на Балканах) и Средиземноморье (расширение ассоциации по типу соглашений с Марокко, Тунисом и Израилем, а также создание зоны сотрудничества и безопасности от угрозы с юга).

К настоящему времени в ЕС отменены практически все барьеры перемещений товаров, капитала и рабочей силы. Их отмена значительно повышает темпы экономического роста национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.

3.2 Внешнеторговые отношения между ЕС и Россией

В настоящее время происходит сближение торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом, расширение связей между Россией и ЕС в различных секторах. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе— и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.»

Заключение

Объединяясь в Европейский Союз, страны — участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Долговременной целью России должно быть не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества с ЕС. В отдаленно перспективе может стать актуальным вопрос о подключении России к европейскому экономическому пространству.