Структура промышленности в мировом хозяйстве начала XXI столетия

Введение

Важные геополитические и экономические трансформации второй половины XX века — начала XXI века, быстро развивающееся мировое хозяйство, его интернационализация и интегрирование бывших социалистических стран в единое мировое хозяйство, повышение степени открытости национальных экономик, усиление взаимозависимости всех субъектов мирохозяйственных отношений открыли путь к заметным изменениям в структуре и функциях международного производства и обмена.

Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), капитало- и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий. Иначе говоря, в процессе экономического развития «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство в отраслевой структуре хозяйства «вторичным» (обрабатывающая промышленность и строительство), а те — «третичным» (сфера услуг).

Развитие промышленности за два последних десятилетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса масштабы выпуска продукции в абсолютном выражении во всех отраслях промышленности мира продолжают увеличиваться. Рост объемов промышленного производства происходит при одновременном сокращении числа занятых в экономически высокоразвитых странах. Уровень производительности труда в промышленности много выше, чем в сельском хозяйстве и даже в сфере услуг.

На рубеже XX и XXI вв. исследование проблем размещения промышленности мира приобрело особое значение из-за того, что глобализация и переход к постиндустриальной стадии развития обусловили то, что мировая экономика стала реструктуризироваться и происходили сдвиги в размещении промышленного производства как на локальном, так и на региональном и планетарном уровнях.

В настоящее время всестороннее изучение особенностей размещения и структурных сдвигов в промышленности мира может способствовать поиску возможных путей структурной трансформации российской промышленности как части мирохозяйственного комплекса с целью развития и роста ее конкурентоспособности.

Анализ произошедших на рубеже XX — XXI вв. изменений в размещении производства типичных видов продукции ведущих отраслей промышленности позволил сделать важные выводы об особенностях и перспективах развития мировой промышленности.

Глава 1. Структура современной промышленности

Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия «производственная» и «непроизводственная» сферы являются наиболее значимыми характеристиками структуры экономики.

Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает в себя такие виды деятельности, в процессе которых не создаётся никакого материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • народное образование;
  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
  • культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • управление;
  • общественные объединения.

Производственная сфера («реальный сектор» — в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.). Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Например, в промышленности выделяются:

  • электроэнергетика;
  • топливная промышленность;
  • черная металлургия;
  • цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность;
  • машиностроение и металлообработка;
  • лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность и др.

В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово­цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

Единичное разделение труда существует на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.

1.1 Структура общественного производства

Самой главной отраслью материального производства является промышленность, состоящая из множества отраслей и производств, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Промышленность — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. добывающей
  2. обрабатывающей промышленности.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

1.2 Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве

Промышленность — ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть ВВП и национального дохода. В современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, родственных предприятий и производственных объединений. В её отраслевой структуре отражается уровень индустриального развития страны и её экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

  • доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • коэффициент опережения;
  • соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими отраслями обычно характеризует положительные тенденции в экономике страны (табл. 1).

Отрасль Россия США Германия Франция Великобритания
Обрабатывающая

промышленность

65,6 90,5 95,7 92,7 88,4
Коммунальное

хозяйство

7,0 4,6 2,0 5,6 4,0
Добывающая

промышленность

27,4 4,9 2,3 1,5 7,6
Таблица 1. Отраслевая структура экономики стран (2010 г.), в %

 

Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности. К таким факторам относятся:

  • научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в производстве;
  • уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;
  • рост материальных потребностей населения;
  • общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
  • природные ресурсы страны.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что непременно ведет к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. Изменения сложившихся пропорций в экономике происходили по двум направлениям:

  1. во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики,
  2. во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.

При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения.

Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. Они выражаются, прежде всего, в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины XX в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; теперь она составляет примерно 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий в себя не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность. К нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль — горнодобывающую промышленность. В свою очередь в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях — угольная и рудодобывающая.

Обрабатывающая промышленность — в структурном отношении гораздо более сложный комплекс, включающий более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока:

  • производство конструкционных материалов и химических продуктов;
  • машиностроение и металлообработка;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность.

Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40% всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15%). Далее следуют пищевая (14%), легкая промышленность (9%), металлургия (7%) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более заметными. Прежде всего, это относится к машиностроению, как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.

Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности уже выросла до 1/10. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост. Причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования; увеличивается — дорожно-транспортных машин, и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.

Известны две стратегии (модели индустриализации) развивающихся стран — внутриориентированная и внешнеориентированная.

Первую из них принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров — тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности.

Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Поэтому многие страны стали приходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для новых индустриальных стран Азии.

Обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, мене техноемкой продукции.

Высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств — прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.

В странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые кроме прочего владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитывают показатели только самых «продвинутых» из них.

Все это в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три — Европа, Азия и Северная Америка. Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, задают тон в этой отрасли. Характерно, что в их перечне оказалось 14 развитых и 6 развивающихся стран. Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира (Табл. 2).

Страны Производство, млрд. долл. США Страны
США 2685 305 Тайвань*
Япония 1235 300 Испания
Китай 1235 270 Россия
Германия 835 250 Республика

Корея

Великобритания 600 220 Нидерланды
Италия 520 ^ 190 Бельгия
Франция 445 190 Индонезия
Бразилия 370 190 Мексика
Индия 360 170 Австралия
Канада 320 145 Таиланд

* Включая Сянган

Таблица 2. Первые двадцать стран по размерам промышленного производства в 2010 г.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в основные комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью — удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства.

Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно­бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд, м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз — Швецию и в 40 раз — Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта — 4,3 %.

Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики

2.1 Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве

В отраслевой структуре мировой промышленности происходит постепенное уменьшение значения добывающих и возрастание доли обрабатывающих отраслей. Отчасти это объясняется снижением материалоемкости производства, прежде всего в развитых странах, а также заменой минерального сырья искусственным. Но главной причиной данного структурного сдвига являются растущие различия в стоимости продукции этих отраслей:     в обрабатывающей промышленности стоимость производимых товаров на единицу продукции значительно выше, особенно в наукоёмких отраслях.

Снижение доли добывающих отраслей в большинстве развитых стран было достигнуто за счёт увеличения добычи сырья в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Так, в развитых странах удельный вес добывающих отраслей в промышленности составляет 2%, в развивающихся странах — 14%, а в России — около 30%.

В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести с капиталоемких и металлоемких отраслей (металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и др.) к наукоемким (электроника, фармацевтика, малотоннажная химия, авиационная и ракетно-космическая). Доля продукции машиностроения и металлообработки растет постоянно, и на нее в последние годы приходится около 40% производства всей продукции обрабатывающей промышленности мира. Электроника вместе с электротехникой — самая быстрорастущая отрасль мировой промышленности.

Происходит дальнейшее усиление специализации развитых стран на производстве наиболее дорогостоящей промышленной продукции, прежде всего наукоёмкой (авиакосмической, биотехнологической, информационно- коммуникативной)

2.2 Динамика показателей мировой промышленности

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

На структуру промышленности влияют также опережающие темпы развития отраслей, в первую очередь обеспечивающих научно-технический прогресс, — машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики.

Машиностроение — главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население — предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35-38 %, а в экспорте — 50% и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25-33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран — Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу

2.3 Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% — на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.

В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходят и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.

Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире остается на уровне 10-11%. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС), по крайней мере, в ближайшие 10 лет. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году приток заказов стал чрезвычайно мал.

Однако в целом зависимость энергетики ряда стран мира от АЭС весьма значительна. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте.

К 2020-2030 годам доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, по расчетам, составит 30%, а это потребует значительного увеличения добычи урана.

Лидирующую позицию в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть. Однако в последние годы из-за структурных сдвигов в экономике произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.

Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США.

Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений в РФ от внешней торговли.

Машиностроение

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Развитие машиностроительного комплекса органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение.

В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде являются повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.

В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ -15%.

Что касается мировой торговли машинами и оборудованием, то более 80% этой отрасли приходится на индустриальные страны. Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме не произойдет.

Агропромышленный комплекс (АПК)

АПК представляет собой единую систему сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий.

В составе АПК выделяют три сферы:

  1. Отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины, оборудование, химикаты),   а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
  2. Собственно сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);
  3. Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Доля АПК в мировом ВВП, по оценке, составляет 20 — 25% и имеет тенденцию к увеличению за счет растущего производства машин, оборудования и химикатов, а также повышения степени переработки сырья. Соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляет в настоящее время 2:1:7. Этот сдвиг вызван не только опережающим ростом перерабатывающих отраслей, но и застоем в производстве машин и химикатов для сельского хозяйства.

В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в развитых странах, что отражает более низкий уровень развития переработки сельскохозяйственной продукции. В России соотношение сфер АПК составляет 2:4:4. Это изменение определяется вызванной рыночными преобразованиями тенденции к ускоренному росту пищевой промышленности, но также и кризисным положением сферы отраслей, поставляющих средства производства для сельского хозяйства, в российском АПК.

На мировом рынке сельскохозяйственной продукции крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР, а крупнейшими импортерами — Япония, США, страны ЕС, Россия. Однако следует упомянуть, что по данным Международной службы по агробиотехнологии площади под трансгенными культурами в США составляют 72%, в Аргентине — 17%, в Канаде — 10% от всей площади, занятой сельскохозяйственными культурами.

Состояние продовольственного рынка России характеризуется ростом объемов и стоимости импорта продуктов питания и сырья для их выпуска (это особенно характерно для европейской части РФ).

Транспортный комплекс

Транспортный комплекс — одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения.

Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного- двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный — 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный — 11% грузооборота, на морской — 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной — 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный — менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог — в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, — к расширению.

Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

Морской транспорт — важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:

  • Европа — Северная Америка;
  • Европа — Южная Америка;
  • Африка — Европа.

Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).

Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос- Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них — в США, 8 — в Европе.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния по праву считается морской транспорт. Он обеспечивает более 60% объема международной торговли. Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.

Заключение

Промышленность — важная составная часть единого комплекса мирового хозяйства, первая ведущая отрасль материального производства. От успехов в её развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой для всех отраслей и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято около 400 млн. человек. Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.

Подводя итог, можно определенно сделать вывод о том, что современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а подъем численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении.

При ускоренном росте промышленности происходит перераспределение мировых промышленных мощностей, однако по- прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Развивающиеся же страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается прямо выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноёмких производств — из менее развитых в более развитые.