Транспорт в мировой экономике

Транспорт — важная составляющая часть мировой экономике, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта, Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса равных материалов готовой продукции, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-­экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является важным преимуществом для размещения производственных сил и дает интеграционный эффект. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта.

Мировая транспортная система полностью сформировалась в 20 веке. В нее вошли вся существующая инфраструктура путей сообщения, транспортные средства, транспортные предприятия и управление транспортом. Инфраструктура состоит из транспортных сетей (железные дороги, автомобильные дороги, все водные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, тоннели и мосты) и транспортных узлов (порты, аэропорты, железнодорожные станции, вокзалы, остановки). В транспортные средства входят все виды наземного, водного и воздушного транспорта. Управление транспортом подразумевает диспетчерское управление полетами, сигналы светофора, управление стрелками на железнодорожных путях и др.

Мировая транспортная система имеет свои количественные показатели. Это общая протяженность путей сообщения, количество занятых в работе транспортной системы, грузооборот и пассажирооборот.

Мировая транспортная система включает в себя региональные транспортные системы неоднородной структуры. К примеру, более густая транспортная сеть в экономически развитых странах (50-60 км на 100 кв.км), а уже в развивающихся странах этот показатель падает до 5-10 км на 100 кв.км. Наиболее развита транспортная система Северной Америки, в ней сосредоточено примерно 30% от общей протяженности путей сообщения всего мира. Кроме того, Северная Америка лидирует по грузообороту большинства транспортных средств.

Мировая транспортная система находится в постоянном развитии. На нынешнем этапе большое значение имеют информационные и инновационные технологии развития. Основными направлениями сейчас являются увеличение скорости передвижения, повышение безопасности движения, увеличение как пропускной способности транспортных путей, так и грузоподъемности транспортных средств, а также разработка и внедрение новых видов транспорта. На протяжении истории мира важную роль в экономике играли способы сообщения людей между собой и перевозки различных грузов на дальние расстояния. В связи с этим всё более развитыми становились транспортные сети и всё разнообразнее становились виды транспорта, с помощью которых можно было быстрее перевозить большие грузы и большее количество пассажиров, чем раньше. Кроме того, появился новый особый вид транспорта для срочной доставки информации (электронный транспорт).

Современный мир невозможно представить без транспорта, а именно — без быстрой и надёжной доставки пассажиров, грузов или же информации. В связи с развитием науки и техники количество и качество способов распространения перевозимого увеличивается.

Глава 1. Мировая транспортная система.

1.1. Основные виды транспорта и их характеристика.

Транспорт по назначению делится на две большие группы:

  • транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население;
  • транспорт специального пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также принадлежащий нетранспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Транспортная логистика решает задачи, связанные с транспортом общего пользования:

  • выбор вида транспортных средств;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • координация транспортных процессов на различных видах транспорта;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

При выборе транспортных средств во внимание принимают следующие факторы:

  • надежность соблюдения графика доставки;
  • время доставки;
  • стоимость перевозки;
  • способность перевозить различные грузы;
  • частота отправки груза;
  • способность доставить груз в любую точку территории.

Одним из важных факторов, определяющих выбор транспорта, является стоимость перевозки, рассчитываемая на основе тарифов.

Системы тарифов для различных видов транспорта:

1) Железнодорожный транспорт

  • общие;
  • исключительные могут быть повышенными или пониженными; цель — регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья (угля, руды и т.д.), снизить неравномерность перевозок;
  • льготные, применяются при перевозке грузов для отдельных целей, а также для самих железных дорог;
  • местные, устанавливают начальники железных дорог в пределах их компетенции.

Факторы, определяющие плату при перевозке по железной дороге:

  • вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная — весом до 25 т и V до 1Л вагона и мелкая — вес до 10 т и V 1/3 вместимости вагона);
  • скорость перевозки (грузовая, большая или пассажирская);
  • расстояние;
  • тип вагона (универсальный или специализированный: крытый, полувагон, цистерна или платформа);
  • принадлежность (железной дороге, грузополучателю или грузоотправителю);
  • количество груза.

2) Автомобильный транспорт

Тарифы:

  • сдельные (факторы: расстояние перевозки, масса груза, использование грузоподъемности автомобиля);
  • повременные (грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег);
  • на условиях платных автотонно — часов.

3) Водный транспорт

На речном транспорте тарифы определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета закладывается себестоимость и предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется:

  • по тарифу (грузовой поток устойчив, перевозка осуществляется системой линейного судоходства);
  • по фрахтовой ставке, если работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
  • Общие принципы развития транспортной инфраструктуры в мире.

Общие принципы развития транспортной инфраструктуры в мире

Современная мировая транспортная система — отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в XX в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные       порты), средства передвижения. Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями.

На глобальном уровне уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так. крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа океанских судов, их скорости, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовало росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов.

Если несколько веков назад важнейшими международными грузами были дорогостоящие товары небольшого веса и объема (драгоценности, специи, ткани, соль), то с развитием международного разделения труда, средств и путей сообщений мировая торговля приобрела глобальный характер и в торговый обмен стали вовлекаться массовые грузы и сырье.

Грузовой транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами — Европа — Америка — Япония и Китай. Доля железнодорожного — внутриконтинентального — транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения — Суэцкого и Панамского: танкеры «не помешаются» в узкое русло каналов и основные нефтеперевозки идут через юг Африки — мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы — важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов — перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на % выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта — формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в

Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург; Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь, Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8 место.

Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок — это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки — скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Пассажирский транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных и культурных связей привело к резкому росту подвижности населения.

Важнейший показатель развития пассажирского транспорта — пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке — 12,7 тыс. и Западной Европе — 8,2 тыс.

Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт (80%), на железнодорожный и авиационный — 10%.

Роль транспортной системы в мировом масштабе

Транспорт относится к коммуникационной системе. На ранних этапах развития общества он включал в себя все обменные процессы, а затем стал специализироваться на перемещении материальных объектов. В настоящее время его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их доступа на рынок. Иными словами, транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов. В экономическом плане он ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением.

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Но это возможно только, если цены на транспортные услуги делают выгодным перемещение товаров и услуг. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования ресурсов.

Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национальных и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияет на формирование ВВП.

Общая характеристика. Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4—9%, а в занятости — 3—8%. Эти данные не включают индивидуальный и внутрифирменный транспорт, который увеличивает значение транспортных услуг в экономике, особенно в случае значительного неформального сектора. Как правило, доля ВВП понижается по мере увеличения национального дохода. Наиболее высока она в странах Азии и затем Латинской Америки и Африки. Занятость на транспорте в 80-е годы увеличилась в основном в странах мировой периферии.

При современных масштабах производства объем продукции в среднем на одного жителя достигает в развитых странах 20—25 т, а в целом по всему миру — около 10 т в год. В то же время каждая тонна общественной продукции суммарно в сфере производства, не считая технологических перевозок внутри предприятия, и в сфере обращения в среднем требует 860 т/’км работы транспорта, включая международные морские перевозки и более 550 т/км — без их учета.

Различна роль транспорта в подсистемах мирового хозяйства при осуществлении внешнеторговых связей. Ее показателем выступает транспортная составляющая, которая представляет собой отношение фрахта к стоимости экспортируемых/импортируемых товаров. Транспортная составляющая активно влияет на международную специализацию и кооперирование производства. В том случае, когда величина дополнительных транспортных расходов превышает выгоды, получаемые от международной специализации и кооперирования производства, последнее становится неэффективным.

Транспортные расходы доставляют заметную величину по отношению к объему международных поставок. В развитых капиталистических странах фрахт достигает примерно 5% стоимости импорта, в развивающихся — до 10%, а в восточноевропейских — свыше 10%. Отмеченные соотношения объясняются прежде всего различной динамикой мировых экспортных цен и тарифов на транспортные услуги, а также относительно высоким удельным весом «транспортной составляющей» в ценах на сырье и относительно низким — на готовые изделия.

Структура перевозок. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом путей сообщения, грузовых и пассажирских перевозок. Рост перевозок опережает рост путей сообщения. На примере США можно сказать, что по мере экономического развития динамика грузооборота уменьшается, а пассажирооборота растет. Так, за 1940—1985 гг. ВВП увеличился в 4,9 раза, межгородской грузооборот — в 3,9, а межгородской пассажирооборот — в 5.6 раза.

По количеству (весу) перевозимых грузов среди всех видов транспорта на первом месте находится автомобильный, далее следует железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт. Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного. Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери». Процессы концентрации промышленного производства до 60-х годов способствовали интеграции железных дорог и внутренних водных путей. Фрагментация производства, диверсификация спроса и увеличение номенклатуры изделий приводят к возрастанию роли автомобильного транспорта. Железнодорожный транспорт зависит от перевозок насыпных и массовых грузов. В США на их долю приходится 80% железнодорожных перевозок, при этом каменный уголь и сельскохозяйственные продукты составляют 38 и 12%.

Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к многовидовой транспортной структуре и взаимодействию между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок. Товары, загруженные в контейнеры, перевозятся прямо от отправителя к получателю без промежуточных складских операций, даже если на различных этапах перевозки осуществляются различными видами транспорта. Одновременно использование контейнерных перевозок позволило значительно повысить эффективность использования транспорта, резко поднять производительность труда.

Процесс контейнеризации и внедрение прогрессивных транспортных технологий привели к смешанным международным перевозкам (интермодальным, многомодальным или комбинированным). Были созданы интегрированные транспортные системы с участием различных видов транспорта, работа которых строго координирована и взаимоувязана. Смешанные перевозки получили огромное развитие, о чем можно судить по объему морских контейнерных перевозок. В 80-е годы они росли в среднем более, чем на 9% в год.

Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими причинами они привели к образованию многовидовых или общих, тотальных, транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции. Эти компании действуют теперь на расширенной географической основе, начиная с региональной и кончая глобальной. В середине 80-х годов тайваньская «Инвергрин лайн» и американская «Юнайтед Стейтс лайнз» приступили к общемировым контейнерным перевозкам.

Глава 2. Основные тенденции развития транспорта в мире и их социально-экономические последствия

2.1. Современные направления развития мировой транспортной инфраструктуры

В последнее время после успешного развития мировой транспорт стал испытывать трудности, вызванные как внешними (воздействием кризисных явлений в экономике целого ряда стран), так и чисто внутренними “транспортными” причинами, проистекающими из самой логики прогресса отрасли, требующей серьезных перемен. Кризисные явления в мировой экономике, проявившие себя на рубеже 1997-1998 гг., почти немедленно отразились на грузо- и пассажиропотоках. При этом, в первую очередь, они затронули наиболее уязвимые регионы и наиболее “чувствительные” виды транспорта. В географическом отношении прежде всего пострадали перевозки в азиатско-тихоокеанских секциях и на территории бывшего СССР, в отраслевом — после начала финансового кризиса упали перевозки на авиалиниях и сократились отгрузки контейнерных грузов на ряде морских направлений.

Между тем потребности мировой экономики в совершенствовании транспортных процессов и дальнейшем развитии высокотехнологичных, высокоинтегрированных схем перевозки грузов с гарантированной сохранностью и соблюдением строго ритмичных поставок продолжают оказывать воздействие на развитие транспорта в основных странах мира. Соответственно долговременные тенденции развития мирового транспорта не изменились. Они по-прежнему направлены на расширение мировой сети транспортных коммуникаций, повышение их загрузки, улучшение синхронности работы разных видов транспорта. Одной из форм интеграции современных видов транспорта на обозримую перспективу является совместное их функционирование при интермодальных перевозках. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе все чаще практикуется в рамках так называемых “транспортных коридоров”.

Транспортировка товаров в международной торговле довольно громоздкая, сложная и весьма дорогостоящая процедура. Огромен риск, которому подвергается транспортируемый товар, тем более, если он пересекает моря-океаны, движется на тысячи километров, несколько раз перегружается с одного вида транспорта на другой. Все это обусловило необходимость выработки согласованных условий транспортировки товаров в международной торговле.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития стран и мира в целом. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира ( без морских трасс) превышает 42 млн.км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд, тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют миллионы единиц транспортных средств. При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления.

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105-110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р. год), нефтепродукты (300 млн. т.) , железная руда (300 млн. т.) , каменный уголь (270 млн. т.) , зерно (200 млн. т.) . Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей.

В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе последних десятилетий процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали «взрыв» международной подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.

Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80-х. годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок — с другой.

Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения.

В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное преимущество перед другими видами транспорта в скорости перевозки

Транспортный комплекс имеет огромное социально-экономическое значение при перемещении грузов и пассажиров.

Структура мирового груза и пассажирооборота приведена в таблице 1.

Таблица 1. Структура мирового груза- и пассажирооборота, в %
Виды транспорта Грузооб % Пассажирооборот %
железнодорожный 12 10,5
автомобильный 10 79
трубопроводный 13
морской 62 0.5
Внутренний водный 3 1
воздушный 10

Мировой пассажиропоток в августе 2011 года вырос на 4,5% в годовом исчислении, снижение грузовых авиаперевозок за отчетный месяц по сравнению с показателем за август 2010-го составило 3,8%.Такие цифры приводятся в материалах Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В июле пассажиропоток увеличился, по данным IATA, на 6% в годовом исчислении, а объем грузовых перевозок снизился на 1.8%.

«В отрасли наблюдается замедление роста. Темпы увеличения пассажиропотока замедлились, а грузопотока — ускоряются. На фоне общемирового снижения уровня потребительского и делового доверия в краткосрочной перспективе в авиации не приходится ожидать улучшения динамики», — прокомментировал релиз генеральный и главный исполнительный директор IATA Тони Тайлер.

Оценивая рынки авиаперевозок в отдельности, в IATA пришли к выводу, что наибольшего успеха в августе по сравнению с прошлогодними показателями смогли добиться европейские компании.

Так, в регионе объем пассажирских перевозок вырос за отчетный месяц на 7,9%. Аналогичный показатель авиакомпаний Ближнего Востока поднялся на 6,7%, авиаперевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона — на 5,3% (на фоне восстановления японского рынка международных перевозок), а африканских авиакомпаний — на 5,2%.

Результаты за август соответствуют ожиданиям, согласно которым спад рентабельности авиаперевозок продолжится и в 2012 году. По прогнозам ассоциации, совокупная прибыль компаний отрасли по итогам 2011 -го снизится до 4,9 млрд. долл, (ранее прогноз составлял 6.9 млрд. долл.).

«Впереди авиакомпании ожидают сложные времена. Неопределенность с развитием экономики на фоне продолжения бюджетно-долгового кризиса в Европе, а также ожидаемое замедление экономического роста развитых стран подразумевают предстоящие сокращения расходов и повышение уровня эффективности. Чтобы позволить авиакомпаниям оставаться локомотивами экономики, властям следует пересмотреть параметры зачастую недопустимо тяжелого налогового бремени, которое несет авиация», — добавил Тайлер.

Транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов. В экономическом плане он ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением.

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Но это возможно только, если цены на транспортные услуги делают выгодным перемещение товаров и услуг. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования ресурсов.

Велика роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национальных и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияет на формирование ВВП.

Общая характеристика. Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9%, а в занятости — 3-8%. Эти данные не включают индивидуальный и внутрифирменный транспорт, который увеличивает значение транспортных услуг в экономике, особенно в случае значительного неформального сектора. Как правило, доля ВВП понижается по мере увеличения национального дохода. Наиболее высока она в странах Азии и затем Латинской Америки и Африки. Занятость на транспорте в 80-е годы увеличилась в основном в странах мировой периферии.

Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к многовидовой транспортной структуре и взаимодействию между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок. Товары, загруженные в контейнеры, перевозятся прямо от отправителя к получателю без промежуточных складских операций, даже если на различных этапах перевозки осуществляются различными видами транспорта. Одновременно использование контейнерных перевозок позволило значительно повысить эффективность использования транспорта, резко поднять производительность труда.

На мировом рынке контейнерных перевозок отмечается рост влияния глобальных контейнерных операторов. Это сравнительно компактная, но весьма сильная группа компаний, оперирующих в межконтинентальных масштабах. В 2005 г. им принадлежало 58% портовых контейнерных терминалов и 67% объемов переработки. В 2005 г. они постоянно увеличивают свою долю на рынке.

Контейнерные перевозки по морю, морскими линиями, будут расти и в дальнейшем. Этому будут способствовать следующие движущие силы процесса: дальнейший рост мировой экономики, глобализация экономической деятельности и либерализация внешнеэкономических связей; рост влияния определенных сил, которые принято называть политическими, а именно: принятие в целом ряде стран транспортной стратегии, направленной на увеличение контейнеризации, что, в свою очередь, продиктовано экологией, безопасностью, социальными составляющими; использование экономики масштабного роста во всех звеньях.

Место транспортной системы России в мировой транспортной инфраструктуре

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Экспорт транспортных услуг составляет 9 — 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту — если в 1999 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2002 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2003 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется — за I квартал экспорт увеличился на 11 % по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами — в 2002 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 1999 г., менее чем на 30% , и даже не достиг уровня предкризисного, 1997 года. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита недостаточно.

Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место.

Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо­Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Таким образом, очевидно, что Россия, для того, что бы стать одним из мировых лидеров в транспортной системе нуждается в развитии транспортной сети. Особенно остро этот вопрос стоит для восточных регионов России — от Урала до Дальнего Востока.

Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во- первых. старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов.

С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию, — в Ленинградской области — Усть-Луга и Приморск, в Калининградской — Балтийск. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития анклавной территории в рамках единого федеративного государства.

Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке — Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море — Новороссийск. Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт — ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны.

Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития. Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного.

Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России.

Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад — Восток, Север — Юг).

Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.

Заключение

Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех, видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Современная транспортная мировая система тесно связана не только с экономической ситуацией в мире, но и с природными катаклизмами. Так, в апреле 2010 года в связи с извержением вулкана в Исландии произошло блокирование воздушного транспорта, что дало возможность быстрому развитию сухопутного и железнодорожного транспорта. По прогнозам учёных извержение вулкана может продлится от 4 до 60 лет, тем самым движение воздушного транспорта полностью прекратиться и произойдёт широкомасштабное развитие железнодорожного и сухопутного транспорта. Роль транспорта в современном мировом хозяйстве трудно переоценить. Благодаря нему осуществляется связь между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, сырьевыми базами и производителем, разнообразными отраслями экономики, различными регионами земного шара. Транспортные сети мира формировались под влиянием таких социально-экономических факторов: размещение промышленных центров, городов и источников полезных ископаемых; людность городов; природные условия (климат, рельеф); направления основных грузопотоков и исторические особенности формирования государства.

Грузонапряжённость и грузооборот того или иного вида транспорта зависит от того, какие отрасли хозяйства он обслуживает, поэтому необходимо учитывать размещение отраслей хозяйства и особенности их сырьевой и топливной баз. Основными видами транспорта в мире являются автомобильный и железнодорожный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: