Валютная политика развитых стран

Введение

Международная деятельность любого государства предполагает выработку определенных норм и принципов организации национального валютного рынка, а также присутствия на мировых денежных рынках. Иными словами, необходимо формировать валютную политику, устанавливающую приоритеты в валютно-кредитных отношениях внутри страны и за ее пределами.

В современном «экономическом словаре» валютная политика трактуется как «составная часть экономической политики государства и внешней политики, предоставляющая линию действий государства внутри и вне страны, производимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции». Она включает валютное регулирование и контроль, а также международное сотрудничество (в том числе участие в международных финансовых организациях).

Состояние международных валютных отношений зависит от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций (партнерства и противоречий). В валютных отношениях переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот.

Это происходит при международных расчетах, валютных, кредитных и финансовых операциях. Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей (валютная система). Анализ основных принципов и факторов показывает, что через систему валютных отношений достигается динамическое равновесие внутренней экономики в системе мирохозяйственных связей. Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.

Глава 1. Особенности финансовых систем развитых стран

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления — аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

  • государственные финансы;
  • корпоративные финансы;
  • финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы

Ведущее звено — государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2-3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система — совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

  • двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств (Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;
  • трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

  • самостоятельность территориальных бюджетов;
  • равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

  • американский тип — практически полная независимость всех звеньев;
  • западноевропейский тип — относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды

Социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

  • обязательность страхования;
  • объединение рисков;
  • эквивалентность трудового вклада и выплат; бюджетное дотирование; государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы

Являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Глава 2. Общие аспекты валютной политики

Один из главных сегментов экономической и внешнеэкономической политики государства или группы (союза) государств — валютная политика.

Инструменты валютной политики:

  1. валютная интервенция;
  2. валютные ограничения;
  3. валютный контроль;
  4. валютные резервы;
  5. валютное субсидирование;
  6. режим валютного курса Субъекты валютной политики:
  7. международные валютно-финансовые организации (Международный валютный фонд, международные банки и фонды);
  8. правительство;
  9. центральный банк;
  10. специально уполномоченные финансовые органы (например, валютный совет)

Для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений.

Квинт-эссенция валютных ограничений — установление определенных границ для проведения операций с валютными ценностями при международных платежах, инвестициях, купли-продажи валюты и так далее.

Валютный контроль — это специальный контроль соблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагается определенная уголовная или административная ответственность.

(англ. currency policy) — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны. Направлена на достижение основных целей глобальной экономической политики: обеспечить устойчивый экономический рост, сдержать увеличение безработицы и инфляции; поддержать равновесие платежного баланса. Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, тенденциями в развитии мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных этапах выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса, обеспечение валютно-экономической стабилизации; валютные ограничения, либерализация валютных операций; переход к конвертируемости валюты и т.д. Обоснованием валютной политики страны служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями — двусторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам. Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и контроль за реализацией решений по валютным проблемам. В зависимости от целей и форм валютную политику подразделяют на структурную и текущую. Структурная валютная политика направлена на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ и оказывает влияние на текущую валютную политику, ориентированную на выполнение краткосрочных мер.

Применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная; девизная; регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов; валютные ограничения; валютная интеграция.

Дисконтная политика изменение учетной ставки центрального банка, направленная на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном платежном балансе и снижении курса национальной валюты повышение процентной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая ставка, и сдерживать отлив капиталов, что способствует улучшению баланса международных расчетов и повышению курса валюты. В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась прежде всего в связи с противоречивостью ее внешней и внутренней целей. Кроме того, изменение процентной ставки не всегда определяет направление международного движения капиталов в силу многофакторности этого процесса. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, периодически порождает войну процентных ставок, так как другие страны вынуждены изменять процентные ставки вопреки национальным интересам.

Девизная политика — метод воздействия на курс национальной политики путем купли-продажи иностранной валюты — проводится преимущественно в форме валютной интервенции. Диверсификация валютных резервов происходит в результате включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Эта валютная политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также покупки валют, необходимых для международных расчетов. Одной из форм валютной политики является регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов.

В 1-й половине 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции практиковалась валютная политика в форме двойного валютного рынка: по коммерческим операциям применялся заниженный курс национальной валюты в целях стимулирования экспорта; по финансовым операциям — рыночный курс для привлечения иностранных капиталов и кредитов. Двойной валютный рынок обеспечил экономию валютных резервов, так как уменьшилась потребность в валютной интервенции. С переходом к плавающим валютным курсам он был ликвидирован и сохранился лишь в некоторых развивающихся странах. Традиционный метод валютной политики — девальвация и ревальвация валюты. Как форма валютной политики периодически используются валютные ограничения — ограничения операций с валютными ценностями. При переходе к конвертируемости валют страны разрабатывают определенный вариант валютной политики, регламентируя: выбор момента и темп введения обмена национальной валюты на иностранную; очередность обмена (для резидентов и нерезидентов); вид операций (текущие или финансовые) платежного баланса. Для стран-членов ЕС характерна валютная политика в форме валютной интеграции и создания Европейского экономического, валютного и политического союза.

Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых ЦБ страны и другими государственными органами в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательскую силу национальной валюты. Такое определение действует на уровне национального государства. Однако нужно иметь в виду, что существует еще два уровня рассмотрения валютной политики — это уровень предприятия (корпорации, банка), которые принимают активное участие в валютных отношениях и формируют свою валютную политику, и межгосударственный уровень, где формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере. Важнейшая цель валютной политики- способствовать обеспечению внешнего баланса при не нарушении внутреннего баланса страны.

Задачи валютной политики:

  1. Поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение не инфляционного экономического роста;
  2. Обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;
  3. Обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;
  4. Создание условий для сбалансированности платежного баланса;
  5. Формирование золотовалютных резервов страны.

Валютная политика меняется исторически в зависимости от типа экономической системы государства, уровня развития экономики, эволюции мировой валютной системы.

Валютную политику можно разделить на:

  • Структурную (долгосрочную) — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в национальной и мировой валютной системе.
  • Текущую — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования. В экономической литературе нет единого мнения по вопросу о том,     что представляет      собой валютное регулирование. Так, Б. Райзберг рассматривает валютное регулирование как деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

По мнению М. Пебро, регулирование валютных отношений — регулирование отношений между субъектами валютных отношений по поводу проводимых ими операций. Мы за основу возьмем определение, данное И. Платоновой. Валютное регулирование — комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), представляющих часть валютной политики страны, направленной на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и включения страны в мировой валютный рынок.

Глава 3. Регулирование режима валютных курсов

В системе ВЭП особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Арсенал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из- за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.

Пример тому — активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие).

Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции. Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция — процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов — это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют. В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный — при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация — процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — и ревальвация — процесс повышения курса национальной валюты.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от факторов:

  • экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  • временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:
  • курс определяется правительством страны;
  • имеет место вмешательство правительства в установление режима;
  • обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

Каждый из названных режимов обменного курса имеет определенные имущества и недостатки, которые мы и рассмотрим.

Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

  1. количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);
  2. усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией. Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции.
  3. высокое доверие к валютно­финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков. Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае «зацепления за одну валюту» данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. В отличие от этого политика фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» характеризуется следующими параметрами: иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

3.1 Плавающий режим обменных курсов

Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное — правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков: если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние; данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями являются наличие развитого финансового рынка, степень интегрированности с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать «черные» валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся. Однако ввод плавающих курсов национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является «ползучий» валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц. История показывает, что режимы обменных курсов менялись неоднократно. Так, после второй мировой войны использовалась контролируемая МВФ система фиксированных, но поправляемых обменных курсов. Государства обязались сохранить обменный курс в пределах договоренности и осуществляли меры по поддержке своей валюты при внешнем воздействии на нее.

С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции — в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение «ползающей зацепке». Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

3.2 Валютная интервенция

Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса. Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах.

При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной. Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.

3.3 Валютные ограничения

Ими являются меры и правила, которые установлены государством в законодательном или административном порядке. Условием применения является хронический и крупный дефицит платежных балансов для сбалансированности внешних платежей и поступлений.

Разновидностей валютных ограничений существует много — от определенных пределов до 100 % требований продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. Применение может получить и практика лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, а также формы запретов на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и кредитов в ряде стран устанавливаются определенные ограничения. Некоторые страны обязуют заемщика депонировать часть иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения этих кредитов ранжируется диапазон депозитов.

3.4 Девальвация и ревальвация валют

Многие страны, развивая международные экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют, обесценение которых не существенно, реально повышаются; валюты, обесценение которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко снижаются. В такой ситуации созревает необходимость корректирующих операций в отношении валютного курса, т.е. девальвировать или ревальвировать.

Глава 4. Валютная политика отдельных стран

4.1 Валютная политика развитых стран

Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.

Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.

Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых

систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

4.2 Валютная политика государств АТР

Финансовый кризис, охвативший страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка — компании, банки — стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР:

  • высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;
  • установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;
  • наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;
  • неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;
  • «бегство» капитала на фондовых биржах;
  • снижение курса национальной валюты;
  • нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних. Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная «азиатскими тиграми», и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют — за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире, ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать «бегство» капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии.

Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно- кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих развитых стран.

Глава 5. Современная валютная политика развитых стран

В условиях плавающих валютных курсов валютная политика развитых стран тесно связана с другими направлениями их ДКП — политикой денежного предложения, политикой процентной ставки, антиинфляционной политикой. Эти направления ДКП определяют общую макроэкономическую ситуацию и воздействуют на валютный курс.

В докризисный период курсовая политика развитых стран не играла заметной роли в поддержке национального экспорта.

В условиях глобального кризиса проявляется тенденция к использованию развитыми странами валютных курсов для стимулирования национального экспорта. В частности, поставленная Президентом США задача увеличения экспорта вдвое в течение 5 лет предполагает предъявление требований к основным торговым партнерам о ревальвации курсов их валют.

5.1 Инфляционное таргетирование и валютная политика

Инфляционное таргетирование — установление центральным банком количественного показателя допустимой инфляции.

Механизм достижения показателя динамики цен — воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.

Инфляционные ожидания — прогнозные уровни инфляции, основываясь на них, производители и потребители строят свою будущую денежную и ценовую политику, оценивают доходы, расходы, прибыль, кредиты.

Главным инструментом влияния ЦБ на динамику цен является краткосрочная процентная ставка.

Инфляционное таргетирование предопределяет высокую волатильность валютного курса.

Волатильность — это статистический показатель, характеризующий тенденцию изменчивости цены. Волатильность является важнейшим финансовым показателем в управлении финансовыми рисками, где представляет собой меру риска использования финансового инструмента за заданный промежуток времени. При таргетировании инфляции центральный банк реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к притоку в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает национальный экспорт и увеличивается импорт.

Страны, использующие инфляционное таргетирование — Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Швеция.

Не применяют инфляционное таргетирование: США, страны еврозоны, Япония.

Глава 6. Международное сотрудничество в преодолении глобального кризиса.

Меры по ликвидации последствий глобального кризиса:

  • изъятие центральными банками ведущих стран по мере стабилизации финансового рынка избыточной ликвидности;
  • стабилизация процентных ставок;
  • противодействие движению спекулятивных капиталов.

Основная цель международного сотрудничества — установление контроля за процессом формирования ликвидности в мировой экономике.

Регулирование ликвидности в мировой экономике потребует закрытия банковских оффшорных зон.

На современном этапе не стоит вопрос о появлении новых технологических лидеров и, соответственно, о появлении новых мировых валют.

Заключение

В условиях интернационализации хозяйственной жизни возрастает взаимозависимость национальных хозяйств, активизируются поиски средств национального регулирования.

В сфере валютных отношений появляются новые особенности и тенденции:

  1. усиливаются международные функции национальных валют (национальные денежные единицы участвуют в международных расчетах);
  2. масштабы участия любой валюты в международном платежном обороте определяются комплексом факторов (исторического, экономического, международно-правового), в том числе и национальной политикой;
  3. отсутствует единая денежная основа в валютной сфере — мировые деньги;
  4. в условиях свободной конвертируемости валют и перелива капитала между странами размываются границы между внутренним денежным обращением и международным платежным оборотом;
  5. тенденция к сращиванию национальных и международного денежно- кредитного рынка прокладывает себе дорогу в условиях сохраняющейся специфики и особенностей национальных денежно-кредитных рынков.

Тенденция к возрастанию роли валютной сферы в отношениях участников международного обмена прослеживается на всех этапах эволюции мировой валютной системы начиная с золотого стандарта. Чем глубже вовлечено национальное хозяйство в систему мировых хозяйственных связей, тем сильнее стремление национальных органов регулирования оградить экономику от неблагоприятных на данном этапе внешних воздействий.

Это противоречие предопределило эволюцию валютного механизма каждой страны начиная с периода золотого стандарта и по настоящее время. Так, в период золотого стандарта стихийные переливы золота между странами в условиях международного обмена в конечном счете стали негативно отражаться на развитии их производительных сил.