Валютный контроль в странах с переходной экономикой

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных проблем в валютной политике государства является проблема осуществления эффективного валютного контроля, в том числе в странах с переходной экономикой.

После распада СССР, реформирование внешнеэкономической деятельности, в том числе в странах с переходной экономикой, происходило в исключительно сложной ситуации.

Реорганизация системы управления внешнеэкономической деятельности в странах с переходной экономикой происходила в направлении перехода от государственной монополии к либерализации внешнеэкономической деятельности с использованием преимущественно экономических методов регулирования. После перехода к рынку некоторые страны, такие как Монголия присоединились формально к статье VIII Устава МВФ.

Экономическое реформирование предопределило целый ряд просчётов в экономической и политической сфере государства в отсутствие должной нормативной базы. Все участники внешнеэкономической деятельности получили выход в открытый рынок, но адекватная правовая система валютного контроля для обеспечения стабильности экономики не была сформирована в Монголии.

Актуальность темы ВКР. На практике стран с переходной экономикой, в том числе на практике России и других стран, можно сделать вывод, что основы валютного контроля нуждаются в постоянном совершенствовании.

Валютный контроль имеет особое значение для государства, так как влияет на обеспечение национальных интересов, решение проблем бегства капитала и повышение эффективности работы на валютном рынке хозяйствующих субъектов.

Для обеспечения эффективного регулирования, наличие законодательства играет важную роль, особенно при проведении валютных операций.

Во внешней торговле страны упраздненная государственная монополия привела к серьёзным проблемам в валютно-финансовым отношениях, которые привели к возвратам валютной выручки от экспорта товаров.

В итоге либерализация внешнеэкономической деятельности привело к нарастанию импортной зависимости. Исключительно экономическими методами невозможно урегулировать утечку капитала. Исходя из мировой практики, развитые страны, такие как Германия, Франция, Великобритания и т.д. приняли решение использовать административные меры для обеспечения максимально полного возврата экспортной валютной выручки. По данным МВФ, около 50 государств (Польша, Чехия, Израиль, Венгрия, Китай и др.) имеют требование в законодательстве об обязательном возвращении на родину экспортной выручки.

Монголия в интересах стабильной экономики, в том числе для укрепления финансовой дисциплины, оздоровления бюджета, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов, должна иметь четкий механизм валютного контроля.

  • Степень разработанности проблемы. Проблемы валютного контроля в странах с переходной экономикой исследуются в работах таких ученых, как Л.Н. Красавина, Л.А. Московскина, Н.В. Майер, А.Н. Козырин, А.С. Булатова, С.Р. Монсеева, Е.Д. Халевинский, В.Е. Понаморенко, И.Ансарова, и др.
  • Из зарубежных экономистов следует отметить Жи Ли, Сахар Бахами, Реувен Глик, Нилуфер Оздемир, Кругман П., Обстфелд М., Мелитз М., Гурнайн К., Мишел Хутчисон и др.

В зарубежных научных исследованиях валютный контроль часто рассматривается как временная мера по преодолению валютно-финансовых кризисов в условиях ограниченного действия рычагов денежно-кредитной политики, подлежащая отмене по достижению относительной стабилизации экономики.

Цель ВКР состоит в определении механизма валютного контроля в странах с переходной экономикой на современном этапе, в том числе, в России, включая анализ возможностей адаптации элементов данного механизма к условиям монгольского валютного рынка на основе обобщения опыта.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих теоретических и практических задач:

  • провести анализ трудов зарубежных и российских авторов на определение сущности валютного контроля в условиях экономической глобализации;
  • рассмотреть процесс становления и эволюции валютного контроля в странах с переходной экономикой;
  • изучить влияние либерализации валютного контроля на экономическое положение в странах с развивающимися рынками;
  • разработать меры совершенствования валютного контроля в Монголии.

Объектом исследования является валютный контроль, как элемент валютной политики государства в странах с переходной экономикой.

Предметом исследования являются особенности, противоречия, тенденции развития валютного контроля в странах с переходной экономикой в пост кризисный период.

Информационно-эмпирическую базу составили статистические, информационные и аналитические данные, ежегодные отчеты и обзоры международных финансовых организаций как МВФ, Банк международных расчетов. Так же справочные сведения и документы, монографии, статьи, научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, вузов и издательств России, материалы научных семинаров и конференций, законодательные и другие нормативные документы государственных органов власти (Российской Федерации, Монголии) и их субъектов.

На современном этапе развития внешнеполитических связей необходимо совершенствование валютного контроля, так как валютная безопасность – одна их важнейших составляющих экономической безопасности страны. Кроме того, налаженная система валютного контроля означает пополнение государственного бюджета.

Наличие контроля за движением капитала значительно повышает чувствительность валютных кризисов в изменении реального ВВП и реального обменного курса. Таким образом, не эффективный контроль за движением капитала, делает косвенно экономику более уязвимую к макроэкономическим колебаниям. Валютная политика в этих условиях заключается в установлении ограничений потока капитала и других международных платежей с надеждой изоляции экономики от спекулятивных атак, таким образом создавая стабильность валюты.

Структура работы

  1. ВКР состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и списка использованных источников.
  2. Во введении обоснована актуальность темы ВКР, определена степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе, сформулированы цель и задачи исследования, выделяются объект и предмет исследования.
  3. В первой главе рассматривается понятие и сущность валютного контроля, причины и предпосылки ведения валютного контроля в странах с переходной экономикой.
  4. Во второй главе анализируется проблемы совершенствования валютного контроля в странах с переходной экономикой, роль валютного контроля в стимулировании экспорта и валютный контроль за операциями, связанными с вывозом капитала в пост кризисный период.
  5. В заключение ВКР приведены основные теоретические выводы и практические рекомендации, сделанные в рамках данного исследования.

Глава 1. Теоретические основы и необходимость валютного контроля в условиях трансформирующейся экономики

1.1. Сущность и функции валютного контроля

Рассмотрение теоретических вопросов связанных с сущностью, основами применения, функцией и ролью валютной политики является базой для анализа их практического использования странами с переходной экономикой.

В процессе международного разделения труда у субъектов мировой экономики возникают валютные отношения, обусловленные необходимостью осуществлять расчеты в иностранных валютах, предоставлением международных кредитов, проведением операций на мировом рынке ссудных капиталов.

Валютные операции — это отношения между участниками валютного рынка по приобретению, распоряжению, обмену иностранной валюты и валютных ценностей. В условиях плановой экономики и валютной монополии валютный рынок отсутствовал в странах с переходной экономики.

Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты. Одним из участников валютного рынка выступает государство, одновременно выполняющее функции контроля за валютными операциями участников рынка. Данная функция проявляется в разработке и проведении валютной политики, составной частью которой является валютное регулирование и валютный контроль — две взаимосвязанные категории.

В современных экономических исследованиях, периодических изданиях и правовых нормативных актах термин «валютный контроль» упоминается в связке с категорией «валютное регулирование». При своей схожести данные понятия имеют различные значения, и для выяснения сущности необходимо строго их разграничивать.

Аналогично нередко происходит отождествление категорий валютного контроля и валютных ограничений. Особенно часто подобные трактовки встречаются в западной экономической литературе, а также в переводах работ зарубежных ученных на русский язык.

В работах западных экономистов имеет место смешение понятий валютного контроля и валютных ограничений, что не позволяет определить характер этой формы валютной политики, специфику ее использования и механизм действия.

Одни авторы сводят валютный контроль к действиям государственных органов по ограничению перевода средств нерезидентами. Но валютный контроль распространяется и на валютные операции, проводимые резидентами.

Немногие авторы приводят различие, и подобные подходы более характерны для юридической литературы по вопросам валютных отношений.

Необходимо заметить, что в энциклопедических изданиях, как советского периода, так и современных, валютный контроль, как экономическая категория либо не выделяется, либо не раскрывается с отсылкой к категориям «валютное законодательство» и «валютное ограничение».

В условиях рыночной экономики осуществляется рыночное, государственное, межгосударственное регулирование международных валютных отношений.

Рыночное и государственное валютное регулирование конфликтуют между собой и дополняют друг друга.

Рыночное регулирование, основанное на законах рынка, стимулирует погоню за прибылью, развитие экономики, а также спекуляцию, нестабильность на валютном рынке.

Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) на преодоление негативных последствий рыночного регулирования, обеспечение относительной валютной стабильности, антикризисных мер, предупреждение кризисных потрясений на валютном рынке и в экономике, в общем органы должны устанавливать порядок проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

Валютный контроль — это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательство при осуществлении валютных операций. Все определения имеют общее значения, отражающие юридический аспект валютного контроля.

Валютный контроль и валютные ограничения означают наличие регламентации операций с валютой и другими валютными ценностями, а также мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету указанных операций.

Однако, действие валютного контроля по временному признаку не совпадает с действием валютных ограничений, поскольку, например контроль может быть предварительным и последующим, тогда как ограничения представляют собой систему обязательных к исполнению нормативов при проведении валютных операций.

Валютный контроль предполагает наличие системы контрольных процедур и выражается в установлении ограничений и проверке их действий, т.е. их соблюдений и результатов. Это означает, например, проверку наличия лицензий и разрешений и выполнения резидентами требований порядка движения валюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, валютный контроль первичен по отношению к валютным ограничениям. Последние являются, скорее, мерами валютного контроля, а не его формами.

Учитывая, что валютные ограничения составляют значительную часть в механизме валютного контроля, во многом определяя регламентацию проведения валютных операций, целесообразно говорить о соотношении валютного контроля и валютных ограничений.

Можно сказать, что категории «валютный контроль» и «валютные ограничения» объединяет валютное законодательство государства, в котором закреплены нормы, предписания по проведению валютных операций для резидентов и нерезидентов, что соответствует ограничениям, а также условиям и порядку их выполнения, что относится к контролю.

Углубляя определение экономической сущности валютного контроля, следует говорить именно о системе валютного контроля как о совокупности мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством.

Целесообразно добавить, что сам термин «контроль» подчеркивает характер систематических ревизий и постоянного процесса наблюдения.

Валютный контроль охватывает только операции резидентов с иностранной валютной и нерезидентов с валютой данной страны в соответствии с действующим валютным законодательством, нормативными актами, принятыми в его развитие, обязательными к исполнению резидентами и нерезидентами.

На современном этапе своего развития система валютного контроля охватывает более широкий спектр экономических операций. В частности, объектом контроля выступает не только экспортная выручка резидентов, полученная в иностранной валюте, но и национальные валютные поступления.

В этом примере проявляется более объемное значение категории «валютный контроль» по сравнению с категорией «валютные ограничения», которые не распространяются на операции резидентов с валютой Российской Федерации.

На основе анализа точек зрения российских и зарубежных ученых можно уточнить и расширить представление об объекте исследования, предложив следующее определение валютного контроля. Валютный контроль — это совокупность экономических и административных мер, направленных на обеспечение проведения операций резидентов и нерезидентов с иностранной и национальной валютой в соответствии с действующим валютным законодательством, а также достижение полноты их учета.

В соответствии со ст. 3 Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

По мнению известных зарубежных и российских ученых в области международных валютно-кредитных отношений, валютный контроль обеспечивает соблюдение валютного законодательство путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

Составной частью валютного контроля являются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. По мнению проф. Л.Н. Красавиной, рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга.

Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

К валютному регулированию относят обязательную продажу государству иностранной валюты, запрещение свободной продажи и покупки иностранной валюты, особые условия переводов и платежей за границу и получения внешних займов, а так же вывоз капитала, репатриации прибыли, ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой.

Посредством введения ограничений на движение капиталов создается возможность манера процентных ставок в зависимости от конъюнктуры внутреннего валютного рынка.

Для анализа используют обычный индекс напряженности валютного рынка (ИНВР), Гиртон и Ропер (1977) были основоположниками, а популяризирован был Эйченгрином и др. (1994, 1995) Вэймарк (1995) использует средние взвешенные потери от валютных резервов и амортизации местных валют для захвата иностранной напряженности валютного рынка. Тем не менее, это не принимает во внимание эффективности капитального контроля в иностранной напряженности валютного рынка.

С эффективным капитальным контролем, обычный (ИНВР) стремится к завышению фактической иностранной напряженности валютного рынка, в зависимости от величины капитального контроля.

Валютное ограничения создают барьеры на пути утечки капитала из страны, что особенно важно в условиях экономической неустойчивости, обусловливают приток инвестиций в национальную экономику, что способствует ее развитию.

Исходя из того, что составной частью валютного контроля являются валютные ограничения. Выделяется две функции валютного ограничения: учетная и регулирующая. Данным функциям соответствует два вида контроля: пассивный и активный.

В рамках учетной функции органами валютного контроля проводится сбор и регистрация данных о валютных сделках, их статистический учет для определения тенденций развития платежного баланса и валютного положения страны.

Валютный контроль при этом имеет пассивный (нейтральный) характер, не вмешивается в осуществление операций. Но при наличии предписаний относительно порядка и условий платежей и перемещения капиталов, которые запрещая затрудняют и лимитируют или задерживают проведение этих сделок, валютный контроль носит активный регулирующий характер.

Проявление регулирующей функции находит отражение в прямом ограничении операций определенного вида либо в затруднении их проведения, если они не запрещены в принципе. Подвидами активного валютного контроля являются прямой, административный, законодательный и фактический. Прямой контроль предполагает наличие правил, запрещающих, регламентирующих или задерживающих валютные платежи.

Проведенные валютные операции могут быть невыгодными при административно-законодательных мерах контроля, к примеру увеличивают цену товара или курс иностранной валюты для импортера. Фактический контроль в отличие от прямого содействует ограничению спроса на иностранную валюту, непосредственно не определяя размер ее расходования и использования.

Сочетание указанных подвидов приводит к появлению комбинированного валютного контроля. К нему относится, в частности, система авансовых депозитов по импорту.

Комбинированный вид является формой фактического валютного контроля, при импорте невыгодного вследствие увеличения издержек покупателя, и не содержащего прямого ограничения платежа. Также использование комбинированного вида как метода распределения валютных лицензий и контроля за фактическим совершением импорта позволяет отнести данную форму и к прямому валютному контролю, т.е. валютным ограничениям.

Смешанный вид более распространен в практике, и в зависимости от направления валютной политики и других факторов в нем преобладает либо активный либо пассивный вид валютного контроля.

Валютные ограничения предусматривают:

  • регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриацию экспортной выручки, прибылей, миграции золота, денежных знаков и ценных бумаг;
  • запрет свободной купли – продажи иностранной валюты;
  • концентрацию международных резервов в руках государства.

При осуществлении выполнения функции защиты национальной экономики и валютной системы, валютный контроль ограничивает проникновение импортных товаров на местные рынки, что снижает конкуренцию со стороны иностранных производителей и позволяет национальному капиталу получать дополнительные прибыли в результате роста цен на внутренних рынках.

Для защиты неконкурентоспособных отраслей использование валютного контроля и поддержания занятости выступает как форма протекционизма. Валютный контроль играет значительную роль в ограничении «горячих денег». Также валютный контроль применяется при бегстве капитала, так и против притока краткосрочных средств и соответственно импортаной инфляции.

Защитная функция валютного контроля также направлена на уменьшение проникновения иностранного капитала в страну. Для этого вложения нерезидентов в некоторые отрасли экономики запрещены полностью или доля иностранного участия в капитале предприятий ограничивается. Элементы таких ограничений существует во всех странах с переходной экономикой.

В рамках регулирующей функции валютный контроль:

  1. поддерживает равновесие платежного баланса;
  2. ограничивает движение капитала;
  3. охватывает спекулятивные сделки;
  4. поддерживает курс национальной валюты.

Перераспределительная функция проявляется в удовлетворении потребностей предприятий в иностранной валюте и состоит в перераспределении валютных ресурсов между предпринимательским сектором и государством. Также обеспечение внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства.

С помощью валютных ограничений в развивающихся странах обеспечиваются потребности государственных предприятий. Валютные ограничения способствуют проведению импортозамещения и структурной перестройке национальной экономики.

Валюта, полученная в результате отказа от импорта ряда товаров, а также благодаря экспорту, направляется на наиболее полное удовлетворение потребностей населения и государства.

Если сравнить с промышленно развитыми странами, в странах с переходной экономикой практика валютного ограничения является одной из основ валютной политики и имеет постоянный характер.

Использование валютного контроля определяется:

  • валютно-экономическим положением страны;
  • состоянием платежного баланса;
  • уровнем и динамикой официальных валютных резервов;
  • направлением движения капитала.

На основе экономических и административных мер законодательство определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

В итоге с теоретической точки зрения степень использования валютного контроля зависит от многих факторов.

1.2. Причины и предпосылки введения валютного контроля в странах с переходной экономикой

Причины и предпосылки введения валютного контроля в странах с переходной экономикой зависят от внутренних и внешних факторов.

Формирование новой модели мировой экономики как целостнoй многоукладной системы национальных и транснациональных структур, которые становятся составными элементами единого мирового хозяйства, валютного, финансового пространства непосредственно влияет на процесс глобализации международного движения капитала, создающего потенциальную опасность оттока капитала из страны, бегство капитала из страны и ограничение притока венчурных капиталов, которые относятся к внешним причинам введения валютного контроля.

Условия для притока краткосрочных спекулятивных капиталов образовалось при реформировании экономики в рыночную модель в странах с переходной экономики, в это время создавалась либерализация движения валютных потоков, которые осуществлялись одновременно с макроэкономической стабилизацией для того, чтобы обеспечить дополнительное стимулирование экономического роста за счет привлекаемых ресурсов.

В результате произошло ослабление мер валютного контроля.

Скорость макро переменной, на кредитно-денежном рынке, приспособляет происходящее их к более длительному периоду времени, равновесные значения имеют колоссальное вовлечение для эффективности денежно-кредитной политики. Некоторые исследования показывают, что скорость регулирования намного выше в открытых экономиках.

Допуск на открытый внутренний финансовый рынок международных резидентов с их капиталами, страна одновременно становится подверженной опасности перемещения «горячих» денег и спекулятивным атакам с валютными курсами.

В условиях неустойчивости финансово-банковской системы, нестабильности и сильной зависимости от внешних заимствований и колебаний мировых цен на основные статьи экспорта, массированный отток иностранных капиталов, приводит к ухудшению состояния платежного баланса, сокращению валютных резервов, ослаблению национальной валюты и общему кризису государственных финансов.

При отсутствии механизмов регулирования международных рынков капитала приток «горячих» денег оказывает дестабилизирующее воздействие на развивающиеся экономики.

Актуальным становится вопрос об эффективности жесткого контроля и на каких этапах его следует применять. Сама мировая практика помогает использовать административные и экономические методы регулирования валютных рынков. В случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется статистическое наблюдение за процессами происходящими при движении капиталов. При этом реализуются механизмы, ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония).

Эффективность контроля за движением капитала в изолированной экономике от валютных кризисов, в частности, от прямых и косвенных последствий контроля за движением капитала, могут со временем изменится в ответ на глобальную финансовую либерализацию и большую мобильность международного капитала.

Для достижения целей при определенных условиях устанавливается контроль над валютными потоками различной степени жесткости. Такие цели, как создание барьеров на пути притока спекулятивных капиталов, предотвращение оттока капитала из страны.

В отсутствие строгих валютных ограничений в страну стремятся поток «горячих денег», то есть быстрыми темпами расширяется приток иностранного капитала, что неизбежно влечет за собой увеличение в обращении денежной массы, а затем и усиление инфляционных процессов. Или может быть наоборот, отток капитала из страны в поисках стабильного и прибыльного вложения. Бесконтрольный нерегулируемый приток и отток капитала неизбежно влекут за собой попеременное увеличение и сокращение спроса на иностранную валюту, следовательно, и нежелательные колебания процентных ставок.

На протяжение всей истории существования валютного контроля его необходимость и сфера действия были предметом научных исследований, активных дискуссий ученых, экономистов, государственных деятелей.

Одним из ключевых вопросов организации системы валютного контроля в контексте торговых режимов стран является изучение его влияния на экономику и взаимосвязи с проблемой экономического роста.

Анализ необходимости валютного контроля и причин его введения должен учитываться в направлениях и целях экономической политики страны.

Внутренние причины и предпосылки введения валютного контроля включают в себя необходимость обеспечения национальной безопасности, выравнивая сальдо платежного баланса, формирования достаточного объема золотовалютных резервов, а также выполнения внешних обязательств государства.

Отток капиталов за границу привел к истощению валютного потенциала, тем более что в экономику продолжали привлекаться иностранные кредиты. Для выравнивания ситуации правительства вынуждены были принять экстремальные меры валютного контроля.

Финансовая нестабильность, в частности ослабление национальной валюты является проблемой нестабильности в начале системной трансформации в большинстве стран с переходной экономикой.

Отражение этой слабости проявляется в прогрессирующем падании ее покупательной способности, и как следствие, массового «бегства» от национальной денежной единицы, резкий рост валютных сбережений населения и накоплений предприятий, постоянный рост курса доллара и расширение масштабов «черного» валютного рынка.

В качестве основой меры преодоления этого кризиса и стабилизации экономики используется валютный контроль.

Отличительной чертой экономической трансформации 90-х годов была стремительность, с которой бывшие социалистические страны приняли де-факто конвертируемость валют, как минимум по текущим операциям, и даже формально присоединились к обязательствам статьи VIII Устава МВФ. Это резко контрастирует как с опытом стран ОЭСР, которые установили конвертируемость валют лишь по прошествии длительного периода времени после Второй мировой войны, так и с политикой развивающихся стран, в которых валюты оставались неконвертируемые еще более продолжительный срок.

К весне 1996 г. почти все страны- бывшие члены СЭВ (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Болгария) – ввели конвертируемость своих валют по текущим операциям, а четыре из них (наряду со Словенией, Хорватией и Монголией) формально присоединились к статье VIII Устава МВФ. 12 из 15 из бывших республик СССР практически ввели конвертируемость валют, причем 5 из них присоединились к VIII статье в течение пяти лет с момента распада СССР.

Типичный аргумент против перехода к конвертируемости состоит в том, что это приведет к масштабным потерям золотовалютных резервов и кризису платежного баланса. Данный аргумент предполагает, что правительство осуществило привязку курса или по крайне мере контролирует отклонения курса в пределах конкретных значений.

В случае привязки валютного курса в ответ на масштабный отток капитала, которая во многих странах заключается в уменьшении бюджетного дефицита. Но с другой стороны может привести к временному спаду в производстве и снижению доходов. При продолжительных проведениях данной политики последует долгосрочное замедление роста.

Валюта должна быть девальвирована до такой отметки, когда участники рынка оценивают ее как предельную. То есть импортируемые товары дорожают в национальной валюте, и спрос на них существенно падает, а экспорт становится рентабельным, и его предложение существенно увеличивается.

Отмен валютных ограничений наряду с курсовой политикой может привести к нежелательным последствиям: повышению уровня цен и инфляционных ожиданий, замораживанию заработной платы, а значит, к ухудшению распределения доходов.

Надо обратить внимание:

1) на отличие текущих от связанных с движением капитала операций, предотвратить вывоз средств резидентом, требуется установить контроль и над текущими операциями. Эта процедура необходима для обеспечения инвестирования внутренних сбережений в экономику данной страны и служит дополнительной мерой по стимулированию экономического роста.

2) правительства ряда стран считают, что у них есть более ясное представление о том, как добиться экономического роста и укрепить его, чем у частных инвесторов.

Кроме того, правительства сами определяют, в каких отраслях рост наиболее предпочтителен. Из за нехватки собственных инструментов решения данного вопроса (например через государственные предприятия, как поступали правительства развивающихся стран) принуждается в средствах для направления инвестиционных потоков в нужные отрасли.

Распределение кредита было основным инструментом для таких стран как Франция, Япония и Южная Корея.

Для организации механизма вывоза капитала из Венгрии иностранные инвесторы создавали совместные предприятия, чтобы обойти ограничения, запрещавшие иностранным портфельным инвесторам держать средства в местной валюте на банковских счетах.

Средства конвертировались в форинты, размещались на сберегательных счетах под высокий процент и затем репатриировались.

Обшей характерной чертой для начальной стадии проведения реформ в странах ЦВЕ и СНГ была недостаточная макроэкономическая стабильность, которая привела к раду негативных моментов, таких как значительные риски бегства капитала и утрата контроля над национальной кредитно-денежной политикой. Политическая неопределенность обусловила также использование валютного контроля.

Необходимость использования контроля за операциями, связанными с движением капитала в первую очередь была обусловлена защитой валютных резервов страны от возможных валютных кризисов на фоне политической нестабильности.

В странах ОЭСР одной из причин отмены контроля за движением капитала было устоявшееся мнение, согласно которому стабильность цен — это лучший вклад кредитно-денежной политики в достижение среднесрочного экономического роста. Многие эксперты центральных банков считают, что контроль не освобождает от проведения антиинфляционной политики.

Макроэкономическая стабилизация противостоит специфическим трудностям посткоммунистической экономики, которые не позволяют полностью применить концепцию денежно-кредитной политики ОЭСР.

Значительный дефицит государственного бюджета стал фактором нестабильности и потенциального бегства капитала, когда ему не противопоставлен рост частных внутренних сбережений.

В этом случае дефицит финансируется либо за счет дополнительных кредитов центрального банка правительства, что быстро подтолкнет вверх темпы инфляции, либо посредством иностранных займов, что может привести к непосильному внешнему долгу и последующему валютному кризису, если государственные капиталовложения не принесут дополнительный доход, требуемый для обслуживания долгового бремени.

При направлении жесткой денежно-кредитной политики на сглаживание инфляционного эффекта значительного бюджетного дефицита, может возникнуть приток краткосрочного спекулятивного капитала, а также заимствования национальных предприятий за рубежом.

В результате валютные резервы резко возрастут, денежная масса увеличится, ускоряя темпы инфляции.

Поддержанию роста реального ВВП и ограничения реально завышенного критического фактора препятствуют валютные кризисы, а не контроль за движением капитала. Тем не менее, наличие контроля за движением капитала значительно повышает чувствительность валютных кризисов к изменениям реального ВВП и завышения реального обменного курса, что делает страны более уязвимыми к изменениям в основных принципах.

Либерализация международного потока капитала, особенно в сочетании с фиксированными процентными ставками, является основной причиной, или по крайней мере, способствующим фактором, которой способствует этому финансовому нарушению.

Общая политика по предписанию в этих условиях заключается в установлении ограничений потока капитала и других международных платежей с надеждой изоляции экономики от спекулятивных атак и таким образом создавая стабильность валюты.

При проведении стабилизационной политики контроль за краткосрочным движением капитала становится необходим в дополнение к ограничению на вывоз капитала: приток капитала может легко преодолеть усилиями центрального банка по его нейтрализации.

В отличие от стран ОЭСР, в странах ЦВЕ развитый государственный рынок ценных бумаг, способный мобилизовать внутренние сбережения не существовал. Неблагоприятные макроэкономические показатели и оценки текущей макроэкономической политики призывали проявлять осторожность в либерализации контроля за валютным потоками. Спрос на деньги в результате валютного замещения и финансовой реформы стал очень не стабильным.

Общий баланс доходов и расходов государства подвержен значительным и в некоторой степени непредсказуемым колебаниям из-за продолжающейся реструктуризации финансовой системы. Отмечались также широкие и часто беспорядочные расхождения между данными платежного баланса и статистикой таможенных органов.

Можно прийти к выводу о том, что скорость корректировки на рынке капитала больше, чем на товарном рынке.

Проведение экономической политики по достижению валютного курса имеет особое значение в странах ЦВЕ как средство снижения инфляционных ожиданий. Валютный курс более простой инструмент валютной политики. Следовательно, функция валютного контроля проявляется в том, что он способствует достижению целей курсовой политики.

Опыт развивающихся стран показывает, если политика поддержания валютного курса не приводит к требуемому результату в отведенное время, приходится отказываться от запланированных значений валютного курса, так как несбалансированность внешнеторгового баланса становится критической.

Счет движения капитала должен обеспечить финансирование торгового баланса и облуживание внешнего долга. Любая неадекватная политика, ведущая к увеличению внешней задолженности, в результате потребует ограничения конвертируемости по счету движения капитала.

Подводя итог, опыт перехода экономики от централизованно планируемой к рыночной экономике многие страны объявили курс на либерализацию экономики, предполагающий сокращение внешнеторговых ограничений, создание свободного валютного рынка, установление равновесного валютного курса и введение конвертируемой национальной валюты.

1.3. Принципы валютного контроля в процессе перехода к рынку

Для использования валютных ресурсов в интересах развития национальной экономики формулировка цивилизационного валютного рынка в стране является важнейшим направлением деятельности органов валютного контроля.

Принципы валютного контроля отвечают целям общей (в том числе валютной и внешнеторговой) экономической политики государства. Также валютный контроль реализуется посредством системы государственных мероприятий.

Существовали серьезные различия форм и методов валютного контроля в разных стран с разными темпами экономического развития. Значительные расхождения наблюдались в действиях систем валютного контроля и тактике отказа от валютных ограничений. На определенной стадии, при умелом использовании механизма валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства на стадии сложного переходного этапа.

В валютном законодательстве каждой страны закреплены принципы валютного контроля.

Начиная с послевоенного периода законодательство западных стран за исключением США, Канады, Германии и Швейцарии предусматривали ограничение всех операций. Такая концепция была по своему характеру мерой предосторожности, потому что позволяла правительству регулировать, усиливая или ослабляя валютный контроль.

Только после укрепления экономики страна принимала на себя обязательства постепенного достижения полной либерализации валютного контроля и формулировала противоположный подход, предполагающий априори свободное осуществление всех операций.

Страны Центральной и Восточной Европы утвердили новое валютное законодательство в начале процесса перехода к рыночной экономике. Законодательства Польши (действующие с 1989г.), Румынии (с 1992 г.) и Чехословакии (с 1991 г.), следуют общему принципу: разрешено осуществление всех валютных операций, если иное не предусмотрено отдельными положениями органов валютного контроля. Данный принцип должен минимизировать необходимость постоянного и обширного использования контрольных процедур и следовательно ограничить использование инструментов валютного контроля только в периоды особых финансовых и экономических трудностей. Тем не менее данный принцип также подразумевает, что при появлении новых финансовых инструментов, подлежащих ограничению, законодательство дополняется регламентом проведения соответствующих операций.

В Болгарии действует закон от 1966 г., значительно либерализованный в 1991 г. В Венгрии до 1995 г. действовал Закон 1972 г., где были перечислены все операции, проведение которых ограничивалось за исключением отдельных разрешенных органами валютного контроля. Хотя перечень был исчерпывающим и включал почти все возможные операций, на практике органы валютного контроля издавали либеральные предписания и отменяли правило лицензирования для многих операций, кроме отдельно перечисленных.

Валютные законодательства всех стран ЦВЕ на ранней стадии перехода к рынку (начало 1992 г.) отличались несовершенством. В тот момент возникла срочная необходимость формирования правового обеспечения, адекватного рыночной экономике, поэтому новые нормативные акты составлялись подчас в спешке, отчасти были заимствованы из старых законов, что приводило в результате к пропускам и противоречиям. Более того, в контексте появления частного бизнеса и внутренних рынков капитала необходимое правовое регулирование отставало от финансовых инноваций и требовало частных пересмотров и внесения корректив.

Анализ систем валютного контроля стран с переходной экономикой позволяет определить принципы, которые лежат в основе создания эффективной системы валютного контроля.

  1. Валютный контроль являясь частью валютной политики государства, должен способствовать достижению целей экономической стабилизации. Но очевидно, что использование средств и методов валютного контроля не может косвенно сократить всех бед, поскольку он подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.
  2. Валютный контроль должен отличаться логичностью, последовательностью, стабильностью, взвешенностью. В мировом опыте можно увидеть, что непродуманные неосторожные действия могут привести к негативным последствиям.
  3. Активное нормотворчество в области валютного регулирования должно сочетаться с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций.

Для реализации названных принципов необходимо выполнение ряда характерных для всех стран с переходной экономикой условий.

Существование института уполномоченных банки которые получили лицензию центрального бака на проведение банковских операций в иностранной валюте. Выполняют функцию агента валютного контроля с обязанностью при расчете обслуживании своих клиентов в иностранной валюте осуществлять контроль   за проведением валютных операций в соответствии с порядком, установленным валютным законодательством. Также установление факта привязанности валютной операции к конкретной финансовой или коммерческой операции является важным условием.

В основе валютной операции должны лежать экономические отношения между юридическими лицами и гражданами разных стран. Следующим принципом является установление отдельного порядка осуществления валютного контроля в зависимости от вида (юридические или физическое лицо) и статуса (резидент или нерезидент) субъекта валютных операций. Субъектами валютного контроля выступают уполномоченные банки-резиденты, юридические лица-резиденты и нерезиденты, физические лица-резиденты и нерезиденты.

Определение статуса участников валютных отношений: резидент и нерезидент является важным для правовых основ.

Под резидентом в валютном праве понимается любое лицо, фирма, которые постоянно пребывает, или проводит операции в данной стране. Остальные являются нерезидентами.

В Монголии валютный контроль выполняет функцию защиты национальной экономики от долларизации, и поэтому не допускаются расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте. Но из-за слабой политики регулирования валютных операций и отсутствия полноценного законодательства на черном рынке проводятся бесчисленные валютные операции. Если сравнить регулирование валютных операций Банка России и Монгол Банка, установленное проведение валютных операций регулируется более формально в Монголии. Так же в России нет ограничений в проведении валютных операций нерезидентов как и в Монголии.

Дифференцированное применение норм валютного контроля по отношению к резидентам и нерезидентам, физическим и юридическим лицам присуще всем странам с переходной экономикой. Например, требование репатриировать все полученные доходы от внешнеэкономической деятельности в страну, ограничение операций по валютным счетам и запрет на открытие таких счетов за пределами страны распространяются только на нерезидентов.

Легитимность валютных средств приобретает особую важность в мировой практике, поэтому валютные средства в распоряжении юридических лиц и граждан, используемые в международных и внутренних расчетах, должны иметь доказательства легального происхождения.

Валютные законодательства определяют объекты валютного контроля. К объектам валютного контроля относятся сделки с валютными ценностями, валютные и кредитные операции, осуществляемые банками, экспортерами и импортерами, инвесторами, кредиторами и прочими резидентами и нерезидентами.

Принципы валютных ограничений достаточно постоянны. И их использование зависит от валютно-экономичекого положения страны, тенденций развития международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношений.

Китайская система валютного контроля является классическим примером, иллюстрирующим принцип конкретной направленности контроля за валютными потоками. Валютный контроль осуществляется за такими элементами сделки, как цель, характер и условия ее проведения. Инструменты валютного контроля ограничивают сроки, место и объемы валютных средств, которые могут приобрести иностранные фирмы. Посредством валютного контроля правительство контролирует поведение иностранных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Китае.

Принципы валютного контроля закреплены на национальном и межгосударственном уровнях и связаны между собой. Национальное валютное законодательство тесно связано с международными соглашениями, которые оказывают на него определенное влияние. Страны члены международных валютно-финансовых организаций и региональных экономических объединений ограничены в использовании валютного протекционизма соглашения об отмене или смягчении валютных ограничений с целью способствовать развитию многосторонней торговли и стимулировать интеграционные процессы.

МВФ оказывает определенное влияние на валютное законодательство отдельных стран. Устав в первоначальном виде и с изменениями с 1976 г. предусматривает «установление многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами и отмену валютных ограничений, затрудняющих рост мировой торговли».

В связи с этим статья VIII Устава обязывает страны члены не вводить рестрикции по текущим операциям и связанным с ними платежам и переводам, не применять дискриминационные валютные правила и множественность валютных курсов. Часть 4-я данной статьи гласит, что страна, принявшая обязательство по статье, обязана конвертировать в золото или валюту страны-нерезидента денежные суммы, полученные последней в результате законных текущих операций.

Ограничения по Уставу допускаются в случаи возникновений «фундаментального» неравновесия платежного баланса и в случаи если одна из валют станет «дефицитной» в Фонде. Разрешается ограничение валютных операций страной, чья валюта объявлена «дефицитной» (на практике никогда использовалась (СТ.VIII, ч. 4 Устава)).

В течение переходного периода предусмотрена возможность применить валютные ограничения (ст. XIV, ч.2 Устава) для вступающих стран в МВФ.

Вопросы о контроле над движением капиталов находятся в полной компетенции отдельных государств. В отношении спекулятивных краткосрочных капиталов установлено право и обязанность стран членов МВФ вводить рестрикции для их предотвращения (ст. VI, ч.3). МВФ может предложить стране ввести ограничения на экспорт капиталов при значительном оттоке средств из страны (ст. VI, ч.1 (а)). То есть каждая страна должна самостоятельно создавать механизм валютного контроля с учетом интересов для развития своей экономики.

Глава 2. Проблемы совершенствования валютного контроля в странах с переходной экономикой

2.1. Роль валютного контроля в стимулировании экспорта

В условиях перехода к рынку формируется механизм валютного контроля, под которым понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные для исполнения. Определяется порядок и форма учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В России в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами контроля в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, а также Правительство РФ.

В Монголии в соответствии со ст. 15 Закон Монголии «О валютном регулировании» органами контроля являются Правительство, Центральный Банк Монголии «Монгол Банк» и Комиссия по финансовому регулированию.

Политику в области валютного контроля, во многих странах осуществляет одно учреждение, Центральный Банк, или несколько органов.

Типичными моделями системы организационного построения и делегирования полномочий в осуществлении валютного контроля во многих странах с переходной экономикой являются два виды:

  • Министерство финансов — Центральный Банк — уполномоченные органы;
  • Правительство-Центральный Банк — уполномоченные органы.

Система банковского валютного контроля состоит из двух частей, как в России, так и в Монголии, Центральный банк осуществляет контроль за учетом экспорта товаров и услуг юридических лиц посредством проверок документов и отчетности, предоставляемых для рассмотрения и регистрации. Таможенные органы осуществляют контроль за наличной иностранной и национальной валютой, ценными бумаги и золотом, ввозимыми или вывозимыми резидентами и нерезидентами, пересылаемыми по почте либо другими способами.

Организационно правовая форма валютного контроля обеспечивается базой данных банковского валютного контроля для государства за совершением банковских валютных операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы.

Институт уполномоченных банков-агентов избавляет государство от необходимости создавать дорогостоящую систему органов валютного контроля на местах.

К недостаткам данной организационно-правовой формы следует отнести преобладание ведомственного нормотворчества, «распыление» правовых норм по широкому кругу подзаконных актов, принятых по отдельным направлениям валютного регулирования. На практике это приводит к произвольному толкованию уполномоченными банками своих функций агентов валютного контроля.

Таможенный валютный контроль является организационно-правовой формой валютного контроля, построенного на основе таможенных органов.

Система подразделений таможенного валютного контроля выглядит следующим образом. В структуре Государственного таможенного комитета РФ выделяется Управление валютного контроля. Второй уровень образуют региональные таможенные управления, в которые входят отделы таможенной стоимости и валютного контроля. Третий уровень — таможни и таможни центрального подчинения. Низовым звеном являются непосредственно таможенные посты, в структуре которых могут выделятся подразделения по валютному контролю.

Для учета экспортных и импортных операций осуществляется контроль за уровнем экономического развития, структурой производства, степенью зависимости от внешнеэкономических отношений.

В области экспорта перед валютным контролем стоят следующие задачи:

  • Полное регулирование полученных экспортных доходов, централизация их в руках государства, увеличение поступлений платежного баланса;
  • Соблюдение предписываемых валютными органами форм расчета;
  • Формирование рациональной структуры валютных резервов путем их диверсификации;
  • Предотвращение экспорта капитала в товарной форме;
  • Регулирование кредитных взаимоотношений экспортеров и иностранных покупателей.

Обязательная продажа выручки по экспорту считается более распространенной формой валютного контроля. Это правило распространяется либо на всю выручку либо на ее часть (процент или определенную сумму, превышение которой подлежит продаже).

В некоторых случаях депонируется в уполномоченном банке на счете экспорта и используется для совершения разрешенных платежей, перечень которых утверждается органами валютного контроля.

Продажа валютной выручки осуществляется по официальному курсу или по курсу рынка, что не всегда стимулирует экспорт, если официальный завышен.

Для расширения вывоза товаров государство устанавливает надбавку (премию) к официальному курсу, которую получает экспортер при продаже валюты. Это позволяет ему снизить цены товаров во внешней торговле.

Для стимулирования экспорта фирме разрешается использовать часть выручки для приобретения дефицитных товаров, импорт которых ограничен. МВФ в соответствии с решением от 1953 г. рассматривает эти «квоты удержания» в некоторых случаях как валютные ограничения.

Валютные органы в целях обеспечения получения экспортной выручки в полном объеме и в установленные сроки обязывают экспортеров получать лицензию на вывоз товаров. При этом экспортер обязуется перевести в страну полную сумму доходов в валюте и предложить ее для продажи. Для этого применяется осуществление платежей по экспорту через национальные банки.

В ряде случаев валютный контроль ограничивает экспортеров в выборе форм расчетов, предписывая использование таких методов, которые гарантируют получение выручки в минимальные сроки для ее скорейшей централизации в уполномоченных банках.

Экспортеры свободны в выборе форм расчетов, но валютные органы ограничивают их возможность проводить зачеты взаимных требований, чтобы обеспечить приток иностранной валюты и не допустить нелицензированный импорт. Разрешение на зачет выдается только при наличии взаимных обязательств.

Установление сроков репатриации и сдачи экспортных доходов является формой валютных ограничений по экспорту. Сроки поступления и продажи валюты устанавливаются в узких пределах, чтобы обеспечить приток валюты в возможно более короткие сроки после отгрузки товаров для ее централизации и предотвращения спекуляций с валютой в ожидании изменения ее курса.

Для предотвращения незаконного использования официальных валютных резервов органы валютного контроля ограничивают реэкспорт товаров в случае субсидирования импорта.

Для увеличения валютных поступлений в страну требуется, чтобы цена реэкспортированных товаров, подвергшихся переработке в данной стране, превышала цену импорта, и платеж был получен в той же или более стабильной валюте.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что правильная организация обязательной продажи валютной выручки позволяет своевременно решать задачи экономической политики.

Установлены финансовые требования к экспорту товаров и услуг, в частности, он должен осуществляться на условиях предоплаты, аккредитивной формы расчетов, гарантий платежа иностранных банков.

Валютный контроль воздействует на структуру внешней торговли. В результате валютных ограничений спрос на импортные товары не может быть полностью удовлетворен. С другой стороны, существует требование обязательной продажи экспортной выручки на валютной бирже. Это приводит к изменениям во внешней торговле.

В новых условиях, США, бывший кредитор, стал заемщик. Привилегированное положение заемщика может повлиять на доступ развивающихся стран к международным финансовым рынкам. Это говорит о том, что для некоторых стран с формирующимся рынком, в последнее время участился профицит счета текущих операций.

В качестве одной из форм протекционистской валютной политики периодически используются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, являющимися составной частью валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

Для стабилизации курсов в большинстве стран используются сейчас преимущественно неадминистративные методы, а операции центральных банков на валютных рынках в сочетании с мерами по регулированию денежного предложения в целом.

Стремление центральных банков сохранить валютные резервы периодически проявляется в сокращении объемов валюты, выставляемой на межбанковских валютных биржах для приобретения предприятиями и коммерческими банками. Эта мера призвана стимулировать экспортную деятельность предприятий, но на практике нередко оказывается ограничительной как в отношении производства, так и экспорта, поскольку урезает валютные ресурсы производителей и снижает кредитные возможности коммерческих банков по выдаче инвестиционных кредитов в валюте.

Постепенная либерализация валютных режимов в развивающихся странах приводит к смягчению валютного контроля за экспортными операциями.

В условиях нестабильного финансового и неразвитого фондового рынка повышается необходимости взаимно хорошо увязанных правительственных программ по макроэкономической стабилизации экономики и ЦБ для обеспечения внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Самое главное, что политика валютного регулирования должна быть направлена на поиски оптимальных для данного этапа трансформации сочетаний внутренней и внешней либерализации и государственного интервенционизма.

Обязательная продажа экспортной выручки призвана решить определенные макроэкономические проблемы. Если экспортер обладает полной свободной действий в части распоряжения полученными им средствами, то не стабильная экономика (например монгольская, которая схожа с российской во время кризиса 1998 года) сталкивается с проблемами:

  1. Экономические агенты предпочитают оставлять валюту за рубежом, учитывая все виды рисков. Размещение может принести больше прибыли, чем в своей стране
  2. Свободное распоряжение валютной выручки заключается в возможном распространении долларизации в случаи, если экспортер предпочитает хранить полученные средства на своем валютном счете.

В результате Центральный банк в значительной степени теряет контроль за денежно-кредитной сферой, что не способствует ее стабильности.

Для государства сокращаются возможность получения инфляционного налога, которые даже в условиях умеренной инфляции может играть большую роль в его доходах, появляется опасность дестабилизации валютного рынка в случае распространения негативных ожиданий, когда население может начать предъявлять ажиотажный спрос на иностранную валюту, создавая тем самым сильное давление на валютный курс.

На современном этапе норматив обязательной продажи как элемент валютного контроля выполняет важную стабилизирующую функцию.

В практике экономики России, по своевременной обязательной продаже валюты валютный контроль выполнил важную стабилизирующую функцию.

Неблагоприятная конъюнктура мирового нефтегазового рынка, которая является основной статей российского экспорта обеспечивающей приток валютной выручки, дал мощный импульс дестабилизации.

В ожидании девальвации национальной валюты население начнет массовую скупку иностранной валюты, а предприятия постараются сохранить все активы на счетах в иностранной валюте. Такое поведение приводит к возрастанию степени долларизации в экономике.

Так же следует отметить «горячие» деньги, которые принадлежат нерезидентам и мгновенно уходят на свободные рынки с целью получения арбитражной и спекулятивной прибыли. Они способны «обвалить» валютный рынок, валютный курс и следовательно негативно влияют на состояние экономики.

Большинство стран с переходной экономикой добились необратимости макроэкономической стабилизации и затем провели либерализации валютного контроля. Но экономика Монголии прошла трудный период к рыночной экономике, после отмены плановой экономики в 1992 году инфляция достигала 300%. В то время либерализация валютного регулирования была принята более формально. И в настоящее время экономике Монголии грозит срыв макроэкономической стабилизации.

Из зарубежного опыта можно сделать выводы:

  • Либерализация не должна быть скоропалительной и должна подкрепляться соответствующими макроэкономическими условиями;
  • Нужно приводить все в порядок, например в первую очередь надо осуществлять поэтапное снижение норматива обязательной продажи валютной выручки в течение отведенного периода, а затем уже рассматривать возможность ее отмены при условии адекватности экономического положения страны.

В настоящий момент для монгольской ситуации лучше внести в Закон «О валютном регулировании» конкретные статьи связанные с валютным контролем более в широком и в конкретном смысле, тем более нужно ввести статью о защитных мерах, которые могут быть предприняты органами на практике не только в кризисных ситуациях, но и для стабилизации.

Профессор Массачусетского технологического института Пол Кругман доказывает, что в условиях открытой экономики невозможно одновременно достичь три цели: устойчивость валютных курсов, свобода движения капитала и независимость национальной денежно-кредитной политики. Возникает так называемая трилемма. Каждый из инструментов валютной политики, из которых можно выбрать один (плавающие валютные курсы, валютное управление, контроль за движением капитала) совместим с достижением только двух целей.

Для стран с формирующейся рыночной экономикой использование валютного контроля необходимо для решения трудностей с макроэкономическим управлением притока капитала.

Оценка динамики реальных валютных курсов в семи из восьми латиноамериканских стран с формирующейся экономикой показали, что приток капиталов в страну способствует повышению реального обменного курса ее валюты.

В результате в экономической политике этих стран возникает конфликт целей: с одной стороны, им необходимо поддержать высокий уровень процентных ставок, чтобы сдерживать инфляцию, а с другой стороны замедлить повышение реального курса национальной валюты, чтобы поддерживать конкурентоспособность экономики.

В этих условиях контроль за движением капитала оправдан, так как другие эффективные инструменты экономической политики оказываются исчерпанными.

Из трех перечисленных основных форм ограничительной кредитно-денежной политики не может быть эффективно применена в Монголии ни одна. В результате повышения процентных ставок у участников рынка возникнут спекулятивные настроения, что может спровоцировать новый приток «горячих денег».

Операции на открытом рынке также невозможны, в силу того единственным инструментом являются государственные облигации, которые были реструктуризированы в долгосрочные обязательства с низкой доходностью, не способной привлечь частных инвесторов.

Долгосрочная перспектива позитивных результатов может быть достигнута посредством введений ограничений на приток капиталов, которые будут особенно актуальны при возращении национальных банков и компаний на международные рынки капитала.

Страны участвующие в международной финансовой интеграции вызывают значительные изменения в своих финансовых системах. В таких ситуациях многие специалисты выступают за введение превентивного контроля за движением капитала:

  1. Изменение форм международного финансирования. Смена банковских займов и официальная помощь сталкивается с эмиссией различных ценных бумаг. Рынки ценных бумаг характеризуются асимметрией информации, в результате чего в движении международных финансовых потоков все чаще проявляется смена фаз оптимизма и пессимизма. В этих условиях внезапный и массированный отток капиталов является рациональной реакцией инвесторов, ожидающих снижение доходности инвестиций.

В 90-х гг. наблюдалась дисперсия международных кредиторов, каждый из которых стремился первым проникнуть в формирующиеся рынки для минимизации потери, связанной с бегством других инвесторов. Следовательно, превентивный контроль должен быть направлен на ограничение прежде всего притока волатильных капиталов, отток и приток которых в течение короткого времени мог достигать огромных размеров.

  1. Происходит повышение роли внешних факторов в притоке капиталов страны с формирующейся рыночной экономикой. К внешним факторам относятся снижение доходности ценных бумаг, кредитно-денежная политика и экономические индикаторы стран с развитой экономикой, которые во многом определяется направлением и объемом международным финансированием стран.

Централизацию и систему управления внешнеэкономическими связями в настоящий момент необходимо использовать на более высоком уровне.    Экспорт страны, который зависим в большой части от одной отрасли и приходится на несколько крупных компаний, способствует утечке капитала, при этом имеется в виду экспорт стратегических сырьевых товаров.

Эффективный государственный контроль над экспортом таких товаров может стать реальным средство противодействия бегству капитала. С государственным участием, на расчетное обслуживание в специализированные банки требуется перевести внешнеэкономические контракты. Использование этих мер приведет к централизации валютного контроля.

Главная причина низкого уровня эффективности валютного контроля это то, что по законодательству любой уполномоченный банк, получивший лицензию по проведению банковских операций, становится агентом валютного контроля. В ситуациях когда экспортеры контролируют сами себя, а государство остается в стороне, проявляются финансово-промышленные группы, в которых банки владеют компаниями и наоборот, приоритет отдается интересам клиентуры, а не соблюдению законодательства.

Более того, проблемы в валютном законодательстве не позволяют валютным контролерам приостанавливать расчеты в случаях, если сделки считаются подозрительными. И в частности, полностью отсутствует механизм ценового контроля внешнеторговых контрактов, соответствия процентных ставок по финансовым кредитам в среднерыночном периоде. Основное внимание сконцентрировано на условиях платежа, формах оплаты и сроках исполнения обязательств.

Для повышения эффективности валютного контроля следует усилить контроль за юридическими и физическими лицами, которые осуществляют лицензируемые операций, участвуют в проектах, требующих вывоза капитала. При этом соответствующие нормативные акты и практические меры должны быть адекватными и соблюдать интересы добросовестных предпринимателей, среднего и малого бизнеса, у которых в результате запретов и ограничений снижается рентабельность и сокращаются инвестиционные возможности.

Ужесточение правил осуществления банковской деятельности является общей тенденцией для развитых и развивающих стран. К этому фактору можно отнести жесткие требования получения лицензии на банковскую деятельность, усиление жестких требований получения лицензии на банковскую деятельность усиление банковского надзора и аудита.

В Монголии в силу сложившейся ситуации государственный контроль внешних расчетов экспортеров минеральных ресурсов выполнял функцию централизованного контроля основных международных финансовых операций.

Для успешного решения проблемы необходим пересмотр политики экспортного контроля. Мировой опыт показывает, что на современном этапе центр тяжести валютного регулирования перемещается от запретительных мер к всеобъемлющему информационному контролю за комплексом операций с валютными ценностями.

В рамках учетной функции валютного контроля необходимо дальнейшее развитие и совершенствование технологий сбора и регистрации данных о валютных сделках, их статистического учета для определения тенденций развития платежного баланса и валютного положения страны. Вместе с тем валютный контроль должен выполнять активную регулирующую функцию, то есть устанавливать предписания относительно порядка и условий платежей и перемещения капиталов, реализуя задачи валютной политики, обеспечивая экономическую безопасность и стимулируя развитие национальной экономики при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Роль государства в регулировании должна состоять не только в виде прямого вмешательства в экономические отношения, но и в укреплении валютного и экспортного контроля, совершенствовании правовой базы и методов противодействия бегству капиталов, в обеспечение соблюдения национальных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

2.2. Валютный контроль за операциями, связанными с вывозом капитала в пост кризисный период

С начала кризиса, наблюдается сдвиг в структуре мер, направленных на увеличение чистого притока капитала. Тем не менее, это достигается ужесточением мер (например, налоги на приток).

В целом, до кризиса тенденция к открытости счета операций с капиталом застопорилось. Использование мер по управлению движением капитала мотивируют макроэкономически, а также проблемы финансовой стабильности.

МВФ одобрил использование контроля за движением капитала, как «последнее средство» мер в области макроэкономического управления. По критериям МВФ, меры движения капитала не были введены в качестве последнего средства с 2004 года — альтернативные макроэкономические политики, чтобы справиться с резким увеличением чистого притока капитала были доступны для большинства стран.

Большинство мер по увеличению потока капитала, введенные СФР с 2004 года, предполагали, что они не были непосредственно направлены на обеспечение финансовой стабильности. Тем не менее, с начала кризиса, наблюдается небольшой сдвиг в сторону мер благоразумного типа.

Стандарты макроэкономических переменных, методология оценки и продолжительность мер интенсивного управления капиталом (с учетом контроля для «обесцениваются» в течение долгого времени) позволяет предположить, что контроль за движением капитала не эффективно изолирует экономику.

Поддержанию роста реального ВВП и ограничению реального завышения критического фактора препятствуют валютные кризисы, а не контроль за движением капитала. Тем не менее, наличие контроля за движением капитала значительно повышает чувствительность ВВП и реального обменного курса к валютным кризисам.

Многие экономисты и политики были сосредоточены на крупных и неустойчивости потоков капитала, как основного источника нестабильности в международной финансовой системе к случайным фактором в валютном кризисе. Общее мнение состоит в том, что либерализация международного потока капитала, особенно в сочетании с фиксированными процентными ставками, способствует нивелированию финансовых нарушений.

Общая политика в этих условиях заключается в установлении ограничений потока капитала и других международных платежей с надеждой изоляции экономики от спекулятивных атак, и создавая стабильность валюты.

2007-2008 Мировой финансовый кризис и его последствия на развивающихся рынках способствовал даже большей актуальности в этой дискуссии, и Международный Валютный Фонд теперь рассматривает более благоприятнее, чем в прошлом сегодняшнее положение, в том числе в результате использования капитального контроля, как жизнеспособного варианта политики, чтобы ограничить чрезмерный приток капитала.

Изменения в международных и внутренних финансовых рынках в последние годы, возможно, изменили эффективность контроля за движением капитала в изолирующейся экономике от финансовых потрясений.

После перехода к рыночной экономике и до настоящего времени экономика Монголии прошла трудный путь. За последнее десятилетие экономика Монголии развивается значительно более высокими темпами. ПИИ за счет горнодобывающего сектора ВВП возрос в 5 раз.

Среднесрочные перспективы обещают, что горнодобывающая отрасль прогнозирует дальнейшее расширение в течение ближайших пяти лет. Оптимизм иностранных инвесторов о перспективах Монголии был проиллюстрирован успешными международными выпусками облигаций в 2012 году. Частная горнодобывающая компания, частный банк, принадлежащий государству банк развития (DBM), и суверенная (1,5 млрд. долларов США «Чингис» облигаций) подняли в общей сложности 3 млрд. долл. США (30 процентов от ВВП).

Примером необходимых изменений в валютном контроле страна с переходной экономикой является Монголия. Рассмотрим валютное состояние за последние три года. По данным Монгол Банка, из приложения 1, можем сделать анализ, что тугрик к доллару слабеет за последний год. В июле 2013 года курс внезапно возрос до 30%.

Происходит ослабление национальной валюты после возрастания, хотя центральный банк Монголии «Монгол Банк» проводят мягкую политику для удержания устойчивость курса валют.

Самой главной причиной падения курса является отток иностранной валюты, ПИИ которые поддерживают экономику в основном, но в начале 2013 года сократились в значительном уровне. Ситуация объяснялась не благоприятным экономическим и политическим состоянием.

По данным Национального статистического агента Монголии внешнеэкономический товарооборот в начале 2014 года составил 653,8 млн. долларов США, если сравнить 2013 годом на 121,4 млн. долларов т.е. на 15,6% снизился.

Из диаграммы 1, видно, что экспорт составил 321,2 млн. долларов, в сравнении с прошедшим годом повысился на 14,1%. В том числе 99,8% занимает сделки в иностранном валюте.

Из приложение 2 видно, что в структуре экспорта 252,3 млн. доллара составляют минералы, так же 6 млн. доллара пришлось на шкуры, кожи; 39,5 млн. долл. или 12,3% занимает натуральный жемчуг, драгоценные камни; текстильные изделия занимают 7 млн. долл. т.е. 2,2%.

Диаграмма 1. Динамика товарооборота внешней торговли Монголии за 2013 и 2014 годы

Динамика товарооборота внешней торговли Монголии за 2013 и 2014 годы
Динамика товарооборота внешней торговли Монголии за 2013 и 2014 годы

Из экспортированных товаров как концентрированный медь, железные и цинковые руды экспортировались 100% в Китай, а из плавиковых шпат составило 54,2% в Китай, и только 42,7% в Россию.

Отношения и внешнеэкономические связи между Россией и Монголией исходя из статистических данных и товарооборота за последние десятилетие уменьшаются.

Только малые проценты составляют импорт из России. Так как Монголия имела исторически дружеские отношения с Россией надо немедленно принимать меры для расширения внешнеэкономических отношений стран.

Анализ состояния и проблем валютного контроля в Монголии показал, что имеет место нарушение таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД, что способствует «утечке валюты» за рубеж при продаже монгольских товаров: угля, чёрных и цветных металлов. Поэтому на современном этапе развития внешнеполитических связей необходимо совершенствование валютного контроля, так как валютная безопасность – одна их важнейших составляющих экономической безопасности страны. Кроме того, налаженная система валютного контроля означает пополнение государственного бюджета.

Для обеспечения валютной безопасности необходимо:

  • законодательство в полной мере определяющее правило валютных операций;
  • полное и безусловное выполнение участниками ВЭД этого законодательства.

В настоящее время в Монголии постепенно налаживается система валютного контроля. Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге вывоз продукции осуществляется по демпинговым либо фиктивно низким ценам. В целях совершенствования валютного контроля Таможенный комитет взял под контроль все внешнеторговые операции предприятий стоимостью более одного миллиона долларов. Пользуясь пробелами в нормативно-правовой базе страны, ряд организаций и предприятий допустили нарушения валютного и таможенного законодательства. В частности, они не соблюдали установленный порядок по возврату экспортной валютной выручки от внешнеторговых операций. Принято решение все предприятия разбить по группам. Добросовестным предприятиям, которые до настоящего времени не имели нарушений при прохождении таможенного контроля и оформлении, будет представляться ряд льгот, в том числе в виде ускорения самого процесса оформления. Во вторую группу – группу «риска» входят предприятия, имеющие незначительные нарушения. Самые злостные нарушители отнесены в группу недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Подводя итог вышесказанного, можно отметить:

  1. Необходимо совершенствовать таможенное и валютное законодательство.
  2. Ужесточить ответственность за нарушение законодательства по валютному контролю и повысить степень ответственности высших должностных лиц за соблюдение законодательства Монголии, в том числе таможенного и валютного.
  3. Отработать механизм оценки товаров при экспорте.
  4. Создать единую систему электронной базы данных между таможенными органами и банками. 5. Ввести государственный орган по валютному контролю для эффективного осуществления валютного контроля. Законодательство «О валютном регулировании» Монголии нуждается в своей степени разработки, статьи валютного контроля для осуществления полноценной регулировании утечки иностранной валюты. При пассивном характере валютного контроля не вмешивается в ограничений, а активный характер имеет наличие правил, запрещающих, регламентирующих или задерживающих валютные платежи. Для Монголии исходя из принимающей экономических политики, в том числе в посткризисный период, использование смешанного вида валютного контроля (пассивный и активный) приведет к улучшению защиты национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо подвести итог исследования данной работы. Необходимость использования валютного контроля выражается общей экономической ситуацией и особенностями функционирования валютного рынка. Основа валютного контроля нуждается в постоянном совершенствовании, в том числе в посткризисный период, так как валютный контроль обеспечивает решение проблем утечки капиталов из страны, которое обусловлено связано с валютным регулированием. В целях устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка, обеспечения валютной стабильности, предупреждения кризисных потрясений на валютном рынке и в экономике, уполномоченные государственные органы осуществляют валютное регулирование на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.  Валютный контроль в странах с переходной экономикой должен охватывать значимый широкий круг внешнеэкономических операций и отличаться большей жесткостью по сравнению с практикой развитых стран.

Поддержанию роста реального ВВП и ограничению реального завышения критического фактора препятствуют валютные кризисы, а не контроль за движением капитала. Тем не менее, наличие контроля за движением капитала значительно повышает чувствительность к валютным кризисам, что влияет на изменения реального ВВП и завышения реального обменного курса, делает страну более уязвимой к изменениям в основных принципах. Формирование новой модели мировой экономики как целостно многоукладной системы национальных и транснациональных структур, которые становятся составными элементами единого мирового хозяйства, валютного, финансового пространства непосредственно влияет на процесс глобализации международного движения капитала, создающем потенциальную опасность оттока капитала из страны, бегства капитала из страны и ограничения притока венчурных капиталов, которые относятся к внешним причинам введении валютного контроля.    В результате реформирования экономики стран с переходной экономикой в рыночную модель, произошло ослабление мер валютного контроля, наряду с притоком спекулятивных краткосрочных капиталов, которые во время либерализации движения потоков валюты осуществлялись одновременно с макроэкономической стабилизацией для обеспечения дополнительного стимулирования экономического роста за счет привлекаемых ресурсов.

Анализ состояния и проблем валютного контроля в Монголии показал, что имеет место нарушение таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД, что способствует «утечке валюты» за рубеж при продаже монгольских товаров: угля, чёрных и цветных металлов. Для защиты неконкурентоспособных отраслей, Монголия обязана использовать валютный контроль в поддержании занятости как форму протекционизма.

В качестве одной из форм протекционистской валютной политики периодически используются валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, являющимися составной частью валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

Валютный контроль играет значительную роль в ограничении «горячих денег», при бегстве капитала, против притока краткосрочных средств и импортной инфляции.

В условиях неустойчивости финансово-банковской системы, нестабильности и сильной зависимости от внешних заимствований и колебаний мировых цен на основные статьи экспорта, массированный отток иностранных капиталов, приводит к ухудшению состояния платежного баланса, сокращению валютных резервов, ослаблению национальной валюты и общему кризису государственных финансов.  Поэтому на современном этапе развития внешнеполитических связей необходимо совершенствование валютного контроля, так как валютная безопасность – одна их важнейших составляющих экономической безопасности страны. Кроме того, налаженная система валютного контроля означает пополнение государственного бюджета, формирование достаточного объема золотовалютных резервов, выравнивание сальдо платежного баланса, а также выполнения внешних обязательств государства.

Для обеспечения инвестирования внутренних сбережений в экономику данной страны необходимо принять дополнительную меру для стимулирования экономического роста, такую как предотвращение вывоз средств резидентом, в отличие текущих движении капитала операций, требует установление контроля.

Из практики стран ЦВЕ и СНГ, общей характерной чертой реформ для начальной стадии проведения реформ была недостаточная макроэкономическая стабильность, которая привела к ряду негативных моментов таких, как значительные риски бегства капитала и утрата контроля над национальной кредитно-денежной политикой. Политическая неопределенность обусловила также использование валютного контроля.

Финансовая нестабильность, в частности ослабление национальной валюты является проблемой нестабильности в начале системной трансформации в большинстве стран с переходной экономикой.

Для государства сокращается возможность получения инфляционного налога, которые даже в условиях умеренной инфляции может играть большую роль в его доходах, появляется опасность дестабилизации валютного рынка в случае распространения негативных ожиданий, когда население может начать предъявлять ажиотажный спрос на иностранную валюту, создавая тем самым сильное давление на валютный курс.

На современном этапе норматив обязательной продажи как элемент валютного контроля выполняет важную стабилизирующую функцию.

Условия для притока краткосрочных спекулятивных капиталов появились при реформировании экономики в рыночную модель в странах с переходной экономики, в то время создавалась либерализация движения валютных потоков, которые осуществлялись одновременно с макроэкономической стабилизацией для того, чтобы обеспечить дополнительное стимулирование экономического роста за счет привлекаемых ресурсов.

Централизация и система управления внешнеэкономическими связями в настоящий момент необходимо использовать на более высоком уровне. Экспорт страны который зависит в большой части от одной отрасли приходится на несколько крупных компаний, и утечка капитала приходится на экспорт стратегических сырьевых товаров этими компаниями.

Эффективный государственный контроль над экспортом таких товаров может стать реальным средством противодействия бегству капитала.         Внешнеэкономические контракты требуется перевести на расчетное обслуживание в специализированные банки, с государственным участием. К использованию этих мер приведет и централизация валютного контроля.   Система валютного регулирования и валютного контроля в Монголии осуществляется недостаточно эффективно. В настоящее время действует таможенно–банковский валютный контроль, осуществляемый таможенными органами и уполномоченными банками.

Вместе с тем валютный контроль должен быть активную регулирующую функцию, то есть устанавливать предписания относительно порядка и условий платежей и перемещения капиталов, реализуя задачи валютной политики, обеспечивая экономическую безопасность и стимулируя развитие национальной экономики при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Роль государства в регулировании должна быть не только в виде прямого вмешательства в экономические отношения, но и в укреплении валютного и экспортного контроля, совершенствовании правовой базы и методов противодействия бегству капиталов, обеспечении соблюдения национальных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Необходимость совершенствования таможенного и валютного законодательств, в том числе, внесение дополнительных статьей связанных с валютным контролем является одним из главных предложении в совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Монголии.

Также надо ужесточить ответственность за нарушение законодательства по валютному регулированию и валютному контролю и повысить степень ответственности высших должностных лиц за несоблюдением законодательства Монголии. Необходимо совершенствовать таможенное и валютное законодательство. Ввести дополнительные статьи связанные с валютным контролем.

Роль государства в регулировании должна состоять не только в виде пряного вмешательства в экономические отношения, но и в укреплении валютного и экспортного контроля, совершенствовании правовой базы и методов противодействия бегству капиталов, обеспечении соблюдения национальных интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Один из ключевых вопросов организации системы валютного контроля в контексте торговых режимов стран является изучение его влияния на экономику и взаимосвязи с проблемой экономического роста.

Легитимность валютных средств приобретает особую важность в мировой практике, поэтому валютные средства в распоряжении юридических лиц и граждан, используемые в международных и внутренних расчетах, должны иметь доказательство легального происхождения.

Принципы валютного контроля закреплены на национальном и межгосударственном уровнях и связаны между собой. Национальное валютное законодательство тесно связано с международными соглашениями, которые оказывают на него определенное влияние.

В настоящий момент для экономики Монголии ситуации лучше внести в Закон «О валютном регулировании» конкретные статьи связанные с валютным контролем, тем более нужна статья о защитных мерах, и затем которые могут быть предприняты органами власти на практике не только в кризисных ситуациях, но и для развития экономики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отток и приток капитала в Монголию

Отток и приток капитала в Монголию
Отток и приток капитала в Монголию

Товарная структура экспорта Монголии за январь 2014 года (%)

Товарная структура экспорта Монголии за январь 2014 года
Товарная структура экспорта Монголии за январь 2014 года

Товарная структура экспорта Монголии за январь 2014 года (млн., долл.)

1. концентрированный медь 95796.9 29,8%
2. уголь 61144.7 19,0%
3. сырой нефть 48249.1 15,0%
4. золото 39481.6 12,3%
5 железные руды 31663.1 9,9%
6. концентрированный цинк 8494.5 2,6%
7. лейцит; нефелин; нефелинт сиенит 4599.6 1,4%
8. шкура, кожа 3435.1 1,1%
9. остальные 197,067.6
100%
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: