Влияние вступления России в ВТО на экономическую безопасность страны

Введение

Ни для кого не секрет, что ВТО устанавливает правила международной торговли и разрешает все связанные с ней споры во всём мире. Согласно основным принципам Всемирной Торговой Организации, каждая страна, состоящая в данной организации, может рассчитывать на устранение дискриминации со стороны торговых партнеров и обеспечение либерализации торговли. А самым главным преимуществом является то, что стране гарантирована конкуренция в международной торговле. Но в нашем случае нельзя однозначно сказать, что на экономике нашей страны конкуренция скажется только положительно, важно понимать, что механизм конкуренции в России из средства оздоровления слабых хозяйств переродился в инструмент их уничтожения.

Лишь немногие российские деловые люди сообщают о каких-либо экономических преимуществах. В подавляющем же большинстве отраслей ситуация заметно ухудшилась.

После того, как Россия вступила в ВТО, экономика страны столкнулась с новыми угрозами экономической безопасности, возникло определенное поле международных экономико-политических стандартов. В сложившейся ситуации, важно правильно оценивать возможные риски, имея в виду опасности для национальной экономики.

Именно поэтому вопрос влияния вступления России в ВТО на экономическую безопасность страны является актуальной на данный момент.

1. ВТО

1.1 История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

Цели ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО — контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

По состоянию на 01.01.2014 г. список стран-членов ВТО составляют 160 стран, в том числе и Россия (22.08.2012).

1.2 Что ждёт Россию при вступлении в ВТО (предсказания 2012 года)

Что же ждёт Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию:

  • снижение пошлин на иномарки. Сборы начнут снижаться с 2013-го года и к 2017-ому сократятся в два раза — с 30 до 15 процентов для новых автомобилей. Это экономия для потребителей в размере около $1,5 млрд;
  • снижение цен на иностранные лекарства примерно на 5-10%;
  • снижение цен на зарубежные фрукты, мясо птицы, свинину, сахар, мебель, часы;
  • повышение цен на компьютеры, так как будет введена 10-процентная пошлина.

Поскольку члены ВТО будут обязаны открыть перед нами свой рынок, то выиграют российские производители металлов.

Смягчение импортных ограничений при присоединении РФ к ВТО может негативно сказаться на отечественных производителях.

С присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации последняя будет контролировать около 97% мировой торговли. Но будет ли плюсом для экономики России “быть со всеми в одной лодке”?..

Экономисты задаются вопросами:

  • не погибнет ли в конкурентной борьбе наша промышленность;
  • насколько выгодно для России открыть свои рынки для импортной продукции?..

Вступление в ВТО не означает полное отсутствие государственной поддержки. Но пока Правительство РФ не пришло к согласованному решению по вопросу защиты отраслей экономики (прежде всего это АПК, легкая промышленность, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность, авиапром) в связи со вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

При вступлении России во Всемирную торговую организацию российским предприятиям даётся 7 лет переходного периода. Например, если сейчас страны, входящие в ВТО, навязали нам лимит госсубсидий для сельского хозяйства в $9 млрд, то через 7 лет поддержка со стороны государства может быть только $4,4 миллиарда. В США, Европе эти цифры на порядок больше.

Вступление России в ВТО не коснётся двух третей экономики страны. Например, банковский сектор, пошлины на газ, нефть и нефтепродукты.

2. Экономическая безопасность России

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Существуют следующие виды государственной безопасности:

  • геополитическая безопасность;
  • политическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики — главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном), виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Членство в ВТО таит в себе и угрозы экономической безопасности страны.

Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

К вероятным угрозам, например, от участия России в ВТО относятся:

  • значительное усиление конкуренции со стороны импортёров;
  • ограничение роли государства в регулировании экономикой;
  • сокращение доходов Федерального бюджета в виде таможенных платежей;
  • регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.

К потенциальным угрозам, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность страны уязвимой так же нужно отнести: расширение сферы коррупции чиновников и должностных лиц; банкротство или поглощение мелких отечественных финансовых институтов и слабых производств; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость; кризис промышленной политики (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли ТНК в экономике страны; угроза усиления оттока капиталов; кризис отраслей высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.

При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.

3. Первые результаты вступления России в ВТО

Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, так как под конец года свинина уже начала дешеветь примерно на полпроцента в месяц.

Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с импорта не решает главной проблемы — низкого качества российских автомобилей. «Единственное, что может спасти, — это внедрение новых технологий, покупки новых технологий. Даже рынок вторичных автомобилей все равно выигрывает по количеству и качеству, чем новые автомобили российских производителей», — говорит независимый аналитик Роберт Краснов. По уровню протекционизма в последние годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты предсказывают, что со вступлением в ВТО отечественный рынок станет более открытым. В свою очередь другие страны тоже будут вынуждены снимать барьеры. Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.

Риски нефтегазовой отрасли

Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.

На самом деле указанные негативные ожидания — не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько:

  • ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она «следит» только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя, либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;
  • волатильность внутренних цен на социально-значимые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) в общероссийском масштабе определяются не государственным влиянием (дотациями), а монопольным характером рынка;
  • качество российского бензина, как основного продукта нефтепереработки, по совокупности намного уступает европейскому.

Как можно охарактеризовать результат влияния данных причин на жизнь россиян? Ведь именно эта оценка может определить наше отношение к вступлению России в ВТО и прогнозу разумного ее действия в этой организации после данного события.

Усиление рыночного характера ценообразования будет действовать двояко. С одной стороны, должны исчезнуть прямые «топливные» дотации государства различным внутренним нефте- и газопотребителям. С другой стороны, жесткость и программируемость таможенного регулирования снизятся. Но в первом случае мы (т.е. дотируемые потребители) ничего не почувствуем, поскольку государственные дотации, как таковые уже давно вышли из арсенала российской макроэкономики. Их заменили всевозможные «круглые столы» полугосударственных и чисто коммерческих, но лояльных государству, нефтеперерабатывающих холдингов с нужной повесткой дня, на которых «добровольно» определяется необходимость помощи указанных государством товаропроизводителям.

В отношении таможенных регуляторов, действующих по отношению к продуктам нефте- и газодобычи мы вообще получаем патовую ситуацию состояния между Сциллой (ОПЕК) и Харибдой (потребители нефти из ВТО). И кстати, одним из последних вопросов перед вступлением России в ВТО было согласование с Саудовской Аравией ценовой политики Газпрома. А данная ситуация для России в этом вопросе — это скорее возможность дополнительного маневра, а совсем не ограничение.

Исключение «нерыночного» влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены — это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи. Рост первого фактора возможен в границах 100% от текущего уровня. А усиление строгости применения экологического законодательства также обладает значительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.

Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет к рыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный период, результаты данных мер не приводит к негативным последствиям для микроэкономики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшиться, что положительно будет оценено и населением, и организациями.

Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.

Риски сельского хозяйства

Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхоз товаропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.

Разберем данные риски. Для их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий: значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из- за рубежа.

Первое условие практически исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны:

а)  $9 млрд. в год — на период 2010-2012 г.г.;

б) поэтапное снижение с указанного уровня до $4,4 млрд. в период с 2013 по 2017 г.г.;

в) отсутствие экспортных субсидий.

Следует заметить, что в настоящее время уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет как раз $4,4 млрд. и намного превышает указанный показатель советского периода и новой российской истории.

Ясно, что обозначенный объем государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время Госпрограммы. Что еще надо?

Вопрос с установлением выгодных для российского сельхоз товаропроизводителя ввозных таможенных пошлин на наиболее критичные виды продукции (сахар, молочные и мясные продукты) также решен в нашу пользу. Правда, неизвестно какую. Ведь для потребителей данных продуктов вопрос цены имеет большое значение. Остается надеяться, что дополнительное финансирование нашими кошельками наших родных сельских тружеников будет компенсироваться хотя бы более высоким качеством продуктов, т.е. их экологической чистотой.

Но, говоря о вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.

Улучшение условий кредитования — это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обосновано связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную и обеспечивающую нагрузку на предпринимателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества. По отношению к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.

Таким образом, и российскому сельскохозяйственному бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхоз товаров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, также хорошо это для вторых.

Безопасность важна, но, сколько можно ее финансировать кошельками рядовых потребителей?

Риски полномасштабного использования компьютерных технологий

Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющийся одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов, предотвратят этот перекос. Необходимые для вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора, они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует «Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Копирование бесплатно разрешается «исключительно в личных целях и при необходимости». Невыполнение — штраф от 10000 руб до 5000000 руб или лишение свободы на срок до 2-х лет.

Кроме указанных поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.

В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема. Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия её административного ресурса по отношению к России.

Заключение

Если посмотреть на функционирование экономики хотя бы одной страны, которая уже давно входит во Всемирную Торговую Организацию, то можно выделить основные факторы, которые, определяют выгоды членства страны в ВТО. Конечно же, это высокий уровень международной конкурентоспособности национальной экономики, достигающийся с помощью постоянной модернизации, использования современных технологий во всех сферах производства. Нельзя не отметить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также немалое количество экономических ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития. Важным фактором является создание государством благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики.

Так как же государство может способствовать экономической безопасности страны после вступления России в ВТО? Какие меры оно может применить?

Во-первых, государство должно защищать внутренний рынок. Основной целью применения мер защиты внутреннего рынка является противодействие резко возросшему импорту или несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров.

Во-вторых, правительство должно заняться вопросом всесторонней модернизации и технологического обновления производственной сферы, чтобы отечественные производители получили возможность конкурировать с иностранными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Также, должен быть взят курс на изменение модели экономки нашей страны, необходимо совершенствовать, менять структуру производства и экспорта.

В-третьих, немаловажное значение имеет укрепление финансовых рынков, создание нормативно-правовой основы их регулирования.

В-четвертых, мы должны развивать национальную инновационную систему в целях реализации высокоэффективных проектов высокотехнологичных секторов экономики, развивать индустрию информационных и телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

И, наконец, в-пятых, российская экономика должна стать более открытой для инвесторов. Для чего? Для того чтобы прекратился отток капитала за границу, чтобы отечественные инвесторы перестали думать, что, вкладываясь в нашу экономику, они не получат ничего, кроме убытка. В итоге, наша главная задача — сделать экономику инвестиционно­привлекательной в ближайшие несколько лет.

Таким образом, членство в ВТО — это значительные преимущества, но только в долгосрочной перспективе. Присоединение к ВТО дает России толчок к модернизации всех сфер и отраслей национальной экономики, улучшению делового климата в стране. В конце концов, это позволит нашей стране занять более выгодные позиции в мировой экономике, повысить инвестиционную привлекательность рынка для вложения инвестиций. Но в то же время, возможность использования преимуществ членства в ВТО возможна только за счет целенаправленной, эффективной и согласованной политики государства. Такая политика должна быть направлена на активное продвижение отечественной продукции на рынки других стран, защиту внутреннего рынка, масштабное привлечение не столько иностранных, сколько отечественных инвестиций под создание новых производств.