Внешняя торговля России: структура и динамика

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.

Какое место Россия в мировой экономической системе займет сегодня волнуют не только Россию, но и весь мир. Россия всегда занимала одно из ключевых мест в мировой экономике, и от того, какими темпами и в каком направлении пойдет дальше российская экономика зависит очень многое. В связи с этим могут измениться соотношение сил, сложившееся на мировых рынках, пропорции мирового хозяйства и перераспределиться выгоды от международных хозяйственных связей, что небезразлично всем странам-участникам.

Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля. В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело права ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.

Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.

В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. В России принят Закон «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс, сейчас действует новая редакция кодекса, которую Государственная Дума РФ приняла в 2003 году. Новый кодекс вступил в силу с 1 января 2004 г. В Законе «О таможенном тарифе» установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию, а также возможные тарифные льготы и порядок их предоставления.

Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
  • по цене сделки с идентичными товарами;
  • по цене сделки с однородными товарами;
  • на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);
  • на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида).

Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом указанного закона является порядок определения страны происхождения товара. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РЫБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.

Специальный режим таможенных пошлин применяется к товарам из развивающихся стран — базовые ставки, уменьшены в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России — Китай, Индия. В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трех колонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Первая колонка ИТТ содержит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по списку ООН (уменьшенный размер пошлин). Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.

В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших промышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются.

С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения.

  1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10—11% вместо сложившейся к 2000 г. Ставке 13-15%.
  2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адвалорных ставок сохранились 4 (5, 10, 15 и 20%). Максимальные размеры ставок были сохранены только как исключение для очень немногих товаров — автомобилей (25%), сахара и табачных изделий (30%).
  3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров.
  4. Удешевление импорта продовольствия, в том числе не производимого в России, для поддержания конкурентной среды и покупательной способности населения.
  5. Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, ряд полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.

Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.

Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики являлось принятие в октябре 1995 г. Закона Российской Федерации «О регулировании внешнеторговой деятельности». В 2003 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности.

В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли, в том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

По итогам 2010 г. впервые крупнейшим внешнеторговым партнером России стал Китай. Оборот торговли с Китаем вырос за 2010 г. более чем в 1,5 раза достигнув 59,3 млрд. долларов США, обогнав предыдущих лидеров в торговле с Россией — Германию и Нидерланды (в 2010г. — 2 и 3 место соответственно).

Ещё более быстрыми темпами в 2010 г. увеличился внешнеторговый оборот с Украиной. Украина стала 5-м внешнеторговым партнером России, вплотную приблизившись к Италии, которая на 4-ом месте.

Удивительно, но Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана не стал толчком к увеличению торговли между этими странами. Так, средние темпы роста торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 г. отставали от общих темпов роста почти в 2 раза, показывая по сути их замедление. Совокупная доля Казахстана и Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет не более 6,9%, что конечно не сопоставимо с долей стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) — 23,3% и меньше доли Китая, составляющей 9,5%.

Ещё хуже обстоят дела с внешней торговлей с другими странами СНГ. Всего доля стран СНГ во внешней торговле России не превышает 14,6 %. Лидером же остается Евросоюз — 49,0%.

Следует отметить существенный рост торговли с Южной Кореей и Японией. Темпы роста торговли с этими странами существенно превысили общий средний рост.

Наибольший объём внешнеторгового оборота — 396, 4 млрд. долларов обеспечил экспорт товаров из России. В структуре экспорта наиболее заметен экспорт топливно-энергетических товаров — 67,5%. В то же время темп роста объёма импорта в 1010 г. превысил темп роста экспорта более чем на 5%, достигнув 228,9 млрд. долл., наибольшая доля из которых пришлась на машины, оборудование и транспортные средства — 44,4%.

В январе-октябре 2011 г. внешнеторговый оборот России составил $685,2, что на 32% больше, чем в аналогичном периоде 1010 г. Экспорт составил $423,7 млрд. (вырос на 31,5%), импорт — $261,6 млрд. (рост составил 32,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, $162,1 млрд.

Структура российского экспорта в денежном выражении следующая: 69,4% составляют топливно-энергетические товары (из них 35,2% — нефть, 11,9% — газ), 9,1% составили металлы, 6% — продукты химической промышленности, 2,1% — древесина, 2,1% — сельскохозяйственные товары.

Самые крупные статьи импорта: 47,4% — машины, оборудование и транспортные средства, 13,9% — продукты, 14,9% — химическая промышленность. 85,4% внешнеторгового оборота приходится на страны дальнего зарубежья, 14,6% — на страны СНГ.

Замедление темпов роста импорта, которое было отмечено в конце 2011 года в январе прервалось. Ускорение импорта нехарактерно для начала года, когда обычно импорт достигает своих минимальных значений. В то же время, темпы роста экспорта продолжают снижаться. Однако это не мешает торговому балансу оставаться достаточно высоким, чтобы оказывать поддержку рублю. Декабрьская статистика по экспорту указывает на продолжающееся падение физических объемов экспорта нефти, нефтепродуктов и газа, металлов. Доля продукции ТЭК (топливно­энергетический комплекс) в структуре экспорта образует 72,6% (против 70,8% в 2010 г.). На этом фоне завершить год с хорошими результатами экспорта удалось лишь благодаря высоким ценам на сырье. Годовой индекс средних экспортных цен вырос почти на 33% (сопоставимо с ростом цен на нефть — основной его составляющей), в то время как физические объемы экспортных поставок сырьевых товаров сократились на 2%.

Внешняя торговля обеспечивает потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами и тем влияет на структурную перестройку экономики, состояние национальной денежной системы, формирование доходов бюджета. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию.

Место России на мировом рынке товаров и услуг

Внешняя торговля возникла в глубокой древности и содействовала росту товарного производства и товарно-денежных отношений в докапиталистических формациях. В рабовладельческую и феодальную эпохи, когда производство носило в основном натуральный характер, Внешняя торговля охватывала незначительную часть продуктов производства и обслуживала преимущественно личное потребление господствующих классов. В период разложения феодализма развитие Внешней торговли и зарождение мирового рынка (16-18 вв.) способствовали утверждению капиталистического способа производства.

Наиболее широкое развитие Внешняя торговля получила в эпоху капитализма, особенно на стадии писал К. Маркс, — вообще не существует без внешней торговли. Всемирный рынок «… является базисом и жизненной атмосферой капиталистического способа производства». Мировой рынок, являясь исторической предпосылкой развития капиталистического способа производства, был в то же время и его результатом. Внешние рынки составляют неотделимую часть капиталистического рынка вообще. Поэтому «… нельзя себе представить капиталистической нации без внешней торговли, да и нет такой нации». В период домонополистического капитализма Внешняя торговля быстро росла на основе вовлечения новых областей земного шара в международный товарооборот. К 1880 оборот мировой торговли увеличился по сравнению с 1800 в 10 раз и по сравнению с 1850 — в 3,5 раза. Этот период характеризовался промышленной монополией Англии и её первенствующей ролью в мировой торговле.

В эпоху империализма капиталистическая Внешняя торговля приобрела новые черты, определяемые господством монополий. Монополистический капитал широко развил наступательный протекционизм, захватывая внешние рынки с помощью демпинга и других агрессивных методов. Огромное развитие получил вывоз капитала, который используется для увеличения экспорта товаров и захвата выгодных рынков сбыта и источников сырья.

На развитие Внешней торговли определённое влияние оказывают такие факторы, как географическое положение данной страны, наличие богатых и крупных месторождений полезных ископаемых, удобных естественных путей сообщения и т.п. Это хорошо видно из того, например, что развивающиеся страны, обладающие громадными природными богатствами, обширной территорией и людскими ресурсами, занимают небольшое место в мировой капиталистической торговле.

Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — «основные рынки», цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

Современный мировой рынок представляет из себя сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведённых национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государство, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Также, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних всё большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку — европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и другие.

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства, или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру, например, транспортные средства, складские помещения, средства связи. Расчёты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктур других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремиться создать собственную инфраструктуру.

Значение внешней торговли товарами для России подчеркивается тем обстоятельством, что ее динамика уже с 90-х гг. отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. Во внешней торговле с 1993 г. наблюдался устойчивый рост по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, внешнеторговому сальдо. Осложнялся этот процесс влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Для развивающихся экономик характерны две крайние модели развития:

  • импортозамещение;
  • первоочередное развитие экспортных производств.

На основе первой модели создавались экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Для России эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика прошла процесс индустриализации и обладает значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным потенциалом.

Создание импортозамещающих производств актуально для создания конкурентной среды на внутреннем рынке и для защиты отечественного производства. Для завоевания позиций на мировом рынке основным направлением должно стать развитие экспортных производств на базе глубокой переработки сырья, поддержки экспортного потенциала в топливно-энергетическом, военно-промышленном комплексах, в других наукоемких отраслях.

С 1992 по 1997 г. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота с 96,6 до 161,0 млрд. долл. и импорта с 43,0 до 72,0 млрд. долл. (табл. 10.1). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997-1998 гг. цен на нефть — главный экспортный товар России — привел к спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта. Изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999-2004 гг., когда цены на нее возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого — 87,2 млрд. долл. — был достигнут в 2004 г.).

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства, или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру, например, транспортные средства, складские помещения, средства связи. Расчёты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктур других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремиться создать собственную инфраструктуру.

Два потока встречных товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны.

Экспорт — вывоз товаров для продажи за рубежом.

Импорт — ввоз в страну товаров, приобретенных за рубежом.

Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.

Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружение, продовольствие.

Так, например: металлургическая промышленность является одной из отраслей специализации России в современном международном разделении труда. На сегодняшний день:

  • по производству стали Россия занимает 4-е место в мире (уступая Китаю, Японии и США);
  • по производству стальных труб — 3 место в мире;
  • по экспорту металлопродукции — 3 место в мире (экспорт стального проката в 2007 году составил около 27,6 млн. т; из Китая — 52,1 млн. т, из Японии — 35,6 млн. т);
  • по производству алюминия Россия занимает 2-ое место в мире (после Китая), его экспорту — 1-ое место;
  • по производству и экспорту никеля — первое место в мире;
  • по производству (отгрузкам) титанового проката — второе место.

С 2003-2010 гг. и с 2011-2014 гг. Россия занимала, и будет занимать устойчивое второе место после США по экспорту многофункциональных истребителей. Объем России в 2011 г. составил 3,872 млрд. дол., прогнозируется в 2012г. — 3,401 млрд. дол, в 2013г. — 1,97 млрд. дол. и в 2014г. — 2,897 млрд. дол. Третье место занимает Великобритания. Четвертое место занимает категория «неизвестный» (тендеры, результаты которых пока не подведены). Пятое место занимает Китай. Шестое место занимает Франция. Седьмое место занимает Швеция. Израиль, Нидерланды, ЮАР и Турция.

Банк России опубликовал уточненную статистику экспорта и импорта, на основании которых рассчитывается платежный и торговый баланс РФ.

Опубликованные данные свидетельствуют о том, что летом 2011 года экономика РФ достигла абсолютных рекордов по базовым показателям торгового баланса. Так, совокупный квартальный экспорт товаров и услуг во втором квартале 2011 года впервые вырос выше $150 млрд., импорт — выше $100 млрд. Судя по всему, эти цифры в целом уже не будут корректироваться — таким образом, несмотря на то что нефть в отчетный период была несколько дешевле, чем на ранее пиковом периоде второго квартала 2008 года, именно в июне 2011 года совокупный российский экспорт товаров и услуг достиг абсолютного рекорда, составив $150,8 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами при этом сохранялось на уровне около 30% валового экспорта — исторически оно было отрицательным лишь в первом квартале 1998 года, в последние годы оно ощутимо снижалось лишь в первом квартале 2009 года (до 15% экспорта).

Экспорт нефтепродуктов из РФ, как и экспорт газа, напротив, выросли с уровней 2008 года — во втором квартале 2011 года вывоз нефтепродуктов составил, по данным ЦБ, 31 млн. тонн (что несколько меньше, чем в 2009­2010 годах, но выше уровней 2007-2008 годов). Экспорт газа, пик которого пришелся на начало 2011 года, составил 53,3 млрд. куб.м.

Наконец, уровень внешних доходов к получению в третьем квартале 2011 года, исходя из данных ЦБ, скорее всего, также будет историческим рекордом: во втором квартале 2011 года они составили $27,3 млрд, часть экспортных доходов от всплеска нефтяных цен отразится в статистике прошлого квартала с некоторым лагом. При этом доходы к получению в статистике ЦБ составили $10,6 млрд. — это очень далеко от квартальных исторических рекордов 2008 года.

В условиях высокой внешней задолженности положительное сальдо внешней торговли способствовало накоплению иностранной валюты, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.

Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико­географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, или «ближнее зарубежье», и «дальнее зарубежье». Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России — государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами. Главные партнеры здесь — Турция, Южная Корея, Индия, Китай. В то же время до минимума сократилась торговля с такими бывшими членами СЭВ, как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России. Она является следствием спада производства и неконкурентоспособности многих российских товаров.

В экспорте России преобладают сырая нефть, природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы традиционно превышал 40%, а в настоящее время при высоких ценах на нефть составляет около 50% стоимости экспорта. Его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен на энергоресурсы.

Второе место в экспорте России занимают металлы. Экспортные поставки металлов, в первую очередь проката, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российского металла — в том, что в США и ряде других стран против российского проката ведется антидемпинговая кампания, угрожающая российским поставщикам квотированием и антидемпинговыми пошлинами. Россия — один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех — никеля, почти монополист по экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Экспорт драгоценных камней осуществляется по соглашению с алмазным монополистом — фирмой «Де Бирс». Эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Машины, оборудование и транспортные средства занимают очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети его направляется в страны СНГ. Это самое слабое звено российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики, «пороки» конверсии военно­промышленного комплекса. Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения потеряны, идет борьба за рынки Китая и ряда развивающихся стран.

В торговле оружием Россия конкурирует с США, Францией и другими странами. С начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники третье место после США и Великобритании. В 2004 г. поставки вооружений и военной техники из России составляют около 6 млрд. долл. Заключены перспективные контракты со странами Юго-Восточной Азии, прежде всего с Индией.

В импорте неизменно преобладает товарная группа «Машины оборудование и транспортные средства» (31-36%). Это вообще характерно для импорта развитых стран. Однако товарная структура данной группы за последние годы изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли легковые автомобили, бытовая техника, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными, за исключением отечественного автомобилестроения, которое держится благодаря протекционистским мерам.

Финансовый кризис августа 1998 г. привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это произошло в молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производстве соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под традиционными российскими марками.

Следует заметить, что ориентация России во внешней торговле на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны. Хотя России и предоставили статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции.

Россия на рынке услуг представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг.

Быстрый рост международных поездок граждан России происходит со второй половины 80-х гг. Международный туризм в Российской Федерации стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1 % мирового потока.

В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны СНГ.

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.

Несоответствие в соотношении цены и качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала — все это сдерживает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.

Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.

В России не применяются протекционистские методы в отношении национальных перевозчиков. При прочих равных условиях российский перевозчик проигрывает иностранному из-за более высоких налогов и длительных административных и таможенных процедур.

Из всех видов транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов — Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Растущая часть морских перевозок России обслуживается иностранными судами.

Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.

Развитие транспортного комплекса России предполагается по следующим направлениям:

  • рост конкурентоспособности российских перевозок;
  • создание путей для транспортировки российских товаров на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а частично и территорию Украины, с целью уменьшения расходов на транзит;
  • использование преимуществ географического положения России для организации транзитных транспортных коридоров Восток — Запад, Север — Юг.

Использование транзитного положения России связано прежде всего с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию — в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит, Россия выигрывает от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.

Проект транспортного коридора Север — Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Значительная часть коридора обеспечивается существующей российской инфраструктурой, но проект потребует создания новых портов и паромной переправы на Каспии, более современных типов судов — контейнеровозов. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2,5-3 млрд. долл. инвестиций.

В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.

Развивается трубопроводный транспорт. К числу осуществляемых транзитных проектов относится строительство нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана. Разработан вариант экспорта нефти Тимано- Печерской провинции «Балтийские трубопроводные системы». Проект позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе за счет экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Для осуществления проекта часть средств выделяется из бюджета, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные. Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал — Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» — по дну Черного моря в Турцию.

На международном рынке технологий значительного места Россия не занимает. Господствующее положение здесь имеют развитые страны — США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая, Индии.

В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении, но с 1999 г. положение в области НИОКР начинает меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования, средства организаций предпринимательского сектора и других источников составляют уже до 50% финансирования. В марте 2002 г. были приняты документы, определяющие государственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года».

На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего, это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Российская торговля технологиями с зарубежными странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скромной. К концу 90-х гг. по стоимости импорт в этой сфере превышал экспорт в 7 раз. Если экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, то в импорте преобладают лицензии и инжиниринговые услуги, применяемые в промышленности. Роялти и лицензированные платежи в экспорте услуг не достигают 100 млн. долл. В этой диспропорции отражаются низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производства.

Прочие виды услуг, помимо перечисленных, на мировом рынке неконкурентоспособны. Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способна поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных.