Потенциал и тенденции развития Японии

Особенности «Японской модели» экономики

Японская модель управления человеческими ресурсами

Впервые западные исследователи заговорили об особенностях японской модели управления в 1970 гг., когда вскоре после окончания Второй мировой войны японские производители заняли лидирующее положение на мировом рынке. Япония добилась промышленного превосходства сразу в нескольких отраслях производства, особенно в производстве двигателей и бытовой техники.

По темпам экономического роста Япония превосходила и западные страны, поэтому на Западе возник особый интерес к японской модели экономического развития. В исследовательских работах был выделен ряд факторов, которые способствуют высокому уровню производительности и экономическому росту в послевоенной Японии:

  • Эффективные методы производства;
  • Особенности управления человеческими ресурсами;
  • Стратегический маркетинг;
  • Активное участие государства в развитии промышленности;
  • Преимущества позднего развития.

Первая особенность японской модели управления человеческими ресурсами связана с политикой найма, которая предполагает трудоустройство у единственного работодателя с момента окончания учебного заведения до времени выхода на пенсию.

В условиях долгосрочного найма широкое распространение получила практика приема на работу преимущественно выпускников учебных заведений, которые в дальнейшем проходили внутрифирменное обучение, приобретая профессиональные навыки, специфические для конкретной компании. В результате уменьшалась возможность трудоустройства для людей среднего возраста. До сих пор в Японии при приеме на работу часто вводятся ограничения на возраст кандидата, хотя подобная практика запрещена законом.

Вторая особенность японской модели управления человеческими ресурсами — эгалитарный подход к управлению рабочими и специалистами. Она характеризует такие элементы модели, как система оплаты и продвижения по старшинству, создание пофирменных профсоюзов, система социальных выплат работникам.

В системе оплаты и продвижения по старшинству было главное отличие японского подхода от практики других стран, где заработная плата также увеличивалась в зависимости от стажа работы, но только для «белых воротничков».

Система пофирменных профсоюзов характеризуется тем, что в Японии профсоюзы создаются внутри предприятий и объединяют рабочих и специалистов одной компании, независимо от их профессии. Пофирменные профсоюзы создавали для защиты интересов «синих воротничков», статус и оплата труда которых сильно отличались от «белых воротничков». В первую очередь это касалось таких преимуществ, как прогрессирующий размер заработной платы и право на дополнительные социальные выплаты и льготы. В настоящее время деятельность профсоюзного движения сместилась от продвижения схем по повышению оплаты труда (наиболее актуальной темы в период экономического роста страны) к сохранению рабочих мест и борьбе с увольнениями.

Третья характерная черта японской модели управления человеческими ресурсами — это гибкая организация труда, которая реализуется посредством цепочки взаимосвязанных элементов. При долгосрочном найме отсутствие внешнего движения кадров компенсируется внутрифирменной мобильностью. В среднем японский работник перемещается между отделами и подразделениями компании каждые 2-3 года. Внутрифирменная мобильность в совокупности с внутрифирменным обучением позволяет воспитывать специалистов широкого профиля, что, в свою очередь, решает проблему взаимозаменяемости.

Западные работы, посвященные особенностям управления трудом и производством на японской фирме, появились в 1970 гг. — период стремительного успеха японских производителей на мировом рынке. Начиная с 1980 гг., когда на смену торговым отношениям с Японией пришли новые формы экономического сотрудничества — создание совместных предприятий и открытие подразделений японских компаний за рубежом, исследователи заговорили о возможности адаптации японской модели на Западе, при этом отмечалось превосходство японских методов в сравнении с западными.

Возможность адаптации японской модели управления особенно глубоко исследовалась в США и Великобритании, поскольку именно на эти страны приходилась основная доля прямых японских инвестиций. В Великобритании японские компании создавались в производственном и финансовом секторах экономики. Согласно результатам исследований, попытки адаптации на производственных предприятиях во многих случаях оказывались успешными, тогда как адаптация японской модели управления человеческими ресурсами в финансовых компаниях, напротив, успехом не увенчалась. Это объясняется тем, что управленческие должности в финансовых компаниях преимущественно занимали специально приглашенные японские специалисты, а британские работники занимали должности, не требующие высокой квалификации. В связи с этим политика внутрифирменного обучения с целью развития специфических профессиональных навыков и перспектива внутрифирменного продвижения не имели прямого отношения к британским работникам компаний.

Японские промышленные предприятия в Великобритании создавались в традиционных индустриальных регионах, в которых в результате сокращения промышленной деятельности повышался уровень безработицы (Уэльс и северо­восточная Англия), а также в новых городах (Телфорд и Милтон Кейнс в Англии, Гленроутс в Шотландии). Новые города строились для снятия напряженности в густонаселенных районах Великобритании и привлекали японских инвесторов притоком молодой рабочей силы. С одной стороны, инвестиции в указанные регионы поощрялись британским правительством. С другой — японские инвесторы отдавали предпочтение именно депрессивным индустриальным районам и новым городам, поскольку считали высокий уровень предложения рабочей силы благоприятным условием для адаптации иностранных методов труда и производства.

Изначально в соответствии с японской моделью, особое внимание уделялось отбору и найму персонала, при этом тщательный отбор проходили не только специалисты, но и простые рабочие, что нехарактерно для Великобритании. По примеру Японии, предпочтение отдавалось молодым людям без опыта работы.

Во-первых, требовалась низкоквалифицированная рабочая сила. Во-вторых, считалось, что данная категория легче адаптируется к условиям новых трудовых методов. Такой подход приносил неожиданный результат: неквалифицированные молодые рабочие оказывались недостаточно надежными, что выражалось в высоких показателях текучести кадров и низком уровне дисциплины, и в дальнейшем при найме предпочтение отдавалось более зрелым кандидатам. В литературе описаны случаи, когда по инициативе британских менеджеров предпочтительной категорией при отборе кандидатов становились женщины среднего возраста. Несмотря на то что, на начальном этапе идея скептически воспринималась японскими менеджерами, предложенная британцами практика найма принесла положительный результат.

На некоторых предприятиях использовался наем рабочей силы на временной основе. Однако, в отличие от Японии, это не было связано со стремлением менеджмента защитить таким способом постоянных работников. Наем на нерегулярной основе был вынужденной мерой на предприятиях с высокой кадровой текучестью или при нестабильных объемах производства. Первой японской компанией, использовавшей в Великобритании наем непостоянных работников, был «Нисан».

В 1987 г. компания приняла решение использовать наем по контракту в период сезонных пиков производства. В британской прессе было отмечено, что подобная практика использовалась в автомобильной промышленности Великобритании впервые со времен 1940 гг.

На японских предприятиях в Великобритании в разной степени реализовывался принцип эгалитарного подхода к управлению, который оказался инновационным для британских производственных рабочих. Помимо политики найма и отбора, изменился подход к оплате труда «синих воротничков». До прихода японских инвесторов в Великобритании была распространена понедельная оплата труда рабочих в наличной форме. Такой подход к оплате труда не мог стимулировать долгосрочного трудоустройства и создавал дополнительные расходы, связанные с расчетом и выплатой заработной платы. В соответствии с японским подходом условия оплаты труда «синих воротничков» были приравнены к «белым воротничкам», и британские рабочие стали получать ежемесячную зарплату на банковский счет. Величина заработной платы в большинстве случаев не зависела ни от стажа, ни от возраста работников, как это было характерно для традиционной японской модели управления человеческими ресурсами, тем не менее, широкое распространение получила современная практика оплаты в соответствии с результатом труда. Принципиально новым такой подход оказался применительно к оплате труда рабочих, так как оплата в соответствии с результатом труда до этого использовалась в британских компаниях только для специалистов.

Японский эгалитарный подход к условиям найма и труда «синих» и «белых воротничков» оказался нов и незнаком для британских рабочих. Эгалитаризм проявлялся в таких формах, как единостатусные столовые и парковочные линии, единая униформа, бейджи. Однако внедрение данного элемента воспринималось с большим энтузиазмом работниками с более низким статусом.

Для японских предприятий в Великобритании была характерна более гибкая организация труда, достигаемая за счет внутрифирменного обучения, ротации труда и широкой специализации. На начальном этапе адаптации с целью обучения и повышения квалификации работников на предприятия приглашались японские специалисты, а британские руководители отправлялись на обучение в Японию. Считается, что внутрифирменное обучение на японских предприятиях в Великобритании получило большее развитие, чем на типичных британских предприятиях, но меньшее, чем на предприятиях Японии.

Внутрифирменное обучение и широкая специализация по японскому примеру поощрялись материально: размер заработной платы рассчитывался с учетом профессии и квалификации. Важно, что таким образом рабочие получали право на прогрессирующую, а не фиксированную оплату труда. В разрабатываемых классификаторах количество профессий стремилось к минимальному, также как и количество уровней в управленческой цепочке, что позволяло повысить внутрифирменную мобильность рабочей силы и соответствовало японскому принципу плоской иерархии менеджмента, который также способствует гибкости системы управления.

Адаптация некоторых элементов японского менеджмента была осложнена условиями принимающей среды. Так, во-первых, долгосрочный наем сложно поддерживать в условиях высокой трудовой мобильности на рынке труда Великобритании. Во-вторых, профсоюзная деятельность японских фирм в Великобритании обусловлена существующей системой индустриальных отношений.

Система пофирменных профсоюзов была заменена практикой взаимодействия с британскими профсоюзными организациями. Каждая японская компания взаимодействует только с одним британским профсоюзом, но такой подход не является уникальным и также распространен среди других иностранных предприятий. Некоторые японские предприятия с профсоюзами не взаимодействуют. В основном это предприятия, расположенные в новых городах с неразвитым профсоюзным движением (Телфорд). В-третьих, прогрессирующая система оплаты по старшинству и политика предоставления работникам дополнительных социальных благ экономически невыгодны для японских компаний в ситуации, когда остальные конкуренты на иностранном рынке не используют аналогичную практику.

В настоящее время идея адаптации японской модели управления человеческими ресурсами теряет популярность. С одной стороны, это связано со стагнацией в развитии японской экономики и, как следствие, снижением интереса к японской экономической модели. С другой стороны, сама японская модель управления человеческими ресурсами преобразуется и приобретает черты, сходные с «западной моделью». С 1990 гг. все больше западных компаний предпочитают использовать комбинацию «восточных» и «западных» методов. С этой тенденцией связана волна современных западных работ, исследующих новую форму организации — высокоэффективные рабочие места (high- performance workplaces). Данная форма организации считается более гибкой в сравнении с тэйлористскими методами и по примеру японской модели предполагает повышение производительности за счет вовлеченности работников в организацию и усиления доверия между работниками и компанией.

Концепция высокоэффективных рабочих мест включает в себя отдельные элементы японской модели управления, однако на данный момент исследователи не пришли к единому мнению по поводу универсального сочетания японских и западных элементов.

Ведутся дискуссии на тему эффективности использования отдельных элементов и оптимизации их использования в различных комбинациях.

Также спорным вопросом остается экономическая эффективность данных методов, так как рост производительности одновременно сопровождается увеличением стоимости труда. К базовым элементам высокоэффективных рабочих мест исследователи относят внутрифирменное обучение, ротацию труда, оплату в соответствии с результатом труда, что стимулирует вовлеченность работников, и оплату в зависимости от количества освоенных профессий и уровня квалификации, что поощряет трудовую ротацию. Данные элементы, за исключением оплаты в соответствии с результатом труда, совпадают с традиционной японской моделью управления человеческими ресурсами. Оплата в соответствии с результатом труда скорее ассоциируется с западным подходом, также получившем распространение в современной Японии.

Социально экономические связи

Экономическое развитие Японии продемонстрировало в послевоенный период пример построения оптимального варианта «экономической системы догоняющего типа». Ее отличительными чертами стали:

  • высокая степень государственного вмешательства в экономику;
  • наличие специфической формы организации бизнеса — так называемого группирования.

Проблема специфичности японской системы стала выдвигаться в 1970 гг. XX в., когда в экономической литературе тему «японского чуда», сменила тема высокой приспособляемости.

Если «чудо» рассматривалось как результат политики, то приспособляемость стала выводиться непосредственно из специфики социально-экономической системы Японии. В 1970 гг. распространение получили различные теории исключительности японского общества, которые положительно характеризуют страну и, в частности, объясняют высокие темпы роста ее промышленного потенциала.

Не менее важными считается «стабильность и активность общества», определяемые высокой мобильностью между социальными слоями, интенсивной конкуренцией, уравнивающей возможностью каждого, сравнительной равномерностью распределения доходов, мирными трудовыми отношениями и т. д. Все это давало возможность найти оптимальное сочетание общественных интересов, избегать высокой доли присутствия правительства в экономике и других издержек государства.

Подходы экономистов к оценке японской экономической модели были всегда не идентичны. Однако большинство из них сходилось во мнении о том, что неоклассическая теория не в состоянии объяснить все аспекты японской экономики. Япония не укладывается в рамках ни одной из рассматриваемых в западной науке экономической системы: рыночной, смешанной или плановой, и для анализа ее модели требуются иной методологический понятийный аппарат.

Что касается правительственных кругов и экономической элиты страны, то их внутренняя оценка своей модели тоже подвергалась эволюции. Причиной чему стали перемены в экономической ситуации.

По мере вхождения Японии в полосу длительной депрессии 1990 гг. XX в., эйфория по поводу исключительности японской экономической системы стали убывать. В экономических кругах стала возобладать точка зрения о необходимости ее трансформации.

Сейчас господствует мнение, что японская экономическая модель, рыночная в своей основе, была оптимальна на стадии индустриального общества. Теперь, на этапе вхождения экономики в постиндустриальную стадию, нужно выбрать правильное направление ее реформирования. В связи с этим целесообразно рассмотреть ряд конкретных аспектов реформирования японской модели.

Как известно, экономическая система послевоенной Японии отличалась от других развитых стран слабостью развития свободных конкурентных рыночных отношений. Такое обстоятельство было обусловлено значительной ролью в ней государства и института «группирования» в сфере бизнеса.

На протяжении всего послевоенного периода макроэкономические показатели, которые отражают роль государства, были в Японии относительно умеренными.

Заметна низкая доля государственной собственности. Мала также доля налогов в ВВП. В пользу активизации роли государства сказывается стабильно высокая норма личных сбережений, с целью аккумуляции которых правительством была создана широкая сеть сберегательных и страховых учреждений.

Именно за счет этих средств финансируется большая часть ежегодных программ государственных инвестиций, размеры которых достигают 40 — 50 % расходов центрального бюджета.

Япония в международных экономических отношениях

Положение Японии в международных организациях

Япония входит в состав следующих международных организаций: АБР (Азиатский банк развития), АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), АРФ (Асеановский региональный форум по безопасности), АСЕАН (Ассоциация стран Юго­Восточной Азии), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), G-8 (Большая восьмерка) Межамериканский банк развития, МАГАТЭ (международное агенство по атомной энергетике), ИНТЕРПОЛ (Международная организация уголовной полиции), МОК (Международный олимпийский комитет), ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) и многие другие.

В такой организации как Международный Валютный Фонд Япония занимает достаточно высокое место, так как экономика — наиболее развитая сторона данной страны. Например, в 2009 г. Япония одолжила МВФ 100 млрд. Подобный заем составил 31% от общего размера квот всех стран-членов МВФ. Кроме того, Япония выделила 1 млрд, на помощь развивающимся странам в борьбе с кризисом. В последние годы Япония стала не только экономически мощной державой мира, но и крупнейшим мировым кредитором и одним из основных спонсоров международных организаций и программ.

Если говорить о сотрудничестве Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то следует отметить, что концепции взаимодействия с государствами данного региона существуют в Японии на протяжении длительного времени. Например, доктрина Ёсида, согласно которой основой геополитической стратегии страны стало сочетание совместного доминирования в военно-политической сфере с США и лидирующего положения Японии в экономической сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония с 60-х годов в свои геополитические цели включала создание АТР как подсистемы мировой экономики. В этой подсистеме лидирующая роль, по различным японским доктринам, принадлежала именно Японии. В последние десятилетия, когда быстрый экономический рост превратил Китай в лидера не только в АТР, но и во всем мире, Япония пересмотрела свою концепцию. Она не отказалась от места лидера АТР, объясняя его необходимостью создания противовеса Китаю в АТР. Япония активно участвует во взаимодействии государств этого региона.

Например, Япония оказала существенную поддержку развивающимся странам региона в борьбе с финансовым кризисом, решала проблемы безопасности судоходства, патрулировала вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем Малаккский пролив для пресечения деятельности пиратов. Таким образом, для Японии Азиатско-Тихоокеанский регион всегда входил в сферу стратегических интересов.

Наибольший успех Япония имеет в экономических международных организациях, таких как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Так в АТЭС Япония стремится к либерализации торговли и инвестиций, развитию многосторонней торговли в рамках ВТО и распространению в АТР соглашений о многосторонней торговле, принятых в ВТО. Таким образом, Япония стремится перенести западные механизмы ведения торговли в АТР, что содействовало бы упрощению и увеличению торгового сотрудничества со странами данного региона. В рамках АТЭС обсуждается создание зоны свободной торговли между странами данной организации, что позволит этим странам создать региональный торговый союз подобный Евросоюзу. Япония в подобном союзе заняла бы одно из лидирующих мест, как обладательница крупнейшей наукоемкой экономики. «АТЭС должен содействовать формированию АТЗСТ, продолжая реализовывать и развивать свою работу в области отраслевых инициатив на таких направлениях, как инвестирование, сфера услуг, электронная торговля, правила определения страны происхождения товара, стандарты и соответствие, облегчение условий торговли и экологические товары и услуги», — утверждается в итоговой декларации.

Таким образом, во всех экономических организациях Япония играет одну из первых ролей, как страна наиболее развитой экономики, как крупнейший международный инвестор, как крупный экономический игрок, способный влиять на различные экономические процессы во всем мире.

Активно действует Япония и в рамках такой организации как ОБСЕ. Так в ноябре 2010 она выразила готовность содействовать Минской Группе ОБСЕ в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялось несколько армяно-японских политических консультаций, проведен ряд двусторонних встреч о развитии договорно-правового поля, сотрудничества в международных организациях, об экономическом взаимодействии и стимулировании торгово-экономических связей и активизации культурных связей. Следовательно, Япония расширяет сотрудничество в различных сферах, и в первую очередь в экономической. В тоже время Япония весьма обеспокоена интенсивным наращиванием вооруженных сил Китая, о чем она заявила на последнем саммите ОБСЕ в Астане. Определенное беспокойство вызывает у Японии и военная угроза со стороны Северной Кореи. Поэтому Япония для обеспечения своей безопасности и безопасности международного сообщества, как заявил заместитель главы МИДа данной страны, будет расширять сотрудничество с США в области безопасности.

Япония не может самостоятельно противостоять хорошо оснащенным в военном плане соседям, поэтому она не может стать полноценным лидером, и вынуждена прибегать к помощи более сильных игроков. В тоже время в разрешении небольших локальных конфликтах, как, например, нагорно-карабахском, Япония вполне успешно участвует и при этом старается развивать сотрудничество со странами-партнерами в других сферах.

Таким образом, экономическая мощь данного государства не соответствует ее военному и политическому потенциалу. Поэтому одной из ключевых задач Японии в последние десятилетия стало восстановление симметрии в развитии государства.

Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций

Присутствие в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена дает большие преимущества государству, так как СБ ООН обладает функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами ООН;
  • расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно мер урегулирования международных споров и условий их разрешения;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке.

И только постоянные члены данной организации имеют право «вето» по этим важнейшим вопросам в международных политических процессах. Если Япония получит статус постоянного члена в СБ ООН, ее политический и военный потенциал значительно возрастет и она выйдет на уровень ведущих мировых игроков (США, Великобритании, Китая , России и Франции) в этих сферах. И для Японии, которая является одной из ведущих стран мира в экономической сфере, увеличение политического и военного влияния ради обеспечения своих интересов — достаточно важный вопрос. Инициативу Японии по вступлению в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций поддержал в ноябре 2010 г. президент США Барак Обама. «Мы считаем, что Япония уже давно является образцом того, как должна выглядеть страна, которую мы хотим видеть в числе постоянных членов СБ ООН», — сказал Б. Обама журналистам после переговоров с премьер-министром Японии Наото Каном.

Негативно на предложение Японии отреагировала КНР. Между Китаем и Японией существуют достаточно сложные отношения. Помня агрессивную политика Японии в начале XX века, КНР и КНДР выступают против вступления Японии в СБ ООН, опасаясь увеличения влияния этой страны в военной сфере международных отношений. Но, несмотря на протесты, Япония ведет переговоры и представляет проекты расширения Совета Безопасности ООН.

На протяжении двадцатого века у японцев было множество концепций развития своего государства, практически каждую из них можно назвать успешной. Япония за сравнительно короткий срок превратилась в страну с развитой экономикой и заняла одно из первых мест в мировой экономической системе. Но ее империалистические планы рухнули вместе с падением фашизма в 1940 гг. XX столетия. В память о ее намерениях до сих пор еще не отменена 9-я статья конституции Японии, запрещающая ей иметь «средства войны», включая сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы. В настоящий момент Япония имеет вооруженные силы всех направлений, но с возможностью их применения только внутри страны. До сих пор мировое сообщество опасается того, что территориально небольшая, но экономически развитая и целеустремленная Япония, получив возможность применять военные силы вне своей страны, сможет представлять собой угрозу безопасности многих странам. Поэтому многие начинания Японии в ее военно-политической деятельности в рамках всевозможных международных организаций гасятся предусмотрительными международными лидерами. Но возможно в будущем Японии удастся убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях и стать мощной военной державой. Такой поворот событий усилил бы позиции Японии не только в мировой экономической, но и политической сферах.

Внешние экономические связи Японии

Япония и США

За последние 60 лет страна стала экономическим гигантом, но получила прозвище «политический карлик с большим кошельком», закрепившееся за ней благодаря отсутствию военно-политического влияния.

В связи с этим предлагается на базе уже имеющегося крепкого экономического потенциала развивать политический, даже в большей степени, нежели военный. Это означает практически полный отказ от влияния США в его нынешнем виде, ибо при сохранении нынешней ситуации Япония так и останется подконтрольна своему «большому союзнику», по сути дела работая по большей части на него и укрепление его влияния в регионе. Только проведение самостоятельной и независимой внешней политики может привести Японию к полноценному лидерству в регионе, а в перспективе и в мире. При этом, разумеется крайне важно для достижения этой цели проведение гибкого внешнеполитического курса, а именно сохранение партнерских отношений с ведущими американскими брендами, ТНК, способными по-прежнему насыщать японский рынок и закупать высокотехнологичные продуты на нем. Кроме того, необходимой представляется также стратегия максимально возможного взаимодействия с соседями по АТР (Китай, Южная Корея, Россия, Индонезия, Сингапур), а также с Индией, Латинской Америкой, Австралией, прежде всего, в экономическом плане на базе обеспечения их высокотехнологичной продукцией, обмена специалистами, опытом, проведения совместных исследований, формирование корпораций на паритетных началах.

Всё это должно в среднесрочной перспективе компенсировать отказ от влияния США и сформировать образ Японии, к которому в последнее время и стремится её руководство — мирной и независимой державы.

Япония и Россия

По данным ФТС России, объем российско-японской торговли в январе-феврале 2013 г. составил 4,3 млрд. долл. США (+6,0% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.), в том числе экспорт — 2,3 млрд. долл. США (+13,1%), импорт — 2,0 млрд. долл. США (-1,1%).

В товарной структуре российского экспорта в Японию более 80% приходилось на поставки минеральных продуктов. Основные экспортные товары (свыше 98% всех поставок): сырая нефть, газ природный сжиженный, нефтепродукты, алюминий необработанный, уголь каменный, палладий и платина необработанные, пиломатериалы, ферросплавы, буксиры и суда-толкачи, рыба красная.

В 2012 г. заметно увеличились поставки в Японию российской сырой нефти (+26,5%) и СПГ (+31,2%). Общий стоимостный объем экспорта продукции «минеральное топливо» в Японию составил в 2012 г. 16,1 млрд. долл. США. Более чем 2 раза (+117%) выросла стоимость российского экспорта химической продукции в Японию — до 232 млн. долл. США. Сократился экспорт древесины и изделий из нее — до 481 млн. долл. США (-16%) и черных металлов — до 259 млн. долл. США (-25%).

Суммарный объем импорта транспортных средств в 2012 г. составил 8,6 млрд, долл. США (+10,4%), в том числе ввоз легковых автомобилей — 7,8 млрд. долл. США (+6,2%), автокомпонентов и запчастей — 364 млн. долл. США (+73,5%). Импорт продукции общего машиностроения сократился на 6,4% и достиг 1,7 млрд. долл. США. Стоимостной объем поставок резинотехнических изделий (преимущественно, шин) составил 559 млн. долл. США (+23,7%), продукции химической промышленности — 145 млн. долл. США (+8,7%). Сокращение стоимостного объема импорта электротехнических товаров и изделий радиоэлектронной промышленности составил 20% (418 млн. долл. США).

Таблица 1 — Торговля услугами между Россией и Японией в 2006-2012 гг. (млн.долл. США) (по данным Банка России)
2007 г. 2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г.
ОБОРОТ 796 443 867 467 735 467 823 258 938 957 997 458
ЭКСПОРТ 471 225 369 887 445 287 492 062 558 135 555 169
ИМПОРТ 325 218 497 580 290 180 331 196 380 822 442 290
САЛЬДО 146 007 -127 693 155 107 160 866 177 313 112 879

Торговля услугами между Россией и Японией в 2012 г. составила 997 млн. долл. США, в том числе экспорт составил 555,2 млн. долл. США, импорт 442,3 млн. долл. США. В структуре российского экспорта услуг в Японию преобладают пассажирские, грузовые перевозки и дополнительные транспортные услуги, а также различные деловые, профессиональные и технические услуги. Структуру российского импорта услуг из Японии формируют туризм и услуги в технических областях. Инвестиционное сотрудничество России и Японии

Таблица 2 — Объем японских инвестиций в российскую экономику в 2011-2012 гг.

(млн.долл.США) (по данным Росстата)

2011 г. 2012 г.
Поступило Накоплено Поступило Накоплено
Всего 1243 10193 1135 10779
ПИИ 211 1135 250 1240
Таблица 3 — Объем российских инвестиций в японскую экономику в 2011-2012 гг.

(млн.долл.США) (по данным Росстата)

2011 г. 20] 12 г.
Направлено Накоплено Направлено Накоплено
Всего 15,3 1,7 693,3 82,9
ПИИ 1,7 0,28

Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность учрежденной в 1994 году Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), на заседаниях которой рассматривается весь комплекс текущих вопросов и перспектив развития двусторонних экономических связей. X заседание Российско-Японской МПК состоялось 20 ноября 2012 г. в Токио. Российскую делегацию на заседании возглавлял Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов, японскую делегацию — Министр иностранных дел Японии К.Гэмба.

В рамках МПК функционируют два рабочих органа: Подкомиссия по торговле и инвестициям (ПТИ), VII заседание которой состоялось в Токио 13 октября 2011 г., и Подкомиссия по межрегиональному сотрудничеству (ПМС), третье заседание которой состоялось в Нижнем Новгороде 11 июля 2011 г.

24 октября и 13 декабря 2012 г. в Москве, а также 15 апреля 2013 г. в Токио состоялись встречи сопредседателей ПТИ МПК, на которой российскую делегацию возглавил заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачев, японскую — заместитель Министра иностранных дел Японии К.Цуруока.

Важную роль в развитии двустороннего торгово-экономического взаимодействия играют Российско-японские инвестиционные форумы (РЯИФ), которые проводятся по инициативе Минэкономразвития России с 2006 г. 5-7 июня 2012 г. в Республике Татарстан (г. Казань) состоялся 5-й Российско-Японский инвестиционный Форум, в котором приняли участие 450 компаний (в том числе 200 японских и 250 российских участников). Российскую сторону на форуме возглавили заместитель Министра экономического развития Российской Федерации О.Г. Савельев и Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, японскую — Министр экономики, торговли и промышленности Японии Ю. Эдано.

Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс, где наиболее перспективным направлением считается реализация сахалинских нефтегазовых проектов, в которых принимает участие ряд японских компаний (доля японской стороны в проекте «Сахалин-1» составляет 30%, «Сахалин-2» — 22,5%).

В апреле 2011 г. между ОАО «Газпром» и японским консорциумом, в который входят корпорации «Итотю», «Марубени», «Инпекс» и «Джапан петролеум эксплорейшн», был подписан меморандум о проведении совместного технико­экономического исследования (ТЭИ) строительства завода по производству СПГ и газохимического комплекса в районе г. Владивостока. 24 июня 2012 г. в рамках встречи Министров энергетики стран АТЭС Министр экономики, торговли и промышленности

Японии Ю. Эдано и Министр энергетики Российской Федерации А. Новак подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, включая планы по реализации данного проекта. На полях Саммита АТЭС 8 сентября 2012 г. между Агентством по природным ресурсам и энергетике Японии (АПРЭ) и ОАО «Газпром» в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Японии Ё. Нода был подписан Меморандум о взаимопонимании по проекту «Владивосток СПГ». Предполагаемая проектная мощность завода и газохимического комплекса составит 10-15 млн.т газа в год. С 2018 г. начнется производство сжиженного природного газа, экспорт которого будет ориентирован на обеспечение возрастающей потребности в энергоносителях стран АТР, в том числе Японии.

В июне 2010 г. «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и японская компания «Марубени» заключили соглашение, предусматривающее сотрудничество в реализации нефтегазовых проектов на территории Иркутской области, создании газохимических производств с использованием попутного газа, внедрении энергоэффективных технологий. В октябре 2010 г. Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) сделала заявление об окончании работ, подтвердивших наличие промышленных запасов нефти на «Северо-Могдинском» участке. 22 июня 2012 г. JOGMEC подписала соглашение с ОАО «Газпром нефть» о проведении геологоразведочных работ на «Игнялинском участке» Чонского нефтегазового месторождения в Иркутской области. Программа работ рассчитана до конца 2013 года, общий объем инвестиций — 100 млн. долл. США.

В октябре 2012 года ОАО «Газпром» приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства крупнейшего Чаяндинского месторождения газа в Якутии, а также строительства магистрального газопровода «Якутия— Хабаровск — Владивосток». Ввод в эксплуатацию первой части газопровода «Сила Сибири», через который будет осуществляться экспорт газа, в том числе, в Японию, планируется в конце 2017 г.

Реализация ОАО «Газпром» планов по созданию газотранспортной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток, призванной, в том числе, способствовать ускорению газификации районов Дальнего Востока, открыла новые возможности для расширения сотрудничества с японскими компаниями, прежде всего в области реализации проектов модернизации предприятий электроэнергетики.

В частности, в апреле 2010 г. универсальная торговая компания «Содзицу» и Центр стратегических исследований развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока (ЦСИР ТЭК ДВ) подписали меморандум, который предусматривает поставки в Дальневосточный регион России до 2015 г. 30 газотурбинных установок производства «Кавасаки хэви индастриз» для комбинированного производства тепловой и электрической энергии. 6 июня 2012 г. в рамках 5-го Российско-Японского инвестиционного форума «Содзицу», «Кавасаки» и ОАО «РАО ЭС Востока» подписали меморандум о взаимопонимании в сотрудничестве в целях реализации данного проекта.

12 апреля 2012 г. ОАО «ФСК ЕЭС» и «Хитати Корпорейшн» подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в целях повышения энергоэффективности электросетевой инфраструктуры Российской Федерации и Японии. Особое внимание будет уделено внедрению инновационного оборудования и готовых решений в проектирование, строительство и эксплуатацию объектов электрических сетей. Срок действия соглашения — 5 лет.

К числу перспективных направлений относится также сотрудничество в области автомобилестроения и производства дорожной, дорожно-строительной, горнодобывающей, сельскохозяйственной спецтехники.

27 апреля 2012 г. «Мазда Мотор Корпорейшн» и ОАО «Соллерс» подписали соглашение о создании современного завода по сборке легковых автомобилей Mazda с производительной мощностью на первом этапе 50 000 автомобилей в год. В соответствии с заключенным Соглашением объем инвестиций в реализацию проекта составит более 2,2 млрд. руб. Церемония открытия завода состоялась в сентябре 2012 года при участии президента Российской Федерации В.В.Путина.

20 апреля 2010 г. ОАО «Камаз» и «Мицубиси фу со» приступили к совместной сборке грузовиков в г. Набережные Челны. В настоящее время ОАО «Камаз» и «Мицубиси фусо» обсуждают новые совместные проекты, в том числе перспективы создания СП по выпуску мостов для грузовых автомобилей .

23 апреля 2010 г. автосборочное предприятие ООО «ПСМА Рус», созданное при участии «Мицубиси моторе» и группы «PSA Peugeot Citroen», начало производство автомобилей на территории индустриального парка «Росва» в Калужской области. 4 июля 2012 г. открыт полный цикл производства по сборке автомобиля «Пежо 408», в ноябре начата мелкоузловая сборка автомобиля «Мицубиси Аутлэндер».

12 ноября 2010 г. в Токио в ходе IV Российско-японского инвестиционного форума между Администрацией Тверской области и японской компанией «Хитати кэнки» был подписан Протокол о намерениях, касающийся строительства завода по производству гидравлических экскаваторов. Церемония закладки первого камня завода состоялась в ноябре 2011 года. Планируется, что в промышленную эксплуатацию завод будет введен осенью 2013 года, ожидаемая производительность составляет 2 000 гидравлических экскаваторов в год. Общий объем инвестиций в проект превысит 2 млрд, рублей.

23 ноября 2010 г. руководство «Ниссан» объявило о решении приобрести 10% акций ОАО «АвтоВАЗ», получив тем самым вместе с компанией «Рено», которая уже владеет 25% акций, возможность контролировать деятельность российского автопроизводителя. Это первый случай прямого инвестирования японской автомобилестроительной компании в предприятие российского автопрома. В мае 2012 г. «Рено», «Ниссан» и ГК «Ростехнологии» заявили о намерении создать совместное предприятие, которому будут принадлежать 74,5% акций ОАО «АвтоВАЗ». Французско-японский альянс планирует инвестировать 750 млн. долл. США в приобретение 67,13% акций совместного предприятия.

30 мая 2012 г. в ОЭЗ «Липецк» состоялась церемония открытия завода по производству автомобильных покрышек японской компании «Йокохама раббер». Объем инвестиций на первоначальном этапе составит примерно 140 млн. долл. США, а планируемые производственные мощности завода — 3,5 млн. покрышек в год.

В октябре 2010 г. японская компания «Тирадо» объявила о начале производства радиаторов и автообогревателей на базе предприятия, созданного совместно с российской компанией «Русские машины» (группа ОАО «ГАЗ») в Нижегородской области.

В апреле 2012 г. завершено строительство завода по производству автомобильных систем безопасности ООО «ТАКАТА-ПЕТРИ Рус» на территории промышленной зоны «Заволжье» в Ульяновской области. Инвестиции японской фирмы «Таката»в реализацию проекта на начальном этапе составили 20 млн. евро.

Крупным проектом в сфере нефтепереработки и газохимии является проект строительства завода по переработке аммиака и метанола в г. Менделеевске (Татарстан) с участием компаний ОАО «Аммоний», «Содзицу», «Мицубиси хэви индастриз» (Япония) и «Чайна нэшнл кемикал инжиниринг корпорейшн» (Китай). 13 ноября 2010 г. в рамках «саммита АТЭС» Россия, Япония и Китай подписали трехстороннее соглашение, предусматривающее финансирование проекта Японским банком международного сотрудничества (ЯБМС). 17 июня 2011 г. на площадке XV Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения между Внешэкономбанком и ЯБМС о предоставлении связанного кредита на сумму 1 млрд, долларов США сроком на 14,5 лет .

Необходимо отметить российско-японское сотрудничество в других областях, таких как информационные технологии и связь, розничная торговля, лесопереработка, а также энергоэффективность и охрана окружающей среды.

20 сентября 2011 г. на втором заседании Российско-Японского консультативного совета по модернизации экономики России под председательством А.В. Дворковича между компаниями «Тосиба» и ОАО «Силовые машины» было подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству силовых трансформаторов, позволяющих существенно повысить энергоэффективность и уровень защиты окружающей среды от вредного воздействия магнитного поля. 29 мая 2012 г. состоялся заключительный этап сделки по созданию совместного предприятия ООО «Ижорские трансформаторы» в Санкт-Петербурге. Доля ОАО «Силовые машины» в СП составила 50,01%, корпорации «Тосиба» — 49,99%. Общий объем инвестиций в строительство завода планируется в объеме около 5 млрд, рублей. Ввод в эксплуатацию предприятия намечен на конец 2013 года.

8 июня 2011 г. крупнейший российский оператор дальней связи «Ростелеком» и японская телекоммуникационная корпорация «KDDI» подписали соглашение о расширении пропускной способности подводной кабельной системы, соединяющей города Находка и Дзёэцу (преф. Ниигата), до 640 гбит/с. В январе 2012 г. была запущена кабельная система RJCN (Russia Japan Cable Network), являющаяся частью системы «Транзит Европа — Азия».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный финансовый университет