Демографические проблемы в России и мире

Демография (дал.-гр. 5f|poq — народ и лат. graphe — письмо, описание) — наука, изучающая состав и движение населения (население) и закономерности его развития.

Демография изучает такие эмпирические данные о населении, как: количество, половозрастная структура, прирост (сокращение) населения и физическое перемещение населения (миграция). К задачам демографии принадлежит: анализ статистических данных об уровне рождаемости и смертности, браков и разводов, продолжительности жизни; краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния и динамики движения населения. Семья и брак как социальные институты, социализация конкретно-исторических индивидов как массовый процесс — также относятся к комплексу объектов демографии. Основной целью демографии можно считать — вывода закономерностей и законов развития населения.

Демография изучает не просто население или население как таковое (население является объектом многих других наук — от статистики к социологии), а именно процесс воспроизводства, репродукции населения. Процессы рождения, старения, смертности, изменения генераций (поколений) — в демографии зовутся естественным движением населения (население). В отличие от него — миграция представляет собой механический движение населения (население). Демография изучает не только количество, как это считалось ранее, но и качество людности (население). В качестве людности в первую очередь принадлежит потенция к самовоспроизведению — «демографический потенциал».

Цель данной работы исследовать демографическое положение в России и в мири в целом.

Демографические проблемы в мире

Демографическое будущее развитых обществ

Нынешняя социально — демографическая ситуация развитых стран приобретает новые черты, отличаются от предыдущих. В то время как продолжительность жизни теперь приближается к своего биологического предела, о чем раньше не смели и думать, репродуктивная функция общества снизилась до точки, не обеспечивающей воспроизводства населения. Практически во всех развитых странах коэффициент рождаемости упал ниже порога простого замещения поколений, и низкая рождаемость является уже хронической для них. Это сопровождается глубокими изменениями, касающимися семьи: миграцией север-юг и растущим этнокультурным плюрализмом.

В связи с этим говорят о «втором демографический переходе». Это понятие кажется мне мало пригодным для характеристики событий, поскольку сегодня нет прерывания эволюции, как в случае демографического перехода от равновесия высокой рождаемости и смертности к их дисбалансу. Пришло, скорее, новый и, возможно, финальный этап демографического перехода, который я предпочитаю называть «демографической зрелостью».

Речь идет о настоящей социальной трансформации, о состоянии, что не может оставить равнодушным. Оно вызывает часто противоположные чувства: одни ему радуются, другие бьют тревогу. Для кого-то в замедлении демографического роста — небесное благословение, конец «перенаселенности» и «экологической деградации». Напротив, те, кого беспокоят современные явления, видят в них признаки упадка цивилизации, культурного распада общества, потерю единства и национальной идентичности из-за массового непрерывного вливания чуждых элементов, которые ассимилируются и интегрируются с большим трудом. Даже не заходя далеко в своих апокалиптических прогнозах, они все же говорят о маргинализации Запада, теряет многое в геополитическом плане по мере того, как экономический и демографический вес перемещается в другие части мира (Индия, Китай).

Среди таким образом воспринимает историю, одни призывают к социальным и институциональным реформам, способным обратить вспять демографические тенденции, другие относятся к негативным тенденциям фаталистически, опускают руки, говоря, что ничего нельзя сделать. Самые большие оптимисты ссылаются на мудрость природы, которая сама все урегулирует. Но есть и те, кто ищет возможность как-то приспособиться к ходу истории, на который нельзя, как они считают, повлиять.

Я привожу здесь некоторые из мрачных и оптимистических сценариев, безусловно, возможных, но вряд ли неизбежных, для того, чтобы подчеркнуть позиции. Первая перспектива, именуемая эволюционистской, постулирует наступление демографической «зрелости» в качестве итога социальной эволюции, на которую невозможно повлиять. Самое большее, на что можно рассчитывать, — это приспособиться путем социальной и институциональной трансформации к режиму стагнации и демографического старения. Вторая перспектива возникла под влиянием либеральной философии. Ее основная идея заключается в авторегуляции (саморавновесии) социального процесса без вмешательства государства. Это доктрина «laisser faire «. Наконец, третий перспектива представляет собой ориентированную на действия социальную программу, целью которой является утверждение общественного выбора в интересах социума. Если две первые перспективы можно назвать «детерминистскими», последняя будет «волеизьявительной», направленной на выбор действий.

Последствия увеличения уровня смертности

В 70-е — 80-е годы ежегодное абсолютное число смертей в России были относительно небольшим и не превышало числа рождений не потому, что смертность была низкой или рождаемость высокой, а потому, что доля пожилых и престарелых людей, особенно мужчин, была не просто малой (благодаря относительно более высокой рождаемости в предшествующие годы), а ненормально малой. Огромная их часть погибла до срока, просто не дожила до возрастов «нормальной» смертности. В этом легко убедиться, если сравнить Россию с любой страной, не понесшей слишком больших людских потерь в XX столетии и имеющих не столь деформированную возрастную пирамиду. Если бы российские фактические возрастные коэффициенты рождаемости и смертности соответствующих лет относились, например, к населению с возрастной структурой Великобритании, то естественный прирост в таком населении уже в 1970 г. был бы равен нулю. Относительно благоприятные показатели динамики населения России в 70-е — 80-е годы были оплачены ценой массовой преждевременной гибели людей, особенно из поколений, родившихся до 1925 г.

Ныне потенциал демографического роста, накопленный в возрастной структуре населения России, исчерпан. Естественный прирост теперь непосредственно зависит от возрастных интенсивностей рождаемости и смертности, причем решающая роль принадлежит рождаемости. Таким образом, нынешняя демографическая ситуация и имеющиеся прогнозы ее развития не оставляют большой надежды на положительный естественный прирост в обозримой перспективе.

Последствия старения населения

Демографическое старение населения — увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции. Учет тенденций и последствий демографического старения — важнейшая задача демографической политики.

По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет.

Старение общества — серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться попенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее — и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода — социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более-менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет работать стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием. Во многих сферах возможна удалённая работа, которая подходит пожилым людям.

Последствия миграции населения

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более-менее длительное время.

Люди, которые совершают миграции, называются мигрантами. Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны — между регионами, городами, сельской местностью и т. д.). Лица, которые переселились за пределы страны — эмигранты, которые переселились в данную страну — иммигранты. Разница между численностью первых и вторых — миграционное сальдо, непосредственно влияет на численность населения страны.

Миграция — это пространственное перемещение населения по территории относительно места проживания с пересечением административных границ, с возвращением к месту постоянного проживания или без возврата. Миграция населения истории известна с давних времен. Благодаря миграции образовались такие страны, как США, Австралия, Канада. С начала XX в. началось уменьшение доли миграции в увеличении количества населения этих стран, хотя она остается еще весьма значительной. Так, доля миграционного прироста населения США в 80-е годы составляла 30 %, Австралии — 45 %.

Процесс пространственного перемещения населения характеризуется многоаспектностью, через что миграции исследуются различными науками, в частности социологией, экономикой, географией, статистике, этнографией и др.

Пути решения демографических проблем

Демографическая политика

Демографическая политика — это деятельность органов государственного управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения с целью преодоления негативных демографических тенденций.

Наиболее распространенный и близкий по употреблением срок — политика народонаселения. Нередко эти понятия используются как тождественные, как синонимы, не предоставляя им разного значения. В широком смысле демографическая политика иногда отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле — рассматривается как одна из ее составляющих, вместе с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения.

В важнейших теоретических монографиях 70-х — 80-х гг. также предлагалось разграничивать указанные понятия, рассматривать как одно часть другого. Так, в первом издании «Системы знаний о народонаселении» (1976) политика народонаселения определялась как часть социально-экономической политики, как деятельность, специально направлена на регулирование производства и Воспроизводства главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, то есть человека, населения. Ее сфера — условия труда и жизни людей.

Субъект демографической политики — государство как средство государственного влияния на воспроизводство населения в нужном для общества направлении. Объект — сложные и трудно предсказуемые демографические процессы — рождаемость и смертность, меры по оптимизации их соотношение с точки зрения достижения самого продолжительного периода активной творческой деятельности и средней продолжительности жизни человека. Большинство совершаемых в сфере демографических отношений явлений: брачность, разводимость, миграция были и остаются, в основном, личным делом индивида, супружеской пары, семьи. Поэтому управление демографическим поведением не может опираться на любое администрирования, принуждение или запрета.

Влияние демографической политики на демографические процессы в обществе может быть прямым (ограничения законодательным путем миграции, оформление браков или рождения детей, планирование подготовки специалистов) или косвенным (повышение уровня жизни, привлечения населения к созданию условий для увеличения количества детей в семье, пропаганда тех или иных профессий). Для обоснования политики важно постоянно изучать и оценивать демографическую эффективность и последствия мероприятий, осуществляемых. Одним из главных ее направлений является разработка политики, которая будет оптимальной с точки зрения воспроизводства населения, учет источников средств существования, положения женщины, типа отношений между супругами.

Основные элементы политики народонаселения влияние на условия труда (определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.):

  • улучшение жизненных условий всех слоев населения (повышение реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
  • воздействие на воспроизводство населения (естественное возобновление поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
  • Последний элемент трактовался большинством ученых (и до сих пор трактуется) как, собственно, демографическая политика. В совокупности мер, влияющих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:
    • изменение характера процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры смертности) в их тесной взаимосвязи;
    • влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и так далее); миграционная политика, проводимая государством, органично переплеталась с политикой в области расселения населения по территории страны.
  • В англо — и франкоязычной литературе, в международных документах широкое распространение получил термин «политика населения», представленный во всех версиях многоязычного словаря по демографии. Этот термин широко используется в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН. Но однозначной трактовки этого термина нет. Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном с взглядами на предмет демографии и пределы изучаемых этой наукой явлений. Из других, близких по смыслу терминов наибольшее распространение получили контроль рождаемости и планирования семьи, а в последнее время — семейная политика

Опыт осуществления демографической политики в зарубежных странах

Демографическая политика представляет собой комплекс различных мероприятий:

  • экономических (оплачиваемые отпуска и разная помощь при рождении детей; помощь на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и так далее)
  • административно-правовые (законодательные акты, регламентирующие заключение брака, развод, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использования средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин- матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.)
  • воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере заключения брака, семьи, рождения детей, выбору профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политики как части социального управления добавляет необходимость учитывать и согласовывать интересы различных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и етнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями социальной системы, что сложилась, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

Послевоенное развитие демографической политики (50-е — 60-е гг.) определялся во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политической предпосылкой появления такого акцента в демографической политике была существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании с медицины, снижается в результате развития, и здравоохранения .смертностью породили феномен, получивший название «Демографический взрыв». Быстрый рост населения оказалось серьезной проблемой для национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Особенности демографических проблем в России

Причины демографических проблем в России

По данным Переписи населения 2012 года численность населения России с 2004 по 2012 сократилась на 2,8 млн. Общемировая тенденция была противоположна: отношение количества рождений к смертям равнялось 2,6. Особенно велика смертность среди российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых 61,4 года, что связывают, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Средняя продолжительность жизни женщин за тот же период составила 73,9 года.

В 1990-х годах смертность в 1,5 раза превысила рождаемость. К концу 1990-х годов темпы естественной убыли населения превысили 900 тыс. человек. Начиная с 2001 года, естественная убыль населения почти постоянно сокращалась (с 959 тыс. человек в 2008 году до 249 тыс. человек в 2009 году). С 2008 года начался устойчивый рост миграционного притока в Россию, достигшего к 2012 году 247 тыс. человек.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис.

Численность населения России до 2012 года сокращалась на несколько сотен тысяч человек ежегодно. В 2012 году естественная убыль населения России (248,9 тыс. человек) была на 99 % скомпенсирована миграционным приростом (247,4 тыс. человек), в результате чего снижение численности населения практически прекратилось.

В 2013 году тенденция сокращения смертности и увеличения рождаемости в России продолжилась.

Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2012 года докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения.

По мнению ряда демографов, быстрое сокращение рождаемости в 2000 год было закономерным и обусловлено вторым демографическим переходом. Аналогичные 10-летние периоды резкого сокращения рождаемости наблюдались в почти всех развитых странах (см. статью, рис. 3). Впрочем, данный переход отсутствует у многих стран с «не вполне современной рыночной экономикой», а также в истории такой современной страны как Израиль, где суммарный коэффициент рождаемости составляет 2.44, тогда как во всех странах Евросоюза — заметно меньше двух. В связи с этим, альтернативный взгляд на демографический переход связывает данный переход с переэксплуатацией населения при развитом рыночном обществе; при этом, возникающий дефицит трудовых ресурсов покрывается миграцией и переносом производств в демографически благополучные страны. В пользу такой точки зрения свидетельствует полное совпадение периода демографического перехода с периодами «шоковой терапии» во всех европейских странах бывшего соцлагеря.

С 2010 года отмечается постепенное улучшение показателей естественного движения населения страны, вследствие чего миграционный прирост компенсировал всё большую долю потерь от естественной убыли. В отдельные месяцы 2011 и 2012 годов население России увеличивалось. В целом за 2011 год население страны впервые значительно возросло — на 188,9 тыс. чел. (или на 0,1 %). Положительные тенденции продолжились по данным текущей статистики 2013 года.

В 2011 году прирост рождаемости замедлился и составил всего 0,2 %.

Численность постоянного населения России на 1 июля 2012 года составила 143,1 миллиона человек и с начала года увеличилась на 85,6 тысячи человек.

На соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 5,1 тысяч человек.

В 2012 году в России увеличилось число родившихся в 78 субъектах страны, и снизилось число умерших в 62 регионах. Всего за 2012 год в РФ родилось 1 896 263 человек, умерло 1 898 836 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество умерших в РФ сократилось на 26 200 человек, а количество родившихся увеличилось на 102 435 человек (прирост 5,7 %). Естественная убыль населения составила 2 573 человека.

Направления и пути решения демографических проблем

В сфере повышения рождаемости. Одним из путей преодоления демографической проблемы может стать незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи. В стране должна быть создана эффективная система ипотеки, доступной для всех желающих приобрести свое жилье. Ее условия должны быть понятными людям и выгодными для них.

Наиболее удачным оказался опыт помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий в ГДР: молодоженам предоставлялся кредит на жилье, который погашался при рождении первого ребенка на 20%, второго — еще на 30%, третьего — на оставшиеся 50%. Именно этим политика в ГДР в наибольшей степени отличалась от политики в иных государствах, и ГДР была единственной страной Восточной Европы, где в конце 1970-х гг. имело место повышение рождаемости!

Изменения системы распределения доходов всех граждан России — важная задача на пути решения демографических проблем. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей. А если матери не на что кормить одного ребенка, то будет ли она задумываться о том, чтобы завести второго, не говоря уже о третьем?

Ведь очевидно, что те же мизерные пособия по рождению ребенка и уходу за ним практически никак не компенсируют реальных затрат родителей. Пример маленькой Исландии, где правительство платит абсолютно фантастические для нас 25 тысяч евро за первого ребенка, 50 — за второго и 75 — за третьего. А в результате эта страна прочно удерживает лидерство по уровню рождаемости в Европе.

Подобный опыт проведения политики, ориентированной на повышение рождаемости должен быть всесторонне проанализирован и в своих наиболее эффективных формах адаптирован к условиям России. При этом более низкий уровень жизни в нашей стране может привести к относительно большему эффекту реализации мер, которые в государствах с лучшими условиями жизни оказали бы на рождаемость меньшее влияние.

Приоритетом демографической политики Российской Федерации необходимо сделать трехдетную семью. Начиная с рождения третьего ребёнка, каждая семья должна быть выделена в особую категорию лиц стратегического государственного значения, и каждому члену многодетной семьи должно быть назначено персональное пособие в размере средней заработной платы, а матери — просторный дом или иное оптимальное жилище и персональный государственный оклад в размере, увязанном с количеством детей (например, трое детей — 30 тыс. рублей, четверо детей — 40 тыс. рублей и т.д.)14.

При этом государство должно осуществлять тактичный контроль за качеством ухода за детьми в этих семьях и, в случае безответственных действий, применять к родителям определённые законом меры воздействия.

Для этого наряду с национальной программой «Демографическое развитие России в 2008-2050 гг.» необходим национальный проект «Трёхдетная семья». В настоящее время до 15 процентов российских семей имеют трёх детей, а по отдельным регионам — до 22 процентов. При этом, как показывают социологические опросы, большая часть российской молодёжи убеждена, что в семье должно быть два-три ребёнка. Одного ребёнка, по опросам, хотели бы иметь 15 процентов населения, двоих детей — 66 процентов населения, троих — 17 процентов. В общей сумме желание иметь двоих-троих детей достигает 84 процентов.

Не менее половины от этого количества, возможно, могут принять решение в пользу третьего ребёнка. Таким образом, задачей страны и государства должно стать доведение числа трёхдетных семей к 2015 году до 30 процентов, а к 2025 году — до 50 процентов.

В сфере снижения смертности. Отечественная политика по снижению смертности может и должна опираться на опыт стран, добившихся здесь существенных результатов. В основе стратегии, приведшей к значительному сокращению смертности в развитых государствах мира во второй половине XX века, лежал новый подход к охране здоровья населения, далеко выходящий за рамка традиционного здравоохранения. Упор делался на четыре направления, признанные приоритетными: формирование образа жизни, способствующего здоровью; создание благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий; переориентация системы здравоохранения на вопросы укрепления здоровья и профилактики болезней; обеспечение политической и управленческой поддержки необходимым изменениям.

Однако одного увеличения финансирования медицины недостаточно для решения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные «черные дыры», в которые с огромной скоростью «уходит» население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики. Как показывает история Венгрии 1970-80-х гг. и Северной Европы XIX в., экономический рост сам по себе также не является панацеей от демографических проблем. Решение демографического кризиса требует радикального снижения россиянами потребления крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, желательно в сочетании со снижением уровня потребления алкоголя и наркотиков, в целом. Это позволило бы немедленно остановить вымирание России. Конечно, борьба с алкогольной и наркотической смертностью должна сочетаться с увеличением финансирования здравоохранения, целенаправленными мерами по стимулирования рождаемости (например, пропаганда семейных ценностей, увеличение расходов на финансирование семьи, материнства и детства, поддержка малоимущих семей, введение больших денежных пособий на третьего ребенка и т.д.) и разумной миграционной политикой. В этом случае можно было бы рассчитывать на полное решение российского демографического кризиса в долгосрочной перспективе.

Как показывает мировой опыт, существуют следующие меры, помогающие эффективно снизить потребление крепких алкогольных напитков: увеличение цены на алкоголь, уменьшение физической доступности алкоголя, и снижение спроса: работа с общественным мнением, информирование потребителей о его реальном вреде, профилактика и лечение алкоголизма.

В сфере внешней миграции. Внешняя миграция в настоящее время может рассматриваться как один из реальных компонентов сокращения масштабов депопуляции и удовлетворения потребностей рынка труда в ресурсах. Если в течение ближайшего двадцатилетия миграционный прирост будет стопроцентно компенсировать естественную убыль (его величина должна составить 9,8 млн.), то численность населения сохранится стабильной, что будет соответствовать стратегической цели демографического развития России. Вся естественная убыль вполне может быть компенсирована миграционной компонентой — это вполне возможно при продуманной миграционной политике, соответствующей национальным интересам.

Адекватная национальным интересам миграционная политика может вернуть в Россию несколько миллионов соотечественников, которые пополнят численность её граждан. За счет привлечения мигрантов из нового зарубежья можно не только решить проблему сокращения численности населения, но и получить достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Причём для сохранения стабильной численности населения нужен среднегодовой миграционный прирост для ближайших 20 лет примерно по 0,5 млн. человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе рефератной работы мной была предпринята попытка рассмотреть демографическую ситуацию в России и проанализировать причины демографических проблем и пути их решения.

Безусловно, демографический кризис в России — проблема комплексная. Она требует приятия мер по стимулированию рождаемости, роста качества медицинского обслуживания, и т.д.

В сфере повышения рождаемости одним из путей преодоления демографической проблемы может стать незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Изменения системы распределения доходов всех граждан России — также важная задача на пути решения демографических проблем. Фактически стране нужна новая социальная политика.

В сфере снижения смертности упор должен делаться на четыре направления, признанные приоритетными: формирование образа жизни, способствующего здоровью; создание благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий; переориентация системы здравоохранения на вопросы укрепления здоровья и профилактики болезней; обеспечение политической и управленческой поддержки необходимым изменениям.

Однако увеличения финансирования медицины недостаточно для решения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные «черные дыры», в которые с огромной скоростью «уходит» население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики.

Итак, в прошлом для человечества были характерны высокие показатели коэффициентов рождаемости и смертности (в основном детской). Быстрый рост народонаселения — демографический взрыв — начнётся при условии снижения детской смертности при сохранении прежнего уровня рождаемости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный финансовый университет