Валютная политика США как часть экономической политики государства

Теоретические и практические аспекты валютного регулирования

Сущность и особенности валютной политики и валютного регулирования

Валютная политика занимает очень значимое место в системе рыночной экономики и международных отношений каждого государства, потому что ее направления и формы определяются прежде всего валютно-экономическим положением страны, а также этапом развития мирового хозяйства.

Валютная политика – «не цель, а средство проведения экономических реформ», она также является инструментом урегулирования равновесия валютных курсов в системе международных отношений. Валютная политика – совокупность мер, осуществляемых в сфере международных валютных, финансовых и других экономических отношений в зависимости от текущих и стратегических целей страны.

Содержание валютной политики составляет комплекс мер, обеспечивающих относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты, равновесие платежного баланса, формирование золотовалютных резервов страны, устойчивый экономический рост, сдержанный рост инфляции и уровень безработицы.

В широком смысле в валютную политику включается валютное регулирование и валютный контроль, а также международное валютно-финансовое сотрудничество: взаимодействие между центральными банками и членство в международных организациях. Валютная политика показывает уровень взаимоотношения стран: их партнерство в случаях совпадения интересов на международной арене или разногласия, порождающие дискриминацию в первую очередь развивающихся стран,  и частое вмешательство во внутренние процессы других государств для урегулирования конфликтов.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам.

Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865-1926 гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах.

Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золотомонетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922 г. оформила создание золотодевизного стандарта. Бреттон-вудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы.

В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в. В качестве субъектов валютного регулирования можно выделить Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.

Обоснованием валютной политики каждой конкретной страны служит та или иная официально признанная макроэкономическая доктрина (кейнсианская, монетаристская, новоклассическая, ультраклассицизм) или их модификации.

Направления валютной политики разнообразны:

  1. Поддержание стабильности курса национальной валюты;
  2. Обеспечение четкого функционирования органов валютного контроля и регулирования;
  3. Регламентация международных расчетов;
  4. Обеспечение желаемого результата воздействия страны с мировым валютным рынком.

Государство проводит валютную политику в зависимости от его стратегических и оперативных (тактических) целей.

Осуществления валютной политики происходит на 3 уровнях:

— на уровне частных банков и фирм, располагающих валютными ресурсами и совершающие валютные операции;

— на государственном уровне (Центральный банк, Министерство финансов, органы валютного контроля);

— на международном уровне (межгосударственные институты, международные конференции)

Цель валютного регулирования на международном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, в выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов, в согласовании технической валютной  политики развитых стран по отношению к развивающимся странам. Стабильный рост использования международного валютного регулирования связан с:

  • усилением взаимозависимости национальных экономик, включая их валютные, кредитные и финансовые отношения;
  • изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;
  • изменением расстановки сил на мировой арене (безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства)
  • огромными масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными кризисами.

Формирование валютной политики государства зависит от установленного режима валютных курсов – плавающих или фиксированных. В условиях интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, в отдельно взятой стране не может быть абсолютно автономной валютной политики.

На основе валютной политики государство определяет характер и масштабы валютного регулирования. Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает в себя установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансово-бюджетной безопасности.

Валютное регулирование является самостоятельным методом государственного регулирования экономики, наряду с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирова­ние, с одной стороны, находится в зависимости от де­нежно-кредитного регулирования, так как валюта — это деньги, используемые в международных экономических отношениях.

С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а  внешнеторговое регулирование влияет на  валютные от­ношения. Все вышеперечисленные методы государственного регулирования способствуют решению основной задачи макроэкономической политики — достижению внутреннего и внешнего равновесия.

Содержание валютного регулирования включает в себя совокупность таких процессов, как:

  • деятельность государственных органов по регулированию обращения валюты;
  • воздействие на курс национальной валюты;
  • контроль государства за совершением валютных операций;
  • ограничение использования иностранной валюты;
  • совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Комплекс мер, создаваемый государственными органами для осуществление валютного регулирования, как правило, направлен на:

  • Создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования и контроля;
  • Установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;
  • Установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
  • Обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;
  • Регламентацию международных расчетов;
  • Поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
  • Обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Процесс валютного регулирования можно представить в виде последовательности ряда этапов (см. рис. 1.1).

Валютная политика США как часть экономической политики государства
Рисунок 1.1 — Процесс валютного регулирования

 

В узком смысле валютное регулирование — это элемент валютной политики, который выражается во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

  • валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
  • валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
  • регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

По мнению специалистов, инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

  • прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий. Обычно это проявляется в установлении государством специального порядка проведения валютных операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение. Следовательно, в данной части валютному регулированию присуще государственное принуждение, которое проявляется через действие нормативных правовых актов. При этом принуждение в механизме валютного регулирования понимают как систему необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти, в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций;
  • косвенные (диспозитивные) — использование экономических рычагов влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций.

Государственное валютное регулирование представляет собой регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса.

Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля. Валютный контроль — это система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством.

По существу, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования и поэтому является его составной частью. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

 

Формы и виды валютной политики и валютного регулирования

В современном мире в условиях рыночной экономики для регулирования международных валютных отношений страны осуществляют рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. Соотношение между ними влияет на динамику валютного курса, а формирование валютного курса обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений.

Рыночное регулирование подчиненяется закону стоимости, закону спроса и предложения валют, которые формируются на валютном рынке. Взаимосвязь этих законов обеспечивает относительную равноценность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Истоками государственного регулирования выступают кейнсианская и монетаристская концепции. В валютной сфере кейнсианская концепция исходит из необходимости государственного и межгосударственного регулирования. В центре институционального воздействия находится платежный баланс.

Активное сальдо платежного баланса приводит к экономическому росту, в страну поступают денежные средства, растет производство, повышается курс национальной денежной единицы. При пассивном сальдо, наоборот, курс национальной денежной единицы будет падать, в стране происходит экономический спад. При этом, существенную роль играет Центральный Банк, как регулятор валютного равновесия. Если, например, рост импорта достигает критического уровня, Центральный Банк начинает следить за ограничительными мерами, которые должны удорожать ввоз и сделать его невыгодным.

В США, например, платежный баланс пассивен последнее десятилетие. Он пополняется, в основном, притоком иностранных капиталов в США. Происходит также увеличение внешней задолженности.

В ряде стран — Японии, Швейцарии — сальдо активное. На первый взгляд, активный платежный баланс представляется благом, гарантирующим бесперебойный приток иностранной валюты. Но в этом есть и отрицательная сторона: партнерам невыгодно использовать швейцарские франки или японские йены, они стараются ограничить ввоз товаров из государств с сильной валютой. А это может болезненным образом отразиться на экспорте Швейцарии или Японии.

Последователи Дж. Кейнса считали, что задача государственного регулирования состоит в нахождении оптимального сочетания мер, форсирующих экспорт и ограничивающих импорт, что привлечет иностранную валюту и позволит выправить платежный баланс. Для оздоровления платежного баланса они рекомендовали такие инструменты: девальвацию, стерилизацию.

Девальвация — это увеличение массы денег в обращении и уменьшение их стоимости. Считается, что девальвация стимулирует экспорт и внутреннее потребление. Стерилизация же представляет собой корректировку денежной массы в обращении путем совмещения каждой закупки на внешнем рынке с равной по величине продажей на внутреннем рынке.

Переход к плавающим курсам заставил кейнсианцев ввести коррективы в свою позицию.

Началось их сближение с неоклассиками (монетаристами), которые считали, что платежные неравновесия могут быть ослаблены в ходе самого валютного плавания автоматически.

Монетаристы переносили центр тяжести в сферу валютно-кредитных связей и зависимостей между внутренним денежным обращением и состоянием валютного курса. Монетаристов особенно занимает обратная связь валютных резервов с размерами внутренней эмиссии, платежных балансов с денежным хозяйством в целом.

Рыночное и государственное валютное регулирование взаимодополняют друг друга. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции на валютном рынке, порождает стимулы развития, в то время как государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Соотношение между двумя видами периодически меняются в зависимости от ситуации в стране. В условиях кризисов, войн, революций преобладает государственное валютное регулирование, которое чаще всего проводится очень жестко. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) валютную политику.

Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годах практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Также одной из разновидностей девизной политики является диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты и защиту от валютных рисков и потерь. Ее проявление — продажа нестабильных валют и приобретение более устойчивых, а также валют необходимых для международных расчетов.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования.

Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты.

Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.

В то же время выделяют следующие виды валютного регулирования:

  1. Межгосударственное и внутригосударственное валютное регулирование. Межгосударственное валютное регулирование осуществляет регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.
  2. Прямое и косвенное. Прямое валютное регулирование — совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование — совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;
  3. Либеральное и ограничительное. Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Формами валютного контроля с точки зрения способа обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть:

а) предупредительные меры;

б) меры пресечения;

в) меры ответственности.

Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями.

К предупредительным мерам относятся:

  • оформление резидентами паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и валютного контроля;
  • обязанность резидентов иметь подтверждающие документы по валютным операциям;
  • обязанность хозяйствующих субъектов представлять подтверждающие документы;
  • обязанность агентов валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства;
  • предварительная регистрация счетов и сделок вывоза, пересылки валюты и ценных бумаг, предусматривающая обязанность хозяйствующего субъекта представить необходимые документы, а агента валютного контроля проверить соответствие документов законодательству и принять решение по делу – выдать регистрационный документ или мотивированно отказать в выдаче;
  • уведомление об открытии счетов резидентов в иностранных банках и предоставление отчетности о движении средств.

Пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности.

Значительная часть пресекательных мер реализуется органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства.

Меры ответственности за нарушения валютного регулирования применяются по результатам проведенных проверок, в порядке, установленном законодательством. Административный штраф как вид административного наказания применяется за валютные правонарушения органами валютного контроля. [9]

Выбор режима валютных курсов влияет на выбор валютной политики и зависит от того, какую цель преследует экономическая политика. Когда основной целью ставится достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается, предпочтение может быть отдано плавающим валютным курсам. Тогда же, когда ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. Проблема сравнительных преимуществ ФВК и плавающего валютного курса, в значительной мере, сводится к проблеме оптимальною сочетания безработицы и инфляции.

Выбор той или иной валютной политики определяется степенью зависимости национальной экономики от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Если страна в большей степени подвержена угрозе внутренней нестабильности и в меньшей степени зависит от внешней, то для нее, как правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда экономика страны в значительной степени зависит от мирового рынка, а внутренняя экономическая обстановка и национальная макроэкономическая политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные курсы.

Роль международных финансовых организаций в валютном регулировании

Одним из главных субьектов валюной политики являются международные валютно-финансовые организации. Они являются основными источниками финансовой и технической поддержки для развивающихся стран. Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях.

Международные финансовые отношения (МФО) являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира.

МФО – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты, всех форм кредитов, всех видов ценных бумаг, операций с золотом и других финансовых операций в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Таким образом, МФО – это все процессы и отношения, складывающиеся на международной арене.

Развитие МФО связано с формированием мировой системы хозяйства. Предпосылками к созданию МФО были — рост производительных сил, углубление международного разделения труда (МТР), развитие мирового рынка, интернационализация хозяйственных связей.

Уставный капитал МФО создается путем объединения капиталов стран-членов с целью решения различных задач: операции на международных фондовых и валютных рынках с целью регулирования и стабилизации мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли, а также сокращения дефицита платежных балансов; кредитование государственных программ отраслевого и регионального развития и содействия малому и среднему бизнесу; инвестирование международных проектов в области инфраструктуры, информационных технологий, транспорта и связи; финансирование международной помощи, фундаментальных научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды.

Деятельность МФО носит межгосударственный характер. Они являются субъектами международного права и могут заключать соглашения с государствами и другими международными организациями. Для достижения своих целей МФО используют широкий спектр современных методов финансового анализа и управления рисками, привлекают к работе ведущие консалтинговые, аудиторские и страховые компании, научно-исследовательские центры и инвестиционные банки. Эффективность их функционирования в значительной степени зависит от интенсивности взаимодействия с государственными органами стран-членов.

Существует два типа МФО, которые можно выделить в зависимости от характера и масштаба их деятельности — глобальные и региональные.

Глобальные МФО осуществляют управление и регулирование валютно-кредитных отношений в рамках всей мировой экономики и существенно влияют на глобализацию хозяйственных связей. Среди ведущих МФО этого типа следует выделить Международный валютный фонд, Всемирный банк и Банк международных расчетов.

Региональные МФО (банки развития) занимаются финансированием проектов, связанных с реформированием экономики стран или групп стран в рамках отдельных регионов мира, и стимулируют усиление процессов экономической интеграции. К наиболее важным МФО этого типа относятся Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития.

Международный Валютный Фонд (МВФ) был создан на Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г. Его основали 44 страны для того, чтобы построить крепкую основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения прошлых ошибок, которые способствовали Великой депрессии 1930-х гг.

Основная цель МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы — системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) совершать сделки друг с другом. Мандат МВФ был обновлен в 2012 году и стал включать в себя все вопросы макроэкономической и финансовой сектора, сказывающихся на глобальной стабильности.

Членство страны в МВФ — это предпосылка для ее вступления во Всемирный банк.

Миссия МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы. Это осуществляется путем отслеживания и анализа мировой экономики и экономики стран-членов и оказанием практической помощи странам-членам.

МВФ осуществляет надзор за международной валютной системы и контролирует экономическую и финансовую политику ИТС 188 стран-членов. В рамках этого процесса, который происходит как на глобальном уровне, так и в отдельных странах, МВФ подчеркивает возможные риски для стабильности и консультирует по необходимым политика регулировкам.

Главной обязанностью МВФ является предоставление кредитов странам-членам, которые испытывают действительные или потенциальные проблемы с платежным балансом. Это финансовая помощь позволяет странам восстановить свои международные резервы, стабилизировать свою валюту, продолжать платить за импорт, и предоставляет условия для устойчивого экономического роста. В отличие от банков развития, МВФ занимается кредитованием только государственных органов (министерств финансов и экономики, центральных банков), МВФ не кредитует конкретные проекты.

МВФ помогает странам-членам своей экономической политики разработать и более эффективно управлять своими финансовыми делами путем укрепления их человеческого и институционального потенциала посредством технической помощи и профессиональной подготовки.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Совет управляющих — высший руководящий орган в МВФ, состоит из одного управляющего и одного заместителя управляющего для каждой страны-члена. Управляющий назначается странами-членами и, как правило, это министр финансов или глава центрального банка. Совет управляющих обычно собирается один раз в год.

Основные направления деятельности МВФ включают:

  • консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь им предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
  • временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помочь им в урегулировании проблем платежного баланса, то есть ситуации недостатка иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
  • оказание странам, по их просьбе, технической помощи и содействия в подготовке кадров с целью помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обосно- ванной экономической политики.

Акционерный капитал МВФ складывается из взносов стран-членов. Каждая страна имеет квоту, выраженную в специальных правах заимствования (СДР), которая определяет возможности использования ресурсов МВФ, сумму получаемых СДР при их распределении и количество голосов в МВФ. Размеры квоты устанавливаются на основе удельного веса страны в мировой экономике и международной торговле с учетом ВВП, состояния платежного баланса и объема золотовалютных резервов. При этом 25% квоты оплачивается СДР и основными мировыми валютами, 75% — национальной валютой. Пересмотр квот осуществляется не реже одного раза в 5 лет.

С момента создания Всемирного банка в 1944 г. эта организация превратилась из одного учреждения в группу тесно связанных между собой институтов развития. На начальном этапе своего существования Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывал содействие в послевоенном восстановлении, а теперь — вместе с остальными организациями в составе Группы Всемирного банка – Международной ассоциацией развития (МАР)Международной финансовой корпорацией (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – способствует сокращению масштабов бедности в глобальном масштабе.

«Реконструкция» остается одним из важных направлений его деятельности. Однако на сегодняшний день главнейшей задачей деятельности Банка является сокращение бедности посредством всеобъемлющего и устойчивого развития в глобальном масштабе.

Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 188 стран-членов этой организации. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов или развития стран. Совет управляющих проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных собраний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Поскольку управляющие проводят свои совещания не чаще, чем раз в год, конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций, остальные исполнительные директора представляют группы стран.

Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президента Джим Ен Ким, высшего руководства организации и вице-президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи развивающимся странам по всему миру. Мы не являемся банком в обычном  значении этого слова. Наша организация состоит из пяти уникальных организаций развития, управляющихся странами-членами.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан после “холодной войны” для того, чтобы помочь построить новую эпоху в Центральной и Восточной Европы. Европейский банк реконструкции и развития принадлежит 64 акционеров стран и организаций.

Это база капитала позволяет ЕБРР собрать необходимые средств, которые в конечном итоге формируют инвестиции в проекты, которые осуществляются в самых разных секторах: от агропромышленного до транспортного.

ЕБРР славится своей гибкостью и разнообразием своих долговых продуктов. Сроки и характер выдачи ЕБРР исходит из возможностей, возникающих на всех рынках. Выручка от операций обычно меняется по плавающей ставке LIBOR в долларах США или EURIBOR, для содействия управлению активами и пассивами. Однако вследствие роста спроса на финансирование в местной валюте, ЕБРР чаще проводит операции в валютах стран данных операций.

ЕБРР предоставляет финансовые продукты с учетом специфики каждого клиента. Потенциальные клиенты должны продемонстрировать, что их предлагаемый проект или бизнес отвечает минимальным требованиям, чтобы иметь право рассматриваться у ЕБРР.

Финансирование ЕБРР проектов частного сектора обычно колеблется от 5 млн дол до 250 млн дол в виде кредитов или капитала. Средний объем инвестиций ЕБРР $ 25 млн. Небольшие проекты могут финансироваться через финансовых посредников или с помощью специальных программ для небольших прямых инвестиций в менее развитых странах.

Формы прямого финансирования, предлагаемые ЕБРР:

  • Займы
  • Инвестиции в акционерный капитал
  • Гарантии на содействие торговле

Величина финансирования ЕБРР значительно зависит от процентных ставок. На рисунке 1.2 показано процентные ставки во многих странах понизились совсемстно с процентными ставками в еврозоне, в том числе в гибких валютных курсах стран. Кроме того, большинство валют ослабело по отношению к доллару США наряду с евро.

Валютная политика США как часть экономической политики государства

Рисунок 1.2 — Изменение процентных ставок с сентября 2014

Основанный 17 мая 1930 года, Банк международных расчетов (БМР) является старейшей в мире Международной финансовой организацией. БМР имеет 60 членов — центральные банки, представляющие страны со всего мира, которые вместе составляют около 95% мирового ВВП.

Миссия БМР- помогать центральным банкам в их погоне за денежной и финансовой стабильности, развитию международного сотрудничества в этих областях и действовать в качестве главного банка для центральных банков.

В общих чертах, БМР выполняет свою миссию по:

  • Содействие Обсуждение и содействие сотрудничеству между центральными банками;
  • Поддержка диалога с другими МОО, которые отвечают за содействие финансовой стабильности;
  • проведения исследований и анализа политики по вопросам, имеющим отношение к денежно-кредитной и финансовой стабильности;
  • действуя в качестве премьер-контрагента для центральных банков в их финансовых операций; и
  • выступающей в качестве агента или доверенного лица в связи с международными финансовыми операциями.

Денежно-кредитная и финансовая стабильность является предпосылкой для устойчивого экономического роста и процветания. Отражая общественный характер этой цели, БМР делает часть его работы доступной бесплатно для широкой общественности, в том числе:

  1. Его собственный анализ вопросов денежно-кредитной и финансовой стабильности;
  2. Международные банковские и финансовые статистические данные, которые лежат в основе политических решений, научных исследований и общественной дискуссии.

Что касается ее банковской деятельности, Клиенты БМР являются центральные банки и международные организации. В банке, БМР не принимает депозиты от или предоставлять финансовые услуги, частные лица или лиц лист корпоративного.

Институциональная структура международных финансовых отношений включает многочисленные организации, которые занимают важное место в системе международных экономических связей. Их создание явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в рамках всего мира.

Возникновение международных кредитно-финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Необходимо отметить, что эти организации играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

 

 

Особенности современной валютной политики и валютного регулирования в США

Эволюция валютной политики и валютного регулирования в США

История валютной политики Соединенных Штатов Америки берет свое начало еще в 18 веке. Война за независимость стала причиной появления Континентального доллара, первой санкционированной валюты Соединенных Штатов. Этот континентальный доллар не был поддержан ничем подкреплен, и был вскоре подвержен быстрой инфляцией. В течение трех лет между 1776-1779 гг., эта валюта потеряла 2,5% покупательной способности. В то время как это может не выглядит радикальным в современном мире раздувания валют, это убедило основателей США в том, что это никогда не должно произойти снова.

В Конституции это говорится в Разделе 8 Статьи 1: “Конгресс должна влиять на …, объем выпуска денег, регулирование их стоимости, и стоимости  иностранных валют, установление Стандартов Весов и Мер” и в Разделе 10 Статьи 1, “Никакой государственный аппарат не должен … выпускать аккредитивы; упускать тот факт, что доллар является главным платежным средством в оплате долгов”. Эти два положения к конституции дают понять, что основатели направляли экономику США на поддержание устойчивой валюты при поддержке исторического хранения стоимости, которое является золотым и серебряным.

Необходимость в создании центрального банка всегда вызывала горячие споры в истории Америки. Гамильтон полагал, что его появление было неизбежным и нужным, в то время как Джефферсон заявил, что это разрушит все свободы. Первый центральный банк Соединенных Штатов был закрыт Джефферсоном, в то время как второй был закончен Эндрю Джексоном. И Джефферсон и Джексон видели, как способность определить, куда идут вновь созданные деньги, ведет к перераспределению богатства от среднего класса  к высшему.

Второй центральный банк был закрыт в 1836 году и экономика Соединенных Штатов стала процветать. Во время Гражданской войны появилась первая необеспеченная валюта Соединенных Штатов, с тех пор как в 1787 г. была принята Конституция США. Эти «зеленые спины» или «доллары», как называли эту валюту, циркулировали для того, чтобы финансировать военную экономику. После этого периода инфляции и войны, остальное время 19 века характеризуется подъемом экономики. В то время как Америка действительно изо всех сил пыталась найти социальное равенство, свобода рынков и денег допускала самое процветающее время в жизни этой страны. Во время промышленной революции доллар фактически повысился в стоимости.

За доллар в 1900 г. можно было купить гораздо больше, чем в 1870 г. Это в большей степени сказалось на среднем и низшем классе, ведь их потребительские корзины стали дешевле и люди. Средний класс выглядел тогда также как и сейчас с социальной справедливостью и с учетом устойчивой валюты и быстрыми снижениями цен.

Незначительная колебания в экономическом цикле и паники в банковской сфере дали главам крупных банков толчок для создания третьего центрального банка Америки. Это центральный банк не был похож на предыдущие, так как они оба были свергнуты людьми. Для того, чтобы центрального банка преуспел в его инфляционных путях, они сделали его полуприватизированным.

Основатели и первоначальные владельцы Федеральной резервной системы были главами крупнейших банков, включая Дж.П. Моргана. Этот Центральный банк был бы частным, но председатель стал назначаться президентом. Уилсон сказал, что ФРС была введена в действие, чтобы “предоставить твердую валюту и средства переучета векселей, установить более эффективное наблюдение за банковским делом в Соединенных Штатах, и для других целей”. Это переходит к валюте, которая может быть раздута, и к более централизованному подходу к экономическому планированию.

Между внезапным началом Первой мировой войны в 1914 и входом Соединенных Штатов в войну в 1917, золото текло в страну из Европы, чтобы купить товары, необходимые для военной поддержки. У ФРС не было инструментов, чтобы возместить инфляционное воздействие притоков. И при этом у него не было власти удовлетворять резервные требования; так как закон о ФРС передал под мандат сокращения резервных требований в течение нескольких лет, в то время как резервные балансы объединялись в ФРС, а не рассеивались среди крупных коммерческих банков.

У Резервных банков еще не было многих ценных бумаг, таким образом, они не могли обеспечить ликвидность посредством продаж ценных бумаг. Только минимальные суммы Казначейской задолженности были выдающимися, большая часть из них поддерживала национальные банкноты. В конце 1916 совокупная процентная Казначейская задолженность была равна 1 млрд. долл., она состояла главным образом из долгосрочных ценных бумаг.

В тот период единственный инструмент доступный для возмещения запасов, обеспеченных золотыми притоками, был дисконтное окно. Учетные ставки (или ставки переучета, как их тогда называли) — ставки, по которым резервные банки давали кредиты членским банкам, обесценив ценную бумагу — были подняты достаточно, чтобы банки отказались от использования этого средства.

В то время как ставки значительно колебались, их оставили достаточно низкими, чтобы поощрить банки использовать средство, чтобы получить необходимые запасы. Ставки различались среди Резервных банков и согласно типу обесцениваемой бумаги. Ставки были первоначально установлены на децентрализованной основе, которая дала гибкость каждому Резервному банку. К 1917 все Резервные банки развили сложную структуру ставок, которая классифицировала ценные бумаги согласно сроку платежа и риску.

После того, как ФРС получило контроль над процентными ставками, они создали циклы бум-спада, искусственно делая цикл деловой активности более резким и частым. Как только ФРС было создано, оно позволило США вступить в Первую мировую войну. Большая часть денег для военной экономики печаталась и создавалась по этой причине.

Кризис 1929 г. стимулировал новую попытку достичь меж­дународного согласия. В июне 1933 г. в Лондоне состоялась конференция, в которой участвовали 66 стран. На ней обсуждались вопросы возврата к золо­томонетному стандарту, установления тройственного переми­рия: таможенного, валютного и международ­ных долгов, повышения цен, способных оживить деловую ак­тивность. Провал Лондонской конференции имел последствия в виде возникновения стерлингового блока и роста значения аме­риканского доллара.

В 1931-1933 гг. сложились три валютных блока: стерлинго­вый (страны Британской империи, ряд стран Западной Европы, Иран, Ирак, Египет и Япония); долларовый (Канада, Ньюфаун­дленд и страны Латинской Америки) и «золотой» (во главе с Францией, в него входили Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Италия и Польша).

Во время Второй мировой войны продовольственные запасы и жизнь в общем находилась в режиме жесткой экономии. Только после того, как разрушительная война, которая унесла жизни 400,000 американцев, подняла экономику в стране.

Во время создания Бреттон-Вудской системы в 1944 году в соглашении с большинством стран было установлено, что доллар США был поддержан золотом во всех иностранных центральных банках. Обычная ставка на золото была бы долларами была равна 35 долл. унция. В сравнение хотелось бы сказать, что они покупали золото за 20 долл. унция всего 12 лет до этого.

Это новое соглашение сделало так, что большинство развитых стран использовало доллар США в качестве их резервной валюты. Так как доллар был поддержан золотом, почти каждая валюта в мире была обеспечена золотом. Но это не принесло США никакой пользы. Так как американцы знали, что их валюта будет принята где угодно и обменена по определенному курсу, деньги печатались с очень небольшими последствиями от инфляции, которую остальная часть мира переживала очень тяжело.

В 1960-х США решили финансировать войну во Вьетнаме и военный экспансионизм. Этот период  называли “оружием и маслом”, в это время быстрая печать денег принудила другие страны начинать выкупать их доллары за золото. Когда запасов золота у США уже не стало хватать для удовлетворения запросов соседних государств, там произошел дефолт. В 1971г. Ричард Никсон закрыл золотое окно, сделав так, чтобы никто не мог выкупить их доллары ни для чего кроме большего количества долларов. Это эффективно перевело весь мир на плавающий курс валют. Вместо покупки золота по рыночному курсу, центральные банки очень неблагоразумно решили держать доллар в качестве резервной валюты. Из-за этого в течение 1970-х наблюдался быстрый рост инфляции.

В конце 1970-х и в начале 1980-х годов, для того, чтобы остановить рост цен и валюты от еще большего распространения, председатель ФРС Пол Волкер поднял процентные ставки. Это принесло много проблем среднему классу, но это был единственный эффективный способ для восставления экономике. 1990-ые и 2000-ые года показали, что правительство не усвоило урок прошлого. Легкие кредиты, военная экспансия, «оружие и масло» начались заново. То же самое произошло и в 20008  г., подорвав экономическую стабильность в большинстве стран.

В 2008 году плохо идущий бизнес обанкротился, подняв процентные ставки, и остановка инфляции США поручились за компании «слишком большие, чтобы обанкротиться», которые сохраняли свои процентные ставки близкими к нулю до 2014 г. и почти в три раза денежную базу. На доллар, используемый в 1913 г., покупали на 95% больше, чем в 2012 г.

Институционально-правовые основы валютного регулирования в США

Структура валютной политики включает “институциональные механизмы, под которыми решения валютной политики приняты и выполнены”. Обязательно, поэтому, анализ любой структуры валютной политики простирается значительно вне границ центрального банка. Действительно, только в нескольких странах большая часть структуры валютной политики, решенной самим центральным банком.

Структуры валютной политики обычно с политической точки зрения определяются и могут зависеть, например, на финансовых учреждениях страны и степени экспертных знаний в вопросах валютной политики, которые существуют и внутри и снаружи центрального банка, а также других установленных экономических особенностей.

В США после введения закона о Федеральной резервной системе 1913 г. ФРС  дали полномочия сформулировать американскую валютную политику. Чтобы сделать это, ФРС использует три основных инструмента: операции на открытом рынке, учетная ставка и резервные требования; и три вспомогательных: процент по необходимым и избыточным балансам, обратное соглашение об обратной покупке и срочные вклады (TDF).

В ФРС Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) ответственен за осуществление операций на открытом рынке, в то время как Совет управляющих заботится об учетной ставке и резервных требованиях.

Эти три инструмента, упомянутые выше, используются вместе, чтобы определить спрос и предложение денежных балансов в хранилищах, такие как коммерческие банки, держащие свои деньги в Федеральных резервных банках. Сумма в долларах, помещенная с Федеральной резервной системой в свою очередь, изменяет уровень Федерального фонда. Это — процентная ставка, по которой банки и другие учреждения хранилища предоставляют свои федеральные банковские депозиты другим учреждениям хранилища; банки будут часто занимать деньги друг от друга, чтобы покрыть требования их клиентов с одного дня к следующему. Так, уровень федерального фонда — по существу процентная ставка что банковские сборы другой для заема денег быстро. Деньги, данные взаймы, были депонированы в Федеральную резервную систему, основанную на валютной политике страны.

Процентная ставка по федеральному фонду — то, что устанавливает другие краткосрочные и долгосрочные процентные ставки и обменные курсы иностранной валюты. Она также влияет на другие экономические явления, такие как инфляция. Чтобы определить любые корректировки, которые могут быть внесены в валютную политику и уровень федерального фонда, ФКОР встречается восемь раз в год, чтобы рассмотреть национальную экономическую ситуацию относительно экономических целей и глобального финансового положения.

Операции на открытом рынке — по существу покупка и продажа выпущенных правительством ценных бумаг (таких как американские казначейские векселя) ФРС. Это основной метод, которым сформулирована валютная политика. Краткосрочная цель этих операций состоит в том, чтобы получить предпочтительную сумму запасов, проводимых центральным банком и/или изменить цену денег через процентную ставку по федеральному фонду.

Когда Федеральная резервная система решает купить казначейские векселя на рынке, его цель состоит в том, чтобы увеличить ликвидность на рынке или поставку денег, которые уменьшают расходы по займу или процентную ставку.

С другой стороны, решение продать казначейские вексели рынку является сигналом, что процентная ставка будет увеличена. Это вызвано тем, что действие вынет деньги из рынка (слишком много ликвидности может привести к инфляции), поэтому увеличивая спрос на деньги и его расходы по займу.

Учетная ставка — по существу процентная ставка, которую банкам и другим учреждениям хранилища приказывают принимать от ФРС. В соответствии с федеральной программой, квалифицированные учреждения хранилища могут получить кредит под тремя различными средствами: основной кредит, вторичный кредит и сезонный кредит. У каждой формы кредита есть своя собственная процентная ставка, но основной уровень обычно упоминается как учетная ставка.

Основная ставка используется для краткосрочных кредитов, которые в основном расширены быстро на банковское дело и средства хранилища с основательной финансовой репутацией. Эта ставка обычно помещается выше краткосрочных уровней биржевого курса. Вторичная ставка кредита немного выше, чем основной уровень и расширена на средства, у которых есть проблемы ликвидности или серьезные финансовые кризисы. Наконец, сезонный кредит для учреждений, которым нужна дополнительная поддержка на сезонной основе, такой как банк фермера. Сезонные ставки кредита установлены от среднего числа выбранных рыночных курсов.

Резервные требования — сумма денег, которую хранилища обязаны держать в хранилищах ФРС, чтобы застраховать ее обязательства от клиентских депозитов. Совет управляющих решает соотношение запасов и обязательств, которые подпадают под резервное регулирование. Таким образом фактическая сумма в долларах запасов, проводимых в хранилище, зависит от суммы обязательств учреждения хранилища.

Обязательства, у которых должны быть запасы против них, включают чистые операционные счета, неличные срочные вклады и обязательства евровалюты; однако, с декабря 1990, у последних двух появились требования, что они должны быть равны нулю (значение, что никакие запасы не должны быть проведены для этих типов счетов).

Федеральные резервные банки выплачивают процент по необходимым балансам, сохраненным, чтобы удовлетворить запасные требования баланса и по избыточным балансам. Совет управляющих предписал правила, управляющие выплатой процентов Федеральными резервными банками в Постановлении D (Резервные требования Депозитарной Организации, 12 Частей 204 CFR).

Регулирующий закон о Финансовых Услугах 2006 г. уполномочил ФРС выплачивать процент по балансам, проводимым или от имени депозитарной организации в Резервных банках согласно инструкциям Совета управляющих, действительного с 1 октября 2011 г. Дата вступления в силу этой власти была продлена до 1 октября 2008 г. Чрезвычайным Экономическим законом о Стабилизации 2008 г.

Процентная ставка, заплаченная на баланс, сохраненный, чтобы удовлетворить запасные требования баланса, определена Советом и предназначена, чтобы устранить эффективно неявный налог, который резервные требования раньше налагали на организацию. Процентная ставка, заплаченная на избыточных балансах, также определена Советом и дает Федеральной резервной системе дополнительный инструмент для поведения валютной политики.

Согласно Стратегическим Принципам Нормализации и Планам, принятым ФКОР 17 сентября 2014 г., во время нормализации валютной политики, ФРС намеревается переместить процентную ставку по федеральным фондам в целевой диапазон, установленный ФКОР прежде всего, регулируя процентную ставку, которую  платит на избыточных запасных балансах.

Совет продолжит оценивать соответствующие параметры настройки цен, заплаченных на балансах в свете развития состояния рынка и вносить изменения по мере необходимости.

Процентные ставки, заплаченные на равновесие, сохраненных, чтобы удовлетворить запасные требования баланса и избыточные балансы, изданы на статистическом выпуске H.3, «Совокупные Запасы Депозитарных Организаций и Денежной Основы» каждый четверг в 16:30.

В стратегических Принципах Нормализации и Планах, о которых объявили 17 сентября 2014 г., ФКОР указал, что намеревается использовать ночное обратное соглашение об обратной покупке (RRP) по мере необходимости как дополнительное средство осуществления политики, чтобы помочь управлять процентной ставкой по федеральным фондам и сохранять его в целевом диапазоне установленным ФКОР. Комитет заявил, что будет использовать  средстве только до необходимой степени и постепенно сократит его, когда больше не будет необходимо помочь управлять уровнем фондов.

Когда ФРС проводит ночной RRP, размер портфеля Системный Счет открытого рынка (SOMA) неизменен, но есть сокращение запасных балансов на стороне ответственности баланса Федеральной резервной системы и соответствующего увеличения наоборот repo обязательства, в то время как торговля выдающаяся.

Федеральная резервная система проводила техническое использование упражнений RRPs с сентября 2013 г., чтобы получить опыт работы и информацию об организации и  о том, как такие операции могли бы использоваться во время стратегического процесса нормализации. Как более ранние эксплуатационные упражнения готовности, на операциях RRP — вопрос благоразумного планирования и не имеют никаких значений для краткосрочного поведения валютной политики.

В целом любой контрагент, который имеет право участвовать в ночном RRP, должен не желать инвестировать фонды быстро с другим контрагентом по уровню ниже уровня RRP. ФРС в настоящее время проводит операции RRP с 140 контрагентами, покрывая широкий диапазон предприятий.

Срочные вклады облегчают внедрение валютной политики, обеспечивая новый инструмент, которым ФРС может управлять совокупным количеством запасных балансов, проводимых организациями. Фонды, помещенные в срочных вкладах, удалены из счетов участвующих учреждений для жизни срочного вклада и таким образом истощают запасные балансы из банковской системы. Резервные банки предложат срочные вклады через Term Deposit Facility (TDF), и все учреждения, которые имеют право получить доход на их балансах в Резервных банках, могут участвовать в программе срочного вклада.

В Стратегических Принципах Нормализации и Планах, принятых 17 сентября 2014 г., ФКОР указал, что во время процесса нормализации валютной политики, ФРС намеревается использовать другие дополнительные инструменты, такие как TDF, по мере необходимости помочь управлять процентной ставкой по федеральным фондам и переместить его в целевой диапазон, установленный ФКОР.

При помощи любого из этих методов — операций на открытом рынке, учетной ставки или резервных требований — ФРС становится непосредственно ответственной за преобладающие процентные ставки и другие связанные экономические ситуации, которые затрагивают почти каждый финансовый аспект нашей повседневной жизни.

Перспективы совершенствования валютного регулирования в США

В марте этого года Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) изменил свое ведущую политику относительно процентной ставки по федеральным фондам. С постоянным улучшением экономических условий, увеличение целевого диапазона для этой ставки может быть гарантировано к концу этого года. Выбор времени первого увеличения процентной ставки по федеральным фондам и ее последующих изменений определяет Комитет  по условиям рынка труда, инфляции и другим аспектам текущего расширения (the Committee in light of incoming data on labor market conditions, inflation, and other aspects of the current expansion).

Хотя восстановление рынка труда от глубокой рецессии после финансового кризиса было разочаровывающе медленным в течение долгого времени, прогресс становится более явным в последнее время. Уровень безработицы упал заметно за прошлые несколько лет и теперь достигает 5.5 процентов, это на 10 процентов ниже его уровня на пике.

Прибыль фонда зароботной платы составила в среднем 275,000 долл. в месяц за прошлый год, что намного больше темпа, который должен был выдержать дальнейшие снижения уровня безработицы. Но уровень безработицы еще не уменьшился к 5.0 — 5.2 процентов, который большинство участников ФКОР теперь рассматривают в качестве нормального в долгосрочной перспективе. Уровень неполной занятости остается сравнительно высоким. После изучения демографических тенденций заметно, что участие рабочей силы все еще имеет невысокие показатели. И еще не заметен рост заработной платы. Но в итоге, восстановление на рынке труда произошло существенное.

Благодаря постоянному росту совокупного выпуска и расходов, условия рынка труда вероятно улучшатся в ближайшее время. Несмотря на несколько неутешительный результаты недавних данных о розничной продаже, можно сказать, что потребительские расходы вероятно увеличатся в этом году, создавая такие прочные основы, как стабильное увеличение занятости, повышение реальных доходов от более низких стоимостей энергии, продолжительное увеличения богатства домохозяйств и относительно высокий уровень доверия потребителей.

Конечно, не все сектора экономики развиваются также хорошо: долларовая оценка по-видимому будет сдерживать чистый экспорт, низкие цены на нефть вызывают сокращение в буровых работах, и восстановление в жилищном строительстве остается подавленным. Но в целом, ожидается, что реальный валовой внутренний продукт, вероятно увеличится несколько быстрее, чем его потенциал в ближайшие кварталы, таким образом продвигая дальнейшее увеличение занятости и снижение уровня безработицы.

В оценке фактической устойчивости рынка труда и остальной экономики, мы должны принять во внимание, что эти очень желанные улучшения были достигнуты в контексте экстраординарного денежное размещение. В то время как общий уровень реальной деятельности теперь, кажется, намного ближе к ее потенциалу, чем это был год или два назад, экономика в «основном» смысле остается довольно слабой по простой причине: увеличение найма и производительности, которые были достигнуты к настоящему времени, потребовали исключительно низких уровней короткосрочных и долгосрочные процентных ставок, отразив либеральную позицию валютной политики. Процентные ставки были и остаются, очень низкими, и если “основные” причины действительно будут устранены, то экономика будет быстро развиваться.

В то время как были достигнуты максимальные показатели в занятости двойного мандата США, достижени в показателях стабильности цен почти отсутствовали. Инфляция, как измерено индексом цен для частных потребительских расходов, упала ниже цели долгосрочной перспективы ФКОР 2 процентов в течение нескольких лет.

Слабая сторона инфляции в постоянном спаде на рынке труда и продовольствия. Однако большая часть этих слабых сторон связана с острым снижением цен на нефть и другие одноразовые факторы, которые будут иметь только переходящий отрицательный эффект на инфляцию, при условии, что инфляционные ожидания останутся хорошо закрепленными.

В этом отношении наблюдается длительная стабильность мер по обзору инфляционных ожиданий долгосрочной перспективы. И хотя рыночные меры компенсации инфляции уменьшились заметно с прошлого лета, есть подозрения, что эти снижения прежде всего приведут к изменениям в рисках и рыночных факторах. В итоге для валютной политики уместно остаться умеренной в течение некоторого времени, способствуя среде сжатия труда и товарных рынков, которые, вместе со стабильными инфляционными ожиданиями, помогут переместить инфляцию до 2 процентов за среднесрочный период.

Решение ФКОР по вопросу уменьшения размещения денег будет зависеть значительно от того, как экономические условия фактически разовьются в течение долгого времени. Но многие специалисты считают, что время для этого еще не пришло, но ожидается, что условия могут гарантировать увеличение процентной ставки по федеральным фондам уже в этом году. Существует несколько рассуждений, которые подкрепляют это предположение.

Для начала хотелось бы сказать, что текущая позиция валютной политики ясно обеспечивает значительный экономический стимул. Процентная ставка по федеральным фондам приближенная к 0 облегчила значительное сокращение спада на рынке труда за прошлые два года, и привела к дальнейшей прибыли. Небольшое увеличение процентной ставки по федеральным фондам очень вряд ли остановило бы этот прогресс, хотя такое увеличение могло бы замедлить его темп.

Во-вторых, полностью эффекты валютной политики чувствуются только после долгих задержек. Это означает, что влиятельные политики, которые выбирают направление политики, не могут ждать, пока они не достигли своих целей, чтоб начать регулировать политику.

Но откладывать начало нормализации, пока США не достигнет целей инфляции, тоже не благоразумно. Выполнение этого создало бы слишком большой риск значительного промаха и цели максимальной стабильной занятости и 2-процентная инфляция, потенциально подорвав экономический рост и занятость, если ФКОР впоследствии будет вынужден сжать резко политику. Кроме того, удерживание ставок на слишком низком уровне долго могло поощрить несоответствующий риск инвесторами, потенциально подорвав стабильность финансовых рынков.

Важным фактором, увеличивающим уверенность в выборе данной политики в перспективе инфляции, является постоянное улучшение на рынке труда. Ожидается, что реальный рост зарплат для американских рабочих, вероятно, увеличится с ростом производительности труда, поскольку занятость обосновывается на ее максимальном стабильном уровне. Номинальный рост заработной платы, увеличивающися обычно выше, чем текущий, примерно равен 2-ум процентам.

Но перспектива для заработной платы очень сомнительна, приблизится ли инфляция цен действительно к 2 процентам, и будут ли условия рынка улучшаться, как предсказано. Например, мы не можем быть уверены в будущем темпе роста производительности; и при этом мы не можем быть уверены в других факторах, таких как глобальная конкуренция, природа технического прогресса и тенденции в объединении, которые могут также влиять на темп реального роста заработной платы в течение долгого времени.

Эти факторы, которые являются за пределами контроля ФРС, вероятно объясняют, почему реальная заработная плата не шла в ногу с ростом производительности в течение, по крайней мере, последних 15 лет. По таким причинам мы никогда не можем быть уверены, какой темп роста номинальной заработной платы совместим со стабильной инфляцией потребительской цены, и эта неуверенность ограничивает полноценность тенденций заработной платы как индикатор прогресса при достижении целей инфляции.

При нормальных обстоятельствах простые правила валютной политики, такие как то, предложенное Джоном Тейлором, могли помочь США решить, когда поднять уровень федеральных фондов. Даже с основной инфляцией, падающей ниже 2-процентной цели Комитета, правление Тейлора теперь призывает, чтобы процентная ставка по федеральным фондам была намного больше ноля, если уровень безработицы, как в настоящее время оценивается близко к его нормальному уровню долгосрочной перспективы, и «нормальный» уровень реальной процентной ставки по федеральным фондам в настоящее время близко к его историческому среднему числу.

Но предписание, предлагаемое изменениями правил Тейлора значительно, если Вы вместо этого принимаете, заметный избыток остается на рынке труда, и что равновесие экономики, реальная процентная ставка по федеральным фондам — то есть, реальный уровень, совместимый с экономикой, достигающей максимальной занятости и стабильности цен за среднесрочный период — в настоящее время достиг довольно низкого уровня по историческим стандартам.

ФКОР будет, конечно, тщательно размышлять о том, когда начать процесс удаления стратегического размещения. Но значение этого решения не должно быть слишком подчеркнуто, потому что, какие причины для финансовых условий и остальной экономики — весь ожидаемый путь краткосрочных процентных ставок а не точного выбора времени первого повышения ставки. Расходы и инвестиционные решения, на которые ФКОР стремится влиять, зависят прежде всего от политических ожиданий в будущем, таких как долгосрочные процентные ставки и другие цены активов.

Более важный, чем выбор времени начальной политической акции Комитета будет стратегия, которую Комитет развертывает в наладке процентной ставки по федеральным фондам в течение долгого времени, в ответ на экономическое развитие, чтобы достигнуть ее двойного мандата. Восприятие участниками рынка этой функции и смысла в долгосрочной перспективе краткосрочных процентных ставок будет влиять на расходы по займам, с которыми связаны домашние хозяйства и компании, включая ставки на корпоративные облигации, автомобильные кредиты и ипотеку.

Более того, ФКОР не намеревается предпринять предопределенный курс сжатия после предварительного решения поднять целевой диапазон уровня фондов — тот, который, например, включил бы измененные повышения ставки. Фактический путь политики разовьется, также как развиваются экономические условия, и стратегическое ужесточение могло убыстриться, замедлиться, сделать паузу, или даже полностью изменить курс в зависимости от фактических и ожидаемых событий в реальной деятельности и инфляции. Цель США в налаживании процентной ставки по федеральным фондам в течение долгого времени будет состоять в том, чтобы достигнуть и выдержать экономические условия близко к максимальной занятости с инфляцией, составляющей в среднем приблизительно 2 процента.

Запланированная комбинация постепенного повышения номинальной процентной ставки по федеральным фондам вместе с дальнейшими достижениями двойного мандата совместима с неявной оценкой Комитета, что равновесие реальной процентной ставки по федеральным фондам — одна мера основной силы экономики — повышается только медленно в течение долгого времени.

В связи с финансовым кризисом равновесие реального уровня очевидно упало значительно ниже ноля из-за многочисленных постоянных встречных ветров. Эти встречные ветра включают в себя трудные гарантийные стандарты и ограниченный доступ к некоторым формам кредита; потребность в домашних хозяйствах, чтобы уменьшить их долговые нагрузки; направленная на сокращение налоговая политика на всех уровнях правительства после начальных эффектов от финансового комплекса мер по стимулированию экономики; и поднятая неуверенность по поводу экономических перспектив, которые сделали фирмы колеблющимися, чтобы инвестировать и нанимать, и домашние хозяйства, отказывающиеся купить здания, автомобили и другие контролируемые товары.

Но полная сила этих встречных ветров уменьшилась значительно за прошлый год и, позволяя занятости ускориться заметно, как раз когда уровень процентной ставки по федеральным фондам и объем наших активов актива остались почти неизменными. Основная сила экономики постепенно улучшалась, и равновесие реальной процентной ставки по федеральным фондам постепенно повышалось. Хотя недавняя оценка доллара, вероятно, отразится на экспорте США в течение продолжительного времени.

В настоящее время, реальная процентная ставка по федеральным фондам, которая оценками в настоящее время является близкой к нолю, кажется, значительно ниже долгосрочной перспективы, оцененной ФКОР. Средняя сентябрьская оценка этой долгосрочной ставки — то есть, долгосрочное проектирование номинального уровня фондов, который меньше 2-процентной инфляции — выдержало в 1-3/4 проценте в недавних планах ФКОР.

При условии, что инфляция показывает явные признаки в продвижении к 2 процентам в контексте дальнейшего прогресса к максимальной занятости,  поэтому, ожидается, что будет гарантировано дальнейшее ужесточение в валютной политике после первого увеличения процентной ставки по федеральным фондам. Если поступающие данные, однако, не поддерживают этот прогноз, тогда фактический путь политики должен будет быть приспособлен соответственно.

Довольно постепенное повышение процентной ставки по федеральным фондам будет соответствующим за следующие несколько лет, основываясь на прогнозах ФРС о реальную деловой активности, инфляции и других аспектов экономики. Если последние данные подтвердят этот прогноз, то процентная ставка по федеральным фондам будет нормализована, но в постепенном темпе.

Несколько дополнительных факторов утверждают это предположение. Имея в виду, что фактический курс валютной политики в будущем будет прежде всего зависеть от событий, как они разворачиваются, я вижу три дополнительных соображения, которые более актуальны.

Первое тесно связано с ожиданием того, что встречные ветры, сдерживающие рост, вероятно, продолжат уменьшаться постепенно, приводит к риску, что реальная процентная ставка по федеральным фондам может не вернуться к равновесию достаточно быстро.

У такого риска есть важные значения для валютной политики в ближайшем времени, когда способность экономики приспособиться к значительным повышениям ставки будет особенно сомнительна. Опыт Японии за прошлые 20 лет и Швеции позже, демонстрирует, что ужесточение политики, когда равновесие реальный ставки остается низким, может привести к заметным экономическим затратам, задержав достижение цели стабильности цен Центрального банка. Международный опыт поэтому рекомендует предостережению в устранении размещения, пока ФКОР не будет уверен, что совокупный спрос продолжит расширяться в соответствии с его ожиданиями.

Вторая причина для ФКОР, чтобы быть осторожными в удалении стратегического размещения касается асимметрий в эффективности валютной политики около ноля ниже обязательного. Если рост занятости и полная деловая активность оказываются неожиданно прочными, и инфляция перемещается значительно выше нашей 2-процентной цели, ФКОР может и поднимать процентные ставки по мере необходимости, чтобы преодолеть инфляцию.

Но если рост колеблется, и инфляция должна была упасть еще больше, то эффективные номинальные процентные ставки ниже обязательных могут ограничить способность Комитета обеспечить необходимую степень размещения. С уже большим балансом, например, ФКОР мог бы касаться потенциальных затрат и рисков, связанных с дальнейшими покупками актива.

Заключительный аргумент касается желательности достижения быстрого возвращения инфляции к 2-процентной цели ФКОР, цель, которая была бы достигнута путем уменьшения уровня безработицы несколько ниже уровня его долгосрочной перспективы.

Ужесточенный рынок труда может также повлиять на то, чтобы полностью изменить некоторые неблагоприятные последствия от финансового кризиса. Глубокая рецессия и медленное восстановление, вероятно, сдержали инвестиции в физический и человеческий капитал, ограничили темп нового делового формирования, побудили обескураженных рабочих оставлять рабочую силу и разрушили навыки долгосрочных безработных. Некоторые из этих эффектов могли бы быть полностью устранены на ужесточенном рынке труда, приведя к долгосрочным преимуществам, связанным с более производительной экономикой. Однако количественная важность этих механизмов со стороны предложения трудно установить, и соответствующее исследование по этому вопросу вполне ограничено.

Конечно, выбор этого подхода тоже не обойдется без рисков для США. Решая слишком медленно ужесточать политику, это может привести к негативным последствиям для достижения цели инфляции. Инфляция может, например, показать нелинейную динамику, в которую высокие уровни безработицы совмещают относительно небольшое давления в сторону понижения инфляции, но ужесточенные рынки труда производят восходящее давление. Если так, то снижение безработицы ниже его естественного уровня могло заставить инфляцию быстро повышаться до нежелательно высокого уровня. Быстрые увеличения краткосрочных процентных ставок, чтобы остановить такое нежелательное развитие могло, в свою очередь, иметь отрицательные эффекты на финансовые рынки и более широкую экономику.

Proceeding too cautiously could also have undesirable effects on financial stability. An environment of prolonged low short-term rates could prompt an excessive buildup in leverage or cause underwriting standards to erode as investors take on risks they cannot measure or manage appropriately in a reach for yield.16 At this point the evidence indicates that such vulnerabilities do not pose a significant threat, but the Committee is carefully monitoring developments in this area.17 Moreover, in my view, macroprudential regulatory and supervisory tools should serve as our first line of defense in addressing these risks.

Слишком осторожные действия могут также иметь нежелательные эффекты на финансовую стабильность. Среда низких краткосрочных процентных ставок могла побудить чрезмерное наращивание в рычагах или гарантийных стандартах  постепенно разрушиться, поскольку инвесторы берут риски, они не могут измерить или справиться соответственно уровню дохода. В этом пункте, доказательства указывают, что такие слабые места не представляют значительную угрозу, но Комитет тщательно контролирует действия в этой области. Кроме того, макроблагоразумные регулирующие и контролирующие инструменты должны служить первой линией защиты для США в обращении к этим рискам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный финансовый университет