Рассматривая товарную структуру экспорта РФ, можно увидеть, что главная проблема в том, что Россия экспортирует преимущественно топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,2% (в январе-марте 2013 года – 75,8%).
В связи с данной ситуацией необходима поддержка, т.е. стимулировать приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экспортоориентированные высокотехнологичные отрасли российской экономики, сочетая данный подход с оказанием господдержки таким современным формам обновления основного капитала российских компаний, как лизинг высокотехнологичного оборудования в экспортоориентированные производства т.к. использование экспортной выручки, среди прочего, позволяет решать три задачи, имеющие важное социально-экономическое значение в масштабах страны:
- покрытие импортных расходов;
- оплату внешней задолженности государства и хозяйствующих субъектов;
- создание и развитие резервных активов (в том числе, формирование Резервного Фонда, Фонда общественного благосостояния, золотовалютных резервов).
Как показывает опыт многих развитых и развивающихся государств, добившихся успеха в подъеме экспорта готовых изделий важную роль в этих достижениях сыграло наличие в этих странах эффективной государственной системы поддержки экспорта.
Существует огромное многообразие приемов для поддержки экспорта
Торгово-политические меры продвижения экспорта:
- Совершенствование договорно-правовой базы с иностранными государствами;
- Устранение тарифных и нетарифных барьеров;
- Использование возможностей международных организаций;
- Прямая политическая поддержка;
- Обмен задолженностей развивающихся стран на участие в бизнесе за рубежом;
- Государственная поддержка участия предприятий РФ в тендерах за рубежом;
Налогово-административные меры:
- Возмещение НДС и упрощение процедуры его возмещения при экспорте товаров и освобождения при экспорте услуг;
- Селективная поддержка ПИИ в российские отрасли высоких технологи;
- Упрощение таможенных режимов ввоза сырья и комплектующих для экспортного производства;
- Зоны экспортного производств а (особые экономические зоны, технопарки, наукограды);
- Стимулирование е участия в международной производственной кооперации;
- Освобождение от налогов ввоза технологического оборудования и комплектующих по критерию производства в РФ;
Финансовые меры:
- Государственное финансирование экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по ним;
- Страхование экспортных кредитов и рисков под эгидой государства;
- Предоставление госгарантий по экспортным кредитам российских коммерческих банков;
- Страхование от политических рисков, вкл. риски отмены конвертируемости валют в стране-импортере;
- Стимулирование лизинга оборудования из-за рубежа для организации экспортного производства;
- Покупка зарубежных высокотехнологичных активов и господдержка;
- ПЗИ в отрасли высоких технологий;
Специальные меры стимулирования экспорта:
- Информационно-консультационная помощь (МЭР, торгпредства РФ за рубежом, ассоциации и др. деловые союзы);
- Промоционные меры и меры по установлению деловых контактов
- Создание правительственных и межведомственных комиссий по реализации и мер поддержки экспорта, в т.ч. с участием бизнеса;
- Разработка внешнеэкономических раздело в стратегии развития обрабатывающей промышленности;
- Подготовка профессиональных кадров для сферы ВЭД;
- Разработка внешнеэкономических разделов стратегий развития целевых отраслей.
Важно отметить, что федеральным бюджетом предусмотрено ежеодное выделение средств на поддержку экспорта:
- 2 млрд долларов на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции;
- 3 млрд рублей на цели субсидирования части процентных ставок.
Так же существуют данные, что было выделено дополнительно 6 млрд рублей на субсидирование экспортерам высокотехнологичной продукции и 2,5 млрд рублей на возмещение части затрат российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 — 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях направленным на технологическое перевооружение.
Для того чтобы производить гарантийную поддержку покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций экспортеров за счет кредитов и займов, создан уполномочивающий орган Российский экспортно-импортный банк (ЗАО “Росэксимбанк”).
Распорядителем выделяемых средств из бюджета в России является Минпромторговли России, принимающее решение о предоставлении возмещения совместно с Министерством экономического развития России и Минфином России.
В пользу формирования эффективной государственной системы поддержки экспорта в России свидетельствуют также высокие риски финансовых потерь, с которыми сталкиваются российские предприниматели при проведении экспортных операций. Последнее обстоятельство связано с тем, что российские компании-экспортеры промышленной продукции в значительной степени ориентированы на рынки развивающихся стран, экономика и социально-политическая ситуация которых характеризуется повышенной нестабильностью. Система государственной финансовой поддержки экспорта призвана устранить подобные негативные факторы в развитии российского промышленного экспорта.
Гарантирование государством экспортных операций в России опирается на детально разработанную нормативную базу. В соответствующих распоряжениях правительства установлены порядок и условия предоставления государственных гарантий, перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, страны, экспорт промышленной продукции в которые пользуется гарантийной поддержкой, перечень документов, предоставляемый для получения гарантий.
В общем и в целом, основная задача государственных мер по поддержке экспортеров — это повышение конкурентоспособности производимых Россией товаров, а так же важно чтобы выделяемые средства выделялись в требуемом количестве и доходили до своих получателей.
Обращая внимание на модели других стран на сегодняшний день модель поддержки экспорта России далека от идеала. Для решения проблемы с недостаточным выделением средств, стоит привлекать средства частных инвесторов Росэксимбанком. Далее можно сформировать структуры, которые будут направлены на на страхование средне- или долгосрочного кредита, особенно в условиях высоких политических и коммерческих рисков экспорта на развивающиеся рынки. Для улучшения, увеличения доли высокотехнологичной продукции, требуется укрепить институты лизинга.
Действующая в настоящее время в России система поддержки охватывает многие формы, практикуемые в промышленно-развитых странах, но мало функциональна ввиду сложности, зарегулированности и громоздкости, и в связи с неразвитостью институциональной базы поддержки экспорта, т.е. система практически недоступна для малых и средних бизнесов.
В заключение можно сказать, что совершенствование системы поддержки экспорта возможно за счет ее усиления на региональном уровне, расширения поддержки малого и среднего бизнеса, начинающих экспортеров, постепенного увеличения ее объемов, облегчения условий получения, а также унификации критериев поддержки. Но так же не стоит забывать, о том, чтобы меры по поддержке не противоречили положениям экономических организаций, в которых состоит Россия (например, ВТО).