- ВВЕДЕНИЕ
- Современное состояние экономики России
- Основные черты социально-экономической модели России
- Общая характеристика реформ в современной России
- Особенности внешнеэкономической деятельности в России на переходном этапе развития экономики
- Вхождение России в мирохозяйственный процесс
- Новые формы финансирования российских предприятий
- Организация и планирование лизинговых операций.
- РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
- Концепция лизинговой операции, основанной на внешнеторговой сделке
- Разработка схемы подготовки внешнеторговой сделке по поставке готовой продукции
- Обоснование экономической целесообразности предлагаемой схемы лизинговой операции, основанной на внешнеторговой сделке по поставке муки
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире в условиях углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни меняются характер и формы экономических отношений между странами. Если раньше они базировались на обычной торговле, то теперь все больше на производственной взаимосвязи, интернационализации капитала, рынка рабочей силы. Поэтому переход к полноценной открытой рыночной экономике связан с созданием необходимых условий для развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Внешнеэкономическая деятельность должна рассматриваться прежде всего как средство повышения эффективности производства за счет преимуществ международного разделения труда, международной специализации и кооперации. Особое место в экономике современной России занимают новые, нетрадиционные для российского рынка виды бизнеса, такие как: факторинг, лизинг, инжиниринг.
С ростом технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования. В этих условиях лизинг становиться дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. При этом эффективность лизинговых операций можно повысить за счет комбинирования их с другими видами бизнеса (например с экспортными операциями по поставке сырьевых и продовольственных товаров) и построения новых схем взаимодействия различных предприятий.
Лизинговые операции по сдаче в аренду оборудования, а так же поставки сырьевых и продовольственных товаров на экспорт в значительных масштабах могут осуществлять только крупные, стабильно работающие предприятия. Это предприятие имеет многолетнюю историю развития и огромный опыт работы на рынке сырьевых и продовольственных товаров (в особенности зерновых культур и продукции мукомольной промышленности), оно обладает большим кругом покупателей продукции, в том числе и странах дальнего зарубежья, и широкой сетью поставщиков сырья, заинтересованных в приобретении высококачественного оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции. Использование этих условий позволяет разработать новую схему лизинговых операций по поставке сельхозперерабатывающего оборудования, основанных на сделках по поставке сырьевых и продовольственных на экспорт.
Основной задачей исследования данной дипломной работы является изучение возможности и разработка методики проведения лизинговых операций по поставке оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции, основанных на внешнеторговых поставках сырьевых и продовольственных товаров.
Для детальной проработки и исследования поставленной задачи, а также ее практической реализации в дипломной работе рассмотрены следующие вопросы:
а) состояние российской экономики и перспективы ее развития;
б) влияние проблем экономики переходного периода на развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;
в) анализ лизингового бизнеса;
г) экономические основы лизинговых операций;
ж) осуществление внешнеторговых сделок и прохождение таможенных формальностей;
В качестве инструментария в решении поставленной задачи использованы методы и модели качественного и количественного анализа хозяйственной деятельности.
Современное состояние экономики России
Основные черты социально-экономической модели России
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство-Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскую государственность.
В политической сфере все тоже вроде не к лучшему. Если вдуматься в то что говорят наши “политики”, то кажется что они сами не понимают, что происходит.
Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том, что Россия — великая держава, и о том, что она, т.е. Россия, должна занять «достойное место» в мировом сообществе. Не очень тогда становится понятно: если Россия – “великая держава”, то это уже само по себе «достойное место» в мире. Тогда тут что-то не клеится.
В своей контрольной работе я бы хотела изложить это самое “становление и формирование” России в 90-е гг. 20 века. Я выбрала эту тему потому, что- это “новейшая история”- это время , в котором мы живём в данный момент, и осознаём всё до мельчайших подробностей т.к. это происходило на наших глазах, тем более в наше время гораздо больше источников информации, таких как радио, телевидение, газеты, журналы и др.
Важным вопросом для России начала 90-х был, выбор формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992г. шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов «Трудовой России» и Фронта национального спасения -– «Вся власть Советам». В свою очередь, к весне 1992 г. сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.
В феврале 1992г. Президент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 г. борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.
12 декабря 1993 г. состоялся первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции. Проект получил одобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства становился Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «Я-Б-Л» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение российского государства в рамках до 1977 г.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).
12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х гг. обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г. (по последним данным Госкомстата России, до 3%), а в мировой промышленной продукции — с 4,6 до 1,8%. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами.
В период с начала 30-х до конца 80-х гг. в СССР господствовала административно-командная система, отечественная модель которой предполагала тотальное господство государства в экономике и директивное планирование всей хозяйственной деятельности. Смягчение негативных черт этой системы в 60-80-е гг. не могло предотвратить нарастания кризисных явлений в советской экономике (прежде всего исчерпания возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов).
С целью выхода из охватившего экономику СССР системного кризиса в конце 80-х гг. начался переход к рыночной системе. Этот переход стал определяющим фактором трансформации экономики после распада СССР и начала рыночных преобразований в России с 1992 г.
Необходимо отметить резкое сокращение перераспределения ресурсов через государственный бюджет: доля доходов консолидированного бюджета в ВВП сократилась с 43% в 1989 г. до 24,5% в 1997 г., а расходов — с 52 до 32,2% (с учетом внебюджетных фондов, т.е. бюджета расширенного правительства, — соответственно до 34 и 41,5%). Правда, сокращение государственных расходов нередко происходило бессистемно, без проведения реформ, затрагивающих финансовые обязательства государства (военной, социального обеспечения и др.).
Произошла ликвидация плановой системы управления. Разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также последних — с иностранными фирмами. В результате либерализации цен в России в середине 1998 г. 90% их устанавливались свободно, 5% — государством и 5% — подпадали под государственные ограничения по норме рентабельности (т.е. прибыль от продажи такого товара должна составлять не более определенного процента от себестоимости).
Либерализация внешнеэкономической деятельности разрушила монополию государства в этой сфере, позволила ликвидировать разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами, привела за счет импорта потребительских товаров к устранению дефицита на внутреннем рынке.
В 90-х гг. в России появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, была ликвидирована государственная монополия на банковское дело, произошел переход к принятой в странах с рыночной экономикой банковской системе. Возник фондовый рынок, на котором обращаются государственные и корпоративные ценные бумаги (этому рынку был нанесен тяжелый удар кризисом государственных финансов в 1998 г.).
Россия находится на довольно раннем (по сравнению со странами ЦВЕ) этапе перехода к рыночной экономике, и переходный период здесь займет более длительный срок. Важной исторической особенностью России является доминирующее положение государства в экономике. Так как вмешательство государства в экономику в советский период достигло максимально высокого уровня, для перехода к рынку и усиления позиций частной собственности была необходима либерализация (уменьшение регулирующей роли государства). Тем не менее степень государственного контроля над хозяйственными процессами в стране в обозримом будущем будет оставаться довольно высокой.
Государственное вмешательство в экономику при всех неизбежных его недостатках, связанных с бюрократизмом и лоббированием при принятии решений, неэффективностью и расточительностью государственного сектора и т.д., в принципе может играть важную и позитивную роль в развитии производства, направлении инвестиций в реальный сектор, подъеме социальной сферы.
Общая характеристика реформ в современной России
В конце 1991-начале 1992 гг. Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 г. было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.
Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 г. было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
С началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 г. первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.
Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и «шоковая терапия».
Главным архитектором «шоковой терапии» стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления: либерализация цен, свобода торговли, приватизация . В результате освобождения цен с 01.01.92 г. денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что. С 01.10.92 г. началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать акции предприятий).
Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождением цен упразднялась система централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства).
Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССР России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах, исчезли рынки сбыта многих товаров.
В результате положение в экономике ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992г. на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996 г.
При высокой степени монополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники», начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли.
Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий были скуплены новыми предпринимателями и банкирами.
Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Растет безработица.
Итоги первого (92) года реформ:
- спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;
- не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);
- увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;
- внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны;
- снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.
В последние годы Россия переживает один из самых драматических периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм — коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз — главный продукт этого режима – распался на 15 независимых государств. Сошла с исторической арены Коммунистическая партия Советского Союза – орден меченосцев в XX в., объединивший в себе все функции управления во имя поддержания власти невиданного доселе партийного, хозяйственного и идеологического аппарата во главе с горсткой людей, обладавших огромной, всепроникающей и бесконтрольной властью над народом.
Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно-распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях, выдаваемых аппаратом за великую цель всей нации. Замедление темпов роста и кризис такой экономики были неизбежными. С конца 70-х годов начался спад производства, т. е. реальный экономический кризис.
Эта экономика производила огромное количество неконкурентоспособных, низкокачественных продуктов на гигантских по размерам предприятиях и платила всем работникам заработную плату на уравнительной основе независимо от результатов трудовой деятельности. В таком качестве она устраивала огромные массы людей, не знакомых с реальной культурой труда и его мотивацией.
Естественно, что уход в небытие столь могучих сил породил не только вакуум, но и мощные, часто слепые центробежные сепаратистские силы, способные развалить и саму Россию. Именно в этих условиях в стране начались реальные экономические реформы как главная гарантия удаления от коммунистического прошлого, перехода от тоталитаризма к демократии, от казарменного распределения продуктов и доходов к реальной рыночной и денежной системе.
Реальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падением жизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали у многих поначалу впечатление шока. И поскольку экономические реформы запоздали и проводились в условиях заметно продвинувшейся политической эмансипации и демократизации общества, гласности и непривычного для страны плюрализма мнений, становления новых политических движений и партий, они вызвали огромный резонанс в обществе. Спрятанный в бутылку и закупоренный коммунистическим режимом джинн политической свободы вырвался наружу и стал гулять по огромным просторам страны, подогревая страсти и сталкивая мнения и предпочтения разных людей, противопоставляя их друг другу.
Естественно, что в таких условиях обострение политической борьбы стало неизбежным. К сожалению, по ряду историкокультурных и национальных причин она приняла нецивилизованные, деструктивные формы. В 1992-1993 гг. образовалось двоевластие, принцип разделения властей был нарушен, возник блок консервативных, прокоммунистических и реваншистских сил, который и привел к кровавому путчу в октябре 1993 г. Организаторы путча устроили кровавые побоища на улицах Москвы, что и привело к расстрелу парламента.
Теперь уже ясно, что экономические реформы в России идут намного сложнее и противоречивее, чем в посткоммунистических странах ЦВЕ и Балтии. Начало реформ совпало с развалом СССР и СЭВ, усилившимися дезинтеграционными процессами в самой России, ликвидацией станового хребта бывшей советской империи — КПСС, резким ухудшением экономического положения в стране к концу 1991 г. Естественно, что в этих условиях реформы в России могли осуществляться лишь радикальным, а не постепенным путем. Бывшая партийно-хозяйственная номенклатура и силы истинных приверженцев антирыночной марксистско-ленинской идеологии были деморализованы, иначе бы они не позволили поставить под сомнение «ценности» «реального социализма», создававшегося в стране более 70 лет.
Переход от сверхцентрализованной командной к рыночной экономике в российских масштабах исторически беспрецедентен и крайне сложен. По своей сути он должен быть полным, последовательным и охватывать не только макро-, но и микроуровни всей экономической системы. Здесь необходима решительная политическая воля к рыночным преобразованиям, широкое и твердое индикативное государственное регулирование в интересах этих преобразований и соответствующая помощь Запада.
Ельцинско-гайдаровские реформы, проводимые с начала 1992 г., как уже говорилось, впервые стали реальными рыночными реформами на практике. Взятому курсу на радикальные экономические реформы противоречила вся предыдущая история трусливых и безуспешных попыток введения каких-либо элементов рынка, учета реального спроса в рамках «реального социализма», системы централизованного планирования.
Все они, однако, провалились и никак не повлияли на тот пагубный тренд, который неумолимо вел советскую экономику, основанную на государственном централизованном распределении ресурсов, к неизбежному краху. Главная же задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства. Команда Гайдара вначале было дружной и однородной, состояла из единомышленников. Это была команда, которая сразу же предупредила общественность, что проводимые ею реформы будут трудными и болезненными, поэтому их надо проводить решительно и быстро, иначе они захлебнутся, а члены команды Гайдара превратятся в обычных камикадзе.
Многие критики экономических реформ опять предлагают не просто медлительность и постепенность их реализации, а частичный возврат назад. При этом, декларируя «новые подходы», они, по существу, предлагают идеи политически обанкротившейся хасбулатовской или гэкачепистской программы. В отличие от последних, где, на наш взгляд, просто отрицался рыночный характер реформ, программа академиков С. Шаталина, Л. Абалкина и др. призывала к полурыночности, частичному восстановлению планово-распределительных структур. Те, кто раньше стоял у истоков рыночной программы «500 дней», стали призывать к установлению государством фиксируемого государственного вмешательства в экономику вплоть до возрождения какого-то подобия Госплана, государственной плановой поддержки производства, а значит, и к возврату дефицитной экономики. Именно эта полурыночная экономика «рыночного социализма» была разрушена в годы правления М. Горбачева, ее разрушение и породило рыночную программу «500 дней», опираясь на которую ельцинскогайдаровская программа пошла более радикальным путем и набрала много очков.
Авторы альтернативных программ сдерживания экономических реформ, по-видимому, забыли, что в силу известных традиций ужесточение государственного регулирования экономики в России тут же превращается в усиление администрирования, командно-распределительного импульса. И что бы ни говорили о «планировании» в Японии и во Франции, там природа его в принципе иная: индикативная, косвенная, и к тому же в рыночной и цивилизованной среде, а не в казарме и не силой.
Особенности внешнеэкономической деятельности в России на переходном этапе развития экономики
Вхождение России в мирохозяйственный процесс
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи (ВЭС). На всех этапах развития любой страны внешнеэкономические отношения оказывали влияние на решение проблем как на уровне народного хозяйства, так и на уровне отдельных регионов, объединений, предприятий. Благодаря международному разделению труда (МРТ) каждая страна может сосредоточится на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.
ВЭС России включают следующие формы: внешняя торговля; совместные предприятия на территории России; совместные предприятия за рубежом; иностранные предприятия на территории России; международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничество; концессии; сотрудничество на компенсационной основе; сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами; переработка давальческого сырья; привлечение иностранной рабочей силы; производственное кооперирование; научно-техническое сотрудничество; торговля лицензиями и технологиями; прибрежная и приграничная торговля; торговля строительными услугами; торговля транспортными услугами; сотрудничество в банковской сфере; иностранный туризм; сотрудничество в свободных экономических зонах; лизинг и прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи, торговые дома и другие).
Экономика России переживает глубокие преобразования, связанные с переходом на рельсы рыночной экономики. Важные условия перехода к рынку, при котором спрос и предложение будут оказывать влияние на структуру производства, определять ценообразование на основную массу продукции — плюрализм форм собственности, приватизация государственной собственности.
Но не менее важным фактором, способствующим формированию рынка в России, должен стать переход к открытой экономике.
Получившая высокое развитие и широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой торговля услугами приходит и к нам. Создаются новые коммерческие банки и страховые компании, развиваются инжиниринговые услуги, возникают консалтинговые фирмы, появляются рекламные агентства и т.д.
Доминирующий у нас бартерный обмен нефти и газа на товары народного потребления и продовольствия — это отсталая форма международной торговли. В мире все более широкое распространение получает производственная кооперация, проводимая как отдельными фирмами, так и международными корпорациями. Наше полноценное участие в этом процессе затруднено из-за низкого качества отечественной техники. К тому же отечественная промышленность в отдельных секторах экономики практически не сталкивалась с конкуренцией иностранных товаров на внутреннем рынке.
Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике ,- неразрывная составная часть радикальной экономической реформы, осуществляемой в России. Переход на свободное ценообразование, ускорение приватизации, регулирование макроэкономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики и другие элементы нового подхода к экономике находят отражение и в области внешнеэкономических отношений. Постепенный отказ от административных и использование экономических форм регулирования, курс на конвертируемость рубля не могут рассматриваться в отрыве от общих направлений экономической политики российского правительства. В тоже время и общий поток экономических преобразований в России невозможен без серьезных перемен во внешнеэкономической сфере.
Однако либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России выявила и отрицательные моменты. Участие во внешней торговле, особенно в торговле сырьем, разных посреднических структур привело к уменьшению валютной выручки, поступаемой в страну, искусственному занижению цен на вывозимое сырье и оставлению части валюты за рубежом.
Новые формы финансирования российских предприятий
В дополнение к традиционным средствам финансирования в сложившихся условиях возникает необходимость использовать новые средства. Три из таких новых способов финансирования, а именно факторинг, форфейтинг и лизинг, будут рассмотрены мною в этой главе.
Факторинг (в переводе с английского- посредничество) — это разновидность торгово-комиссионных операций. Сочетающаяся с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами клиента в процессе реализации ми товаров и услуг). Иначе говоря, в основе факторинговой (факторской) операции лежит покупка банком счетов-фактур поставщика на отгружаемую продукцию (оказанную услугу) и передача банку права требования платежа с покупателя продукции (услуги). Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Таким образом сущность факторинга по экспорту сводится к тому. Что финансовая корпорация (фактор) соглашается освободить экспортера от финансового бремени экспортной сделки (от взимания покупной цены) с тем чтобы экспортер смог сосредоточится на своей настоящей деятельности: продаже и маркетинге своих товаров. Достигается разделение функций: вывоз, включающий отправку товаров, документация и передача транспортных документов совершаются экспортером (продавцом), но осуществление кредитования в согласованных пределах обязанность фактора. Международный факторинг в современной экспортной торговле имеет существенное значение. Он упрощает получение наличных денег в ходе деловых операций экспортера, что имеет важное значение.
Форфейтинг — это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе — форфейтинге — от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства, естественно, происходит со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
- в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
- в экспортных сделках — для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Преимущества форфейтера выражаются в следующем :
- простота и быстрота оформления документации;
- возможность легко реализовать купленные активы на вторичный рынке;
- более высокая маржа, чем при операциях кредитования.
Недостатки для форфейтера:
- отсутствие права регресса в случае неуплаты долга;
- необходимость знания вексельного законодательства страны импортера;
- ответственность за проверку кредитоспособности гаранта;
- необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей;
- невозможность совершить платеж раньше срока.
Понятие «лизинг» трактуется в зарубежной и отечественной предпринимательской деятельности достаточно широко. Сложность отношений, складывающихся в связи с лизингом, обуславливает существование нескольких точек зрения на его сущность и происхождение. Лизинг имеет финансово-коммерческий, правовой и технический аспекты.
Точный экономический смысл лизинга выражает его определение как комплекса имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование. Этот комплекс помимо собственно договора лизинга включает и другие договоры, в частности договор купли-продажи и договор займа. Для лизинга свойственно сочетание этих договоров и взаимопроникновение возникающих при их заключении отношений.
Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем и он сохраняет за собой право собственности.
Из этих двух определений следует, что отношения по передаче имущества во временное пользование — определяющие, стержневые в лизинге. Вспомогательную роль выполняют отношения по купле-продаже имущества. Эти отношения, как правило, не только предшествуют собственно передаче имущества в пользование, но и в ряде случаев при приобретении имущества пользователем в собственность после окончания договора лизинга могут завершать весь комплекс отношений лизинга.
Лизинг имеет противоречивую, двойственную природу . Двойственность проявляется в том, что, с одной стороны, исходя из экономической сути, лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе в основной капитал. Предоставляя на определенный период элементы основного капитала, собственник в установленное время получает их обратно, то есть налицо существование принципа срочности и возвратности; за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных — тем самым обеспечивается реализация принципа платности. Следовательно, по своему содержанию лизинг соответствует кредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки. С другой стороны, по форме, поскольку ссудодатель и заемщик оперируют с капиталом не в денежной форме, а в производственной форме, лизинг внешне схож с инвестициями.
Экспортер, у которого возникла необходимость в кредите для его покупателей или импортер, нуждающийся в финансировании, имеют несколько альтернатив, в каждой из которых есть свои плюсы и минусы.
По сравнению с факторингом форфейтинг обладает определенными преимуществами. Первый обычно используется для среднесрочного финансирования (90 — 180 дней), к тому же предоставляется в относительно небольшом количестве валют, и при этом всегда остается определенный риск для экспортера (финансовые институты обычно принимают до 80 % долга и требуют сохранения права регресса на экспортера в случае неплатежеспособности импортера). Недостатком факторинга является и то, что процент по нему обычно выше, чем при форфейтинговой форме финансирования. В отличие от факторинговых операций при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму и на полный срок, беря на себя все коммерческие риски и без права регресса, что также более выгодно для экспортера.
К банкам иногда обращаются с просьбой профинансировать международные лизинговые сделки. Учитывая, что срок лизинга может быть длительным, лизингодатель несет существенный финансовый риск. И если собственник оборудования готов принять на себя такой риск, он сам выступает в качестве лизингодателя. Если же собственник не готов к этому, заключается трехсторонняя сделка, при которой банк оказывается между собственником — экспортером и лизингополучателем7
Международный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных. Вместе с тем для него характерны и определенные недостатки. Самым значительным из этих ограничений, пожалуй, выступает то, что лизинговая операция подразумевает более сложное документальное оформление.
Из всего вышеизложенного, а также анализируя ситуацию, сложившуюся в экспортно-импортных отношениях российских предприятий с иностранными партнерами, можно сделать вывод, что лизинг является перспективным и многообещающим в стимулятором развития внешнеторговых отношений.
Организация и планирование лизинговых операций.
Объектами лизинга являются элементы активной части основных фондов. В лизинг может передаваться практически любой объект, если он не уничтожается в производственном цикле. В зависимости от характера объекта лизинга различают лизинг движимого имущества и лизинг недвижимого имущества.
Объектами движимого лизинга являются:
- транспортные средства;
- строительная техника;
- средства теле- и дистанционной связи;
- станки;
- средства вычислительной техники;
- другое производственное оборудование, механизмы, приборы.
Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения. В настоящее время в России аренда недвижимости приобрела широкие масштабы. Однако ее формы не имеют полного тождества с лизингом недвижимости, получившим распространение за рубежом.
Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений, т.е. в лизинговой сделке, как правило, принимают участие три субъекта.
Первым из них является собственник имущества, предоставляющий его в пользование на условиях лизингового соглашения, — лизингодатель.
Вторым участником лизинговой сделки является пользователь имущества — лизингополучатель, которым может быть любое юридическое лицо;
Третий участник лизинговой сделки — продавец имущества лизингодателю, которым может быть любое юридическое лицо.
В классической лизинговой сделке взаимоотношения между субъектами строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, самостоятельно подбирает располагающего этим имуществом поставщика. В силу отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения имущества в собственность он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Это участие лизингодателя выражается в покупке им имущества у поставщика в собственность и последующей передаче лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в лизинговом соглашении условиях.
В зависимости от состава участников сделки различают:
- прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка);
- косвенный лизинг, когда передача имущества происходит через посредника.
- Частным случаем прямого лизинга можно считать возвратный лизинг.
По типу имущества различают:
- лизинг движимости;
- лизинг недвижимости.
По степени окупаемости имущества выделяют:
- лизинг с полной окупаемостью, при которой в течение срока действия одного договора происходит полная выплата лизингодателю стоимости арендуемого имущества;
- лизинг с неполной окупаемостью, когда в течение срока действия одного договора окупается только часть стоимости арендуемого имущества.
В зависимости от условий амортизации различают:
- лизинг с полной амортизацией и соответственно с полной выплатой стоимости объекта лизинга;
- лизинг с неполной оплатой амортизации и, с частичной выплатой стоимости.
В соответствии с приведенными выше двумя признаками классификации, которые неразрывно связаны между собой, выделяют так называемый финансовый и оперативный лизинг.
По объёму обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют:
- чистый лизинг, если все обслуживание передаваемого имущества берёт на себя лизингополучатель;
- лизинг с полным набором услуг, если полное обслуживание имущества возлагается на лизингодателя;
- лизинг с частичным набором услуг, когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.
В настоящее время в нашей стране ещё не сложилась инфраструктура рынка лизинговых услуг и практически пока нет лизинговых компаний, которые смогли бы обеспечить должное техническое обслуживание объектов лизинга. Основные участники лизингового бизнеса — банки — тоже не в состоянии справиться с такой задачей. Отсутствие возможности предоставлять сервисные услуги по лизингу — одна из самых слабых сторон отечественного лизингового предпринимательства по сравнению с зарубежной практикой. Поэтому на этапе становления лизингового бизнеса в нашей стране лизингополучателем пока может быть предложен в основном чистый лизинг. Если лизингодатель может предложить лизингополучателю полный набор услуг по обслуживанию оборудования, то имеет место так называемый «мокрый» лизинг (wet leasing). При передаче в пользование специального оборудования со сложными техническими характеристиками имеет место «мокрый» лизинг с дополнительными обязательствами. Его используют, как правило, либо сами изготовители такого оборудования, либо крупные оптового-торговые организации. По стоимости это один из самых дорогих видов лизинга. В комплекс услуг наряду с техническим обслуживанием, ремонтом, страхованием также могут входить поставка необходимого для работы оборудования сырья, подготовка квалифицированного персонала, маркетинг и реклама готовой продукции.
В настоящее время в нашей стране техническая база для применения «мокрого» лизинга и «мокрого» лизинга с дополнительными обязательствами практически полностью отсутствует. В тоже время в ряде случаев лизингодатели (главным образом лизинговые фирмы) берут на себя выполнение отдельных услуг (поставка запасных частей, профилактический осмотр и т.д.).
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:
- внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну;
- внешний (международный) лизинг. К внешнему лизингу относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон или все стороны одновременно принадлежат разным странам. К этому же виду лизинга относятся сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон строит свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой, например является совместным предприятием.
Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный лизинг. При экспортном лизинге зарубежной страной является лизингополучатель, а при импортном — лизингодатель.
По отношению к налоговым и амортизационным льготам различают:
- фиктивный лизинг, если сделка носит спекулятивный характер и заключается исключительно с целью извлечения наибольшей прибыли за счет получения необоснованных налогов и амортизационных льгот;
- действительный лизинг, если при проведении сделки указанная выше цель не является основной и определяющей.
По характеру лизинговых платежей различают:
- лизинг с денежным платежом, если все платежи производятся в денежной форме;
- лизинг с компенсационным платежом, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведённых на данном оборудовании, или в форме оказания встречной услуги;
- лизинг со смешанным платежом, когда сочетаются перечисленные в первых двух случаях формы оплаты.
В зарубежной практике наиболее сложным видом лизинга по праву считается leveraged leasing, название которого переводится как раздельный лизинг, или лизинг, частично финансируемый лизингодателем. Он используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, охватывающих множество сторон. Ему присуще сложное многоканальное финансирование.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования обусловливают поиск и внедрение нетрадиционных для экономики нашей страны методов обновления материальной базы и модификации основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг, который выполняет несколько народнохозяйственных функций.
В современных условиях хозяйствования финансовой функции принадлежит в лизинге ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым ему имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств или банковского кредита. Освобождение лизингополучателя от единовременной полной оплаты стоимости имущества выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается как её альтернатива. Кроме того лизинг открывает доступ к необходимому имуществу и при наличии каких-либо кредитных ограничений или невозможности привлечения для этих целей заемных средств.
Преимуществом лизинга является также порядок осуществления лизинговых платежей. Поскольку сроки и размер выплат определяются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингополучателя, то в заключаемом ими лизинговом соглашении можно очень гибко учитывать интересы каждого из них.
Наряду с положительными сторонами у лизинга есть и определенные недостатки, в числе которых прежде всего следует выделить его относительную дороговизну для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества за счет собственных или заемных средств.
Характерные черты лизинга-оперативность и гибкость. Поэтому наиболее эффективно применение лизинга в отраслях народного хозяйства с сезонным (сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли) и передвижным характером работ (строительство).
Таким образом, роль лизингового предпринимательства в нашей стране в настоящее время обусловлена главным образом финансовой и производственной функциями лизинга.
Как и любая предпринимательская деятельность, лизинговые сделки нуждаются в надежном правовом обеспечении. Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений — это гарантия и залог успешного развития лизингового бизнеса. Напротив, правовая неопределенность отношений с партнерами, а в ряде случаев и незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими предпринимательскую инициативу. Как показывает анализ мирового опыта, это в равной степени касается как стран, только осваивающих лизинговый бизнес, каковой является и Россия, так и тех стран, где лизинг уже получил широкое распространение.
Российская Федерация, как и все суверенные государства бывшего Советского Союза, относиться к числу стран, не имеющих специального законодательства по регулированию лизинговых операций. В определенной степени низкий уровень правового обеспечения лизинга сдерживает предпринимательскую активность. Вместе с тем, как свидетельствует опыт зарубежных стран, такое положение не является непреодолимой преградой на пути развития лизингового бизнеса.
В соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случае отсутствия закона, регулирующего данные отношения, применяется закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такового исходят из общих начал и смысла законодательства.
В России к отношениям, вытекающим из договора лизинга, могут быть применены общие положения, регулирующие отношения по договору имущественного найма (аренды), которые закреплены в главе XXVII .
В применения гражданского права РФ к международным сделкам возникающие правоотношения подпадают под действие ст.277 ГК РСФСР, поскольку указанная норма является общей по своему содержанию и распространяется на внешнеэкономические отношения.
Тем не менее вопрос о специальном лизинговом законодательстве в Российской Федерации не снимается.
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Концепция лизинговой операции, основанной на внешнеторговой сделке
Современная экономика РФ немыслима без новых форм и методов работ на рынке. Это относится к любым видам рынка и в особенности к рынку инвестиций. Одной из таких форм является лизинг, но лизинг в чистом виде не всегда уместен и применим к конкретным обстоятельствам и ситуациям. Поэтому возникает необходимость комбинации этого вида бизнеса с какими — либо традиционными (новыми) видами.
Мною предлагается рассмотреть лизинг оборудования по производству муки, основанный на внешнеторговых сделках по поставке муки, произведенной на этом оборудовании, в качестве компенсационных платежей (лизинговых платежей).
В данном случае, я думаю, первичным является именно внешнеторговая сделка т.к. через внешнеторговую сделку можно привлечь валюту, направляемую на приобретение оборудования.
В реализации данной концепции выступают следующие стороны:
— компания, проводящая лизинговые операции;
— покупатель муки;
— компания лизингополучатель;
— банк.
Схематично их взаимодействие представлено на рисунке 3.1.
Вкратце данная схема выглядит следующим образом.
а) Компания, проводящая лизинговые операции, берет в банке кредит под 10% годовых сроком на 10 лет.) На эти средства она покупает оборудование по производству муки у поставщика оборудования.
в) Это оборудование сдается в лизинг сельскохозяйственному предприятию.
г) Сельскохозяйственное предприятие использует произведенную на этом оборудовании продукцию т.е. муку в качестве оплаты лизинга, т.е. проводятся компенсационные платежи.
д) Компания, проводящая лизинговые операции, экспортирует эту муку покупателю в страны дальнего зарубежья и полученные средства направляет на погашение кредита, взятого у банка.
Стороны, участвующие в данной схеме, получают кроме прибыли следующие выгоды:
-компания, проводящая лизинговые операции, может получать в качестве компенсационных платежей не только муку, но и другие виды сельскохозяйственной продукции, которые могут использоваться или для основного производства, или для экспорта;
-компания, проводящая лизинговые операции, через установление партнерских отношений с лизингополучателем может контролировать данный рынок;
-сельскохозяйственное предприятие — лизингополучатель может через лизинг, в условиях отсутствия свободных денежных средств и разрыва хозяйственных связей с переработчиками сельскохозяйственного сырья, создать собственное производство по переработке произведенной им пшеницы. И при этом избавиться от работы по сбыту произведенной продукции. Создать дополнительные рабочие места для своих сотрудников, сократить транспортные затраты за счет перехода на транспортировку готовой продукции;
-покупатель муки может стабилизировать объемы закупок за счет наличия нескольких источников поступления готовой продукции.
Разработка схемы подготовки внешнеторговой сделке по поставке готовой продукции
Как уже упоминалось выше именно эту часть концепции необходимо ставить во главу угла. Это можно объяснить тем, что без постоянного потока валюты нельзя обеспечить функционирование всей выше указанной схемы.
Особое место в данной схеме занимает покупатель продукции — муки. От его положения на местном рынке, от его репутации и возможности расширять объемы продаж будет зависит и наш проект, т.е. необходима тщательная работа по отбору потенциальных покупателей муки по финансовым, маркетинговым и другими показателями.
Для реализации нашего проекта нам необходима фирма, работающая в странах Балтии или в странах бывшего соцлагеря, имеющая объемы закупок не менее 560 тонн муки в месяц, обладающая хорошей деловой репутацией и работающая на этом рынке муки не менее 3-х лет.
На предприятие поступают заявки на приобретение муки от фирм, которые в общем удовлетворяют выше перечисленными требованиями, и среди них есть потенциальные партнеры по данной схеме.
Как же можно начать работу с такими фирмами?
Вновь обратившиеся фирмы начинают работу с небольших объемов порядка 136 — 204 тонн муки в месяц и по предоплате. После определенного времени, которое определяется в каждом конкретном случае, когда проявляется деловая репутация фирмы, объемы, сроки поставок и условия платежа обычно пересматриваются.
Для участия в предлагаемой схеме покупатель — продукции необходим проработанный международный контракт купли — продажи, с определенными плюсами. Одним из таких плюсов является пункт о ценах, которые определяются дополнительными соглашениями и пункт об отнесении транспортных и таможенных расходов на Продавца (хотя в контракте стоят условия FOB — комбинат), с последующей компенсацией их Покупателем. Это позволяет значительно упростить бухгалтерию, но в тоже время это вызывает некоторые вопросы со стороны таможенных органов. Эти вопросы обычно снимаются предоставлением в таможню справок о транспортных расходах (это вызвано тем, что по законодательству РФ в цену товара входит и стоимость транспортировки до границы РФ, что подразумевает расширение базы для таможенного сбора).
Остановимся более подробно на внешнеторговой сделке по поставке готовой продукции — муки.
Основные этапы разработки внешнеторговой сделке:
а) Оценка деловой репутации фирмы контракта;
б) Подготовка документов и оценка эффективности предполагаемой сделки;
в) Проведение сделки;
На этапе оценки деловой репутации фирмы необходимо уделить особое внимание размеру уставного капитала фирмы — контрагента, его платежеспособности, размерам доли рынка, которыми он владеет, наличию собственной сети потребителей, возможности проводить другие экспортно-импортные операции.
При подготовке документов и оценке эффективности сделки нужно учесть, что в соответствии с законодательством РФ мука при экспорте не облагается экспортной пошлиной. Экспортная продукция также освобождается от налога на добавленную стоимость. Но в тоже время при оформлении товара вне территории таможни взимается таможенный сбор в двойном размере т.е. 0.3% от таможенной стоимости товара. Для проведения экспортных операций по муке необходимо получение двух сертификатов: сертификата ГХИ; сертификата фитокарантинной инспекции.
Для растамаживания необходимы следующие документы:
а) Заверенная копия контракта;
б) Паспорт сделки;
в) Копии паспорта сделки ( 2 шт );
г) Копии платежных поручений ( рублевых и валютных );
д) Сертификат ГХИ;
е) Фитосертификат;
ж) Железнодорожная накладная;
з) ГТД.
Перед загрузкой товара в транспортное средство необходимо пригласить сотрудника таможни для инспекции транспортного средства и выдачи разрешения на погрузку. После получения разрешения на погрузку и проведения погрузки необходимо представить выше указанные документы на таможенный пост, который ставит печать «выпуск разрешен». При этом как указывалось выше, несмотря на условия ФОБ — комбинат мы включаем транспортировку до границы РФ в таможенную стоимость и соответственно увеличиваем базу таможенного сбора (в соответствии с Приложением 2 к Приказу ГТК РФ от 28/07/92 N 283). Стоимость мешкотары и провозной платы компенсируется фирмой покупателем после выставления ей счетов по этим расходам.
После поступления денег за отгруженную муку на р/с предприятия мы обязаны в 14 — ти дневный срок продать 50% поступившей суммы и в 3-х дневный срок после отгрузки предоставить заверенную копию ГТД в банк (для осуществления валютного контроля уполномоченным банком).
Такова общая схема проведения внешнеторговой сделки по поставке муки на экспорт. Но эту схему, а точнее ее результаты т.е. цену муки необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с компенсационными платежами по лизинговой операции.
Обоснование экономической целесообразности предлагаемой схемы лизинговой операции, основанной на внешнеторговой сделке по поставке муки
Компания, проводящая лизинговые операции, приобретая основные фонды и выполняя функции лизингодателя, непосредственно определяет основные направления лизинга и контролирует ситуацию на рынке объектов лизинга. При установлении приоритетных направлений лизинга при прочих равных условиях нужно отдавать предпочтение в первую очередь тем видам машин и оборудования, которые предназначены для организации товаров народного потребления и развития сферы услуг населению. Выполнению этой задачи и подчинена организация лизингового процесса.
В лизинговом процессе условно можно выделить три этапа. На первом этапе осуществляется вся подготовительная работа для заключения ряда юридических договоров. Важная роль этого этапа обусловлена сложным характером многосторонних отношений при лизинге, который требует подробного изучения всех условий и особенностей каждой сделки.
Осуществляемые на данном этапе лизинговые процедуры оформляются в следующих документах:
— заявке, получаемой лизингодателем от будущего лизингополучателя;
— заключении о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового проекта;
— кредитном договоре, заключаемом лизинговой компанией с банком о предоставлении ссуды для проведения лизинговых сделок.
Большая роль в лизинговом процессе принадлежит второму этапу, на котором в трех — и двухсторонних договорах закрепляется лизинговая сделка.
Осуществляемые на этом этапе процедуры оформляются в следующих документах:
— договоре купли — продажи объекта лизинга;
— акте приемки объекта лизинга в эксплуатацию;
— лизинговом соглашении;
— договоре на техническое обслуживание передаваемого в лизинг оборудования.
Третий этап лизингового процесса — это период собственно использования объекта лизинга. На данном этапе лизинговые операции отражаются в бухучете и отчетности; производится выплата лизинговых платежей, а после окончания срока лизинга оформляются отношения по дальнейшему использованию имущества.
Проведению лизинговых операций предшествует большая подготовительная работа. Для успешной деятельности компания, проводящая лизинговые операции, должна обладать возможностями широкой рекламы лизинговых операций и их преимущества для потенциальных лизингополучателей. Важная роль играет изучение лизингового рынка, его основных тенденций, выявление спроса на определенные виды оборудования. При этом во внимание принимаются различные факторы: колебание рыночных цен на то или иное оборудование, пользующееся спросом, цены и тарифы на другие сопутствующие лизингу услуги, изменение транспортных тарифов и т.д. В своей деятельности обычно специализируются на конкретных отраслях например лизинг с/х перерабатывающего оборудования.
Общей целью предварительной работы является поиск лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге. Вместе с тем инициатива, в заключении лизинговых сделок, как правило, исходит от будущего лизингополучателя, который самостоятельно находит располагающего необходимым оборудованием поставщика или обращается с просьбой помочь в поиске поставщика к компании, проводящие лизинговые операции.
Однако в последнем случае право выбора вида оборудования и конкретного поставщика из предлагаемых лизинговой компанией вариантов принадлежит лизингополучателю.
Все дальнейшие взаимоотношения между сторонами строятся на основе заявления — ходатайства, подаваемого лизингодателю будущим пользователем. Заявление составляется в произвольной форме, но обязательно должно содержать техническое описание необходимого оборудования, его экономические параметры, наименование и реквизиты располагающего им поставщика.
Одновременно с заявлением потенциальный лизингополучатель предоставляет лизингодателю юридически заверенную копию устава и всю необходимую информацию о своем экономическом положении и перспективах развития в сроки, установленные лизингодателем. При необходимости по требованию лизингодателя представление этой информации, а также данных об эксплуатации оборудования может быть неоднократным. В случае каких — либо изменений своего юридического или финансового состояния лизингополучатель обязан известить об этом лизингодателя.
Для обеспечения безопасности лизингодатель должен провести оценку экономической деятельности клиента с точки зрения его платежеспособности.
Кроме того, лизингодатель требует провести анализ лизингового проекта с тем, чтобы выявить возможности сдачи имущества повторно в лизинг или его передачи в случае досрочного расторжения лизингового соглашения по вине лизингополучателя.
Однако платежеспособность лизингополучателя может производиться по общей схеме, принятой для анализа банком кредитоспособности своих клиентов. Однако, поскольку лизинговая операция в классическом варианте носит долгосрочный характер, лизингодателя должно интересовать не столько текущее финансовое положение лизингополучателя, сколько его способность выполнять все платежные обязательства на перспективный период, соответствующий сроку лизингового соглашения. Данное обстоятельство в значительной степени затрудняет анализ платежеспособности лизингополучателя.
Отсутствие в нашей стране разработанной методики определения кредитоспособности предприятия при долгосрочном кредитовании, равно как и при долгосрочной аренде, вызывает необходимость наряду с анализом коэффициентов покрытия, ликвидности и дополнительных показателей кредитоспособности уделять особое внимание общей экономической устойчивости предприятия, и главное — перспективам его развития. Необходимо также оценивать общую коньюнктуру рынка, место и перспективы данного предприятия в рыночной конкуренции. На основании этого подготавливается заключение о платежеспособности лизингополучателя и рекомендации по установлению с ним лизинговых отношений. Если заключаемая сделка связана с большой долей риска, то лизингодатель может требовать от лизингополучателя предоставления ему необходимых гарантий.
Лизингодатель в случае принятия положительного решения о вступлении в лизинговую сделку на основе заявления — ходатайства пользователя и его платежеспособности заключает с фирмой — поставщиком договор купли — продажи на согласованных между будущим лизингополучателем и поставщиком коммерческих и технических условиях и направляет поставщику заказ — наряд на поставку объекта сделки в соответствии с этими условиями.
В заказе — наряде должно быть указано наименование, место расположение и номер расчетного счета лизингодателя. В нем также содержится описание объема работ и сроки их выполнения в целом и при необходимости по этапам, стоимость работ, порядок сдачи — приемки работ по этапам в целом. К заказу — наряду прилагаются документы, определяющие условия выполнения работ.
Как правило, параллельно с заключением договора купли — продажи и направлением заказа — наряда поставщику происходит юридическое оформление лизинговой сделки.
Основным документом, в котором оформляются лизинговые отношения, является лизинговое соглашение. Оно заключается между лизингодателем и лизингополучателем о предоставлении лизингополучателю во временное пользование для производственной эксплуатации объекта лизинга, описание которого прилагается в спецификации к лизинговому соглашению в качестве его неотъемлемой части.
При подготовке лизингового соглашения стороны должны учитывать, что в существующей практике отсутствуют единые типовые образцы соглашений. В зависимости от видов лизинга, субъектов сделки и конкретного лизингового договора может варьироваться и детализироваться. Лизинговые соглашения вступают в силу с даты подписания акта приемки оборудования как объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение установленного в нем срока.
Согласно лизинговому соглашению лизингополучатель получает право использовать оборудование в течение определенного срока — срока лизинга. Переуступка лизингополучателем своих прав, обязанностей и других возникающих у него по настоящему соглашению интересов третьему лицу разрешается только на основании письменного согласия лизингодателя. В данном случае лизингополучатель предоставляет ему необходимые данные о третьем лице по установленной лизингодателем форме и в предусмотренные сроки.
Лизингодатель имеет право уступить свои права по лизинговому соглашению или какие — либо интересы, вытекающие из него, полностью или частично третьему лицу без согласия пользователя, но с уведомлением его об этом.
В лизинговом договоре оговариваются условия поставки оборудования и порядок возмещения расходов, связанных с его транспортировкой до места поставки, монтажом и пуском в эксплуатацию. Такие расходы, как правило, относятся на счет лизингополучателя, но иногда могут возмещаться и лизингодателем.
Специальный раздел договора должен быть посвящен правам и обязанностям лизингодателя и лизингополучателя. Поскольку основной обязанностью лизингополучателя является выплата лизинговых платежей, то в договоре указывается их общая суммы. порядок выплаты, санкции к лизингополучателю при задержке платежей, график выплаты лизинговых взносов. В нашем случае будут компенсационные платежи продукций, изготовленной на оборудовании, сданном в лизинг. Кроме того, в соглашении указывается характер лизинговых рисков, которые могут возникнуть при эксплуатации объекта лизинга, и действия сторон при возмещении возможного ущерба.
В отдельном разделе соглашения стороны оговаривают условия, при которых сделка может быть прекращена досрочно как по инициативе лизингополучателя, так и по инициативе лизингодателя. Здесь же определяются действия договаривающихся сторон, которые они обязуют предпринять после закрытия сделки.
Лизинговое соглашение составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, и обязательное для исполнения сторонами, равно как их законными представителями.
Все споры, возникающие в связи с заключением и исполнением лизингового соглашения, решаются между сторонами в арбитражном суде.
Акт приемки оборудования в эксплуатацию. О фактической поставке объекта лизинговой сделки, его монтаже и вводе в эксплуатацию свидетельствует акт приемки оборудования в эксплуатацию. Он оформляется лизингополучателем и подписывается всеми сторонами, участвующие в сделке. Присутствующему при этом представителю лизингодателя, являющемуся покупателем оборудования, передаются все документы, подтверждающие его право собственности на объект лизинговой сделки.
Перед подписанием акта приемки лизингополучатель и лизингодатель обязаны произвести осмотр оборудования. В акте удостоверяется соответствие по качеству комплектности принимаемого в лизинге имущества условиям, предусмотренным в направленном поставщику заказе — наряде, а также отсутствие у лизингополучателя каких — либо претензий по вопросам, являющимся основанием для полного или частичного отказа от акцепта платежных документов. Подписывая акт, лизингополучатель, таким образом, подтверждает лизингодателю надлежащую поставку объекта сделки в соответствии с ранее достигнутой между ними договоренностью об условиях поставки.
После подписания лизингодателем, лизингополучателем акта приемки оборудования в эксплуатацию и получения от поставщика лизингодателем счетов за поставленную продукцию последний обязуется выполнять одну из основных своих функций в лизинговых отношениях — произвести оплату оборудования. Порядок расчетов между контрагентами оговариваются в договоре купли — продажи. Так на основе взаимной договоренности поставщику может быть предоставлен аванс в определенном проценте от стоимости объекта лизинга. Оплата остальной части стоимости производиться единовременно после подписания акта приемки в эксплуатацию или периодическими платежами в течение оговоренного срока.
В случае обнаружения при приемке оборудования устранимых дефектов, лизингополучатель должен перечислить в акте приемки в эксплуатацию и отметить, что в целом их наличие не нарушает нормального функционирования оборудования и не влияет на обязанности лизингополучателя выплачивать лизинговые платежи. При этом в акте указывается срок, не позднее которого поставщик должен устранить перечисленные дефекты.
Если лизингополучатель отказывается принимать оборудование независимо от причин не представил лизингодателю в двухнедельный срок со дня прибытия оборудования на место доставки акт приемки его в эксплуатацию и не заявил о наличии недостатков оборудования, устранение которых невозможно, оборудование считается принятым.
После подписания акта приемки в эксплуатацию лизингодатель освобождается от ответственности перед лизингополучателем, поскольку последний самостоятельно или по согласованию с лизингодателем подобрал себе по своему усмотрению объект сделки и конкретного поставщика. Он не несет ответственности ни за обязанности поставщика по гарантийному обслуживанию, ни за потребительский свойства и пригодность объекта, ни за ущерб, возникающий в результате его эксплуатации.
В процессе эксплуатации объекта лизинга лизингополучатель обязан содержать оборудование в соответствии с рекомендациями и техническими инструкциями поставщика, поддерживать его в рабочем состоянии и производить необходимый текущий ремонт и своевременное профилактическое обслуживание за свой счет. Внесение им каких — либо изменений в объект допускается только при наличии письменного согласия на это лизингодателя. Лизингополучатель может пользоваться гарантией на оборудование, выданной поставщиком.
Лизингодатель имеет право, предварительно известив лизингополучателя, проверить на месте использование объекта лизинга. В необходимых случаях для этого могут быть привлечены независимые специалисты — эксперты.
Ознакомление третьих лиц с конструкцией оборудования, его техническими характеристиками, а также предоставлением другой информации об использовании оборудования и содержание лизингового соглашения допускается только при наличии на то письменного разрешения лизингодателя.
Лизингополучатель принимает на себя все риски, возникающие в процессе эксплуатации и связанные с разрешением, потерей, кражей, преждевременным износом, порчей и повреждением оборудования, независимо от того, исправим или неисправим причиненный ущерб.
В случае возникновения какого — либо из перечисленных рисков лизингополучатель обязан за свой счет и по своему усмотрению отремонтировать оборудование или заменить его на любое аналогичное оборудование, приемлемое для лизингодателя. Предоставленное в замену дефектного оборудования должно рассматриваться в качестве правомерной замены первоначально предусмотренного оборудования, а право собственности на него должно принадлежать лизингодателю. За лизингополучателем при этом сохраняется обязанность уплаты всех суммы лизинговых взносов и других платежей, предусмотренных соглашением. Если лизингополучатель не в состоянии отремонтировать или заменить оборудование, то он должен погасить всю задолженность лизингодателю по выплате лизинговой платы и выплатить ему неустойку в размере суммы закрытия сделки (всю невыплаченную в срок лизинговую плату и общую сумму последующих взносов, которую следовало бы внести, если соглашение не было расторгнуто) в течение одной недели после предъявления лизингодателем требования об уплате. Обязательство лизингополучателя внести полностью лизинговую плату считается выполненным по получении лизингодателем суммы закрытия сделки.
Лизингополучатель не может требовать от лизингодателя какого — либо возмещения убытков или уменьшения размера платы за лизинг при нарушении нормального хода использования и эксплуатации оборудования, какими бы ни были причины этого, включая форс — мажорные обстоятельства. В случае полной утраты имущества или его полной конструктивной гибели все последующие взносы должны быть уплачены лизингодателю, а действие договора прекращено. В случае каких — либо изменений в области налогообложения, кредитных отношений и др., повлекших непредусмотренные расходы сторон, потерявшая сторона должна известить об этом контрагента по сделке и стороны должны встретиться для разрешения этой проблемы. Если при лизинговой сделке, предусматривающей последующий выкуп имущества, потерпевшей стороной является лизингодатель, то лизингополучатель должен приобрести имущество с уплатой его стоимости и всех платежей, включая предстоящие. Если потерпевшей стороной является лизингополучатель, лизингодатель передает ему право собственности на имущество при условии уплаты стоимости имущества и причитающихся лизинговых платежей.
Лизинговое соглашения считаются прекращенным по истечении срока его действия. По окончании этого срока лизингополучатель вправе:
— вернуть оборудование лизингодателю;
— возобновить лизинговое соглашение на прежних условиях;
— заключить новое лизинговое соглашение на других условиях;
— приобрести оборудование в собственность.
Лизингополучатель не может отказаться от лизинга до истечения срока соглашения за исключением тех случаев, когда при приемке оборудования обнаружатся недостатки, исключающие его нормальную работу и устранение которых невозможно. Во всех остальных случаях при расторжении соглашения по инициативе лизингополучателя он обязан представить лизингодателю компенсацию, равную всей сумме закрытия сделки.
Лизингодатель имеет право заявить о немедленном прекращения лизингового соглашения в следующих случаях:
1) договор купли — продажи оборудования не вступил в силу или аннулирован по какой бы то ни было причине до поставки оборудования пользователю;
2) поставщик уведомил лизингодателя о невозможности поставки оборудования;
3) лизингополучатель в течение более трех недель не выполняет своих обязательств по какому — либо из платежей, предусмотренных соглашением;
4) лизингополучатель по получении требования об уплате не погашает всю сумму задолженности (включая пени за просрочку) в течении двух недель;
5) лизингополучатель эксплуатирует оборудование с нарушением условий соглашения;
6) договор купли — продажи аннулирован после поставки оборудования поставщиком по причинам, ответственность за которые несет лизингополучатель;
7) в период действия соглашения организация лизингополучателя ликвидирована.
Если лизингополучателем не внесена сумма закрытия сделки, то он обязан в четырехнедельный срок со дня получения от лизингодателя требования об уплате выслать оборудование по любому из указанных им адресов. Все риски и расходы по такой перевозке несет лизингополучатель. В случае невозвращения оборудования лизингодатель имеет право вступить во владения таковым и произвести его транспортировку по своему усмотрению за счет пользователя, возложив на него все возникающие при этом риски.
При невозвращении пользователем оборудования по истечения срока соглашения или по закрытии сделки с него взимается пеня в размере установленного в соглашении процента от остаточной стоимости оборудования за каждый день просрочки до полного его возврата. Продолжение использования лизингополучателем оборудования по истечении срока лизинга не рассматривается как возобновление или продление лизинга.
Предложения лизингополучателя о приобретении оборудования или продления соглашения должны быть представлены лизингодателю, как правило, не позднее чем за 45 дней до истечения срока лизинга при условии, что причитающаяся к этому сроку лизинговая плата полностью внесена лизингодателю. Согласованная цена продаваемого оборудования должна быть уплачена лизингодателю с последним взносом лизинговой платы. После завершения этих расчетов действие соглашения прекращается и право собственности на объект лизинга переходит от лизингодателя к лизингополучателю.
При возврате оборудования лизингодателю после окончания срока лизинга оно должно быть передано в состоянии, соответствующим условиям эксплуатации, предусмотренным в соглашении. До тех пор пока лизингодатель не будет фактически восстановлен во владении объектом сделки, лизингополучатель продолжает вносить лизинговую плату, уплачивать пени и нести полную ответственность за оборудование.
Платежи по лизинговому соглашению складываются из сумм амортизационных отчислений, платы за используемые ресурсы, комиссионных выплат, платежей за дополнительные услуги лизингодателя. При их расчете необходимо учитывать, что лизингодатель вносит в бюджет НДС и спецналог.
Амортизация за используемое оборудование может начисляться обычным методом в зависимости от балансовой стоимости оборудования, срока его службы и установленной нормы амортизации и методом ускоренной амортизации, при котором норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в 2 раза. Кроме того малые предприятия наряду с ускоренным методом амортизации могут в первый год эксплуатации машин и оборудования списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет.