- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
- Сущность, функции транспортной логистики и виды транспортных перевозок
- Особенности железнодорожных перевозок и их регулирование на международном и национальном уровне
- Основные международные компании в сфере железнодорожных перевозок в развитых и развивающихся странах
- ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Анализ деятельности компании ОАО «РЖД» в сфере железнодорожных перевозок
- Сравнительная оценка ОАО «РЖД» и компаниями из развитых и развивающихся стран
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ И РОССИИ
- Алгоритм эффективного развития компаний в сфере железнодорожных перевозок в мире и в России
- Перспективы развития железнодорожных перевозок в мире и в России
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
Сущность, функции транспортной логистики и виды транспортных перевозок
Транспорт представляет собой совокупность существующих транспортных средств, путей сообщения, сооружений на путях сообщения и технических устройств, которые обеспечивают процесс перемещения грузов и людей из точки отправления в конечную точку, а также является отраслью материального производства, осуществляющей перевозки пассажиров и грузов. Транспорт – важный фактор в международной торговле и мировой экономической интеграции.
В свою очередь транспортная логистика – область логистической науки о физическом перемещении транспортных и логистических потоков в форме услуг в целях оптимизации грузоперевозок на основе действующего законодательства. Иными словами, транспортная логистика позволяет разработать и закрепить принципы эксплуатации транспорта для эффективного использования грузоперевозок.
Цель транспортной логистики имеет двойственный характер, так как удовлетворяется как потребности государства и населения (потребителей логистических услуг), так и экономические потребности транспортных предприятий. Соответственно, целью является одновременно организация оптимальных транспортных потоков и получение прибыль бизнеса, занимающегося транспортными перевозками. В связи с этим в развитых и развивающихся странах существуют как государственные логистические компании (например, в РФ такой компанией выступает ОАО «РЖД), так и частные компании (В РФ крупнейшей железнодорожной частной компанией является АО «ПГК»), так как государство реализует возможность организации оптимальных и доступных для населения транспортировок, в то время как частный бизнес в качестве основополагающей цели имеет получение прибыли.
К функциям транспортной логистики относят:
- Планирование и организацию доставки груза;
Первой ступенью в логистической операции является обработка заказа. Непосредственно основная функция логистики – это доставка объекта из точки отправления в конечную точку, и именно она является основой торговли (как внутренней, так и внешней), так как позволяет совершать экспортные и импортные операции, а также перевозку внутри государства.
Благодаря транспортной логистике возникает возможность осуществлять хозяйствующую деятельность на более широкой местности, а также создавать комплексное производство с использованием составляющих из разных регионов. Например, благодаря логистике успешно развиваются медицинские центры, использующие новейшую медицинскую аппаратуру из мировых центров медицины.
- Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров/ оказанию услуг, а также развитию, корректировки и рационализации;
В первую очередь, речь идет о современной технической и технологической оснащенности с использованием экосистем, позволяющих создать единую систему планирования, организации внутренних и внешних процессов логистического объекта. Благодаря данной функции снижаются затраты на временной, человеческий ресурс, а также оптимизируются затраты в денежном эквиваленте.
- Осуществление перевозки, а также необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения, в частности подготовку документов и сопровождение перевозки с юридической стороны;
Каждое государство имеет перечень правил перевозок, включая универсальные правила и специфичные в зависимости от вида транспорта. Также существуют международные нормативные акты, регулирующие правила перевозок. Транспортная логистика занимается изучением юридических аспектов перевозок для обеспечения безопасности перевозчика, отправителя и получателя груза.
Так, международные правила перевозки железнодорожным транспортом регулируются «Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)» от 01.11.1951 г. с последними изменениями от 01.07.2019 г. перечисляет необходимые документы для перевозок грузов железнодорожным транспортом:
- Накладная единого образца с проставленным календарным штемпелем (оригинал) с указанием вида груза, количество мест груза;
- Лист накладной «Дорожная ведомость» в количестве, равном количеству перевозчиков, участвующих в перевозке;
- Дубликат накладной, переданным перевозчиком отправителю;
- Договор перевозки;
- Письменная идентификация маркировки, наносимой на контейнер или иную тару при транспортировке;
- Ведомость вагонов/Ведомость контейнеров (при использовании того или иного в множественном числе);
А также опциональные документы при перевозке определенных объектов.
- Определение объемов и направлений материальных потоков;
Материальный поток представляет собой совокупность ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, т.е. груза, который необходимо перевести. Материальные потоки подразделяются по количественному признаку, натурально-вещественному составу и т.д. По этим параметрам с использованием государственных и надгосударственных Правил логистики используются те или иные способы перевозок. Организация того или иного материального потока является результатом последовательного планирования сбыта, производственного планирования и планирования в сфере снабжения[7].
- Прогнозирование и анализ оценки потребности в транспортировке;
Существует множество методов анализа оценки потребности в транспортных услугах для определения потребностей потребителей. Одной из признанных моделей является разработка компании BZB (группа Скандстрат) – 3 аналитических инструмента (анализ закрепления, внутренний анализ и анализ приверженности)[8]. Анализ представляет собой три ступени, первая из которых – анализ закрепления. Возникает необходимость определить требования, которые покупатели предъявляют к логистическим компаниям, а также расположить их в порядке важности для покупателей. Далее возникает потребность в опросе покупателей об удовлетворении потребностей компанией и анализ конкурентов, работающих в отрасли логистических перевозок для староготического применения информации. Определяются сильные и слабые пункты компании и конкурентов содержатся в Таблице 1.1:
Таблица 1.1. – Сильные и слабые стороны конкурентов для анализа по методике BZB
D – Слабые стороны компании, важные для потребителя; | А – Сильные и важные по мнению потребителя стороны компании; |
С – Слабые стороны компании, не важные для потребителя; | В – Сильные, но не важные по мнению потребителя стороны компании; |
Второй этап, внутренний анализ, направлен на выявление несоответствия сложившихся представлений рынка внутри компании и изменение восприятия сотрудников компании для изменения восприятия конъюнктуры рынка.
Заключительный этап представляет собой анализ приверженности, иными словами – положение на рынке. На данном этапе компания должна проанализировать требования рынка. Один из способов проведения анализа – опрос участников рынка о проникновении компании на рынок и доля рынка, занятия компаниями, а также факторы успеха в завоевании лояльности клиентов.
Таким образом, трехступенчатый анализ позволяет компании понять место на рынке и среди конкурентов, а также усовершенствовать сильные стороны.
Вышеописанный метод является одним из множества возможных теоретических способов анализа рынка перевозок, позволяющих прогнозировать спрос и факторы влияния на рынке.
- Порядок выполнения операций, предшествующих перевозке груза, а также завершающих данный процесс
Данный процесс включает: упаковку, маркировку, подготовку к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, проверку накладной и осмотр груза и прочее. Отдельное внимание при прибытии груза уделяется комплексу операций, направленных на выгрузку груза. Важную роль играет обеспечение предварительной информацией о подходе транспорта к месту выгрузки (грузовой станции). Это связано с тем, что станция должна быть подготовлена к принятию груза. В частности, в сфере железнодорожных перевозок составляется план расформирования поездов, определяется очередность подачи вагонов под разгрузку, подготавливаются необходимые механизмы и оборудование.
Традиционно подразделяют пять видов транспортных перевозок:
- Водные грузоперевозки;
- Авиационные грузоперевозки;
- Железнодорожные грузоперевозки;
- Автомобильные грузоперевозки;
- Трубопроводные грузоперевозки.
В Российской Федерации наиболее востребованным видом перевозки грузов является автомобильный транспорт, процентное соотношение которого согласно статистике Росстат за 2021 г. составляет более 67% (см. Рисунок 1.1). Начиная с 2015 г. показатели по структуре перевозок грузов по видам транспорта по РФ колеблются с минимальными изменениями, оставляя автомобильные грузоперевозки беспрецедентным лидером. На втором месте – железнодорожные перевозки (17,2%). Данная статистика связана с тем, что в РФ хорошо развиты автомобильные и железнодорожные пути. По протяженности дорог Россия занимает пятое место в мире, в то время как протяженность сети железнодорожных путей занимает третье место в мире, уступая США и Китаю. Наиболее невостребованный вид транспорта – авиационный, в связи наиболее дорогой себестоимостью перевозок.
Рисунок 1.1. – Структура перевозок грузов по видам транспорта по РФ, %
Также выделяют смешанные грузоперевозки – с использованием двух и более видов транспорта.
Каждый вид транспорта имеет своим преимущества и недостатки, которые часто выделяют в таблицу для определения оптимального вида транспорта для перевозки того или иного груза (см. Таблицу 1.2). Данная таблица позволяет определить зависимость вида транспорта от показателей, имеющих разную степень важности для того или иного типа груза. При определении наиболее оптимального транспорта в первую очередь определяется, какие показатели наиболее важны для груза. Они определяются долевым методом, в совокупности составляя единицу.
Таблица 1.2 – Зависимость вида транспортных перевозок от показателей
Показатель | Вид транспортных перевозок | ||||
Ж/Д | Воздушный | Морской | Речной | Автомобильный | |
Себестоимость | Средняя | Высокая | Низкая | Низкая | Выше среднего |
Скорость доставки | Выше среднего | Высокая | Низкая | Низкая | Высокая |
Зависимость от климатических условий | Не зависит | Зависит | Зависит | Зависит | Зависит |
Сохранность грузов | Высокая | Высокая | Не высокий | Низкий | Не высокий |
Провозная способность | Высокая | Низкий | Высокая | Высокая | Низкий |
Манёвренность | Низкая | Высокая | Средняя | Средняя | Высокая |
Далее используется таблица показателей и формирует коэффициент, путем умножения доли (по показателю) на коэффициент (где 1 – транспорт не эффективен при данном показателе, 5 – транспорт наиболее эффективен при данном показателе). Наиболее высокий итоговый коэффициент по показателям позволяет определить оптимальный транспорт для перевозки груза.
Подводя итоги, транспортная логистика является наукой, которая регулирует и изучает методы транспортировки грузов. Основной функцией логистики является организация и планирование перевозок. Существует пять равных по важности видов транспорта для грузоперевозок, включая трубопроводный, который используется для транспортировки газа и жидкостей на длительные расстояния посредством труб. Остальные виды транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный и водный, используют для перевозки иных грузов и пассажиров. Наиболее доступным в ценовом эквиваленте, но наиболее долгим по срокам доставки является водный транспорт, в то время как самый быстрый и самый дорогой вид транспорта – воздушный (авиационный).
Особенности железнодорожных перевозок и их регулирование на международном и национальном уровне
Железнодорожные грузоперевозки – наиболее старый метод механизированных перевозок грузов и одно из величайших открытий экономики США. Несмотря на активное развитие иных видов транспорта, железнодорожные перевозки остаются одной из лидирующих отраслей в логистике. В каждой развитой и развивающейся стране отрасль железнодорожных грузоперевозок имеет конкурентную среду – как и в Российской Федерации, в иных странах существуют государственные и частные железнодорожные компании.
Особенность железнодорожных перевозок – отсутствие зависимости от погодных условий. Благодаря этой особенности перевозчик может с максимальной точностью определить сроки поставки. Помимо погодных условий, железнодорожные перевозки имеют следующие преимущества:
- Высокий уровень сохранности грузов;
- Высокая провозная способность;
- Достаточно высокая скорость доставки;
- Себестоимость ниже воздушного и автомобильного видов транспорта.
Несмотря на высокую долю перевозок автомобильным транспортом в РФ, железнодорожный транспорт имеет преимущества относительно автомобильных перевозок:
- Более экологичный вариант транспорта, поскольку поезда сжигают меньше топлива на тонно-милю, чем дорожные транспортные средства;
- Грузовые поезда перевозят больше грузов одновременно по сравнению с автомобильным транспортом;
- В среднем, перевозка грузов на большие расстояния по железной дороге обходится дешевле и быстрее;
Недостатками железнодорожного транспорта можно считать следующее:
- Низкий уровень маневренности;
- Дополнительные расходы на транспортировку контейнера от железнодорожной станции до конечного пункта назначения, чаще связанные с использованием автомобильных перевозок;
- Возможные задержки при пересечении границы из-за смены операторов поездов;
- Экономически нецелесообразно на коротких расстояниях;
- Нестандартные грузы не могут перевозиться в обычных железнодорожных вагонах/контейнерах;
Согласно ежегодному исследованию Росстат по объему погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте (см. Рисунок 1.2), наиболее популярный вид перевозимого груза – полезные ископаемые. Объем перевозки каменного угля растет с каждым годом на протяжении семнадцати лет. За данный период объем перевозок каменного угля увеличился на 27%, достигнув показателя в 354 тыс. тонн за 2022 г. Большинство прочих показателей, связанных с полезными ископаемыми, также возросли, в то время как объем перевозок строительных и лесных грузов и комбикормов уменьшается. Также важно заметить, что несмотря на экономические санкции ЕС направленные на ограничение экономики Российской Федерации, объем импортных грузов в 2022 г. достиг пика в 18 тыс. тон, что на 50% больше показателя 2021 г.
Рисунок 1.2 – Объем погрузки основных видов грузов на ж/д транспорте, 2005-2022 г.
Регулирование железнодорожных перевозок разработано на государственном и международном уровнях. Основные нормативно-правовые акты в сфере регулирования железнодорожных перевозок на государственном уровне включают:
- Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2417 (ред. от 30.11.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте»);
- Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 29 «Об утверждении правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте;
- Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 «Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом»;
- Приказ МПС России от 17.06.2003 г. № 23 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах» (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный № 4807).
Особое внимание перевозкам на железнодорожном транспорте уделено в «Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте». Документ регламентирует операции в пунктах перехода вагонов с грузом с одной железной дороги на другую, а также в пунктах перегрузки груза с железнодорожного на другой вид транспорта.
Среди международных НПА следует выделить особое внимание «Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)», разработанным Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) 1 ноября 1951 г. Последние поправки были приняты в документ 01.06.2022 г. Данный документ обозначает ключевые термины и правила пользования железнодорожным транспортом. Соглашение подписано 25ью государствами, включая Российскую Федерацию и закрепляет процесс составления основных документов (накладной, договора перевозки), используемых при перевозке.
Вышеописанное Соглашение, используемое как руководство, применяется подписавшими Сторонами во всех перечисленных в Соглашениях случаях. В случае отсутствия соответствующих положений применяется национальное законодательство Стороны, в которой реализуются права.
Основной алгоритм перевозки, описанный в вышеперечисленных НПА можно разделить на три ступени, каждая из которых сопровождается особенностями в зависимости от вида транспорта. Рассмотрим особенности перевозки железнодорожным транспортом:
- Логистика отправки грузов
Транспортно-экспедиционное обслуживание отправки грузов на ж/д транспорте – это комплекс операций, непосредственно связанных между собой, которые можно разделить на следующие блоки: операции, связанные с приемом и хранением груза; документальное оформление перевозки и взимание провозных плат; погрузка в вагоны и отправка груза по назначению.
Перед ввозом груза на станцию экспедитор получает разрешение товарной конторы на завоз груза на станцию. Затем груз передается экспедитором к перевозке вместе с накладной, оформленной грузоотправителем.
Приемосдатчик грузов на ж/д станции проверяет:
- Соответствие предъявленного груза данным накладной;
- Исправность упаковки;
- Правильность отправительской маркировки.
Помимо прочего, в рамках перевозки железнодорожным транспортом, транспортно-экспедиторское обслуживание отправки грузов включает в себя следующие операции, предшествующие перевозки груза:
- Порядок погрузки изучается специализированным персоналом;
- Во время приемки товара на станцию весовщиком составляется вагонный лист;
- Подаются и расставляются вагоны.
Затем осуществляется погрузка груза в вагон, пломбирование вагона и отправка груза в адрес станции назначения.
Существует несколько способов отправки грузов железнодорожным транспортом:
- Повагонная отправка (для грузов из одной накладной требуются отдельные вагоны);
- Мелкими отправками (не более десяти грузов; не более одного вагона);
- Малотоннажными отправками (груз измеряется в тоннах (не менее десяти тонн и не более двадцати тонн груза, который отправляется единой накладной и занимает не более половины вагона);
- Групповыми отправками (состоят из нескольких вагонов);
- Маршрутными отправками (количество вагонов для грузов соответствует весовой норме маршрутного поезда).
В приведенной классификации важную роль имеют перевозки грузов мелкими отправками, формирующих сборные вагоны.
- Обслуживание в пути следования груза
В первую очередь, процессы, связанные с обслуживание груза в пути, включают поддержку надлежащих условий транспортировки грузов с использованием технического обеспечения операций мониторинга доставки груза с помощью логистических информационных технологий.
При передаче грузов, вагонов на пограничных станциях производится на станциях принимающей стороны. Для передачи груза составляются следующие документы:
- Передаточная ведомость в шести экземплярах: для таможенного учреждения страны, для конторы передачи пограничной станции и для управления железной дороги сдающей и принимающей стороны. Ведомость является документом учета движения внешнеторговых грузов заграницу и удостоверяет сдачу и приемку груза;
- Вагонная ведомость – документ, подготовленный для расчета за пользование вагонами, который также используют для учет вагонов, находящихся за границей.
- Логистика приемки грузов
Прибытие грузов – это комплекс операций, обусловленных выгрузкой груза на железнодорожной станции и сдачей груза грузополучателю. В общих ситуациях данный процесс предполагает исполнение следующих операций:
- Информационные услуги, подразумевающие уведомления и извещения о пребывании груженых поездов, о выдаче груза экспедитору (грузополучателю), об обнаружении неисправностей, о соблюдении графика поставок;
- Услуги, связанные с оформлением документов о выдаче груза (раскредитование перевозочных документов), оформление претензий при нахождении неисправностей:
- Услуги, связанные с получением груза на станции назначения: передача раскредитованной накладной для грузоотправителя, получение груза в установленных местах, либо прием груженых вагонов и сдача порожних в случае выгрузки в неустановленном месте, съем пломб с вагонов.
- Услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов, в том числе подборка вагонов и расстановка по грузовым фронтам;
- Услуги, связанные с выполнением разгрузочных и складских работ: взвешивание прибывшего груза и его хранение грузов после разгрузки, ремонт тары.
- Услуги, связанные со страхованием груза: заключение договора страхования, оплата взносов, подготовка документов при наступлении страхового случая, получение возмещения.
- Платежно-финансовые услуги: оплата сборов, штрафов, претензий, провозных платежей, проведение расчетных операций за перевозку груза, таможенных платежей и иных расходов по транспортировке;
- Услуги по таможенному оформлению прибывшего груза, такие как декларирование грузов и оформление сопутствующей документации.
Подводя итог, анализ показывает, что значение перевозки полезных ископаемых железнодорожным транспортом растет с каждым годом и играет важную роль в логистических перевозках одной из ведущей отрасли российской экономики, а также других ведущих отраслей экономики, таких как перевозка нефтепродуктов. В сфере законодательства правила железнодорожных перевозок закреплены как на государственном, так и на международном уровне, в частности, критически важные международные нормативно-правовые акты были созданы Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), действующей по сей день.
Основные международные компании в сфере железнодорожных перевозок в развитых и развивающихся странах
Согласно исследованиям немецкого агентства статистики Statista.com, специализирующейся на сборе и анализе рыночных и потребительских данных, список крупнейших железнодорожных компаний мира (исходя из рыночной стоимости) в 2022 г. возглавляет трансконтинентальная компания Северной Америки Union Pacific – стоимость активов компании на май 2022 г. составила 147,2 млрд долларов США.
Union Pacific Corporation была основана в 1969 г. На 2022 г. компания специализируется на перевозке таких грузов, как уголь, промышленные, химические или сельскохозяйственные товары.
Канадская национальная железная дорога (Canadian National Railway) заняла второе место. Стоимость компании составила около 86,3 млрд долларов США. Железнодорожная компания является крупнейшим поставщиком железнодорожных перевозок в Канаде, также перевозящим грузы по всему Среднему Западу и Южной части США.
Обобщая исследование Statista, пять компаний с наиболее высокой рыночной стоимостью активов по состоянию на май 2022 года – компании, зарегистрированные в Северной Америке. Отчасти это связано с развитостью железных дорог в регионе, а также высоким спросом на перевозки грузов через границы.
Шестое место в рейтинге компаний занимает компания Mass Transit Railway (MTR Corp. Ltd) — Гонконгская железная дорога общественного назначения. В первой половине 2022 года протяженность железных дорог Гонконга составила 271 км. Общая рыночная доля компании на рынке общественного транспорта по франшизе в Гонконге составляет 47,2%. MTRK также инвестирует в железные дороги в различных частях мира, включая франчайзинговые контракты на эксплуатацию Лондонского метро, Стокгольмского метрополитена и железнодорожного сообщения Стокгольм-Гетеборг, Пекина, Ханчжоу, Макао, Шэньчжэня, Юфо и Мельбурнской пригородной железнодорожной системы.
Помимо исследований в части рыночной стоимости компаний, специализирующихся на железнодорожных перевозках, существует ряд других. В частности, в 2020 г. агентство по анализу Global Data — Railway-technology.com, провело исследование 10 крупнейших железнодорожных компаний мира по выручке за 2019 год. В связи с отсутствием подобных исследований мы сравнили выручку компаний, приведенную в исследовании и актуальную на 2019 г. с данными с официальных сайтов и ФО на 2022 г. (см. Рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Изменение выручки топ-10 мировых компаний в сфере ж/д перевозок 2019 г./2021 г.
Исходя из графика, на протяжении как 2019 г., так и 2022 г. наибольшая выручка была у компании Deutsche Bahn Holding (DB AG) – немецкого государственного грузоперевозчика. Компания основана в 1994 г. в Берлине, Германия. Единственным держателем акций выступает ФРГ. Основная отличительная черта и стратегия компании – пунктуальность отправки поездов. Согласно официальной статистике, в ноябре 2022 года около 93 процентов поездов прибывали пунктуально с задержкой не более чем на 5,59 минуты. Deutsche Bahn выступает монополией на немецком рынке грузоперевозок. Согласно информационным источникам СОЖТ, В 2021 г. железнодорожники столицы Германии устраивали общественные протесты против политики государства, направленного на субсидировании DB AG, вместо содействия рыночной конкуренции. Несмотря на это, DB AG продолжает активно развиваться, о чем свидетельствует ежегодная статистика.
Вторая по величине выручки компания, занимающаяся железнодорожными перевозками – Société Nationale des Chemins de fer Français (SNCF). Национальная компания французских железных дорог является национальной государственной железнодорожной компанией Франции, основанная в 1938 году. Сфера деятельности компании включает управление национальным железнодорожным сообщением страны наряду с Монако на сети железных дорог Франции. Основные функции: управление железнодорожными перевозками пассажиров и грузов (функционирование происходит через дочерние предприятия SNCF Voyageurs и Rail Logistics Europe), техническое обслуживание и сигнализация железнодорожной инфраструктуры (функционал дочернего предприятия SNCF Réseau). Железнодорожная сеть состоит примерно из 35 000 км маршрутов, из которых 2600 км являются высокоскоростными линиями. Ежедневно по путям компании курсируют около 14 000 поездов.
Третье место среди наиболее крупных по выручке железнодорожных перевозчиков занимает ОАО «РЖД» — Российские железные дороги. Во-первых, компания также выступает национальным перевозчиков (грузоперевозка, транспортировка пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в государственных целях) на территории РФ и прилежащих стран. Помимо основного вида деятельности, в ряд обычных видов деятельности входит тарифное регулирование пользования железными дорогами (провозные платежи).
Это подразумевает, что все пользователи путей платят тарифную стоимость ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» является передовой компанией в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,9 тыс. км., а также обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.
Следует отметить, что десятка крупнейших железнодорожных перевозчиков (по выручке за 2021 г.) включает в себя компании, зарегистрированные только в развитых странах (согласно общепризнанной классификации). Говоря о развивающихся странах, наиболее эффективные показатели имеют «Китайские железные дороги». На данный момент Китай также выступает передовым государством по протяженности высокоскоростных железных дорог – общая протяженность в 2022 г. составила 38 тыс. км. Выручка компании на 2021 г. составила 168 млн долларов США, что в 60 раз меньше, чем выручка CN (Canadian National Railway) за аналогичный период.
Обобщая вышесказанное, наиболее прибыльными компании на 2021 г. являлись железнодорожные перевозчики из развитых стран Европы, Евразии, Северной Америки и Азии. Акционером всех десяти проанализированных компаний с наибольшей выручкой выступает единолично государство. Такие компании занимают главенствующую роль в экономике страны, выступая перевозчиками не только грузов, но и пассажиров. Подобные компании получают прибыль не только от перевозок, но и от оказания сопутствующих услуг, таких как предоставление локомотивной тяги, хранение грузов, транспортно-экспедиционная деятельность, производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (включая производство контейнеров).
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализ деятельности компании ОАО «РЖД» в сфере железнодорожных перевозок
На всей территории Российской Федерации распространяется влияние хозяйственного комплекса ОАО «РЖД», что оказывает значительный эффект на социально-экономическое развитие страны.
Эффективное управление Компанией в быстроизменяющихся условиях внешней среды достигается с помощью формирования организационной структуры, развития системы управления, усиления корпоративной вертикали управления. Корпоративная вертикаль представляет собой структуру управления, при которой существует иерархия, т.е. определенный отдел подчиняется строго вышестоящему управлению. Это обеспечивает эффективную реализацию стратегии развития, безопасность и достижение целевых установок деятельности.
Матричное управление утверждается через развитие горизонтальных связей на всех ступенях управления, которые обеспечивают взаимодействие вертикалей, отвечающих за координацию функционирования подразделений на линейном и региональном уровнях. Кроме того, усилению матричного управления способствует расширение использования проектных принципов на всех ступенях управления.
В центре корпоративной структуры сосредоточены функции, которые обеспечивают как разработку общих корпоративных стратегических задач, так и установление единых стандартов, правил, норм и политик, а также точный анализ, взаимную скоординированность долгосрочных и среднесрочных намерений филиалов и дочерних предприятий на стадии планирования, с дальнейшим также детальным контролем их осуществления на этапе исполнения. Более того, центр корпоративного управления и контроля организует работу дочерних предприятий. На уровне центрального руководства также происходит улучшение и развитие системы руководства холдингом «РЖД» и его дочерними обществами.
Основной миссией холдинга «РЖД» является достижение стратегических целей в пяти ключевых направлениях к 2030 году:
— обеспечение транспортно-логистических услуг;
— осуществление пассажирских перевозок;
— реализация железнодорожных перевозок и улучшение инфраструктуры;
— зарубежное экспансионистское развитие;
— продвижение социальной политики.
Формирование разнообразной линейки продуктов является главным стратегическим приоритетом в развитии транспортно-логистических услуг. Предприятие сосредотачивается на предоставлении комплексных интегрированных услуг, начиная от доставки из точки А в точку В, до организации высококачественной логистики на международном уровне. Также сосредоточено на увеличении спектра услуг с 2nd Party Logistics-услуг (компания, которая предоставляет услуги по транспортировке товаров только на определенном участке транспортной цепи) до 4rd PartyLogistics-услуг (компания-подрядчик, иногда совместное предприятие с грузовладельцем, которое выступает прямым посредником между производителем партнером/партнерами), а также создании масштабных логистических цепочек.
В работе компании наиболее важным направлением является реализация стратегических целей до 2030 года. Одним из приоритетов является формирование разнообразной линейки транспортно-логистических продуктов и создание масштабных логистических цепочек. Значительное внимание уделяется комплексным интегрированным услугам, включающим перевозку грузов из точки А в точку В, организацию логистических решений на международном уровне и расширение спектра оказываемых 2PL- и 4PL-услуг.
Кроме того, ОАО «РЖД» активно работает над усовершенствованием инфраструктуры и повышением качества обслуживания пассажиров. В частности, организована перевозка пассажиров на высокоскоростных поездах «Сапсан» и «Ласточка», а также запущены новые маршруты поездов, позволяющие добраться до отдаленных и малонаселенных регионов страны.
В отношении зарубежного развития, ОАО «РЖД» активно работает в странах Центральной Азии, Балтии, Африки, Китая и других странах. Развитие международных перевозок является одним из приоритетных направлений деятельности компании.
Также компания придерживается социальной политики, направленной на улучшение условий работы и жизни своих сотрудников, а также на повышение уровня безопасности на железнодорожном транспорте. В целях повышения квалификации персонала регулярно проводятся обучения и тренинги.
Определенные стратегические задачи, связанные с осуществлением пассажирских перевозок, необходимо реализовать приоритетным образом. Среди них следует выделить оптимизацию маршрутов и графиков поездов, усовершенствование скорости движения транспорта, использование новейшего подвижного состава, модернизацию предлагаемых продуктов и услуг, внедрение цифровых технологий в обслуживании клиентов и бизнес-процессах, а также повышения качества традиционного обслуживания пассажиров как внутри поездов, так и в прилегающих сферах.
Одно из важнейших направлений — расширение сети высокоскоростных и скоростных перевозок между крупными городами России, основанное на применении новых технологий, эффективных решений и современных концепций.
Достижение стратегических целей до 2030 года заключается в сохранении текущей доли пассажирооборота в транспортной системе России и реализации проектов, направленных на развитие высокоскоростных и скоростных перевозок.
В направление «железнодорожные перевозки и инфраструктура» включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги. Естественно-монопольный характер ОАО «РЖД» определяет стратегические приоритеты развития ее инфраструктуры. Они заключаются в уменьшении издержек, расширении потенциала для создания новых логистических и перевозочных продуктов, преобразованию сети и создании новых основных путей для растущих объемов перевозок. Это направление особенно акцентирует внимание на сохранении открытости услуг, включает регулирование государством в качестве участника естественной монополии и гарантированную доступность для клиентов.
Цели стратегического характера до 2030 года следующие:
— удержать лидирующее место в мире по эффективности, качеству услуг и безопасности инфраструктуры;
— систематически обновлять активы с помощью инновационных решений и технологий, основанных на эффективном управлении затратами жизненного цикла главных фондов, чтобы гарантировать их надежность и соответствие нормам.
Приоритетной задачей Холдинга в зарубежной сфере деятельности является расширение и укрепление присутствия на международном рынке железнодорожного инженерного строительства и транспортной инфраструктуры. Для достижения этой цели Холдинг предусматривает создание подходящей обстановки для развития прочих направлений бизнеса на предпочтительных целевых рынках. Одним из основных направлений Холдинга будет участие в роли подрядчика на объектах, связанных с инфраструктурным строительством. Кроме того, Холдинг планирует увеличить объем и скорость транзита грузов и развивать мультимодальные логистические технологии.
Более того, важнейшая цель работы компании — рост ее конкурентоспособности на глобальном рынке логистики и перевозок. Достижение этой задачи предусматривается через создание экосистемы перспективных возможностей для иностранных клиентов на основе экспортной базы холдинга РЖД.
До 2030 года компания ставит перед собой следующие стратегические задачи:
— создать все условия для дальнейшего увеличения транзитного потенциала России;
— стать одной из лучших компаний в мире по строительству инфраструктуры;
— предоставить формирование долгосрочного заказов и максимальную реализацию проектов.
Работники организации ОАО «РЖД» представляют собой главный актив предприятия, который способен привести к обеспечению достижения долгосрочных целей его развития и является его ключевым конкурентным преимуществом. Учитывая статус и огромный масштаб деятельности ОАО «РЖД» в качестве крупнейшего работодателя в стране, реализация политики корпоративной социальной ответственности перед сотрудниками, общественностью и государством стала основным приоритетом Компании.
Перечислим стратегические цели ОАО «РЖД» до 2030 года:
— Войти в число пяти самых привлекательных и значимых крупных организаций-работодателей России;
— Обеспечить приток высококвалифицированных специалистов на предприятие, обеспечив конкурентоспособность оплаты труда, улучшение условий работы и предоставление современного социального пакета.
Согласно данным Росстата, в 2021 году грузооборот транспорта в Российской Федерации увеличился на 5,4 % относительно 2020 года и составил 5695,4 млрд тонно-километров. В составе данного числа включены: грузооборот трубопроводного транспорта (рост на 7,4 %), воздушного транспорта (рост на 29,2 %), внутреннего водного транспорта (рост на 2,3 %), автомобильного транспорта (рост на 5 %), морского транспорта (рост на 0,4%). В части грузооборота железнодорожного транспорта наблюдался прирост на 3,7 %.
В структуре грузооборота транспортной системы России доля железнодорожного транспорта составила 46,3 % (что на 0,83% ниже уровня 2020 года), что можно видеть на Рисунке 2.1.
ОАО «РЖД» является крупнейшим оператором железнодорожных перевозок в России и постоянно сталкивается с конкуренцией со стороны других видов транспорта, таких как автомобильный, морской и трубопроводный транспорт. Однако, конкуренция со стороны последнего является основной и наиболее значимой для компании, так как трубопроводный транспорт отличается более низкой стоимостью перевозок и более высокой надежностью.
Рисунок 2.1 – Структура грузооборота транспортной системы РФ в 2021 г., %
Основные эксплуатационные показатели деятельности ОАО «РЖД» представлены на Рисунке 2.2.
Как видно из Рисунка 2.2, в 2021 г. выросла погрузка ОАО «РЖД» до 1369 млн тонн, грузооборот – до 3456,5 млрд тонно-километров, пассажирооборот – 136 млрд. пассажиро-километров, что может свидетельствовать о росте объемов деятельности компании.
Рисунок 2.2 – Основные эксплуатационные показатели деятельности ОАО «РЖД» за 2019-2021 гг.
В 2021 году наблюдается существенный рост объемов транзитных перевозок, включая возможность перевозки порожних вагонов (вырос на 40,6%). Более того, заметен рост как контейнерных, так и основных грузов, которые ранее сокращались. Объем транзита контейнеров, включая новые логистические схемы, увеличился на 34,3%.
Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД» представлены в таблице 2.1. В динамике можно увидеть рост показателей в 2021 г. и падение в 2022 г. Однако, показатели 2022 г. в большей степени все же выше, чем показатели двухлетней давности. Более детальный анализ показывает, что снижение объемов предоставленных услуг в основном связаны с санкциями Европейского Союза в отношении РФ, влияние которых на отрасль железнодорожных перевозок было признано наиболее сильным с 2009 г. Несмотря на падение основных показателей, представленных в таблице, мы можем видеть, что влияние сокращения погрузки, направленной на экспорт, было частично нивелировано развитием внутрироссийских объемов погрузки. Исходя из данной статистики можно судить о быстром реагировании компании на «черных лебедей» — внешние обстоятельства, неконтролируемые изнутри Холдинга.
Таблица 2.1 – Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель | Ед.изм. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Прирост 2022 г. к 2021 г. |
Погрузка, в т.ч. | млн т. | 1243,6 | 1282,8 | 1234,3 | -3,8% |
по России | млн т. | 769,7 | 792,8 | 805,04 | +1,5% |
на экспорт | млн т. | 473,9 | 490,1 | 429,2 | -12,4% |
В среднем в сутки | тыс. т. | 3397,7 | 3514,6 | 3381,6 | -3,8% |
Грузооборот всего | млрд т.-км | 3221,0 | 3320,3 | 3300,4 | -0,6% |
Груженый грузооборот | млрд т.-км | 2544,8 | 2638,6 | 2636,1 | -0,1% |
Порожний грузооборот | млрд т.-км | 676,2 | 681,8 | 664,3 | -2,6% |
На первом месте среди грузов, погружаемых на транспортные средства, были нефть, нефтепродукты, каменный уголь, строительные материалы и руда. Все они в совокупности составляли 65,2% от общего объема погрузки. Каменный уголь был наиболее распространенным грузом внутри России, составляя долю в 20,1%, за ним следовали нефть и нефтепродукты (16,2%), строительные материалы (16,0%) и железная руда — (12,1%). Каменный уголь и нефть считались основными грузами для экспорта, составляя 43,9% и 18,7% соответственно.
Рисунок 2.3 – Структура погрузки грузов во внутрироссийском сообщении в 2021 году, %
Нужно отметить, что уже несколько лет среди мировых трендов железнодорожных перевозок существует тренд на контейнеризацию логистического рынка. По итогам 2022 года 6521,1 тыс. ДФЭ, где ДФЭ – двадцатифутовый коэффициент (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), что на 0,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2021 году – 6502,5 тыс. ДФЭ). Согласно оценке компании «ТрансКонтейнер» рост перевозок контейнеров вызван развитием технологий погрузки контейнеров в полувагоны и организация движения сдвоенных поездов.
В таблице 2.2 отражены данные о перевозках контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2022 г., анализируя которые мы видим подтверждение сокращению экспорта и транзита, в связи с санкциями ЕС в отношении Российской Федерации. В то же время наблюдается рост объема внутренних перевозок и перевозок на импорт, благодаря чему итоговая статистика фиксирует рост объема перевозок контейнеров.
Таблица 2.2 – Показатели перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2022 году
Направления перевозок | Объемы перевозок, тыс. ДФЭ | Изменение к 2021 г., % |
Внутренние перевозки | 2545,5 | +3,1% |
Экспорт | 1504,8 | -3,9% |
Импорт | 1625,2 | +16,7% |
Транзит | 845,6 | -21,4% |
Всего, в том числе | 6521,1 | +0,3% |
Груженые контейнеры | 4895,9 | +5,5% |
В этом году с использованием сети ОАО «РЖД» было отправлено свыше 35,8 тысяч контейнерных поездов (включая транзитные). Отправленные с различных вокзалов ОАО «РЖД» контейнерные поезда составили 28,8 тыс. (+14 % по сравнению с 2020 годом). 91 % этих поездов отправили в рамках договоров на перевозку, которые включают в себя согласованное время прибытия и отправления. Увеличение данной услуги по сравнению с прошлым годом составило 3 %.
Важно также рассмотреть основные аспекты развития пассажирских перевозок. Так, по итогам 2022 года перевезено 1 135,8 млн пассажиров, что на 7,8% больше, чем в 2021 году. Пассажирооборот по итогам 2022 года увеличился на 18,8% и составил 122,9 млрд пасс.-км.
Таблица 2.3 – Основные показатели пассажирских перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Изменение к 2022 г., % |
Пассажирооборот, млрд пасс.-км, в т.ч. | 78,1 | 103,4 | 122,9 | +18,8% |
Дальнее следование | 53,5 | 74,5 | 91,5 | +22,8% |
Пригородное сообщение | 24,7 | 28,9 | 31,4 | +8,5% |
Отправление пассажиров, млн чел. | 872,0 | 1053,6 | 1135,8 | +7,8% |
Дальнее следование | 67,4 | 91,9 | 108,3 | +17,8% |
Пригородное сообщение | 804,5 | 961,6 | 1027,4 | +6,8% |
В пригородном сообщении осуществляют перевозки 26 пригородных пассажирских компаний (ППК). Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 18 пригородных пассажирских компаний составляет более 50 %.
Следует рассмотреть также основные финансовые показатели компании.
В 2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ №351 от 12.03.2022 г. «Об особенностях раскрытия и предоставления информации …»[32] Холдинг ОАО «РЖД» более не обязан размещать финансовую отчетность на общедоступных ресурсах (в частности, на официальном сайте ОАО «РЖД» не размещена ФО по РСБУ и ФО по МСФО за 2022 г.), в связи с чем мы проводим детальный анализ вышеописанных финансовых показателей за период 2019-2021 г. На сайте была найдена только информация о выручке Холдинга[33] за 2022 г. – 2242,7 млрд руб., что на 14% выше, чем финансовый результат 2021 г. Структура доходов компании представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура доходов ОАО «РЖД» за 2019-2021 гг., млн руб.
Как видно, на протяжении исследуемого периода наибольшая сумма выручки приходилась на грузовые перевозки, которые в динамике выросли до 1 653 772 млн руб., что составляет 65,4% от общей доли доходов компании. При этом снизились доходы от прочей деятельности и от пассажирских перевозок.
Динамика операционных расходов компании представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика операционных расходов ОАО «РЖД» за 2019-2021 гг., млн руб.
Как видно, операционные расходы выросли к 2021 г. до 2 441 358 млн руб. При этом темп роста расходов выше, чем прирост доходов, что можно оценить негативно. Чистая прибыль компании в динамике с рентабельностью продаж представлены на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика чистой прибыли и рентабельности продаж ОАО «РЖД» за 2019-2021 гг.
Как видно, чистая прибыль компании к 2021 г. упала относительно 2019 г. Также снизилась и рентабельность. Финансовые результаты компании можно оценивать негативно с точки зрения динамики.
Необходимо отметить и факторы, которые влияют на финансовое положение ОАО «РЖД». Так, тарифы на пригородные пассажирские перевозки регулируются региональными органами государственной власти.
Международные тарифы на пассажирские перевозки устанавливаются в соответствии с межправительственными и межведомственными соглашениями, и различаются в зависимости от стран-участниц.
В 2021 году в соответствии с приказами ФАС России проиндексированы тарифы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемые ОАО «РЖД» при пассажирских перевозках, и на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в регулируемом сегменте на 3,7%.
На 2021 год ФАС России утвердила индексацию тарифов на грузовые перевозки в размере 3,7% с учетом сохранения целевой надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры в размере 2% и целевой надбавки на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства в размере 1,5%.
В целом, в рамках тарифной политики на долгосрочную перспективу Правительством Российской Федерации была установлена ежегодная индексация тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на 2019-2025 годы на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен (ИПЦ), определяемого на основании формулы) минус 0,1 процентного пункта. Кроме того, в части тарифной политики на грузовые перевозки, начиная с 2013 года, Компания имеет право самостоятельно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам для перевозки определенных видов грузов в ценовых пределах, установленных ФАС России. Компания принимает решения об изменении уровня тарифов в рамках ценовых пределов, исходя из всестороннего анализа экономического эффекта таких изменений.
В 2021 году, аналогично 2020 году, предельная надбавка к тарифам на грузовые перевозки составит 0%, максимальная скидка – 50%
Итак, основными тенденциями в развитии ОАО «РЖД» является фокус на внутренних перевозках и импорте в связи с санкциями, повышение роли контейнерных перевозок, снижение финансовых результатов при росте эксплуатационных показателей.
Сравнительная оценка ОАО «РЖД» и компаниями из развитых и развивающихся стран
Одной из крупных железнодорожных сетей в Европе является немецкая железная дорога.
Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn AG (DB AG) была образована в 1994 году в результате слияния государственных железных дорог Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn. Государственная международная компания является крупнейшей компанией железнодорожного транспорта и железнодорожной инфраструктуры в Центральной Европе.
На рисунке 2.7 представлены данные Немецкой железной дороги по перевозкам в дальнем следовании.
Рисунок 2.7 – Данные по перевозкам в дальнем следовании, млн чел.
В дальнем следовании отмечается снижение количественных показателей, что может говорить о снижении спроса на пассажирские перевозки. В 2021 году в поездах дальнего следования DB проехало на 82 млн пассажиров больше, чем в предыдущем году. Также, исходя из данных медиа источников[34], компания славится частыми опозданиями – в 2022 г. более трети поездов дальнего следования прибыли на станции с опозданием.
На рисунке 2.8 отражена динамика пробега поездов за 2019-2021 гг.
Рисунок 2.8 – Динамика пробега поездов за 2019-2021 гг., млн поездо-километров
Как видно, пробег поездов вырос на 100 млн поездо-километров.
Грузооборот за исследуемый период в Deutsche Bahn AG представлен на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 – Грузооборот за 2019-2021 гг. в Deutsche Bahn AG, млн т.км.
Как видно, грузооборот в Deutsche Bahn AG снизился к 2019 г., хоть и незначительно.
Баланс за 2021 год, с другой стороны, показывает операционный убыток (скорректированный EBIT) в размере 1,6 млрд евро «из-за пандемии». Однако по сравнению с 2020 годом убыток значительно уменьшился (2020 год: –2,9 млрд евро). Годовой результат, включая чрезвычайные последствия, проценты и налоги, улучшился еще более значительно, почти на 5 миллиардов евро до -900 миллионов евро.
В основном бизнесе Deutsche Bahn продажи выросли в целом, и DB Cargo также снова набирает обороты. Дочерняя логистическая компания DB Schenker продемонстрировала наибольшую тенденцию к росту. При размере 1,2 миллиарда евро он достиг лучшего операционного результата в своей истории и стабилизировал финансовое положение группы.
Чистая прибыль или чистый убыток (годовой результат) Deutsche Bahn AG представлена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 – Динамика чистой прибыли/убытка Deutsche Bahn AG за 2109-2021 гг., млн евро.
В основном бизнесе DB доходы, выручка и объем производства значительно выросли в целом к 2020 году. Поездами дальнего следования DB за первые шесть месяцев 2022 года воспользовались 59,1 млн пассажиров. Это на 117 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пригородными поездами DB воспользовались около 725 миллионов путешественников, что на 60% больше 2020 года. В первом полугодии 2022 года пассажиропоток о железной дороге вырос на 109 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 36,4 миллиарда пассажиро-километров. DB Cargo немного увеличила выручку (плюс 5,6%) и объем перевозок (плюс 1,2%), но пострадала от последствий войны на Украине и ограничений пропускной способности, связанных со строительством.
Несмотря на то, что DB продолжает модернизацию и строительство на рекордном уровне, железнодорожная инфраструктура в настоящее время не справляется с ростом объемов перевозок. Результатом являются задержки. В первом полугодии 2022 года 69,6 процента поездов дальнего следования прибыли в пункт назначения вовремя. В первом полугодии прошлого года он по-прежнему составлял 79,5 процента. В целом пунктуальность железнодорожных пассажирских перевозок DB в Германии в первом полугодии достигла 92,5 процента. Эксплуатационные показатели на маршрутной сети выросли на 2,7 процента и составили более 563 миллионов километров пути поездов, что примерно на 20 миллионов больше, чем до пандемии.
Железные дороги и федеральное правительство в настоящее время расширяют интенсивно используемую сеть до высокопроизводительной сети и начнут генеральную реконструкцию самых загруженных коридоров с 2024 года.
Новые проекты по строительству и расширению сети железных дорог, а также цифровизация железных дорог не ослабевают в Германии. Цель состоит в том, чтобы сделать инфраструктуру пригодной для будущего во всех измерениях.
Вместе с федеральным правительством DB продолжала вкладывать значительные средства в первую половину 2022 года. Чистые инвестиции выросли на три процента до 2,7 миллиарда евро по сравнению с первыми шестью месяцами 2021 года. Большая часть всех валовых инвестиций в размере 5,4 млрд евро продолжала поступать в железнодорожную инфраструктуру Германии. По состоянию на 30 июня 2022 года чистый финансовый долг составлял 30,5 млрд евро, что на 4,8% выше, чем на конец предыдущего года, но в пределах ожидаемого диапазона.
Следует отметить, что Немецкая железная дорога анализирует уровень удовлетворенности пассажиров, как важный критерий эффективности пассажирских перевозок (рисунок 2.11), что в принципе отсутствует в РЖД.
Рисунок 2.11 – Уровень удовлетворенности клиентов Deutsche Bahn AG за 2019-2021 гг.
Анализ развития Deutsche Bahn AG позволяет увидеть, что деятельность железной дороги достаточно убыточна. Эксплуатационные показатели в динамике снижаются. Компания, в целом, делает ставку на пассажирские перевозки, в то время как РЖД также развивает грузовые перевозки. Особенностью пассажирских перевозок по своей сути и является их убыточность, поэтому РЖД также развивает грузовые перевозки, что видно из повышения внимания к внутренним перевозкам, несмотря на сложности в развитии экспортных и транзитных услуг.
Положительный опыт, который может быть перенят из деятельности Deutsche Bahn AG состоит в отслеживании удовлетворенности пассажиров перевозками. Также компания мониторит уровень удовлетворенности своих работников, что также немало важно для компании. Учитывая, что РЖД признает сотрудников своим главным активом, данный опыт также представляется полезным в дальнейшем развитии.
В отрасли грузоперевозок рассматривается перенос полезного опыта в области цифровизации. Deutsche Bahn, консорциум, является наиболее ведущим цифровым представителем в числе железных дорог в Евросоюзе. В Германии одобрена программа Digital Rail, в общей стоимости свыше 2 млрд евро. Это выполнение увеличит возможности транспортной инфраструктуры на 20% не считая дополнительного создания дорог. В будущем в Германии запланировано увеличение объемов грузоперевозок DB Cargo на 70%.
В основе данной программы лежит ETCS — Европейская система управления движением поездов. Эта технология предоставляет оборудование подвижного состава и железнодорожного полотна с использованием сенсоров. Данные о местоположении и скорости поездов передаются датчиками через радиосвязь GSM-R или оптоволоконный кабель, после чего они обрабатываются компьютерами.
Система самостоятельно контролирует соответствие параметров движения и, если необходимо, уменьшает скорость поезда. Такая цифровая технология помимо роста безопасности позволяет сократить затраты на энергию, повысить пунктуальность поездов и увеличить пропускные возможности участков.
До конца 2021 года 10 регионов переходят на цифровое блокирование, согласно соглашению между Deutsche Bahn, Ассоциацией Германской железнодорожной промышленности и Федеральным управлением железных дорог. Правительство Германии выделит 500 миллионов евро на эту технологию.
Среди масштабных международных проектов – снабжение 2 тысяч км транспортного маршрута Трансевропейской сети Рейн-Альпы системой ETCS. Этот маршрут объединяет Нидерланды, Бельгию, Германию, Францию, Италию и Швейцарию.
В Digital Rail приложении также включено использование автономных летательных аппаратов по всей Германии. Они следят за состоянием инфраструктуры, предупреждая, о падении чего-либо на пути, помогая также защитить от краж и вмешательства в транспортную деятельность.
Огромное внимание уделяется наблюдению за техническим состоянием пассажирских и грузовых поездов. На весь парк подвижного состава DB Cargo (включая 2 тысячи локомотивов и около 70 тысяч вагонов), в этом году предполагалось установить датчики, которые будут передавать информацию обо всех сбоях и поломках через Интернет. Не только государственные организациями, но и частные, активно используют цифровые технологии.
В октябре Nexxiot (Швейцария) объявила о заключении договора с VTG для установки термодатчиков на 3 тысячи цистерн с возможностью онлайн передачи данных в облачное хранилище. Это гарантирует сохранность товаров, которые могут подвергаться температурным изменениям.
Еще одно интересное новшество от железной дороги Германии — цифровая автосцепка грузовых вагонов, представленная в этом году. Эта функция позволяет на сортировочных станциях ускорить обработку составов и увеличить качество перевозок, оградив сотрудников железных дорог от тяжкого физического труда.
Подводя итог вышесказанного стоит отметить, что ОАО «РЖД» ведет активную стратегическую деятельность, с поставленным целями по развитию транспортно-логистических услуг с достижением уровня компании-подрядчика, которое выступает прямым посредником между производителем, по улучшению качества обслуживания пассажиров и усовершенствованию инфраструктуры, по развитию транзитного потенциала страны и прочее. Более того, железнодорожный транспорт является наиболее развитым видом транспорта в РФ по грузообороту, что говорит о ОАО «РЖД» как о важном факторе социально-экономического развития страны. Несмотря на устойчивый рост основных эксплуатационных показателей деятельности ОАО «РЖД» за последние годы, рентабельность и чистая прибыль компании значительно упали в 2020 году, что, в том числе, связано с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и ограничениями транспортного пользования. В 2021 году показатели не достигли уровней 2019 года. Аналогичную ситуацию по снижению выручки в связи с ограничением перевозок в дальнем следовании можно наблюдать у немецкого перевозчика DB. Однако, в отличие от ОАО «РЖД» компания DB не показала прибыльной деятельности в 2021 году. Тенденции российского рынка: увеличение количества эксплуатируемых на железной дороге контейнеров и увеличение популярности контейнерных перевозок, смена фокуса на импортные и внутренние перевозки. Среди тенденций немецкого рынка железных дорог примечательны цифровизация, развитие железнодорожной инфраструктуры в пригородах страны, стремление к повышению удовлетворенностями услуг клиентами.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ И РОССИИ
Алгоритм эффективного развития компаний в сфере железнодорожных перевозок в мире и в России
Для определения эффективности развития компаний, предоставляющих услуги в сфере железнодорожных перевозок, следует определить индикаторы, С целью создания блок-схемы алгоритма необходимо, в первую очередь, определить методику создания алгоритма, а также определить индикаторы – показатели, которые будут иллюстрировать положительную результативность деятельности компаний. Критерии эффективности необходимы для оценки степени эффективной деятельности. Стоит отметить, что не существует единых критериев определения эффективности. Они варьируются в зависимости от отрасли функционирования компании, а также от региона функционирования, экономической и политической обстановки. В связи с неоднозначностью мировой экономической обстановки в 2023 году, для получения оптимального алгоритма, подходящего как для Российских, так и для зарубежных компаний, в работе не присутствуют количественные показатели эффективности. Существуют различные методики определения эффективности деятельности компаний в сфере ж/д транспорта. Российские ученые Е.Р. Беляева и С.Н. Кужева выделяют два фактора (индикатора) влияющие на прибыльность, которые оказывают влияние на эффективности исследуемого объекта:
- Инфраструктурную составляющую: состояние материальных активов, развитость железнодорожной сети;
- Доходы от инфраструктуры представляют собой плату за доступ к сети компании-оператора, государственное финансирование;
- Расходы включают в себя инвестиционный капитал, техническое обслуживание и ремонт активов;
- Операционная деятельность: эксплуатация составов;
- Доходы формируются тарифными выплатами и государственным финансированием;
- Расходы – инвестиции в подвижной состав и трудовые ресурсы.
Мы также изучили качественные показатели эффективности эксплуатации железнодорожного транспорта согласно Экономическому и Социальному Совету ООН, подтвержденным в 2023 году на 85-ой сессии в Женеве:
- Эффективность эксплуатации и режима работы пропускных пунктов на границе государств, т.е. на уровне компаний можно выделить критерий работы пропускных пунктов на границе государств, входящих в эксплуатационную сеть компании.
Данный показатель зависит от пропускной способности железных дорог на уровне отдельных стран, так как в текущей экономической и политической ситуации важную роль играет юридическая регистрация компании, в том числе логистических компаний.
Работа пропускной способности на пунктах перевалки и коридорах на границах государств были признаны проблемой, которая в ближайшее время может быть решена созданием целевого комитета ООН и продолжением проведения консультаций, направленных на решение проблемы.
Более того, созданный в 2007 году Индекс эффективности логистики (ИЭЛ) также позволяет определить критерии эффективности транспорта. Актуальность данного интерактивного инструмента сравнительного анализа, созданного Всемирным банком, подтверждена официальными отчетами ООН 2022 года. ИЭЛ крайний раз официально публиковался в 2018 году и включал в себя следующие критерии эффективности:
- Таможня – организованность таможенной проверки, включая скорость, простоту, предсказуемость формальностей органами пограничного контроля);
- Инфраструктура – качество транспортных путей (в рамках работы – качество железнодорожных путей), а также информационных технологий;
- Простота организации перевозок по конкурентоспособным ценам;
- Качество логистических услуг, представленных в стране;
- Своевременность доставки груза/пассажиров в пункт назначения в обговоренные/запланированные сроки. Согласно ООН, при эффективности критерия процент прибывших с опозданием поездов в рамках отчетного периода должен составлять не более 5%.
- Отслеживание грузов – наличие соответствующих технологий, позволяющих оператору и заказчику отслеживать местонахождения груза.
Стоит заметить, что Всемирный Банк выделяет критерии, опираясь на механическую, а не экономическую составляющую перевозок. В связи с отсутствием конкретности, критерии не позволяют определить способы решения выявляемых при анализе проблем, но позволяют создать наиболее универсальный алгоритм.
Подводя итоги собственных исследований, можно также определить следующие критерии увеличения эффективности работы компаний в сфере железнодорожного транспорта:
- Государственное финансирование – является ключевым источником доходов железнодорожных компаний, развивающее инфраструктуру и операционную деятельность предприятий.
Благодаря целевым инвестициям государства мировые компании получают возможность внедрять информационные технологии в деятельность, что увеличивает эффективность эксплуатационных показателей операторов и снизить издержки;
- Наличие в собственности железнодорожных линий – подразумевает получение дополнительного дохода от установления железнодорожных тарифов.
Как можно видеть из анализа ОАО «РЖД» (государственной компании, в собственности у которой находятся все железные дороги России), плата за допуск к пользованию инфраструктуры входит в перечень основной деятельности и в совокупности с перевозками составляет более 65% доходов компании. В то же время в США нет монополиста, владеющего железнодорожными линиями, в связи с чем множество компаний участвует в установлении тарифов на пользование дорогами и получает от этого доход.
- Благоприятная внешнеэкономическая и политическая конъюнктура – влияние макроэкономических политических и экономических ограничений на деятельность компаний-представителей той или иной страны.
Железнодорожная отрасль неразрывно связана с юридической «принадлежностью» к странам юридической регистрации, так как логистика обеспечивает доходы государства (грузоперевозка продукции, производимой в государстве, высокая доля погрузки и транспортировки полезных ископаемых). Как можно видеть из анализа ОАО «РЖД» многие эксплуатационные показатели заметно упали (в частности, экспортные и транзитные направления перевозок, погрузка на экспорт и прочее) в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации. В текущем периоде сложно судить о долгосрочном влиянии политической конъюнктуры на рынок железнодорожных перевозок, но нынешние данные о «черных лебедях» 2020 г. и 2022-настоящее время гг. показывают значительное влияние краткосрочных показателей на доходы компаний железнодорожной отрасли.
Итак, для создания алгоритма следует сгруппировать полученные индикаторы эффективности развития компаний в сфере железнодорожных перевозок в мире и России. Мы предположили, что при выделении инфраструктурной и эксплуатационных составляющих, а также при дополнении данных составляющих критериями ООН и критериями, исследованными в работе, можно получить наиболее универсальный вариант алгоритма эффективного развития компаний в сфере железнодорожных перевозок в России и мире. Наиболее не универсальным показателем является государственное финансирование. Государственное финансирование играет важную роль в эффективности развития компаний развивающихся стран, а также компаний с долей участия государства в капитале компании, но для частных компаний, в частности грузовых компаний США государственное финансирование не несет значимости, так как они получают финансирование от акционеров.
Рисунок 3.1 – Алгоритм эффективного развития компаний в сфере железнодорожных перевозок в мире и в России, составлено автором
Перспективы развития железнодорожных перевозок в мире и в России
В первую очередь стоит отметить, что в 2022 году коренным образом поменялись стратегии экспортной деятельности Российской Федерации, что затронуло всю логистическую отрасль, включая деятельность компаний в сфере железнодорожных перевозок. Также произошло изменение направлений грузопотоков внутри РФ, погрузки тех или иных грузов.
В текущий момент долгосрочное планирование и прогнозирование не представляется возможным в связи с нестабильной экономической ситуацией, в связи с чем следует изначально выделить тенденции на Российском рынке железнодорожных грузовых перевозок:
- Развитие направления Дальний Восток и увеличение дальности перевозок, произошедший в связи с санкциями ЕС в отношении Российской Федерации;
- Восстановление дисбаланса экспортных/транзитных и импортных/внутригосударственных потоков, также связанный с трудностями относительно экспорта в связи с санкциями (см. выше);
- Формирование дефицита полувагонов, хопперов и цистерн к концу 2022 г., связанное со снижением эффективности управления вагонопотоками ОАО «РЖД», вынужденным ростом простоя парка (дефицит комплектующих вагонов) и сокращением объема экспорта угля;
- Дефицит комплектующих, раннее ввозимых в РФ из заграницы, также привел к снижению объема выпуска инновационных вагонов, что, в свою очередь стало толчком к росту производства типовых полувагонов;
- Дальнейший рост объема использования контейнерных перевозок при условии сохранения контрактов поставок (95% контейнеров для всех типов перевозок производятся в Китае, таким образом вероятность сохранения поставок высока).
- Рост ставки аренды вагонов, тенденция на что была замечена начиная со второй половины 2022 г. На первую половину 2023 года прогнозируется сохранение высокого уровня арендных ставок – более 2500 руб. (без учета НДС) за вагоносутки по типовому парку, спотовый рынок. Эксперты связывают данное явление с ухудшением эксплуатационной обстановки на сети. Следует также отметить сложности, возникшие у крупнейших российских грузоперевозчиком, связанные с уходом в 2023 г. из РФ журнала «Промышленные грузы» — ранее данный информационный ресурс каждый месяц публиковал актуальные ставки аренды по различным типам вагонов и именно на них ориентировались арендаторы при согласовании ставок в ПСДЦ (прайс листе договорной цены). На начало 2023 года стоит вопрос модификации существующих договоров аренды и доп. соглашений для исключения привязки к рыночному индексу, публиковавшемуся в «ПромГрузах» и поиск нового проверенного источника оценки рыночных ставок аренды.
Следует уделить особое внимание тенденциям и перспективам в цифровизации – как было сказано ранее, одним из лидеров по применению и развитию технологий в отрасли железнодорожных перевозок является компания Deutsche Bahn. В частности, в ближайшей перспективе благодаря проекту DB и Stadler может произойти внедрение технологии digital twin в отрасль железнодорожных перевозок. Цифровой двойник или digital twin – это виртуальная модель, предназначенная для точного отражения физического объекта. Для создания двойника поезда в поезд необходимо внедрить датчики, относящимися к жизненно важным областям функциональности объекта. Эти датчики созданы для сбора данных о различных аспектах работы поезда, таких как выработка энергии, температура, погодные условия и многое другое. Затем эти данные передаются в систему обработки и наносятся на цифровую копию. Целями создания подобной технологии является проведение тестов и симуляций на цифровой модели, разработка и модификация с целью усовершенствования объекта. Благодаря распространению подобной технологии у компаний появляется возможность значительно сократить издержки на тестировании физических поездов. На этапе использования моделирования отдельных сегментов поезда статистика ОАО «РЖД» по сокращению издержек приводит данные о сокращении затрат на модернизацию поездов до 30%, сокращение временных издержек – до 20%.
Описанный контракт является примечательным в следствие создания полной формы создания цифрового двойника – полной модели скоростного поезда Flirt. Га текущий момент широко применяется применение технологии для проектирования отдельных частей поездов, в том числе ОАО «РЖД». Согласно отчетам российской компании, технология позволяет обеспечить сбор информации, сохранение информации, передачу параметров, анализ данных, введение настроек и прочее. Проект DB является первым партнерством такого рода между железнодорожной компанией и производителем транспортных средств, однако есть основания полагать о популяризации применения модели среди мировых игроков.
Помимо контракта по созданию цифрового двойника поезда Deutsche Bahn подают пример эффективного использования технологий в рамках программы Digital Rail, описанной в предыдущей главе данной работы. На текущий момент ОАО «РЖД» используют программный комплекс «ГИД» для обнаружения местоположения и состава поезда, но технология работает с помощью идентификаторов подвижного состава, расположенных на поезде и станций считывания, расположенных по периметру железной дороги. Датчики, используемые DB, более универсальны и точны, так как передают данные с помощью радиосвязи и через оптоволоконный кабель из любого конца страны, т.е. исключается риск слепых зон. Наиболее важным усовершенствованием DB является автоматизация процесса приема данных по местонахождению состава и возможность автоматического снижения скорости при необходимости. Таким образом отсутствует человеческий фактор при принятии экстренных решений о торможении и снижаются затраты на энергию. Использование подобных технологий на российских железных дорогам может иметь положительное влияние на безопасность перевозок железнодорожным транспортом. Внедрение технологии было запланировано в 2022 г., в связи с чем отсутствует статистика эффективности по всем заявленным аспектам, однако, статистика опозданий поездов на 2022 г. ставит DB на первое место по наиболее частым опозданиям поездов железнодорожных компаний Европы, т.е. на данный момент сложно судить о возможностях ETCS по автоматизированному контролю скоростей.
В предыдущей главе описаны прочие нововведения немецких железных дорог, использование которых является перспективным как для российских, так и для мировых железнодорожных перевозчиков:
- Технология безопасной блокировки;
- Использование беспилотных летательных аппаратов;
- Использование датчиков передачи информации о поломке и сбоях;
- Использование датчиков температуры в цистернах для контроля температуры.
Таким образом, на данный момент развитие российских железных дорог можно охарактеризовать сложностями, связанными с введением санкций в адрес РФ. Это является причиной поиска альтернативы дефицитным комплектующим активов и активов как таковым, поиска новых статистических источников, развития Дальневосточного направления деятельности для восстановления баланса развития экспортных и транзитных услуг. Несмотря на это российские и мировые перспективы развития услуг железнодорожной логистики направлены, в первую очередь, на введение инноваций, технологий и цифровизацию.
Среди наиболее привлекательных технологий, используемых зарубежными компаниями, можно выделить: технология ETCS, использование полных цифровых двойников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследования может быть установлено, что поставленные цели и задачи были достигнуты и выполнены. Могут быть сделаны следующие выводы:
- Транспортная логистика является наукой, которая регулирует и изучает методы транспортировки грузов. Основной функцией логистики является организация и планирование перевозок. Существует пять равных по важности видов транспорта для грузоперевозок, включая трубопроводный, который используется для транспортировки газа и жидкостей на длительные расстояния посредством труб. Остальные виды транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный и водный, используют для перевозки иных грузов и пассажиров. Наиболее доступным в ценовом эквиваленте, но наиболее долгим по срокам доставки является водный транспорт, в то время как самый быстрый и самый дорогой вид транспорта – воздушный (авиационный).
- Значение перевозки полезных ископаемых железнодорожным транспортом растет с каждым годом и играет важную роль в логистических перевозках одной из ведущей отрасли российской экономики, а также других ведущих отраслей экономики, таких как перевозка нефтепродуктов. В сфере законодательства правила железнодорожных перевозок закреплены как на государственном, так и на международном уровне, в частности, критически важные международные нормативно-правовые акты были созданы Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), действующей по сей день.
- Наиболее прибыльными компании на 2021 г. являлись железнодорожные перевозчики из развитых стран Европы, Евразии, Северной Америки и Азии. Акционером всех десяти проанализированных компаний с наибольшей выручкой выступает единолично государство. Такие компании занимают главенствующую роль в экономике страны, выступая перевозчиками не только грузов, но и пассажиров. Подобные компании получают прибыль не только от перевозок, но и от оказания сопутствующих услуг, таких как предоставление локомотивной тяги, хранение грузов, транспортно-экспедиционная деятельность, производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (включая производство контейнеров).
- Основными тенденциями в развитии ОАО «РЖД» является фокус на внутренних перевозках и импорте в связи с санкциями, повышение роли контейнерных перевозок, снижение финансовых результатов при росте эксплуатационных показателей.
- ОАО «РЖД» ведет активную стратегическую деятельность, с поставленным целями по развитию транспортно-логистических услуг с достижением уровня компании-подрядчика, которое выступает прямым посредником между производителем, по улучшению качества обслуживания пассажиров и усовершенствованию инфраструктуры, по развитию транзитного потенциала страны и прочее. Более того, железнодорожный транспорт является наиболее развитым видом транспорта в РФ по грузообороту, что говорит о ОАО «РЖД» как о важном факторе социально-экономического развития страны.
- ОАО «РЖД» за последние годы, рентабельность и чистая прибыль компании значительно упали в 2020 году, что, в том числе, связано с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и ограничениями транспортного пользования. В 2021 году показатели не достигли уровней 2019 года. Аналогичную ситуацию по снижению выручки в связи с ограничением перевозок в дальнем следовании можно наблюдать у немецкого перевозчика DB. Однако, в отличие от ОАО «РЖД» компания DB не показала прибыльной деятельности в 2021 году.
- Тенденции российского рынка: увеличение количества эксплуатируемых на железной дороге контейнеров и увеличение популярности контейнерных перевозок, смена фокуса на импортные и внутренние перевозки. Среди тенденций немецкого рынка железных дорог примечательны цифровизация, развитие железнодорожной инфраструктуры в пригородах страны, стремление к повышению удовлетворенностями услуг клиентами.
- Критерии увеличения эффективности работы компаний в сфере железнодорожного транспорта:
- Государственное финансирование.
- Наличие в собственности железнодорожных линий.
- Благоприятная внешнеэкономическая и политическая конъюнктура.
- Нововведения, которые является перспективным как для российских, так и для мировых железнодорожных перевозчиков:
- Технология безопасной блокировки.
- Использование беспилотных летательных аппаратов.
- Использование датчиков передачи информации о поломке и сбоях.
- Использование датчиков температуры в цистернах для контроля температуры.